Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Шойдокова Уржин Булатовна

рабочая программа по биологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5_klass_1617.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»

городского округа «Поселок Агинское»

«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»

Руководитель школьного методического объединения

___________/________________/

Протокол № _____ от «____»

_____________________2016г.

«Согласовано»

Заместитель  директора по НМР МОУ «АСОШ № 4»

ГО «Поселок Агинское»

_____________/Доржиева Ж.Б./

 «____ »_______________2016г.

«Утверждено»

Директор  

МОУ «АСОШ № 4»

ГО «Поселок Агинское»

____________/Иванова С.Ц./

 

 «____ »_____________2016г.

Рабочая программа

Предмет:биология

Класс:5

Количество часов:34

- по БУП:1

- по ШУП:

УМК: (ФИО) Пасечник В.В.,

Обеспеченность:100%

Подготовил: учитель  биологии

ФИО Шойдокова Уржин Булатовна

Стаж:

Категория:

Агинское, 2016

Содержание и планируемые результаты обучения

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

-экологические факторы;

-основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

-правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

-отличать живые организмы от неживых;

-пользоваться биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

-характеризовать среды обитания организмов;

-экологические факторы;

-проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Учащиеся должны знать:

-строение клетки;

-химический состав клетки;

-основные процессы жизнедеятельности клетки;

-характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма»,

« ядро», «ядрышко», «вакуоли»,

« пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

-отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны знать:

-основные методы изучения растений;

-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

- давать общую характеристику растительного царства;

-объяснять роль растений биосфере;

-давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Тип урока

Основные термины урока

Наглядные пособия, оборудование

Д/з

Введение (6 часов)

1.

АУДИТОРНОЕ

Биология-наука о живой природе

Методы исследования в биологии

Урок форм. Н.З.

Биология, экология, биосфера

Наблюдения, эксперимент, измерения

Приборы и инструменты

§1

план

§2

2.

Царства живых организмов

Урок систем.Н.З.

Царства живой природы

Гербарии, таблицы

§3

3.

Среды обитания организмов

Усвоения Н.З.

Водная, наземно-воздушная, почвенная. Организм как среда обитания.

Таблица Презентация

§4

4.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Усвоения Н.З.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные

Таблица гербарии

§5

5-6.

ВНЕАУДИТОРНОЕ

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»,

Практическая работа «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».

Блокнот, карандаши, линейки

повторить

Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов)

7.

Устройство увеличительных приборов

Урок-практ

Лаб/р

Клетка. Лупа.

Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив

Микроскоп, лупа, таблицы

§6

8.

АУДИТОРНОЕ

Строение клетки

Приготовление микропрепарата кожицы лука

Урок-исследование

Лаб/р

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Микроскоп, микролаборатория, готовые м/п, таблица, рельефные таблицы, лук

§7

9.

Пластиды

Форм умений и навыков,

Пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл

Микроскоп, микролаборатория, лист элодеи

§7

рис.

21

10.

Химический состав клетки

Усвоения Н.З.

Неорганические и органические вещества: углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты

Презентация, биол. эксперимент

§8

11

Жизнедеятельность клетки.

Деление клетки

Комбиниров-й,

Межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы

Хромосомы

Микроскоп, микролаборатория, лист элодеи, таблица

§9

12.

Понятие «ткань»

Усвоения Н.З.

Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные

Таблица

Презентация

§10

13-14

ВНЕАУДИТОРНОЕ

Игра «Тайны клетки"

РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (2 часа)

15

Бактерии, строение и жизнедеятельность

Усвоения Н.З.

Бактерии.  Синезеленые или цианобактерии. Сапротрофы. Паразиты.  

Таблицы

Презентация

§11

16.

Роль бактерии в природе и жизни человека

Комб.

Клубеньковые, или азотфиксирующие. Симбиоз. Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

Гербарии, таблицы

§12

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)

17.

АУДИТОРНОЕ

Общая характеристика грибов

Усвоения Н.З.

Грибница, или мицелий

Таблицы

§13

18

Шляпочные грибы

Комб.

Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз.

Таблицы муляжи,

презентация

§14

19.

Плесневые грибы и дрожжи

Урок-исследование л/р

Плесневые грибы. Дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии.

Презентация

Таблицы, гербарии

§15

§16

20-22.

ВНЕАУДИТОРНОЕ

Проект «Ядовитые грибы»

Проект «Грибы паразиты»

РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (12 часов)

23

АУДИТОРНОЕ

Ботаника – наука о растениях

Усвоения Н.З.

Ботаника. Низшие и высшие растения. Слоевище. Таллом.

Таблицы Презентация

§17

24.

Водоросли

Урок практикум

Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада. Хлорелла. Ламинария.

Таблицы, гербарии

Презентация

§18

25.

Роль водорослей в природе и жизни человека.

§18

26.

Лишайники

Усвоения Н.З.

Кустистые. Листоватые и накипные лишайники.

Таблицы натур. объекты герб-и

§19

27.

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

Урок-практикум

Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка. Вайи. Корневище. Спорангии.

Таблицы, гербарии

§ 20-21

28.

Голосеменные

Урок форм.Н.З.

Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. Женская шишка. Мужская шишка. Фитонциты.

Таблицы, гербарии натур объекты

§22

29.

Покрытосеменные, или цветковые

Комб.

Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы. Одно- Дву -Многолетние.

Гербарий дидак. мат-л

§23

30

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Усвоения Н.З.

Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты.

Отпечатки ископаемых

растений

§24

31-34.

ВНЕАУДИТОРНОЕ

Проект «Охраняемые  растения АБО и Забкрая»

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений»

Экскурсия «Музей Природы» п. Агинское

Аудиторная часть- 23 ч, внеаудиторная – 11 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...