Белки жиры углеводы
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему

Презентация "Белки жиры углеводы""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_genetiki.pptx479.55 КБ
Office presentation icon belki_zhiry_uglevody.ppt349 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы генетики человека

Слайд 2

Для генетических исследований человек является неудобным объектом, так как у человека: невозможно экспериментальное скрещивание; большое количество хромосом; поздно наступает половая зрелость; малое число потомков в каждой семье; н евозможно уравнивание условий жизни для потомства. В генетике человека используется ряд методов исследования.

Слайд 3

Генеалогический метод Использование этого метода возможно в том случае, когда известны прямые родственники — предки обладателя наследственного признака ( пробанда ) по материнской и отцовской линиям в ряду поколений или потомки пробанда также в нескольких поколениях. При составлении родословных в генетике используется определенная система обозначений. После составления родословной проводится ее анализ с целью установления характера наследования изучаемого признака.

Слайд 4

Генеалогический метод Условные обозначения, принятые при составлении родословных: 1 — мужчина; 2 — женщина; 3 — пол не выяснен; 4 — обладатель изучаемого признака; 5 — гетерозиготный носитель изучаемого рецессивного гена; 6 — брак; 7 — брак мужчины с двумя женщинами; 8 — родственный брак; 9 — родители, дети и порядок их рождения; 10 — дизиготные близнецы; 11 — монозиготные близнецы.

Слайд 5

Генеалогический метод Благодаря генеалогическому методу были определены типы наследования многих признаков у человека. Так, по аутосомно-доминантному типу наследуются полидактилия (увеличенное количество пальцев), возможность свертывать язык в трубочку, брахидактилия ( короткопалость , обусловленная отсутствием двух фаланг на пальцах), веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, заячья губа, волчья пасть, катаракта глаз, хрупкость костей и многие другие. Альбинизм, рыжие волосы, подверженность полиомиелиту, сахарный диабет, врожденная глухота и другие признаки наследуются как аутосомно-рецессивные.

Слайд 6

Генеалогический метод Доминантный признак — способность свертывать язык в трубочку (1) и его рецессивный аллель — отсутствие этой способности (2). 3 — родословная по полидактилии (аутосомно-доминантное наследование).

Слайд 7

Генеалогический метод Использование генеалогического метода показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве. В родственных браках рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии. Примером этого является наследование гемофилии в царских домах Европы. Наследование гемофилии в царских домах Европы: — гемофилик ; — женщина-носитель.

Слайд 8

Близнецовый метод Близнецами называют одновременно родившихся детей. Они бывают монозиготными ( однояйцевыми ) и дизиготными ( разнояйцевыми ). Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы (1), которая на стадии дробления разделилась на две (или более) части. Поэтому такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола. Монозиготные близнецы характеризуются большой степенью сходства ( конкордантностью ) по многим признакам. Дизиготные близнецы развиваются из двух или более одновременно овулировавших и оплодотворенных разными сперматозоидами яйцеклеток (2). Поэтому они имеют различные генотипы и могут быть как одного, так и разного пола. 1 — монозиготные близнецы 2 — дизиготные близнецы

Слайд 9

Близнецовый метод В отличие от монозиготных, дизиготные близнецы характеризуются дискордантностью — несходством по многим признакам. Признаки Конкордантность, % Монозиготные близнецы Дизиготные близнецы Нормальные Группа крови (АВ0) 100 46 Цвет глаз 99,5 28 Цвет волос 97 23 Патологические Косолапость 32 3 «Заячья губа» 33 5 Бронхиальная астма 19 4,8 Корь 98 94 Туберкулез 37 15 Эпилепсия 67 3 Шизофрения 70 13

Слайд 10

Близнецовый метод Благодаря близнецовому методу, была выяснена наследственная предрасположенность человека к ряду заболеваний: шизофрении, эпилепсии, сахарному диабету и другим. Наблюдения за монозиготными близнецами дают материал для выяснения роли наследственности и среды в развитии признаков. Причем под внешней средой понимают не только физические факторы среды, но и социальные условия.

Слайд 11

Цитогенетический метод Основан на изучении хромосом человека в норме и при патологии. В норме кариотип человека включает 46 хромосом — 22 пары аутосом и две половые хромосомы. Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры. Такие болезни получили название хромосомных . Материалом для кариотипического анализа чаще всего являются лимфоциты крови. Кровь берется у взрослых из вены, у новорожденных — из пальца, мочки уха или пятки. Лимфоциты культивируются в особой питательной среде, в состав которой, в частности, добавлены вещества, «заставляющие» лимфоциты интенсивно делиться митозом. Через некоторое время в культуру клеток добавляют колхицин. Колхицин останавливает митоз на уровне метафазы. Именно во время метафазы хромосомы являются наиболее конденсированными. Далее клетки переносятся на предметные стекла, сушатся и окрашиваются различными красителями. Окраска может быть а) рутинной (хромосомы окрашиваются равномерно), б) дифференциальной (хромосомы приобретают поперечную исчерченность , причем каждая хромосома имеет индивидуальный рисунок). Рутинная окраска позволяет выявить геномные мутации, определить групповую принадлежность хромосомы, узнать, в какой группе изменилось число хромосом. Дифференциальная окраска позволяет выявить хромосомные мутации, определить хромосому до номера, выяснить вид хромосомной мутации.

Слайд 12

Цитогенетический метод В тех случаях, когда необходимо провести кариотипический анализ плода, для культивирования берутся клетки амниотической (околоплодной) жидкости — смесь фибробластоподобных и эпителиальных клеток. К числу хромосомных заболеваний относятся: синдром Клайнфельтера , синдром Тернера-Шерешевского, синдром Дауна, синдром Патау , синдром Эдвардса и другие.

Слайд 13

Цитогенетический метод Больные с синдромом Клайнфельтера (47, ХХY) всегда мужчины. Они характеризуются недоразвитием половых желез, дегенерацией семенных канальцев, часто умственной отсталостью, высоким ростом (за счет непропорционально длинных ног). Синдром Тернера-Шерешевского (45, Х0) наблюдается у женщин. Он проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитии половых желез, аменорее (отсутствии менструаций), бесплодии. Женщины с синдромом Тернера-Шерешевского имеют малый рост, тело диспропорционально — более развита верхняя часть тела, плечи широкие, таз узкий — нижние конечности укорочены, шея короткая со складками, «монголоидный» разрез глаз и ряд других признаков. Синдром Дауна — одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней. Она развивается в результате трисомии по 21 хромосоме (47; 21, 21, 21). Болезнь легко диагностируется, так как имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Часто наблюдаются и нарушения строения внутренних органов.

Слайд 14

Цитогенетический метод Хромосомные болезни возникают и в результате изменения самих хромосом. Так, делеция р -плеча аутосомы №5 приводит к развитию синдрома «крик кошки». У детей с этим синдромом нарушается строение гортани, и они в раннем детстве имеют своеобразный «мяукающий» тембр голоса. Кроме того, наблюдается отсталость психомоторного развития и слабоумие. Чаще всего хромосомные болезни являются результатом мутаций, произошедших в половых клетках одного из родителей.

Слайд 15

Биохимический метод Позволяет обнаружить нарушения в обмене веществ, вызванные изменением генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов. Наследственные болезни обмена веществ подразделяются на болезни углеводного обмена (сахарный диабет), обмена аминокислот, липидов, минералов и др. Фенилкетонурия относится к болезням аминокислотного обмена. Блокируется превращение незаменимой аминокислоты фенилаланин в тирозин, при этом фенилаланин превращается в фенилпировиноградную кислоту, которая выводится с мочой. Заболевание приводит к быстрому развитию слабоумия у детей. Ранняя диагностика и диета позволяют приостановить развитие заболевания.

Слайд 16

Популяционно-статистический метод Это метод изучения распространения наследственных признаков (наследственных заболеваний) в популяциях. Существенным моментом при использовании этого метода является статистическая обработка получаемых данных. Под популяцией понимают совокупность особей одного вида, длительное время обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющих общее происхождение, определенную генетическую структуру и в той или иной степени изолированных от других таких совокупностей особей данного вида. Популяция является не только формой существования вида, но и единицей эволюции, поскольку в основе микроэволюционных процессов, завершающихся образованием вида, лежат генетические преобразования в популяциях.

Слайд 17

Популяционно-статистический метод Изучением генетической структуры популяций занимается особый раздел генетики — популяционная генетика . У человека выделяют три типа популяций: 1) панмиктические , 2) демы , 3) изоляты , которые отличаются друг от друга численностью, частотой внутригрупповых браков, долей иммигрантов, приростом населения. Население крупного города соответствует панмиктической популяции. В генетическую характеристику любой популяции входят следующие показатели: 1) генофонд (совокупность генотипов всех особей популяции), 2 ) частоты генов, 3 ) частоты генотипов, 4 ) частоты фенотипов, система браков, 5 ) факторы, изменяющие частоты генов. Для выяснения частот встречаемости тех или иных генов и генотипов используется закон Харди-Вайнберга .

Слайд 18

Закон Харди-Вайнберга В идеальной популяции из поколения в поколение сохраняется строго определенное соотношение частот доминантных и рецессивных генов (1), а также соотношение частот генотипических классов особей (2). p + q = 1, (1) р 2 + 2 pq + q 2 = 1, (2 ) где p — частота встречаемости доминантного гена А; q — частота встречаемости рецессивного гена а; р 2 — частота встречаемости гомозигот по доминанте АА; 2 pq — частота встречаемости гетерозигот Аа ; q 2 — частота встречаемости гомозигот по рецессиву аа .

Слайд 19

Закон Харди-Вайнберга Идеальной популяцией является достаточно большая, панмиктическая ( панмиксия — свободное скрещивание) популяция, в которой отсутствуют мутационный процесс, естественный отбор и другие факторы, нарушающие равновесие генов. Понятно, что идеальных популяций в природе не существует, в реальных популяциях закон Харди-Вайнберга используется с поправками. Закон Харди-Вайнберга , в частности, используется для примерного подсчета носителей рецессивных генов наследственных заболеваний. Например , известно, что в данной популяции фенилкетонурия встречается с частотой 1:10000. Фенилкетонурия наследуется по аутосомно-рецессивному типу, следовательно, больные фенилкетонурией имеют генотип аа , то есть q 2 = 0,0001. Отсюда: q = 0,01; p = 1 - 0,01 = 0,99. Носители рецессивного гена имеют генотип Аа , то есть являются гетерозиготами . Частота встречаемости гетерозигот (2 pq ) составляет 2 · 0,99 · 0,01 ≈ 0,02. Вывод : в данной популяции около 2% населения — носители гена фенилкетонурии . Заодно можно подсчитать частоту встречаемости гомозигот по доминанте (АА): p 2 = 0,992, чуть меньше 98%.

Слайд 20

Закон Харди-Вайнберга Изменение равновесия генотипов и аллелей в панмиктической популяции происходит под влиянием постоянно действующих факторов, к которым относятся: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор, дрейф генов, эмиграция, иммиграция, инбридинг. Именно благодаря этим явлениям возникает элементарное эволюционное явление — изменение генетического состава популяции, являющееся начальным этапом процесса видообразования.

Слайд 21

Генетика человека — одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей науки. Она является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение. Генетика человека


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белки, жиры и углеводы. Зачем они нам?

Слайд 2

Проблемный вопрос Для чего организму человека белки, жиры и углеводы, содержащиеся в пище?

Слайд 3

Исследование Цель: Определить назначение органических веществ в организме человека. Задачи: Выяснить, что такое белки, жиры, углеводы. Для чего они нужны человеку. Определить оптимальное соотношение органических веществ в суточном рационе.

Слайд 4

"Удобство. Малые расходы. Освобожденье женских рук. Белки, жиры и углеводы Согласно правилам наук." (Д. Самойлов, "Полуфабрикаты")

Слайд 5

Белки Каждая клетка живого организма содержит белки. Мышцы, кожа, волосы, ногти человека состоят главным образом из белков. Более того, белки - основа жизни, они участвуют в обмене веществ и обеспечивают размножение живых организмов.

Слайд 6

Человеку в пище необходим полноценный по ассортименту набор белков. Если белков в питании недостает, взрослый человек ощущает упадок сил, у него снижается работоспособность, его организм хуже сопротивляется инфекции и простуде. Что касается детей, то они при неполноценном белковом питании сильно отстают в развитии: дети растут, а белки - основной "строительный материал" природы.

Слайд 7

Углеводы Углеводы в организме человека играют роль энергетических веществ. Самые важные из них - сахароза, глюкоза, фруктоза, а также крахмал. Они быстро усваиваются ("сгорают") в организме.

Слайд 8

Исключение составляет клетчатка (целлюлоза), которой особенно много в растительной пище. Она практически не усваивается организмом, но имеет большое значение: выступает в роли балласта и помогает пищеварению, механически очищая слизистые оболочки желудка и кишечника. Углеводов много в картофеле и овощах, крупах, макаронных изделиях, фруктах и хлебе.

Слайд 9

Жиры Жиры тоже служат для человеческого организма источником энергии. Их организм откладывает "про запас" и они служат энергетическим источником долговременного пользования. Кроме того, жиры обладают низкой теплопроводностью и предохраняют организм от переохлаждения.

Слайд 10

Неудивительно, что в традиционном рационе северных народов так много животных жиров. Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, затраченную энергию тоже проще всего (хотя и не всегда полезней ) компенсировать жирной пищей. Жиры входят в состав клеточных стенок, внутриклеточных образований, в состав нервной ткани. Еще одна функция жиров - поставлять в ткани организма жирорастворимые витамины и другие биологически активные вещества.

Слайд 11

Оптимальное соотношение продуктов питания в дневном рационе.

Слайд 12

Суточная потребность взрослого человека в пищевых веществах Органические вещества Суточная потребность Белки 80-100 г / сутки Жиры 80-100 г / сутки Углеводы 450-550 г / сутки

Слайд 13

Вывод: Согласно теории сбалансированного питания - полноценное питание характеризуется оптимальным соответствием количества и соотношений всех компонентов пищи физиологическим потребностям организма.

Слайд 14

Использованные материалы http://medicinform.net/human/fisiology5_4.htm http://www.alhimik.ru/EATS/eda23.html#2.23 http://petruvarov.narod.ru/gif/chel_fiziolog_pischa_telo.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Белки.Жиры. Углеводы"

Конспект урока естествознания для 6 класса к учебнику "Физика. Химия 5-6 класс" ,вторы Гуревич А.Е., Понтак Л.С., Исаев Д.А....

Тест "Молекулярный уровень: белки, жиры, углеводы"

Тест можно сипользовать как в 9 -м так и в 10-м кл....

Органическая химия.Белки.Жиры.Углеводы.

Презентации по органической химии....

Тест по химии для 10-11 класса по теме "Белки.Жиры.Углеводы"

Данный тест можно использовать в качестве обобщающего , при изучении темы  "Белки.Жиры.Углеводы". Работает через систему  опроса SMART Response....

Химия питания. Белки.Жиры. Углеводы.

материал для закрепления тем...

Практическая работа: Нормы потребления белков, жиров, углеводов

Материалл может быть использован в 10 классе по органической химии, а так же на уроках по биологии...

Белки, жиры, углеводы.

Изучить белки, жиры, углеводы....