Исследовательская работа "Влияние компьютера на здоровье ребенка"
материал по теме

Спицына Елена Александровна

Влияние компьютера на здоровье ребенка

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние компьютера на здоровье ребенка Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области» Исследовательская работа Выполнена учителем информатики п ервой квалификационной категории Спицыной Еленой Александровной 2012

Слайд 2

Актуальность темы Стремительное внедрение ИКТ во все сферы жизни и деятельности. Рост уровня заболеваемости среди детей и подростков. Вытеснение компьютером из жизни детей чтения книг, прогулок, реального общения. Появление компьютерной зависимости в результате чрезмерного увлечения компьютерными играми. Неконтролируемый поток информации из сети Интернет.

Слайд 4

Цель работы: определить влияние компьютера на здоровье детей Задачи : • изучить литературу по данной теме ; • определить вредные факторы, влияющие на здоровье детей ; • провести анкетирование детей и опрос родителей по использованию компьютера ; • дать рекомендации применения различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером.

Слайд 5

Факторы, связанные с длительной работой на компьютере : Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени; Воздействие электромагнитного излучения; Утомление глаз, нагрузка на зрение; Стресс при потере информации; Психические расстройства; Компьютерная зависимость.

Слайд 6

Как сохранить здоровье ребенка ?

Слайд 7

Организация учебно-воспитательного процесса в школе Самое главное условие – это соблюдение санитарных норм и правил, предъявляемых к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы в компьютерном классе: Правильная организация рабочих мест; Контроль за уровнем освещенности; Приобретение специальной мебели; Соблюдение воздушно-теплового режима (оптимальная температура 19- 21 0 С, относительная влажность 50-60%). Обязательное проветривание кабинета или использование системы кондиционирования; Контроль над уровнем шума; Ежедневная влажная уборка; Контроль за соблюдением правил поведения и техники безопасности.

Слайд 8

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий Создание благоприятного психологического климата Снятие эмоционального напряжения Контроль за правильной посадкой ученика Систематическое проведение гимнастики для глаз и упражнений для снятия мышечного напряжения Эстетическое оформление кабинета

Слайд 9

Результаты анкетирования

Слайд 10

Многие подростки не отдают себе отчета в том, что их заинтересованность компьютерными развлечениями стала чрезмерной. Поэтому родителям необходимо создать условия для безопасного взаимодействия ребенка и компьютера. Организация учебной и досуговой деятельности дома 1 . Уменьшить вредное влияние неудобной позы: п равильно подобрать рабочую мебель д елать перерывы через 15-20 минут работы за компьютером устраивать разминки в перерывах между работой 2. Профилактика зрительного утомления: п равильная организация рабочего места о птимальные настройки и чистота монитора с облюдение расстояния между экраном монитора и глазами в перерывах - гимнастика для глаз е жедневная влажная уборка

Слайд 11

3. Профилактика компьютерной зависимости: контроль за содержанием игр и направленностью сайтов установка программы фильтрации информации, поступающей из Интернет р азвитие у ребенка навыков самоконтроля у становить время работы за компьютером - не более 2-х часов в день Организация учебной и досуговой деятельности дома

Слайд 12

Признаки компьютерной зависимости если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера; провел хотя бы одну ночь у компьютера; прогулял школу – сидел за компьютером; приходит домой, и сразу к компьютеру; забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось); пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался; конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером; с низилась успеваемость.

Слайд 13

Ребенок должен чувствовать себя хозяином компьютера, а не наоборот Важно помнить: !

Слайд 14

Интернет-ресурсы http:// letopisi.ru/images/a/a5/Elat.JPG http://www.virtualacademy.ru/wysiwyg/uploads/images/97.jpg http:// allhelper.ru/wp-content/uploads/2011/10/tired_at_PC.jpg http:// zona-k.ru/uploads/posts/2010-02/1266838927_picture.jpg http:// 1.static.slando.com/photos/live/78/remont-pk-udalenie-sms-bannerov_31952178_1_F.jpg http://talk.readmas.ru/images/kompyuternye_igry_za_i_protiv.jpg http://internetua.com/upload/content/b2/d0/b_15440_picture.jpg http://www.doc.ic.ac.uk/news/effects/images/1265037907-istockimagebackpain.jpg http:// education.simcat.ru/school8/img/1286821770_spit.jpg http:// club.samomu.ru/attachments/Image/12345678.jpg http:// i.allday.ru/uploads/posts/2009-08/1249473995_child_44.jpg http://licey344.narod.ru/Dnevnik/sl16.GIF http://f.mypage.ru/f1f97c8856fd71ac14c13c09f3dacbd3_05b3b44a4c68f16603c302927dc185c7.jpg



Предварительный просмотр:

Анкета

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Умеете ли вы работать на компьютере?

3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

4. Сколько часов в день вы проводите за компьютером?

5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

6. Играете ли вы в компьютерные игры?

7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

8. Легко ли вы отрываетесь от игры?

9. Есть ли у вас постоянное желание играть?

10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?

11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?

12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?

14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?

15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

16. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?

17. В какие игры вы любите играть?

18. Пребывали ли вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

19. Представляет ли компьютер угрозу вашему здоровью?

      Если да, то какую?

20. С приобретением компьютера твой интеллект:

      а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю

_____________________________________________________________________________

Анкета

1. Есть ли у вас дома компьютер?

2. Умеете ли вы работать на компьютере?

3. В каком возрасте вы начали работать на компьютере?

4. Сколько часов в день вы проводите за компьютером?

5. Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или спорту?

6. Играете ли вы в компьютерные игры?

7. Сколько времени проводите за компьютерной игрой?

8. Легко ли вы отрываетесь от игры?

9. Есть ли у вас постоянное желание играть?

10. Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?

11. Что вас больше интересует: компьютер или чтение книг?

12. Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?

13. Делаете ли вы гимнастику для глаз?

14. Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?

15. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?

16. Как часто вы проводите гимнастику для глаз?

17. В какие игры вы любите играть?

18. Пребывали ли вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

19. Представляет ли компьютер угрозу вашему здоровью?

      Если да, то какую?

20. С приобретением компьютера твой интеллект:

      а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Горяйновка

Духовницкого района Саратовской области»

Исследовательская работа

Влияние компьютера

на здоровье ребенка

Выполнена учителем информатики

I квалификационной категории

Спицыной Еленой Александровной

с. Горяйновка

2012 г.

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………… 3
  2. Основная часть……………………………………………………….. 5

              1. Факторы, связанные с длительной работой на компьютере…… 5
              2. Организация учебно-воспитательного процесса в школе……… 6
             3. Организация учебной и досуговой деятельности дома…………. 8
  3. Заключение…………………………………………………………… 11
  4. Список литературы………………………………………………….. 12
  5. Приложения………………………………………………………….. 13

  1. Введение.

Актуальность темы.

Среди множества проблем применения компьютера следует особо выделить одну – проблему влияния компьютера на здоровье человека. Ее значимость и актуальность определяются стремительностью и глубиной проникновения ИКТ во все сферы жизни и деятельности современного общества. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети, формирование личности которых происходит в условиях развития информационной эры.

Охрана здоровья школьника – проблема многогранная, которая может быть решена на основе комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, эта работа пока еще мало эффективна. По данным Федеральной службы государственной статистики с 2005 по 2008 гг. выросло количество детей с заболеваниями зрения, нервной системы, органов пищеварения.

Анкетирование  в нашей школе показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.

Вопросы негативного влияния компьютера на  здоровье школьника, и к каким изменениям в организме может привести это влияние, стали целью моего исследования.

Цель работы: определить влияние компьютера на здоровье детей.

Задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. определить вредные факторы, влияющие на здоровье детей;
  3. провести анкетирование детей и  опрос родителей по использованию компьютера;
  4. дать рекомендации применения различных технологий по сохранению здоровья при работе за компьютером.

 

Объект исследования:

Работа школьников за компьютером дома, в школе. 

Предмет исследования:

Вредное  влияние компьютера на здоровье ребенка и

меры профилактики при работе за компьютером.

Методы исследования:

Изучение литературы

Опрос

Наблюдение

Анкетирование

Анализ

Обобщение

II. Основная часть.

  1. Факторы, связанные с длительной работой на компьютере.

В последнее время в педагогической, психологической, медицинской литературе все чаще рассматриваются вопросы негативного влияния компьютера на здоровье человека. Изучение литературы по данной проблеме позволило определить следующие вредные факторы, связанные с длительной работой за компьютером:

  1. Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.

          Сидя за компьютером, ребенок застывает в неудобной позе на длительный промежуток времени. В результате, от долгого сидения в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы, органов дыхания.

  1. Воздействие электромагнитного излучения.
            Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское  излучение. Электромагнитное излучение,  накапливаясь с годами, может привести к различного рода нарушениям в здоровье ребенка.
  2. Утомление глаз, нагрузка на зрение.
             Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение.
  3. Стресс при потере информации.
            Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоев программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
  4. Психические расстройства.

Работа за компьютером – это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Часто из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота. Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического переутомления.

  1. Компьютерная зависимость.

Переживая сложный период физиологического и психологического становления личности, испытывая трудности в социальной адаптации, многие подростки находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Они погружаются в него в поисках свободы и самоутверждения, реализуют свои силы и способности в мире компьютерных игр и Интернета, при этом личностный рост в реальности уходит на второй план.

  1. Как сохранить здоровье ребенка?

В наш век технического прогресса компьютер для детей уже не роскошь, а повседневный предмет обихода. С ним ребенок имеет дело и дома и в школе. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. А детское здоровье оградить от вредного влияния компьютера можно – достаточно следить, чтобы выполнялись простые правила.

  1. Организация учебно-воспитательного процесса в школе.

Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, а значит, задача  школы и педагогов – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Что должны сделать учитель и администрация  для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

  1. Самое главное условие – это соблюдение санитарных норм и правил, предъявляемых к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях,  гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы в компьютерном классе.
  1. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 – 500 лк. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк. На окнах следует использовать жалюзи.
  2. Мебель – специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой.
  3. Соблюдение воздушно-теплового режима (оптимальная температура 19- 210С, относительная влажность 50-60%). Обязательное проветривание кабинета или использование системы кондиционирования.
  4. Контроль над уровнем шума  (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров).
  5. Ежедневная влажная уборка. Использование маркерной доски.
  6. Строгий контроль за соблюдением правил поведения и техники безопасности.
  1. Важным психолого-педагогическим аспектом является использование здоровьесберегающих образовательных технологий, направленных на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. К технологиям здоровьясбережения относятся:
  1. Создание благоприятного психологического климата на уроке (взаимоотношения «учитель-ученик»  через сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность). В результате решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих способностей каждого ребенка.
  2. Снятие эмоционального напряжения (использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий, проведение музыкальных пауз и т.п.) обеспечивает психологическую разгрузку и позволяет активизировать познавательную деятельность школьников.
  3. Контроль за правильной посадкой ученика, систематическое проведение гимнастики для глаз и упражнений для улучшения мозгового кровообращения предупреждают   физическое и зрительное напряжение. Эффективными методами снятия усталости являются  физкультминутки, динамические паузы, смена видов деятельности.
  4. Эстетическое оформление кабинета.
  1. Организация учебной и досуговой деятельности дома.

Анкетирование показало, что 95%  учащихся имеют дома компьютер и первое знакомство с компьютером  у большинства школьников происходит в 7-8 лет. Многие подростки не отдают себе отчета в том, что их заинтересованность компьютерными развлечениями стала чрезмерной.  Поэтому для родителей очень важно создать необходимые условия для  взаимодействия ребенка и компьютера.

 При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Уменьшить вредное влияние неудобной позы можно:

  1. правильно подобрав рабочую мебель (кресло должно быть на роликах, с регулируемой высотой сиденья и спинкой, без подлокотников, вращающееся вокруг своей оси, стол должен иметь специальную выдвижную доску для клавиатуры);
  2. устраивая разминки в перерывах между работой на компьютере.

Для снятия нагрузки на зрение:

  1. необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз. Естественный свет должен падать слева, а в темное время суток необходимо дополнительное освещение рабочего стола.
  2. следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).
  3. соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60см).
  4.  каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам (можно подобрать ребенку специальные защитные очки для работы на компьютере).

Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:

  1. в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль;
  2. закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.

Компьютерные игры захватывают внимание детей, привлекают их динамичными сюжетами, позволяющими им жить острыми чувствами. Не секрет, что все больше детей просиживают за компьютером все время, забывая о радости общения с родными, друзьями, оставаясь наедине с собой, не задумываясь ни о ценности жизни, ни о своем будущем. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В связи с этим: необходим серьезный контроль со стороны родителей за содержанием игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете. Можно установить программу фильтрации информации, поступающей из сети Интернет. Противовесом чрезмерному увлечению компьютерными играми является развитие у ребенка навыков самоконтроля. С этой целью необходимо научить его планировать продолжительность компьютерной деятельности. Ребенок не должен проводить за компьютером боле 2-х часов в день.

Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми является компьютерной зависимостью. Родителям необходимо знать первые признаки такой зависимости:

  1. если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  2. провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  3. прогулял школу – сидел за компьютером;
  4. приходит домой, и сразу к компьютеру;
  5. забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  6. пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться,

          если компьютер сломался;

  1. конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть
             за компьютером.

Родители должны постоянно интересоваться тем, как их дети пользуются компьютером, контролировать содержание игр и программ, помогать и ободрять, когда ребенок выполняет новые и нестандартные задания, обсуждать компьютерную рекламу и агрессивные игры (это сформирует понимание того, что является для них полезным и вредным). Самое главное, что нужно помнить: ребенок в дальнейшем должен чувствовать себя хозяином компьютера, а не наоборот.

  1. Заключение.

 На основании полученных данных в ходе исследования, можно сделать  вывод, что вредное влияние компьютера на здоровье человека существует, но его можно уменьшить, соблюдая правила безопасности при работе за компьютером. Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Обойтись без них человечество уже не может. Однако, следуя в ногу со временем важно помнить о том, что здоровье – главная составляющая нашей жизни. И особое внимание мы, взрослые,  должны уделять  здоровью детей, так как организм ребенка чувствителен к всевозможным факторам окружающей среды, а их вредное влияние  может сказаться лишь через несколько лет.


Список литературы

  1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02)
  2. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03).
  3. Фадеева С.В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков// Воспитание школьников.– 2009. – № 10 – С. 23-25
  4. Концевой М.П. Здоровье и компьютер// Информатика и образование.– 2000.– № 1– С.88-91

Интернет-ресурсы:

http://doshkolnoe.org/sovety-psihologa/rebyonok-i-kompyuter.html

http://www.klyaksa.net/htm/pc_and_health/index.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki 

http://www.tiensmed.ru/programmer1.html 

http://doctor-zdorovie.ru/zaschita/11

http://www.lyceum36sar.ru/pages/p1/sred/zablockaja.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние компьютера на здоровье ребенка

Противники преподавания курса информатики в начальной школе мотивируют свое негативное отношение  тем, что компьютер наносит вред здоровью ребенка. Так ли это? Как поправить ситуацию?...

Исследовательская работа "Компьютер и здоровье детей"

Исследовательская работа по информатике "Компьютер и здоровье детей"...

Исследовательская работа "Компьютер и здоровье"

Исследовательский творческий проект. Цель работы: Определить влияние компьютера на здоровье и дать рекомендации по сохранению здоровья. Гипотеза: При грамотном использовании компьютера можно избежать ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».

Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...

Исследовательская работа « Компьютер и здоровье школьника»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Что является основной причиной компьютерной зависимости? Признаки развития компьютерной зависимости.Профилактика компьютерной зависимости. Советы родителям....