Разработка урока "Экологическая оценка учебных кабинетов"
план-конспект урока по биологии (10, 11 класс) на тему

Нехорошкова Светлана Ивановна

Урок по теме «Экологическая оценка состояния учебных кабинетов» - это урок раздела «Экология человека» в рабочей программе курса «Экология» (11 класс). На уроке предусмотрена практическая работа. На уроке прикладной экологии «Экология современного дома» в разделе  «Урбоэкология»  в рабочей программе предусмотрена практическая работа «Видовой состав комнатных растений лицея» и домашняя практическая работа «Изучение экологического состояния  жилой комнаты». Поэтому объединение этих уроков из двух учебных дисциплин оправдано и позволяет комплексно провести практикум. Подготовка к уроку (за неделю до урока) включала в себя:

·        формирование групп (группы формировались путем жеребьевки);

·        определение лидера группы (назначает учитель);

·        выполнение заданий каждой группой 

- группа 1 проводила измерение  параметров всех учебных кабинетов. Определялись: площадь кабинета; площадь окон и коэффициент естественного освещения; площадь фрамуг и коэффициент аэрации; коэффициент искусственного освещения; температурный режим, относительная влажность воздуха.

- группа 2 разработала анкету по субъективной оценке учебных кабинетов и провела ее во всех классах лицея.

- группа 3 определяла характер визуальной среды кабинетов лицея, наличие агрессивных визуальных полей, а также провела анкетирование учащихся и их родителей по отношению к цветовой гамме в одежде и кабинетах лицея.

- группа 4 определяла видовой состав комнатных растений и их жизненность в кабинетах лицея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologii_vladimirovanehoroshkova_ebl.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Владимирова О.С., Нехорошкова С.И.

ОУ: МБОУ ЭБЛ

Тема: Экологическая оценка учебных кабинетов лицея

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Форма урока: урок-проект

Цель урока: способствовать формированию у учащихся экологической культуры и сохранению у него устойчивого здоровья в результате формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в школе и дома

Задачи урока: 

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • развивать мотивы учебной деятельности;
  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками в процессе выполнения работы группой;
  • формировать уважительное отношение к иному мнению;
  • развивать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • развивать умения работать с информацией;
  • развивать операции мышления: сравнение, анализ, обобщение;
  • развивать умение грамотно строить речевые высказывания;
  • способствовать развитию умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
  • формировать умение работать в группе;
  • обеспечить формирование умения осуществлять личностную рефлексию.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • преобразование и применение полученных теоретических знаний по факторам здоровья человека в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
  • приобретение опыта проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного  отношения к экологии.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные (П)

  • формирование умения находить и использовать нужную информацию;
  • формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  •  формирование умения строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные (К)

  • формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя;
  • формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;
  • выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Регулятивные (Р)

  • выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения;
  • формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; 
  • формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.):

Учителю: компьютер, проектор.

Обучающимся (на группу): ноутбук, листы бумаги, конверты с раздаточным материалом (раздаточный материал в конвертах соответствует количеству учащихся в группе), справочный материал (СанПиН, справочники, энциклопедии школьника)                        

Технологическая карта урока

Планируемые результаты УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап (1 мин.)

Л: самоорганизация

Р: способность регулировать свои действия

Распределение учащихся по группам (проводится заранее перед уроком. Каждая группа до урока получает задание, которое должна выполнить к уроку). Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку

  1. Актуализация опорных знаний и умений (6 мин.)

Л: развитие эмоционально- нравственной отзывчивости.

 Р: контролируют правильность ответов

 П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

 К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

 Л: мотивация к изучению нового учебного материала.

С целью актуализации знаний по теме организуется фронтальная работа с терминами и понятиями. Игра «Я знаю, что…»

Задание: объяснить термины: «экология человека»; «здоровье», «факторы здоровья», «факторы риска заболевания»; «группы факторов здоровья»; «среда обитания человека», «природная среда», «социальная среда», «среда обитания как фактор здоровья человека»

.

       

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры Уточняют и дополняют ответы одноклассников, высказывают свое мнение

Отвечают по алгоритму: начинать свое объяснение со слов «Я знаю, что…».  

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (4 мин.)

Р: принятие цели и постановка задач урока

Р: планирование действий

 К: умение полно и точно выражать свои мысли

Формулировка темы и цели урока совместно с учащимися.

- Вы уже хорошо владеете знаниями  такого раздела как «Экология человека», а сегодня  мы попытаемся с Вами, используя  ваши теоретические знания, провести экологическую экспертизу оценки состояния наших учебных кабинетов и предложить возможные реальные пути их улучшения.  

Высказывают  своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя; размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока.

  1. Практическая работа (35 мин.)

П: построение логической цели рассуждения

К: планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

П: анализ, сравнение, обобщение;

Преобразование информации из одного вида в другой

 Вступительное слово учителя. Инструктаж к работе. Организация работы групп:

  1. группа «Гигиенисты»*  Задание:

 сравните данные, полученные в ходе замеров, с требованиями СанПиН; заполните таблицу «Соответствие учебных кабинетов требованиям СанПин». Проанализируйте ее. Подготовьте свое выступление.(см. прил.1)

  1. группа «Социологи»*. Задание: проведите обработку результатов, проведенного вами опроса учащихся лицея. Подготовьте свое выступление. .(см. прил.2)
  2. группа «Экологи»*. Задание: проанализируйте результаты анкетирования, опроса и оценки визуальной среды учебных кабинетов. Подготовьте свое выступление.(см. прил.3)
  3. группа «Флористы»*. Задание: проведите анализ результатов обследования видового состава и состояния комнатных растений в экспозициях учебных кабинетов. Используя справочники, оцените эффективность озеленения. Подготовьте свое выступление. .(см. прил.4)

Контролируют работу групп.

Оказывают помощь группам при затруднениях.

Помогают в подготовке совместной компьютерной презентации

*  - каждая группа получила свое задание на предыдущем уроке: 1 группа – провести измерения в учебных кабинетах (площадь, кубатуру, площадь окон, площадь фрамуг для проветривания, естественную и искусственную освещенность, относительную влажность воздуха, температуру);

2 – разработать и провести анкету «Субъективная оценка состояния учебных кабинетов»;

3 -  провести экспертизу визуальной среды лицея

4 – изучить видовой и количественный состав комнатных растений в экспозиции учебных кабинетов, определить их жизненность.

  1. Обсуждают  в группах. Формулируют выводы. Объясняют их. Готовят презентационные материалы для совместной презентации к отчету..

5.Презентация результатов работы (30 мин.)

Л: развитие умения представлять информацию в разных видах

Р: формирование умения осознавать конечный результат

П: построение логической цепи рассуждения.

К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками

Организует:

  • презентацию результатов работы групп;
  • оформление практической работы в тетрадях;


Выступают по своей проблеме. Слушают другие выступления. Анализируют, комментируют, обсуждают. Делают записи в своих тетрадях, заполняют сводную таблицу (см.прил.5)

6.Обобщение (3 мин.)

Проводят обобщение полученных результатов.

Участвуют в обсуждении итогов работы

7.Объяснение домашнего задания (2 мин.)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения.

- Вы провели экспертизу состояния производственной среды учащихся лицея. Предлагаем вам на выбор:

1)разработать рекомендации по улучшению ситуации для всех учебных кабинетов;

2) провести экологическую экспертизу своей комнаты (квартиры, дома).

Записывают домашнее задание

8.Рефлексия и оценка своих результатов (8 мин.)

Л: смыслообразование

П: рефлексия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулирование и аргументация своего мнения.

Дают оценку работы отдельных групп и класса.

Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности на уроке

 («5 баллов»:

Оценить по 5-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я"           0________5

„Мы"        0________5

„Дело"     0________5)

Проводят самооценку своей работы на уроке. Оценивают уровень достижения поставленной на урок цели.

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Материалы для группы «Гигиенисты»

Таблица заполняется во время работы группы на уроке. Учащиеся сравнивают  данные своих предварительных измерений соответствующих параметров с требованиями САНПиН.

Таблица. Состояние учебных кабинетов лицея

№ кабинета

S/V

(площадь,объем)

t

(температура)

Отн.влажность воздуха

КЕО

(коэффициент естественного освещения)

КИО

(коэффициент искусственного освещения)

КАэ

(коэффициент аэрации)

Примечание

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

Условные обозначения:

++   - полное соответствие нормам

+-     - незначительное отклонение

                                                                             --     - не соответствует нормам

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Материал для работы группы 2 «Социологи»

Задание: Разработать и провести анкету среди учащихся лицея с целью выявления субъективной оценки состояния учебных кабинетов.

Вариант разработанной анкеты:

АНКЕТА

  1. В каком учебном кабинете тебе нравиться находиться?
  2. Почему в этом кабинете тебе комфортно?
  3. В каком учебном кабинете тебе не нравиться?
  4. Почему в этом кабинете тебе не комфортно?

 (укажите класс)

Задание 2. Используя результаты анкетирования заполните таблицу(заполняется на уроке)

Табл. Обработка результатов соцопроса

нравится, чел./ %

причины

не нравится

чел./ %

причины

 примечание

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

  ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Материалы для работы группы 3 «Экологи»

  1. Анкета для предварительного опроса учащихся (составлены участниками группы)

Для учащихся

  1. Как ты думаешь, цвет может влиять на твоё самочувствие?
  2. Какой цвет делает тебя активным?
  3. В какие цвета ты бы окрасил учебные кабинеты?

2. Оценочная таблица «Видеосреда*  кабинетов лицея»

Состояние

(поля)

примечание

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

* Влияние гомогенной и агрессивной среды на здоровье

“Глаза – зеркало души”, но, перефразируя эти слова, можно сказать: “ То, что мы видим, влияет на нашу душу, т.е. глаза не только орган зрения, это тропинка в наше сознание.”

При создании искусственной среды обитания человека, наряду с другими требованиями, надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. К сожалению, как показывают исследования, эти требования повсеместно нарушаются, в результате чего в большинстве случаев создается противоестественная визуальная среда, в частности гомогенные и агрессивные видимые поля.

Гомогенным называется поле, на котором либо отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено.

Причины возникновения ее различны. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Гомогенная видимая среда может возникнуть в шахте в силу специфического места работы - вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снежными просторами Арктики или Антарктики. В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве и в транспорте. Примерами гомогенных полей в городской среде являются глухие заборы, гладкие двери, панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие и крыши домов. В квартирах гомогенные поля начинаются с гладкой входной двери, продолжаются полированными стенками и шкафами и заканчиваются гладким пластиком на кухне.

Агрессивное видимое поле — это поле, на котором равномерно рассредоточено большое число одинаковых элементов. Современная архитектура в большинстве случаев создает своим видом агрессивную видимую среду. Это многоэтажные здания с большим числом одинаковых окон на стене, стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом. двери, обитые вагонкой, а также всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий и т. д. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое, к примеру, стена дома с навесными рустами, за металлической решеткой. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения.

  ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Материалы к предварительной работе группы 4 «Флористы»

Озеленение кабинетов лицея        

№ кабинета

Кол-во

растений

Кол-во видов

Состояние (жизненность)

примечание

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

ПРИЛОЖЕНИ 5    

Табл. Экологическое состояние учебных кабинетов лицея

№ кабинета

Санитарно-гигиеническая оценка

Социологическая оценка

Визуальная оценка

Оценка озеленения

ИТОГ

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

ВЫВОД:

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кабинет технологии. План работы учебного кабинета Технологии на учебный год

Примерный план работы учебного кабинета технологии на 2011-2012 учебный год...

РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ ПО РАЗДЕЛУ «МЕСТОИМЕНИЕ»

КИМ по русскому языку в 6 классе по теме "Местоимение" предназначен для учебных навыков и их оценки в соответствии ФГОС ООО...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 классов по разделу «Лексика. Культура речи»

Проектная работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «ФГОС ООО – основа достижения нового качества гуманитарного образования» в ПМЦПКиППРО Института психологии и образов...

Паспорт учебного кабинета информатики (учебного кабинета – творческой лаборатории)

Учебный кабинет - творческая лаборатория учителя является материально-технической и методической базой образовательного процесса и представляет собой специализированный кабинет, предназначенный для со...

СХЕМА оценки функциональности кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении

Схема оценивания оборудования специализированного кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении составлена на основании приказа Мин. общего и проф. образования РО № 49 «Об утверж...

Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"

Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"...