Проектная деятельность учащихся на уроках биологии
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Турлупова Ольга Владиславовна

Сообщение, проект учащихся 8 класса, урок с использованием проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78

Московская обл., Ногинский р-н, д. Пятково, ул. Береговая, д.1/1

496-51-27449

БИОЛОГИЯ

8 КЛАСС

«ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»

Учитель биологии Турлупова О.В.

Тема. Питание и здоровье. Основы рационального питания.

Тип урока: обобщение знаний.

Цели и задачи урока:

Образовательные.

- повторить материал о пищевых продуктах и питательных веществах, значении питания для человека;

- повторить материал об обмене веществ, о значении витаминов в обмене веществ;

- обобщить знания о влиянии питания на здоровье человека.

Развивающие.

- формирование умений:

обобщать и делать выводы;

применять полученные знания;

получать информацию из разных источников.

- развивать познавательную активность, интерес к изучаемому предмету.

Воспитательные.

- формирование коммуникативных явлений:

работать в паре;

слушать ответы одноклассников.

- формирование основ здорового образа жизни.

Оборудование: проектор, презентация «Пищевые добавки»,

                           таблицы «Питательные вещества и пищевые продукты», «Гигиена питания»,

                           плакат «Жевательная резинка», упаковки от продуктов.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. Повторение и обобщение материала по темам «Питание и пищеварение», «Обмен веществ».

*Пища и ее значение.

  Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не можем.

Молодые люди часто думают, что поскольку здоровы сейчас, то будут здоровы всю жизнь. Если посмотреть на окружающих людей, то станет понятно, что заботиться о своем здоровье необходимо сейчас.

  Питание – одна из основных потребностей организма и обязательное условие жизни. Но только при правильном питании можно сохранить здоровье и работоспособность.

  Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.

                                                                                                     ( Сократ.)

Почему пища необходима каждому из нас?

Какие питательные вещества входят в состав пищевых продуктов?

В каких продуктах они содержатся?

Задание №1.    

Установите соответствие.

Какие функции выполняют питательные вещества в организме?

А. белки                                                                              1 структурно-пластическая

Б. углеводы                                                                         2 энергетическая

В. Жиры                                                                              3 каталитическая

                                                                                             4 защитная

                                                                                             5 теплоизоляционная

А

Б

В

Самопроверка по ключу.   10 баллов

*Превращение пищевых веществ.

 Человек за всю жизнь потребляет:

40 т пищи

2,5 т белка

1,5 т жира

17,5 т углеводов

75 т воды

  Пищевые белки, углеводы, жиры, как растительного так и животного происхождения. Не могут непосредственно поступать в кровь, так как являются чужеродными для организма. Чтобы питательные вещества были усвоены, необходимо расщепление их на составные части, из которых, как из строительных блоков образуются новые органические соединения, специфичные для организма человека.

Задание №2.    

Установите соответствие.

На какие составные части распадаются пищевые питательные вещества?

А пищевые белки                                                              1. Глюкоза и другие простые сахара

Б пищевые углеводы                                                        2. Глицерин и жирные кислоты

В пищевые жиры                                                               3. аминокислоты

А

Б

В

Самопроверка по ключу.     3 балла.

*Витамины. Значение витаминов для организма.

Кроме белков, углеводов и жиров организму необходимы вещества, которые за редким исключением не вырабатываются в организме, а поступают с продуктами растительного и животного происхождения.

Как называются эти вещества?

Как они обозначаются?

 Задание №3.

Какова роль витаминов в обмене веществ?

Заполните пустые ячейки в таблице.   

Название витамина

Источник витамина для организма

Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза.

С

Цинга;

Снижение устойчивости к заболеваниям.

Гречневая и овсяная крупы, мука грубого помола, молоко и молочные продукты, яйца, печень.

Болезнь «бери-бери».

Повышенная возбудимость, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности.

А

Печень, сливочное масло, сыр, морковь, абрикосы, помидоры, тыква.

Д

Яичный желток, печень, рыбий жир

  Самопроверка по ключу.     7 баллов.

*Пищевые добавки.

 Презентация учащихся. ( приложение №1)

1 часть. Понятие о пищевых добавках, их классификация.

2 часть. Результаты анкетирования учащихся.

Тестирование продуктов питания на наличие в них пищевых добавок.

* Режим питания.

Объясните понятие «режим питания».

Какой режим питания наиболее благоприятен для школьников? Почему?

Что такое «аппетитный желудочный сок» (по И.П.Павлову)?

3. Подведение  итогов урока.

Какие правила питания необходимо соблюдать, чтобы сохранить здоровье?

«Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся».

                                                                                           Кенет Купер

4. Оценка работы учащихся. 

                                                 

Литература

  1. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя.  – М.; Издательства «Первое сентября», 2008.
  2. Е.А.Якушкина, Т.Г.Попова, Е.В. Трахина, Т.И. Типикина Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.- сост. Е.А.Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Биология: поурочные планы по учебнику А.С. Батуева «Биология. Человек». / авт.-сост. Г.В.Чередникова.- Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Колесов Д.В. Биология. Человек, 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс» / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 2008.
  5. Этинген Л.Е. Как же вы устроены, господин Тело? – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997
  6. Биология. 7-8 классы: тесты / авт.-сост. М.В. Оданович.- Волгоград: Учитель, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РРррр Богданова Екатерина, Мицуков Анатолий, 8 класс Учитель биологии Турлупова О.В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №78

Слайд 2

Цель исследования: Выявить влияние пищевых добавок на организм человека, наработать рекомендации учащимся по выбору продуктов питания. Задачи исследования: Проанализировать литературу; Выяснить содержание пищевых добавок в наиболее употребляемых продуктах питания; Повысить уровень информированности людей о влиянии пищевых добавок на организм человека.

Слайд 3

Объект исследования: продукты общего питания. Предмет исследования: влияние пищевых добавок на организм человека. Проблема исследования: употребление продуктов, содержащих вредные биологические активные добавки. Методы исследования: Аналитический метод; Теоретический метод; Разработка методов донесения информации для учащихся школы.

Слайд 4

Пищевые добавки Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок.

Слайд 5

В странах ЕС принята система цифровой кодификации пищевых добавок: каждая из них обозначается буквой «Е» , что значит «европейская» , соответствующим цифровым индексом.

Слайд 6

Красители Находятся в диапазоне от 100 до 199. У людей с аллергической предрасположенностью красители могут быть причиной крапивницы, слезотечения, отеков, приступов астмы . Эти вещества добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты.

Слайд 7

Консерванты Увеличивают срок хранения продуктов и кодируются номерами 200—299. Наиболее опасные консерванты вызывают злокачественные опухоли (рак), заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания печени и почек.

Слайд 8

Антиокислители Защищают продукты от повреждающего действия кислорода и имеют индексы ЕЗ 00 — 399. Могут стать причиной головной боли, кожных реакций, повышают холестерин. Вещества применяются в изготовлении бульонных кубиков, жевательной резинки, мороженого.

Слайд 9

Стабилизаторы(загустители) Эти вещества (Е400—499), поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Многие из них вызывают расстройство желудочно-кишечного тракта.

Слайд 10

Эмульгаторы Используют для приготовления майонеза, кондитерских изделий, колбасного фарша (Е500—599). Могут привести к плохому усвоению кальция, развитию остеопороза.

Слайд 11

Усилители вкуса и ароматизаторы Эти вещества (Е600 – 699), часто добавляют в соусы, приправы, колбасы и другие продукты. Вызывают не только аллергическую реакцию , но и приступы головной боли, учащенное сердцебиение, могут повлиять на зрение.

Слайд 12

Анкета 1 . Когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? 2. Обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? 3. Знаете ли вы, что такое пищевые добавки?

Слайд 13

Результаты исследования Наиболее популярными продуктами у школьников являются: жевательная резинка, чипсы, сухарики, шоколад, газированные напитки. 2. Небольшое количество учащихся покупают фрукты, молочные продукты, сок.

Слайд 14

Обращаете ли вы внимание на состав пищевых продуктов? на состав веществ, которые входят в пищевые продукты, * обращают внимание - 21%, *не всегда -11%, *не обращают внимание - 67%. Знаете ли вы, что такое пищевые добавки? *знают о пищевых добавках - 21%, *не знают – 79%

Слайд 15

Название продуктов. Производитель продукта Содержание добавок с ингредиентом «Е» Торт «Медовик» ОАО «Хлебопром» г.Красногорск. Е471,Е475,Е200,Е160,Е330,Е422, Е500,Е202,Е300 Жевательная резинка « REACT » ОАО «Ригли» г.Санкт-Петербург. Е420,Е422,Е421, Е962,Е955,Е32 Газированный напиток « PEPSI » ООО «Юнайтед Ботлинг Групп» Е338,Е150а Молочный йогурт «Чудо» ОАО «Вимм-Билль-Данн» г.Москва Е142 Мороженое пломбир «Вкусландия» ОАО «Айс-Фили» г.Москва Е410,Е412,Е466,Е471 Молочный шоколад « Alpen Gold » ЗАО «Шпольверк Рус» Владимирская обл. Е322 Конфета «Мир Желе» ООО «Невский кондитер Белинский» Е110,Е331,Е322,Е330 Жевательная резинка« Orbit » ООО «Ригли» г.Санкт-Петербург Е420,Е421,Е129,Е320,Е951,Е950, Е967,Е422 Жевательная резинка « Orbit Sugarfree » ООО «Ригли» г.Санкт-Петербург Е965,Е422,Е171,Е903, Е951,Е421,Е950,Е414 Шоколад « Wispa » ООО «Дипор Кэдбери» г.Великий Новгород Е476,Е322 Тестирование пищи на предмет содержания в них пищевых добавок.

Слайд 16

Рекомендации по употреблению продуктов питания: Внимательно читайте надписи на этикетке продукта. Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения. Обходитесь без подкрашенной газировки.

Слайд 17

Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка. В питании все должно быть в меру и по возможности разнообразно.

Слайд 18

Выводы: Наиболее популярными продуктами питания, являются те продукты, которые имеют яркую упаковку, приятный запах и вкус. В составе исследуемых пищевых продуктов содержатся запрещенные и опасные пищевые добавки. Из литературных источников выявили, что все синтетические пищевые добавки влияют на здоровье человека, вызывая различные заболевания. Сведения о токсических свойствах пищевых добавок и степени риска необходимо доводить до широких масс потребителей.

Слайд 19

Спасибо за внимание. Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 78

Московская обл., Ногинский район, д. Пятково, ул. Береговая, д. 1/1

Тел. 8(496) 51 27449

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Учитель биологии Турлупова О.В.

   Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно ориентированному.

   Чтобы добиться высокого результата в обучении. Необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно- технические умения.

   Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания.

   Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения.

   Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания, раскрыть свои творческие способности и задатки. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся и учителя. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнеров в работе, источники и способы получении информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.

   Конечным итогом образовательного проекта должен явиться какой-то образовательный продукт. Данный образовательный продукт есть не что иное, как результат решения практически или теоретически значимой проблемы.

   Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания, пользуясь разными источниками информации.

2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач.

3. Развивают коммуникативные умения, работая в группах.

4. Развивают у себя исследовательские умения (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезу).

5. Развивают системное мышление.

   

   Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основные требования

к использованию метода проектной деятельности.

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
  • Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной.
  • В основе деятельности  должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
  • Использование исследовательских методов.

   Проектная деятельность осуществляется при обязательном взаимодействии учителя и ученика.

   Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Этапы работы над проектом.

  1. Постановка цели: выявление проблемы,  формулировка задач.
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
  3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
  4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).
  5. Исследование, решение конкретных задач.
  6. Обобщение результатов, выводы.
  7. Реализация проекта.
  8. Анализ успехов и ошибок.

Функции учителя при работе учащихся над проектом:

  • помогает ученикам в поисках нужной информации;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Результаты, к которым стремится учитель, работающий в проектной методике:

  1. повышение уровня активности школьников и качества их знаний.
  2. Интеграция между предметами различных образовательных областей.
  3. Профессиональное самоопределение учащихся.

Организация практической деятельности над проектом.

  • Установочные занятия для учащихся, на которых даются все необходимые разъяснения по работе над проектом.
  • Выбор тематики учебного проекта.
  • Самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности.
  • Внутренняя экспертиза готовых проектов.
  • Презентация проектов (на уроке, на заседании НОУ, на научно-практической конференции).
  • Рефлексия, анализ выполненной работы.

   Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и выдвигается учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету,  профессиональных склонностей, интересов и способностей учащихся.

   Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление дает возможность учащимся научиться самим выявлять проблему, определять цели и пути их решения, распределять и планировать свою деятельность.

    Работа над проектом  позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратит образовательный процесс в результативную и созидательную работу.

Литература.

  1. А.И. Пальцев «О питании и здоровье». - Новосибирск, 2004
  2. А.Н. Маюров «В здоровом теле – здоровый дух». - М.: Педагогическое общество России, 2006
  3. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. – М.: издательство «Первое сентября», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочное время.

Проектная  деятельность учащихся на уроках биологиии внеурочное время....

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время"

                Содержание: Информация об опыте………………………….......…....………….4Технология опыта………………………................………....………7Результативность...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в   консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

В статье рассматриваются особенности проектной деятельности,возможные этапы проектов, их влияние на познавательную активность учащихся. Приводятся примеры проектов, используемых на уроках биологии и э...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...