Влияние телефона и компьютера на здоровье
проект по биологии на тему

Читалова Татьяна Николаевна

Дети и подростки зачастую предпочитают общение с телефонами и компьютером  любым другим видам развлечений, они стали проводить меньше времени на свежем воздухе, меньше играть в подвижные игры. Проектная работа выполнена учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_tel_na_zdorove.docx176.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа№9

Курского муниципального  района Ставропольского края

                              ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

                        Выполнила ученица 11 класса

                        МОУ СОШ №9

                    Таштемирова Нисаханум                                                                  

                                                                                                     

                                                                       Руководитель  учитель биологии

                            МОУ СОШ №9

                            Читалова Т.Н.       

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………..3

     1.2. Цели работы и задачи………………………………………………4

2. Теоретическая часть……………………………………………………..6

     2.1. Влияние компьютера на здоровье человека………………………6

     2.2. Влияние компьютера на опорно-двигательную систему ………..6  

     2.3 Польза и вред компьютерных игр для детей……………………...7

3. Материал и методики и исследования…………………………………8

     3.1.Исследование функционального состояния организма человека с  

          помощью субъективной самооценки – тест «САН» - самочувствие,  

          активность, настроение…………………………………………….. 9

    3.2.Анкетирование……………………………………………………….10

    3.3Тестирование………………………………………………………….12

4.Вывод………………………………………………………………………15

5.Заключение………………………………………………………………...15

6.Литература…………………………………………………………………17

7.Приложения………………………………………………………………..18

.Рекомендации при работе за компьютером……………………………..,,,,18

     

                                               

                                                         

                                                       I.Введение

Сегодня персональный компьютер (ПК) превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни. С появлением сети Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.

Дети и подростки зачастую предпочитают общение с ним любым другим видам развлечений, они стали проводить меньше времени на свежем воздухе, меньше играть в подвижные игры. Пользователи сети Интернет стали меньше общаться лично, отдавая предпочтение чатам, электронной почте, аське и т.д.

В настоящее время вопрос об опасности работы населения за дисплеями персональных компьютеров (ПК) поднялся до уровня общенациональной проблемы в США, Германии и других странах. В частности, в Германии работа за дисплеями входит в список 40 наиболее вредных и опасных профессий.

В июне 1998 года в Москве под эгидой ООН прошел Международный конгресс по проблемам окружающей среды. На нем впервые среди других серьезных проблем современной цивилизации обсуждался вопрос о влиянии компьютеров на здоровье человека, что говорит об актуальности данной проблемы.

Не смотря на то, что человек ещё не так давно знаком с компьютером, уже стали приобретать очертания профессиональные заболевания компьютерщиков. Это, в первую очередь, остеохондроз и зрительные расстройства. Кроме того, у них наблюдаются расстройства нервной системы, учащение приступов аллергии, снижение иммунитета.

В последнее время наблюдается тенденция к всеобщей компьютеризации: персональные компьютеры используются на работе, в

школе, дома. Однако они определённым образом загрязняют окружающую среду, и это одна из наиболее важных сейчас проблем.

Проблема:

Медики предупреждают, что сотовые телефоны не только могут спровоцировать развитие онкологических заболеваний, но и разрушительно влияют на психику, особенно если речь идёт о подростках. Учителей волнует тот факт, что дети почти не владеют письменной литературной речью. Появился, так называемый, «смсочный» стиль сообщений, страдает коммунуникативная сфера.

Цель работы: определение роли сотовых телефонов в жизни современных подростков.

изучить влияние компьютера на психические и физиологические показатели состояния здоровья детей и подростков.  

Задачи:

  •  Изучить литературу о влиянии компьютера на здоровье
  • Изучить  положительные и отрицательные свойства сотовых телефонов.
  • Изучить особенности воздействия компьютера на здоровье детей и подростков .
  • Провести анкетирование учащихся 9-11 классов МОУ СОШ №9 на предмет их информированности о влиянии сотовых телефонов на здоровье человека.

Методы изучения:

  • Наблюдение
  • Анкетирование учащихся
  • Аналитические
  • Сравнение
  • статистические

                                                       

II.Теоретическая часть

   КОМПЬЮТЕР (англ. computer, от лат. computo — считаю), машина для приема, переработки, хранения и выдачи информации в электронном виде, которая может воспринимать и выполнять сложные последовательности вычислительных операций по заданной инструкции — программе.

     С помощью компьютера можно производить не только численные расчеты, но и работать с текстами, рисунками, фотографиями, видео, звуком, управлять производством и транспортом, осуществлять различные виды связи. Компьютеры превратились в универсальные средства для обработки всех видов информации, используемых человеком.

2.1. Влияние компьютера на здоровье человека

Для пользователей компьютеров характерен набор жалоб на здоровье. Сюда входят: резь в глазах, головная боль, повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна, выпадение волос, сухость и покраснение кожи, экземы и аллергия, боли в животе и пояснице, вызванные неправильной посадкой, боль в запястьях и пальцах, вызванная неправильной конфигурацией рабочего места.

При работе на компьютере человек имеет дело с активной зрительной нагрузкой: он рассматривает картинку на дисплее, считывает конкретные данные, символы, графики, читает текст, постоянно сосредоточен, так как принимает решения, от которых зависит его работа. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроится 15 - 20 тыс. раз в течение рабочего дня.

Мерцание экрана, невысокая резкость символов, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьезные проблемы для глаз и мозга пользователя.

Неподвижная напряженная поза в течение длительного времени работающего с экраном дисплея, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах. Это обстоятельство является причиной развития всех заболеваний позвоночника, возникающих у пользователей.

Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук, действие которых на человеческий организм до конца не изучено. Пока достоверно известно, что ультразвук негативно влияет на процессы обучаемости и памяти.

    Интернет и все услуги, которые предоставляются через неё (электронная почта, чаты, программы общения, конференции, форумы и т.п.) могут негативно воздействовать на психику человека. Бесконтрольный доступ к Интернет детям вреден. Это уход взрослых от воспитания детей.

Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии - таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными.

2.2. Влияние компьютера на опорно-двигательную систему

     Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

2.3. Влияние компьютера на зрение

     Наши глаза - очень тонкий и чувствительный механизм. Не удивительно, что постоянное напряжение зрения, неизбежное при длительной работе на компьютере, провоцирует различные глазные болезни. Безусловно, самая распространенная из болезней глаз - близорукость, или миопия. В масштабах всей Земли ею страдают более 30% людей. А среди жителей развитых стран этот процент намного больше. Самое неприятное, что с каждым годом армия близоруких пополняется все большим количеством молодых людей, студентов и даже школьников - самых активных пользователей компьютеров.

     Еще одна из глазных болезней, в появлении и прогрессировании которой самую непосредственную роль может сыграть длительная работа на компьютере - дальнозоркость.    Самая, пожалуй, "компьютерная" из глазных болезней - синдром сухого глаза. Увлажнение роговицы происходит при моргании. Обычно мы моргаем около двадцати раз в минуту. Когда же мы неподвижно смотрим на экран (или в книгу), то моргаем в 3 раза реже. Результат - глаз становится "сухим». Компьютерный зрительный синдром (КЗС). Появление этих симптомов обусловлено спецификой зрительной нагрузки при работе за компьютером. http://www.optica4all.ru/images/stories/cg.jpg

Эти жалобы встречаются в 60 % случаев у большинства пользователей ПК. У части пользователей ПК астенопия возникает через 2 часа, у большинства через 4 часа, и у всех через 6 часов.

2.4. Польза и вред компьютерных игр для детей

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет. Приведенные ниже факты помогут сделать правильный выбор.

ХОРОШО

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции
  • мелкую моторику рук
  • визуальное восприятие объектов
  • память и внимание
  • логическое мышление
  • зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации
  • добиваться своей цели
  • совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры. Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда ПЛОХО?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

III. Материал и методики исследования

     Для исследования была выбрана группа учащихся 9-11 классов.

Исследования функционального состояния организма учащихся проводились на уроке биологии до работы на компьютере и после работы на компьютере –  это эксперимент. Продолжительность работы на компьютере составила 30 минут. В качестве контроля были выбраны уроки географии и биологии.  Исследования функциональных показателей  здесь проводили в начале урока и в конце урока.  

     В ходе выполнения работы были использованы методики:

1) Исследование функционального состояния организма человека с помощью субъективной самооценки – тест «САН» - самочувствие, активность, настроение

2) анкетирование

3. 1. Методика исследования функционального состояния организма человека с помощью субъективной самооценки - тест «Сан»

     Для исследования  функционального состояния организма человека предлагается тест «САН», основанный на самооценке самочувствия, активности и настроения. Данный тест хорошо зарекомендовал себя на практике и широко используется при проведении различного рода психологических обследований.

     Данный тест представляет собой перечень 30 пар признаков полярного значения, из которых признаки, обозначенные номерами 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26, характеризуют «самочувствие»; обозначенные номерами 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28, , характеризуют «активность» и обозначенные номерами 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30 – «настроение».

     Принято считать, что на основании трёх выделенных категорий можно получить достаточно объективную характеристику функционального состояния организма.

     В инструкции испытуемого указывается, что он должен соотнести своё состояние со шкалой 3210123 каждой пары признаков. Например, на экране монитора  между парами слов «самочувствие хорошее» и «самочувствие плохое» расположены цифры 3210123. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие выше среднего, а цифра три – соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в  этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.

     Свой выбор, в каждом случае обследуемый осуществляет путём перемещения курсора по шкале 3210123 и нажатой клавиши «ВК».

     

При обработке результатов все оценки перекодируются в ряд от одного до семи, причём балл «3» шкалы 3210123, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению приобретает значение «1», балл «0» оценивается цифрой четыре, балл «3», отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение семь.

     Для каждой категории: «самочувствие», «активность», «настроение» - подсчитывается средняя арифметическая «М»  Перечень вопросов теста «САН» представлен в Приложении №1  

Результаты:

Таким образом, в результате проведенного исследования мы выяснили , что у 23% респондентов самочувствие среднее, у 7% - плохое , у 61% - выше среднего. Среднее значение по классу составило 3-выше среднего.  

Активность у 7%- низкая, у 23%-среднея ,у 7%-ниже среднего, у  46%-выше среднего и у 7%-высокая. Средний показатель по классу 3,39-выше средней.

Настроение у 7%-хорошое, у 30%-среднее, у 53%-выше среднего, и у 7%-ниже среднего. Средний показатель по классу-2,9 –выше среднего.

Данные исследования, на момент их проведения , доказывают .что функциональное состояние организма , основанное на самооценке самочувствия, активности и настроения, в среднем по классу, выше среднего.

3.2.Анкетирование

В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, так как симптомы КЗС и скелетно-мышечных расстройств, вызываемых работой на ПК, носят описательный характер. Этот метод также позволяет провести исследование соблюдения правил и норм работы на ПК.

Для решения поставленных задач нами была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов  (Приложение №2)

Результаты исследования.

Таблица №1 «Частота появления симптомов КЗС и заболеваний скелетно-мышечной системы во время работы на ПК»

Симптом

Частота появления, %

каждый раз

иногда

никогда

Головная боль

50

50

«Глазные» симптомы КЗС

27

68

«Зрительные» симптомы КЗС

40

59

Боль и усталость рук, кистей и пальцев

41

54

Боль и усталость плеч и спины

46

32

Таблица №2

«Соблюдение учащимися правил профилактики при работе на ПК»

Вид мероприятия

Интервал, минут

5…20 минут

30 минут

60 минут

Более 60 минут

Не вып.

Перерывы

23%

27%

11%

41%

Упражнения для глаз

14%

73%

Кроме того, выяснилось, что:

  1. Средний стаж работы старшеклассников на ПК –  4 года, использования Интернет - 1,8 года.

2. Симптомы КЗС наблюдаются у  67%  опрошенных.  

3. Симптомы скелетно-мышечных расстройств после и во время работы за ПК периодически появляются примерно у   46 % опрошенных;

4. У  4%   в результате работы на ПК появились расстройства рефракции (близорукость);

5. Подавляющее большинство старшеклассников (59%) проводит за ПК менее 2-х часов в день, что соответствует норме;

6. Нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только менее 50%  опрошенных;

  7. У   23 % , на  наш взгляд, наблюдается синдром интернет-зависимости, а у 63%   – симптомы компьютерной игромании;

8. Случаев появления аллергии, учащения её приступов и снижения иммунитета в результате использования ПК не выявлено;

9. Среди соблюдающих нормы и правила работы на ПК только у   25%   периодически появляется головная боль; остальных симптомов КЗС и скелетно-мышечных расстройств в данной группе старшеклассников не выявлен

Результаты:

В результате анализа полученных данных  мы  пришли  к следующим выводам:

1. Симптомы компьютерного зрительного синдрома и скелетно-мышечных расстройств появляются в результате работы на ПК более, чем у    67  % старшеклассников;

2. Работа на ПК может явиться причиной появления расстройств рефракции;

3. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и сетью Internet может привести к появлению компьютерной игромании и Интернет-зависимости;

4. Нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только  30% старшеклассников;

5. Основной причиной появления «компьютерных» заболеваний является непрерывная работа за ПК в течение длительного времени (более 20 минут) и неудовлетворительные условия работы (в данном случае плохое освещение), а также не выполнение профилактических мероприятий (перерывы в работе, гимнастика для глаз и физкультурные минутки).    

3.3тестирование

- выяснить зависимость учащихся от мобильного

- выявить уровень знаний учащихся по правилам пользования мобильным телефоном

-выявить «мобиломаны» ли учащиеся.

    До тестирования выяснили, что в 9-11 классах из 28 человек только у двух учащихся нет мобильного телефона. Также и у родителей учащихся класса.

   Тест №1 «зависимость от мобильного»

    1. зависите ли вы от мобильного?

А. нет                                         Б. не всегда                                        В. да

    2. меняется ли ваше настроение, если под рукой нет мобильного?

А. нет                                         Б. не всегда                                        В. да

    3.сколько времени в сутки вы говорите по мобильному?

А. 0-10 мин.                              Б. 10-20 мин.                                      В. 20 и более

    4. сколько SMS в среднем вы отправляете за день?

А. 0-10 шт.                                Б. 10-20 шт.                                        В. 20 и более

    5.стремитесь ли вы покупать самые модные новинки (игры, мелодии, картинки)?

                     Больше ответов «а»

«непривязанные» - для вас телефон – это просто телефон, не больше. Чтобы звонить, только когда действительно нужно.

                     Больше ответов «б»

«протезированные» - жить без телефона в принципе можете, но испытываете при этом дискомфорт.

                      Больше ответов «в»

«киборги» - вы считаете телефон своим продолжением, чуть ли не частью тела, не можете без него обходиться.

    Тест №2 «знаете ли Вы?..»

    1. знаете ли вы, что сотовые телефоны влияют на окружающую среду?

А. да                                 Б. не много                                           В. нет

    2. знаете ли вы о вредном влиянии сотового телефона на ваше здоровье?

А. да                                 Б. не много                                           В. нет

    3. знаете ли вы о средствах безопасности при обращении с сотовым телефоном?

А. да                                 Б. не много                                    В. нет

    4. знаете ли вы, что в Англии, Франции, Германии запрещено пользоваться мобильными до 16 лет?

А. да                                 Б. не много                                    В. нет

    5. сколько, по-вашему, безопасно говорить по телефону?

А. 3 мин.                           Б. 6 мин.                                       В. 9 мин.

    6. чем для вас является сотовый телефон

А. средство связи             Б. любимая игрушка                   В. необходимая вещь  (Больше ответов «а»

Поздравляем! Вы можете безопасно пользоваться телефоном, вы знаете о нем достаточно.( Больше ответов «б»)

Ваших знаний недостаточно для пользования мобильным телефоном. (Больше ответов «в»)Для вас сотовый телефон – это темный лес.

   Проведя тестирование выявили:  На первый тест 11 человек (39%)  из 28 опрошенных оказались непривязанными к телефону, 8 (29%) испытывают дискомфорт при отсутствии телефона, и 4 человека (14%) не представляют без него жизни. Также двое находятся на грани между непривязанностью и дискомфортом. И 3 не могут определиться – испытывают ли они дискомфорт или не представляют жизни без телефона. Это мы можем увидеть по графику№ 1                                             

                                                           

                                                   

2) На второй тест 20 человек (71%) из 28 опрошенных достаточно информированы о      правилах пользования телефоном, 5 (18%) мало осведомлены, и лишь 3 (11%) ничего не знают о мерах предосторожности при пользовании телефоном. Это можно увидеть по графику №2.

                                                        График №2      

    Выводы и рекомендации.

    В коллективе уже есть учащиеся, которые испытывают зависимость от сотового телефона, причем таких оказалось 12 человек, т. е. почти половина класса. Таким образом, можно сказать, что у учащихся появился диагноз «телефоносотомания», но далеко не все учащиеся информированы о правилах пользования телефоном.  

    Подводя итог всему вышеизложенному надо отметить, что на сегодняшний день нельзя точно сказать, что использование сотового телефона вредно или безопасно. Исследования в данной области проводятся, но их результаты неоднозначны.
     Мы же можем пока сделать общие выводы, лишь сравнивая стандарты и телефоны между собой:
     Чем больше время разговора по телефону, тем большее воздействие он оказывает на человека.
     Чем дороже телефон, тем больше вероятность того, что он оказывает меньшее воздействие на организм человека. Большая чувствительность приемника в телефоне не только увеличивает расстояние уверенной связи, но и позволяет использовать передатчик меньшей мощности на базовой станции.

                                                       IV.Вывод:

  1. В ходе проведенных исследований мы установили,  что компьютер влияет на физиологические показатели здоровья человека. Значения показателей пульса, внимания, умственной работоспособности, свойств нервной системы и субъективной самооценки снижаются после работы на компьютере на уроке информатики в большей степени, чем на уроке  географии и психологии.
  1.  Сильное влияние работа на компьютере оказывает на внимание и свойства нервной системы.

                                                  V.Заключение

Компьютер притягивает детей и подростков, является неотъемлемой частью их жизни.   Компьютер новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой много проблем, важнейшая из них  – экологическая.  Компьютер - как плохая экология: «убивает» медленно и почти незаметно. Хотя заболеваний, которые можно было бы назвать сугубо компьютерными, нет, коварная машина медленно и планомерно ослабляет организм и провоцирует заболевания, требующие длительного и кропотливого лечения. Только соблюдение гигиенических правил при работе за компьютером, может обеспечить безопасность пользования.

Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.

Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий безусловно влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

Данная работа очень обогатила нас теоретически. Дала очень ценный опыт в области сохранения здоровья и оценки проблем.

     Думается, работа актуальна, своевременна и жизненно важна. Мы должны  бережно относится  к своему здоровью, ведь в результате неграмотности, халатности, разгильдяйства возникают многие проблемы со здоровьем.

 Надеюсь, что весь изложенный нами материал будет интересен не только нам, но и многим людям, в том числе и тем, кто помогал гам при работе над проектом, кто участвовал в исследованиях.  

Казалось бы, самый простой взгляд исследователей  на привычные проблемы,  бывает очень полезен.

Работа, за неимением достаточного времени и специальных знаний рассматривает только поверхностные   стороны проблемы, приводит к некоторой ограниченности выводов, возможности качественного проведения

мониторинга изменения здоровья. Но, даже наши выводы, интересны своей информативностью и значимостью, которые, несомненно, доказываю вредное влияние ПК на организм человека.

Продолжение нашей работы мы  видим  в доведении результатов   до наших школьников, знакомых, родственников, друзей.  Планируем выступление не только на районной научно- практической конференции, но и на дне открытых дверей, который состоится в марте месяце.

    Хотим заняться пропагандой  правильного поведения за компьютером .

 

                                         

                                             VI.Литература

  1. Ильина М.Н., Ильин Е.П. Об одном из условий диагностирования силы нервной систему по возбуждению с помощью теппинг-теста // Психофизиологические особенности спортивной деятельности.
  2. Пособие по безопасной работе на персональных компьютерах, разработчик В.К. Шумилин 
  3. Высоцкая М.В. Экология. Элективные курсы. 9 класс – Волгоград: Учитель, 2007
  4. Воронина Г.А., Джергения С.Л. Физиология и психология труда. Учебно-методич. пособие для студентов пед. вузов. – Киров: Изд-во ВГПУ, 1999.
  5. Воронина Г.А. Школа здоровья: учебно-методическое пособие для учителей и студентов пед. вузов.   Киров: изд-во ВГПУ, 2001.
  6. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. – М.: Дрофа, 1998.
  7. Материалы сайта http://computermania.narod.ru/.
  8. www.parent.fio.ru, статья «Реакция организма детей разного возраста на работу за компьютером».
  9.  Материалы сайта www.klyaksa.net

                                        VII Приложения

Рекомендации при работе за компьютером

В целях защиты от электромагнитного излучения и других вредных факторов при работе на ПК мы предлагаем выполнять следующие рекомендации:

1. По возможности пользоваться жидкокристаллическим монитором;

2. При приобретении монитора необходимо обращать внимание на наличие гигиенического сертификата, кроме того он должен быть правильно настроен;

3. Располагать системный блок и монитор как можно дальше от пользователя;

4. Так как электромагнитное излучение от стенок монитора наиболее сильное, располагать монитор в углу, так, что бы излучение поглощалось стенами;

5. Не оставлять компьютер включенным в течение длительного времени без надобности;

6. Разместить монитор так, что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше;

7. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства;

8. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги пользователя могут прочно стоять на полу;

9. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края;

10. По возможности сократить время работы за компьютером и делать перерывы в работе каждые 10 – 20 минут;

11. Выполнять комплекс упражнений для глаз и общую лечебную гимнастику;

12. Как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его;

13. Единственным средством профилактики Intrnet-зависимости и игромании является самоконтроль и саморегуляция. Следите за тем, сколько времени вы посвящаете Интернету и компьютерным играм, не стали ли вы более раздражительны в последнее время.

Для того чтобы избежать этих проблем, надо соблюдать гигиенические требования к работе за компьютером.

В 1996 г. Госсанэпиднадзор РФ выпустил "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", где определено, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ) не должна превышать 2 ч, ребенка - от 10 до 20 мин в зависимости от возраста: для детей 5 - 6 лет - 10 мин, младших школьников - 15, для 5 - 7-х классов - 20, для 8 - 9-х классов - 25 мин. Для старшеклассников рекомендуется работать 30 мин на первом уроке и 20 мин - на втором. Минимальный перерыв определен в 15 мин. Для учащихся 10 - 11 классов должно быть не более 2 уроков в неделю, а для учащихся остальных классов - не более 1 урока в неделю с использованием ПЭВМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние компьютера на здоровье ребенка

Противники преподавания курса информатики в начальной школе мотивируют свое негативное отношение  тем, что компьютер наносит вред здоровью ребенка. Так ли это? Как поправить ситуацию?...

Влияние компьютера на здоровье человека.

В исследовательской работе раскрыта теоретичаская част по теме, дается характеристика влияния вредных  факторов на человека, меры предосторожности работы с компьютером, результаты анализа с вывод...

Влияние компьютера на здоровье школьника

Цели классного часа: сформировать у учащихся и их родителей установку на здоровый образ жизни; напомнить гигиенические требования работы на компьютере; объяснить, что  использовать  компьюте...

Компьютер в жизни школьника. Влияние компьютера на здоровье наших детей.

Компьютер - "двуликий Янус". Что он в себе таит? Угрозу? Помощь? Как влияет постоянное "общение" с компьютером на здоровье наших детей?... Над этими вопросами  стоит задуматься......

Влияние СМИ и компьютера на здоровье подростков

О влиянии на психическое и физическое здоровье СМИ.  Даны  рекомендации  для учителей и классных руководителей....

Доклад по теме: "Влияние компьютера и сотового телефона на жизнь и здоровье школьника"

Компьютер может стать помощником в интеллектуальном развитии ребенка, освоении им профессии, а может разрушить здоровье и привести к социальной дезадаптации. Научить ребенка целесообразно использовать...