КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чумаченко Любовь Евгеньевна

Что является основной причиной компьютерной зависимости? Признаки развития компьютерной зависимости.Профилактика компьютерной зависимости. Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_10.04.2012_zdorovesberezhenie.doc58.5 КБ
Office presentation icon k_state.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Чумаченко Л.Е.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 10»

Сегодня можно наблюдать стремительную тенденцию развития компьютерных технологий.  Многие могут назвать это положительным фактором развития человечества, но рано или поздно каждый становится перед фактом, что это не так уж хорошо. Особенно нехорошо это отражается на наших детях. Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Наряду с огромной пользой, которая остается неоспоримой, нельзя исключать и негативное влияние компьютера на детей. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети  не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье

Существуют Санитарные Правила и Нормы, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором  определенное время.

Например, для учащихся 1-х классов – 10 минут;

Для учащихся 2-5 классов – 15 минут;

Для учащихся 6-7 классов – 20 минут;

Для учащихся 8-9 классов – 25 минут;

Для учащихся 10-11 классов – при двух уроках подряд – на первом из них – 30 минут, на втором – 20 минут.

 Если ребенок проводит много времени за компьютером, это может отрицательно сказаться на его физическом состоянии. Во время длительного просиживания за экраном монитора страдает детское зрение, портится осанка. Нельзя отрицать, что компьютер оказывает негативное влияние на детскую психику. Во-первых, из-за того, что ребенок длительное время находится в положении сидя, происходит переутомление, как физическое, так и психологическое. Как следствие, у него может появиться нервозность, раздражительность.

Кроме того, негативное влияние компьютера на детей связано еще и с тем, что страдает кругозор ребенка. Ведь общение с виртуальным миром не заменит живое общение. Гораздо больше пользы принесут другие занятия, например, строительство домика из кубиков, игры с песком, водой, не говоря уже об играх со сверстниками.

От компьютера ребенок не получит нужных сенсорных ощущений. Ведь мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим конструктором, мозаикой, лего.

И, наконец, компьютерные игры могут вызвать настоящую зависимость у ребенка. Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

  • Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми;
  • Недостаток внимания со стороны родителей;
  • Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении;
  • Склонность ребенка к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;
  • Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером;
  • Особенности воспитания и отношений в семье, которые формируют компьютерную зависимость у ребенка;

К признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

  • ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  • провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • прогулял школу – сидел за компьютером;
  • приходит домой и сразу садится за компьютер;
  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

К сожалению, иногда родители, не задумываясь о влиянии компьютера на детей, используют его для каких-то своих целей. Например, чтобы занять ребенка на время, пока они заняты.

Дети склонны переносить в реальность все увиденное на экране монитора или телевизора. И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя. Во многом тут играет роль и содержание компьютерных игр. В основном принцип их таков, что нужно дойти до финала, уничтожив соперников. Отсюда возникает агрессия у детей, жестокость в отношениях со сверстниками, педагогами.

Сейчас сеть Интернет доступна практически всем детям. В Интернете можно общаться с кем угодно, даже не называя своего имени и не указывая возраст. Волей-неволей, ребенок может научиться притворяться и обманывать. Впоследствии у ребенка могут возникнуть проблемы в общении с реальным миром, с реальными людьми. Кроме того, в Интернете неограничен доступ на  сайты для взрослых, из которых ребенок вряд ли почерпнет что-то полезное.

Школьникам, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т. п.

В конце концов, постоянное просиживание за компьютером фактически лишает ребенка детства. Ведь драгоценное время, потраченное на виртуальную жизнь, никогда больше не вернется. Понятно, что если вы будете категоричны, запрещая ребенку сидеть за компьютером, это также не убережет его от всех неприятностей, т. к. запретный плод сладок. Поэтому, скорее всего, ребенок сделает все, чтобы поступить назло. Он может пойти к друзьям или в клуб, и наверстать упущенное.

Правильнее будет установить время, которое ребенок может проводить за компьютером в сутки, и не позволять превышать этот лимит. Научите ребенка делать гимнастику для глаз, чтобы не пострадало детское зрение. Постарайтесь ввести это в привычку. Следите за тем, сколько времени проводит он за компьютером, в какие игры играет, какие программы изучает. Покупайте ему развивающие игры или добрые «собиралки», «бродилки».

Лучше не оставляйте ребенка один на один с компьютером, находитесь рядом постоянно, помогайте советом и делом. Сделайте все, чтобы живое общение с вами было для него более интересным, полезным и не было в ваших отношениях кризиса. Ходите в зоопарк, вместе гуляйте на свежем воздухе, играйте в добрые игры, устраивайте совместные праздники с его друзьями, и тогда компьютер для вашего ребенка принесет только пользу!

Профилактика зависимости от компьютерных игр. Советы родителям:

  • Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • Список совместных дел, игр, развивающих уличных состязаний. Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты.
  • Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы по вашему мнению полезнее играть.
  • Лечение «красотой» реальности: познание мира, посещая музеи, театры, парки, путешествуя и общаясь с интересными собеседниками.
  • Установка специальных сетевых фильтров, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
  1. Важно знать:
  •   Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя.
  •   Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.
  •   Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.
  •   Психологи склонны утверждать, что любая компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать этого «насыщения», особенно когда речь идет о детях.
  •   Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Здесь решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

  • Ознакомить его с временными нормами работы на компьютере. 
  • Контролировать внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).
  • Приобщать к выполнению домашних обязанностей.
  • Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе его дел.
  • Осуществлять контроль и цензуру компьютерных игр и программ.
  • Осуществлять контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и  после выполнения основных обязанностей.
  • Научить ребёнка способам совладения с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.
  • Не забывать, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для   ребёнка.

Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом  детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

        Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребенка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесет, а вот польза будет неоценимой. Имея собственный компьютер, ребенок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, научится делать свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может быть, станут профессией. 

Список использованной литературы:

1.

Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3. С. 27-39.

2.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995

3.

Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102

4.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА Социальный педагог I категории МАОУ «СОШ № 10» города Стерлитамак Чумаченко Л.Е.

Слайд 2

Санитарные Правила и Нормы, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за компьютером определенное время 1-х классов – 10 минут; 2-5 классов – 15 минут; 6-7 классов – 20 минут; 8-9 классов – 25 минут; 10-11 классов – при двух уроках подряд – на первом из них – 30 минут, на втором – 20 минут.

Слайд 4

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми

Слайд 5

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть: Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми; Недостаток внимания со стороны родителей; Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении; Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями; Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером; Особенности воспитания и отношений в семье, которые формируют компьютерную зависимость у ребенка;

Слайд 6

К признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся: ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера; провел хотя бы одну ночь у компьютера; прогулял школу – сидел за компьютером; приходит домой и сразу садится за компьютер; забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось); пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался; конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Слайд 8

Профилактика компьютерной зависимости. Советы родителям: Личный пример родителей; Все должно быть спланировано, чтобы не оставалось свободной минуты; Использовать компьютер как награду; Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам; Четко контролировать те игры, в которые играет ребенок; Установка специальных сетевых фильтров, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Слайд 9

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости? Ознакомить его с временными нормами работы на компьютере. Контролировать внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции). Приобщать к выполнению домашних обязанностей. Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе его дел. Осуществлять контроль и цензуру компьютерных игр и программ. Осуществлять контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей. Научить ребёнка способам совладения с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.

Слайд 10

Правильная посадка за компьютером

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние компьютера на здоровье ребенка

Противники преподавания курса информатики в начальной школе мотивируют свое негативное отношение  тем, что компьютер наносит вред здоровью ребенка. Так ли это? Как поправить ситуацию?...

Памятка для родителей "Компьютер и здоровье вашего ребенка"

Памятка-буклет для родителей "Компьютер и здоровье вашего ребенка"...

Как сохранить здоровье ребенка при работе за компьютером?

Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% ...

«Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером»

Как сохранить здоровье ребенка в век компьютеризации...

Родительское собрание «Поколение КОМП или влияние компьютера на здоровье ребенка».

Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с ...