Вопросы и задания для самоконтроля по теме" Дигибридное скрещивание. Законы Менделя"
тренажёр по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

Леднева Ольга Николаевна

Вопросы и задания для учащихся 9-11 классов можно ипользовать для подготовки к экзамену,а так же можно составлять дидактический материал к урокам, составляя разноуровневые задания для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

Вопросы и задания для самоконтроля

1.  Какое скрещивание называют дигибридным?

2.  Наследование какого количества признаков организма анализируется при дигибридном скрещивании?

3.  Какое количество пар хромосом несут гены, отвечающие за развитие признаков, наследование которых анализируется при дигибридном скрещивании?

4. Что лежит в основе равновероятного образования четырех типов гамет у дигетерозиготного организма?

5.  Сколько типов гамет образует особь, имеющая генотип. ААВВ, АаВЬ, АаВВ?

6.  Какие гаметы образует особь, имеющая генотип ВВСс,ВЬСс, ЬЬСс?

7.  Сколько типов гамет образует особь:

а)  гомозиготная и по первому, и по второму признаку;

б)  гомозиготная по первому и гетерозиготная по второму признаку;

в)  дигетерозиготная?

8.  Сколько разных фенотипов может иметь особь:

а)  гомозиготная и по первому, и по второму признаку;

б)  гомозиготная по первому и гетерозиготная по второму признаку;

в)  дигетерозиготная?

9. У человека карий цвет глаз и темные волосы — доминантные признаки, голубой цвет глаз и светлые волосы — рецессивные. Какие гаметы могут образоваться у:

а) гетерозиготного  кареглазого  мужчины  со  светлыми волосами; б) голубоглазой светловолосой женщины; в) дигетерозиготного кареглазого темноволосого мужчины?

10. Дайте формулировку третьего закона Менделя.

11. Каковы цитологические основы третьего закона Менделя?

12. При каком условии выполняется третий закон Менделя?

13. Можно ли при дигибридном скрещивании по фенотипу особи определить ее генотип? Почему?

14. Какова формула расщепления гибридов F2 по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании?

15. Пользуясь гипотезой чистоты гамет, объясните расщепление гибридов F2  по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании.

17. Сколько генотипических и фенотипических классов образуют гибриды  F2 при дигибридном скрещивании?

18. Выполняется ли первый закон Менделя при дигибридном скрещивании?

19. Докажите, что наследование признаков при дигибридном скрещивании независимо друг от друга.

20. Из вариантов ответов, предложенных к тестовым заданиям, выберите один верный (при ответе на вопрос учтите, что гены локализованы в разных парах гомологичных хромосом).

1. Количество типов гамет, образуемых растением гороха с генотипом АаВЬ:

 а) 1              6)2             в)3             г) 4

2.  Количество различных типов гамет, образуемых растением тыквы с генотипом АаЬЬ:

а) 1              6)2             в)3             г) 4

3.  Количество различных типов гамет, образуемых растением фасоли с генотипом ААВЬ:

а) 1              6)2             в) 3             г) 4

4.  Количество различных типов гамет, образуемых растением кукурузы с генотипом ААВВ:

а) 1              6)2             в)3             г) 4

5.  Сколько различных типов гамет будет образовывать растение ржи с генотипом ааЬЬ?

а) 1              6)2             в)3             г) 4

6.  Количество различных типов гамет, образуемых растением дурмана с генотипом. ааВЬ:

а) 1              6)2             в)3             г) 4

7.  Количество различных типов гамет, образуемых растением томата с генотипом АаЬЬ:

а) 1              6)2             в) 3             г) 4

8.  Количество различных типов гамет, образуемых растением капусты с генотипом АаВВ:

а) 1              6)2             в) 3             г) 4

9.  Количество различных типов гамет, образуемых растением земляники с генотипом ааВВ:

а) 1              6)2             в)3             г) 4

16.Заполните таблицу.

Генотипы скрещиваемых

Гаметы скрещиваемых особей

Соотношение генотипов в потомстве

Соотношение фенотипов в потомстве

особей

первый родитель

второй родитель

1

2

3

4

5

ААВВ х ААВВ

ААВВ х ААВЬ

ААВВ х ААЬЬ

ААВВ х АаВВ

ААВВ х АаВb

ААВВ х Ааbb

ААВВ х ааВВ

ААВВ х ааВЬ

ААВВ х ааbb

ААВb х ААВb

ААВb х ААbb

ААВb х АаВВ

ААВЬ х АаВЬ

ААВЬ х АаЬЬ

ААВЬ х ааВВ

ААВЬ х ааВЬ

ААВЬ х ааЬЬ

ААЬЬ х ААЬЬ

ААЬЬ х АаВВ

ААЬЬ х АаВЬ

ААЬЬ х АаЬЬ

ААЬЬ х ааВВ

ААЬЬ х ааВЬ

ААЬЬ х ааЬЬ

АаВВ х АаВВ

АаВВ х АаВЬ

АаВВ х АаЬЬ

АаВВ хааВВ

АаВВ хааВЬ

АаВВ х ааЬЬ

АаВЬ х АаВЬ

АаВЬ х АаЬЬ

АаВЬ х ааВВ

АаВЬ х ааВЬ

АаВЬ х ааЬЬ

АаЬЬ х АаЬЬ

АаЬЬ х ааВВ

АаЬЬ х ааВЬ

АаЬЬ х ааЬЬ

10. Организмы с генотипом ААЬЬ образуют гаметы:

а)  АА, bb                         в)А, b

б)  Аb                                г)A, b,Ab

11. Организмы с генотипом Aabb образуют гаметы:

а)  АА, bb, аа                   в) Аа, Вb                         

б)  Аb, аb                         г)Aa, ab, Ab, bb

12.  Организмы с генотипом aabb образуют гаметы:

а)  аа, bb                          в) a, b

б)  аb                               г) a, b, ab

13.  Организмы с генотипом AaBb образуют гаметы:

а)  Аа, ВЬ                       в) АВ, Аb

б)  АВ, Аb, аВ, аb           г) A, a, B, b

14.  Организмы с генотипом AABb образуют гаметы:

а)  АА, Вb                      в) АВ, Аb

б)  АВ, АА, Вb, аb          г) A, B, b

15.  Организмы с генотипом AABB образуют гаметы:

а)  АА, Вb                        в) аВ, аb           

б)  АВ, АА, ВЬ, аЬ         г) A, B, b

16.  Организмы с генотипом AaBB образуют гаметы:

а)  АА, ВВ                      в) AB

б)  А, В                           г) AA, BB, AB

17.  Организмы с генотипом образуют гаметы:

а)  АА, ВВ, аа                 в) AB, aa, AA, aB

б)  АВ, аВ                       г) A, a, B

18.  Организмы с генотипом образуют гаметы:

а)  аа, ВВ                        в) aB

б)  аВ, аа, ВВ                  г) a, B

А, Ь А, Ь, АЬ

19.  Сколько пар гомологичных хромосом, содержат гены, отвечающие за развитие окраски и формы семян у гороха?

а) 1              б) 2             в) 3             г) 4

20.  Сколько различных фенотипов ожидается в потомстве, полученном от скрещивания дигетерозиготного растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян (доминантные признаки) с двойной гомозиготой по доминантным признакам?

а) 1              б) 2             в) 3             г) 4

21. Сколько различных фенотипов ожидается в потомстве, полученном от скрещивания растения фасоли с черной окраской семенной кожуры, желтыми бобами (доминантные признаки) и генотипом ААВЬ с растением, имеющим белую семенную кожуру и зеленую окраску бобов?

а) 1              б) 2             в) 3             г) 4

22.  Сколько различных фенотипов ожидается в потомстве, полученном от скрещивания гомозиготного растения фигурной тыквы с белыми шаровидными плодами (доминантные признаки) с растением., имеющим желтые удлиненные плоды?

а) 1              б) 2             в) 3             г) 4

23.  Сколько различных генотипов можно ожидать в потомстве от скрещивания дигетерозиготного растения томата с красными шаровидными плодами (доминантные признаки) с таким же растением?

а) 1              6)3             в) 9             г) 16

24.  Сколько различных генотипов можно ожидать в потомстве от скрещивания растения томата с красными многокамерными плодами (доминантные признаки) и генотипом ААВЬ с растением, имеющим желтые двукамерные плоды?

а) 1              6)2             в) 9             г) 12

25.  Сколько различных генотипов можно ожидать в потомстве от скрещивания дигетерозиготного растения томата с гладкими шаровидными плодами с растением, имеющим желтые опушенные плоды?

а) 1              б) 2             в) 4             г) 9

26.  Сколько различных генотипов можно ожидать в потомстве от скрещивания двух гомозиготных растений с удлиненными полосатыми плодами (рецессивные признаки)?

а) 1              6) 2             в) 9             г) 12

27.  Генотип высокорослого растения гороха с пурпурными цветками, если высокорослость  (b) доминирует над карликовостью (а), пурпурная окраска цветка (В) над белой (b):

а) Ааbb      б) ААВb     в) ааbb       г) ааВb  

28. Генотип высокорослого растения томата с рассеченными листьями, если высокорослость (А) доминирует над карликовостью (а), рассеченный лист (В) над цельным (Ь):

а) АаЬЬ      б) ААВЬ     в) ааВЬ      г) ааЬЬ

29. Генотип растения флокса с кремовыми воронковидны-ми цветками, если белый цвет венчика (А) доминирует над кремовым (а), плоская форма венчика (В) над воронковидной (Ь):

а) АаЬЬ      б) ААВЬ     в) ааВЬ      г) ааЬЬ

30. Генотип карликового раннеспелого растения овса, если высокорослость (А) доминирует над карликовостью (а), раннеспелость (В) над позднеспелостью (Ь):

 а) АаЬЬ      б) ААВЬ     в) ааВЬ      г) ааЬЬ

31.  Вероятность рождения кареглазого правши, если один родитель гомозиготный кареглазый правша, а второй гомозиготный кареглазый левша (карий цвет глаз (А) доминирует над голубым, (а), праворукость (В) над леворукостью (Ь)):

а) 0%          б) 25%        в) 50%        г) 100%

32. Вероятность рождения голубоглазого темноволосого ребенка, если один родитель гомозиготный кареглазый темноволосый, а второй гомозиготный кареглазый светловолосый (карий цвет глаз (А) доминирует над голубым (а), темный цвет волос (В) над светлым (Ь)):

а) 0%        б) 25%        в) 50%        г) 100%

33. Вероятность рождения белой вихрастой морской свинки от скрещивания дигетерозиготного черного вихрастого животного с гомозиготным черным, гладким (черный цвет шерсти (А) доминирует над белым (а), вихрастая шерсть (В) над гладкой (Ь)):

а) 0%          б) 25%       в) 50%        г) 100%

34. Вероятность рождения альбиноса с прямыми волосами, если отец гетерозиготен, имеет прямые волосы и нормальную пигментацию, а мать гомозиготна и имеет такой же фенотип, как и отец ребенка (нормальная пигментация (А) доминирует над альбинизмом (а), волнистые волосы (В) над прямыми (Ь)): а)0%          6)25%        в) 50%        г) 100%

35. Каковы генотипы растения дурмана с пурпурными цветками и колючими семенными коробочками, и растения с белыми цветками и гладкими семенными коробочками, если все потомство от их скрещивания имело пурпурные цветки и колючие семенные коробочки (пурпурная окраска цветка (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) над гладкими (Ь))?

а)  ♀ АаВЬ х ♂ааЬЬ              в) ♀ААВЬ х аа♂ЬЬ

б)  ♀АаВВ х ♂ааЬЬ              г)  ♀ААВВ х ♂ааЬЬ

36. Какие генотипы имели курица с гороховидным, гребнем и оперенными ногами и петух с простым гребнем и голыми ногами, если в потомстве от их скрещивания наблюдается расщепление по генотипу в соотношении 1:1 (гороховидный гребень (А) доминирует над простым  (а), оперенные ноги  (В)  над неоперенными (b))?

а)   ♀АаВВ х ♂ААЬЬ             в) ♀АаВЬ х ♂АаВЬ

б)  ♀АаВВ х ♂ааЬЬ              г)  ♀ААВВ х ♂ааЬЬ

37.  Какие генотипы имели растение ячменя с остистым двурядным. колосом и растение с безостым, многорядным колосом, если в потомстве от их скрещивания наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 1:1:1:1 (остистость (А) доминирует над безосто-стью  (а), двурядность  (В)  над многорядностью(b))?

а)   ♀АаВb х ♂ААbb             в) ♀АаВЬ х ♂АаВb

б)   ♀АаВВ х ♂ааbb              г) ♀АаВЬ х ♂ааbb

38.  Какие генотипы имели растения ячменя с остистым плотным колосом, если в потомстве, полученном от их скрещивания, наблюдается расщепление по генотипу в соотношении 9:3:3:1 (остистость (А) доминирует над безостостью (а), плотность (В) над рыхлостью (b))?

а)   ♀АаВb х ♂ААbb             в) ♀АаВЬ х ♂АаВb

б)   ♀АаВВ х ♂ааbb              г) ♀АаВЬ х ♂ааbb


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моногибридное скрещивание . I и II законы Менделя»(сертификак изд."1 Сентября")

Методическая разработка урока позволяет использовать интерактивную доск,компьютер и формирует у учащихся знания о гибридологическом методе, законах единообразия гибридов первого поколения и расщеплени...

Презентация.Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

Презентация, иллюстрирует третий закон менделя. Значение анализирующего скрещивания. Содержит задачи по генетике....

Открытый урок: «Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя».

Урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и 1С «Образование» 3.0Образовательный комплекс:«Основы общей биологии». Основные опо...

Презентация "Моногибридное скрещивание. Законы Менделя"

Генетика. Моногибридное скрещивание, 1 и 2 законы Менделя.  Презентация для урока биологии в 9 классе. Даны формулировки законов, схемы скрещивания....

Тема урока: «Дигибридное скрещивание. III Закон Менделя»

Тема урока:    «Дигибридное скрещивание. III Закон Менделя»...