МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ «ДЫХАНИЕ»
презентация к уроку по биологии по теме

Мокринская Валентина Михайловна

«Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero)» – сказал римский поэт Овидий. Дыхание - самая драгоценная, оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. «Дыхание -  жизнь». Эта фраза бесспорна и так  глубоко сидит в нашем сознании, что редко напоминает о себе.

Всем живым существам на Земле необходима энергия для поддержания своей жизнедеятельности. Растения используют энергию солнечного света. Эта энергия используется на построение органических веществ из углекислого газа и воды, и называется этот процесс фотосинтезом.

Животные добывают энергию из готовых органических веществ, получаемых с пищей. Но ведь для того чтобы освободить энергию, заключенную в органических веществах, надо их разложить на более простые. Это достигается окислением, то есть взаимодействием молекул органических веществ с кислородом. 

По-разному происходит дыхание на разных ступенях развития животного мира. Многие беспозвоночные животные — губки, плоские черви и другие — дышат всей поверхностью тела. Через кожу дышат  и многие мелкие насекомые. Но у большинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система — трахейная. Все их тело пронизано ходами; по ним поступает воздух и снабжает клетки и ткани кислородом. Уже у рыб есть специальные органы дыхания — жабры. Это складки нежной ткани, богато снабженные капиллярами. Из воды, омывающей эти капилляры, в кровь поступает кислород.

С переходом животных к наземной жизни дыхательная система еще более усложнилась. Земноводные дышат кожей и уже появившимися легкими, но сравнительно простого строения. Легкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающих имеют более сложное строение и достигают высокого развития.

Таким образом, дыхание – это основная функция нашего организма, обеспечивающая жизнь и здоровье. Но через дыхательную систему в наш организм поступает не только жизненеобходимый кислород, но и множество других веществ, среди которых могут встречаться и вредные для здоровья. Ярким примером насыщения организма ядовитыми веществами является курение. По данным статьи «Курят не по-детски» газеты «Труд» уже школьники 5-х и 6-х классов подвержены этой пагубной привычке. Самый опасный возраст, когда подростки чаще всего подвержены пагубной привычке, 13-14 лет. В столице анонимный опрос подростков провел городской центр по профилактике и лечению табачной зависимости наркологического диспансера N9. Согласно результатам курят 71% столичных подростков, более 42% - постоянно, 29% - периодически. Именно поэтому необходимо привлекать внимание учителей, школьников и их родителей к негативным последствиям курения и его воздействия на дыхательную систему и организм в целом. Знакомство с функционированием дыхательной системы организма проходит на уроках биологии 8 класса в разделе «Дыхание».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_prezentatsiya.pptx766.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ «ДЫХАНИЕ» 8 КЛАСС Автор: Мокринская Валентина Михайловна учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ Полх-Майданской СОШ

Слайд 2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Н.И. СОНИН

Слайд 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология как наука призвана изучать жизнь во всех ее проявлениях и формах. В силу своей специфики, биология развивает у обучающихся не только познавательный интерес и мыслительные способности, а также позволяет узнать больше о своем организме, ценить и беречь свое здоровье, открывает у школьников видение прекрасного в окружающем мире. Одним из важнейших признаков жизни является дыхание. Мы дышим с рождения и до смерти. Поэтому задача учителя при работе над разделом «Дыхание» не только рассказать о строении и функциях дыхательной системы, но и развить у обучающихся представление о гигиене дыхания. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Слайд 4

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА расширить и углубить знания обучающихся о строении и функциях дыхательной системы и сформировать у них бережное отношение к собственному здоровью. Цель: Задачи : Образовательные Развивающие Воспитательные Определить сущность процесса дыхания; Ознакомить с особенности строения и функционирования органов дыхания; Расширить знания обучающихся о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания; и др. Сформировать умения характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, оказывать первую помощь при нарушении дыхания; Развивать стремление обучающихся применять биологические знания на практике; Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения проблем дыхания; и др. Научно обосновать правила гигиены дыхания; Воспитывать негативного отношения подростков к курению; Способствовать ориентированию обучающихся в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; и др.

Слайд 5

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ И ЕЕ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КУРСЕ Первое знакомство с процессом дыхания у учащихся происходит на уроках биологии в 6 классе, где они изучают дыхание в рамках основных признаков живого, узнают о способах дыхания растений и животных. В 7 классах при изучении животных обучающие знакомятся с эволюцией дыхательной системы. Таким образом, в 8 классе обучающиеся уже имеют общее представление о процессе дыхания и дыхательной системе. На этом этапе идет изучение строения и функционирования дыхательной системы человека.

Слайд 6

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Новые критерии оценки деятельности и личности взрослого Центральное место в учебной мотивации занимает мотив самоутверждения. Неорганизованность, слабость воли Действие по наиболее сильному мотиву – самоутверждение среди сверстников Профессиональный рост педагога Самостоятельные творческие задания для учеников Заинтересовывать учеников, используя ИКТ, практические задания Устраивать публичные выступления, включать задания с компонентом соревнования

Слайд 7

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Слайд 8

Используемые образовательные технологии, методы, формы организации деятельности Технологии Методы обучения Формы организации деятельности Информационно-коммуникационные технологии; Технологии дифференцированного обучения. Объяснительно-иллюстративный метод ; Программированный метод; Проблемный метод обучения; Частично-поисковый. Индивидуально-обособленная форма; Фронтальная форма познавательной деятельности; Групповая форма организации познавательной деятельности; Формы организации домашней работы школьников (т ворческие задания, подготовка презентаций, задания по работе с учебником , с оставление кроссвордов, опережающие домашние задания)

Слайд 9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «ДЫХАНИЕ» № Тема урока 1. Значение дыхания. Органы дыхания. 2. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. 3. Дыхательные движения и их регуляция. 4. Заболевания органов дыхания и их профилактика. 5. Приемы оказания первой помощи нарушении дыхания и кровообращения. 6. Зачет по теме «Дыхание».

Слайд 10

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ» ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА Примечание: 2008-2009 – 10 человек, 2009-2010 – 26 человек, 2010-2011 – 19 человек.

Слайд 11

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ КУРЕНИЯ. Мною проводился анонимный опрос школьников 8 класса на протяжении последних трех лет: вредно или нет курение для здоровья. Опрос проводился дважды с одними и теми же школьниками – вначале изучения темы «Дыхание» и после нее (а также дополнительного внеклассного мероприятия о вреде курения). Вот какие результаты выявились. Вопрос: Вредно или нет, по-твоему, курение для здоровья?— Да, нет. Примечание: 2008-2009 – 10 человек, 2009-2010 – 26 человек, 2010-2011 – 19 человек.

Слайд 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ При разработке данной программы учитывались следующие факторы: психолого-педагогические особенности обучающихся, специфика материала, достижения современной науки в области биологии, взаимосвязь материала раздела с другими науками, наличие современных средств предоставления информации. Основной целью деятельности системы образования всегда считалось создание условий для получения знаний, умений, навыков и формирование личностных качеств учащихся. Главной целью образования является создание условий для подготовки учащихся к жизни в обществе. Во время изучения темы «Дыхание» учащиеся знакомятся с большим количеством полезной информации, которую они могут применить на практике. Важной задачей учителя биологии является прививать у школьников уважительное отношение к окружающей среде и своему здоровью. При изучении раздела «Дыхание» школьники знакомятся с тем фактом, что через дыхательную систему на организм человека могут оказывать вредное влияние большое количество веществ. В теме уделяется внимание негативному воздействию на организм человека, а особенно подростка, такой вредной зависимости как табакокурение.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по биологии

Раздел 3 «Царство Растения» включает 16 часов и объединяет 5 тем: Общая характеристика растений (2 часа); Подцарство Низшие растения (2 часа); Подцарство Высшие растения (4 часа); Отдел Голосеменные р...

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по литературе «Л. Н. Толстой»

Методическая разработка разделаобщеобразовательной программы по литературе«Л. Н. Толстой»...

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Клетка», 10 класс

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии« Клетка», 10 класс...

Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"

Презентация "  Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка»  10 класс"...

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы "Фонетика. Орфоэпия. Орфография" (10 класс)

В методической разработке  раскрыты цели, задачи, содержание раздела, программные требвания, методы и формы организации деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических и индивидуальныхосо...