Урок биология 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Криволапова Татьяна Александровна

Конспект обобщающего урока по курсу Зоология 7 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_7_klass.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 7 класс

Тема : Обобщение материала по курсу зоологии

Цель: Обобщить и закрепить знания по   разделу «Зоология»

Задачи:

-систематизировать знания  обучающихся по основным типам животных;

-развивать интеллектуальные умения:  выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, умения объяснять, аргументировать;

-формировать умение  применять полученные знания на практике, через различные формы работы.

-Продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование новых  форм обучения и создание ситуации успеха

- воспитывать умение работать коллективно

Элементы ФГОС  Предметные: уметь отличать представителей разных классов животных друг от друга

Метапредметные: формулировать познавательную цель; осуществление самоконтроля и взаимопроверку; планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: способствовать воспитанию самостоятельность, дисциплинированность; формировать ответственное отношение к работе.

Тип урока: обобщающий

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый

Ход урока:

1. Организационный момент

2 Этап мотивации- 

Братец Иванушка просит у сестрицы Аленушки воды напиться из пруда. А сестрица Аленушка ему запрещает. Иванушка не слушается. Попил и стал козленочком!!!!

Ребята, а если мы с вами попьем из пруда, что может с нами произойти??? Ответы учащихся)

3. Целеполагание- чем мы будем с вами заниматься на последнем уроке (обобщать, систематизировать, повторять и применять полученные знания на практике)

4. Систематизация знаний

- Задание 1 Давайте установим правильную последовательность появления на Земле представленных групп животных

( на столах листы, работы в парах и у доски)

ТИП САРКОДОВЫЕ

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

ТИП МОЛЮСКИ

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

ТИП ХОРДОВЫЕ

**************************************************

КЛАСС МНОГОЩЕТИНКОВЫЕ ЧЕРВИ

КЛАСС ДВУСТВОРЧАТЫЕ

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ

КЛАСС ПТИЦЫ

-Задание 2   Как вы думаете?

-Что произойдет с   представителями  класса земноводных, если  внезапно наступит осень? Почему

-Животные могут общаться между собой? А как? Попробуйте угадать

(презентация)

- Задание 3   Назовите все классы Типа Хордовых ( Ланцетники, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)

(работа в парах Выберите признаки)

Из представленных признаков выберите те, которые относятся к земноводным:

  1. Кожа голая, слизистая
  2. Кожа сухая, лишенная желез
  3. Конечности имеют пятипалое строение, задние ноги развиты лучше передних
  4. У большинства конечности отсутствуют
  5. Между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки
  6. Плавательных перепонок нет
  7. Дышат с помощью легких и кожи
  8. Дышат с помощью легких и жабр
  9. Размножение происходит на суше
  10. Размножаются в воде
  11. К ним относятся лягушки, жабы, ящерицы
  12. К ним относятся лягушки, саламандры и тритоны
  13. Сердце двухкамерное
  14. Сердце трехкамерное
  15. Оплодотворение у большинства наружное
  16. Оплодотворение внутреннее

Из представленных признаков выберите те, которые относятся к пресмыкающимся:

  1. Кожа голая, слизистая
  2. Кожа сухая, лишенная желез, с щитками и чешуйками
  3. Конечности имеют пятипалое строение и располагаются под туловищем
  4. Конечности имеют пятипалое строение и располагаются по бокам тела
  5. Дышат с помощью легких и кожи
  6. Дышат с помощью легких
  7. Размножение происходит на суше
  8. Размножаются в воде
  9. К ним относятся саламандры, ящерицы, змеи
  10. К ним относятся ящерицы, черепахи, крокодилы
  11. Сердце только трехкамерное
  12. Сердце трехкамерное, у некоторых четырехкамерное
  13. Оплодотворение как наружное, так и внутреннее
  14. Оплодотворение внутреннее
  15. Продукты, выделяемые пищеварительной, половой и выделительной системой выводятся через клоаку.
  16. Продукты, выделяемые пищеварительной, половой и выделительной системой выводятся через собственные выводные пути.

Земноводные : 2, 4, 6, 7, 9, 14, 16, 18, 20

Пресмыкающиеся: 1, 3, 5, 7, 10, 11, 14, 16, 18, 19

Групповая Форма работы

Задание 4    Вы смотрите разные передачи о животных, читаете книги и рассказы. И всегда делились со мной различной информацией. А сегодня я вам предлагаю небольшие рассказы о животных

(СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТОВ- работа в группах)

Росомаха, Лягушачьи тайны, Гидра, Инфузория туфелька

Задание 5 провидите  самостоятельный поиск биологической

информации: находите в тексте  необходимую биологическую информацию о живых  организмах

Известно, что обыкновенный бегемот, или гиппопотам, — крупное полуводное травоядное млекопитающее.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

1) Масса крупных самцов достигает 4 тонн, длина тела 3 метра, высота в плечах до 1,65 м. Ноздри, глаза и уши несколько приподняты, что позволяет бегемоту дышать, смотреть и слышать, оставаясь почти полностью под водой.

2) Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — большую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу только ночью на несколько часов для кормежки.

3) Шкура бегемота имеет серо-коричневый цвет с розоватым оттенком и достигает толщины 4 см.

4) Общая длина пищеварительного тракта (желудок и кишечник) составляет 60 метров, что позволяет бегемоту значительно полнее усваивать клетчатку из растений.

5) Половой диморфизм выражен слабо, самки меньше самцов на 10%.

6) Бегемот относится к отряду парнокопытных, так как его конечности имеют четыре пальца, каждый из которых оканчивается подобием копытца

Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.

2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.

3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.

4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.

5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.

6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.

Известно, что крот обыкновенный — млекопитающее, обитающее в почве. Из приведённого ниже списка выберите три признака, относящихся к приспособлениям крота к подземному образу жизни. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) У крота удлинённое и округлое тело, сильно укороченная шея и вытянутая морда, приплюснутая сверху вниз.

2) Передние лапы имеют широкие лопатообразные ладони, вывернутые наружу и вооружённые мощными когтями.

3) Размеры средние: длина тела от 9 до 23 см, длина хвоста от 1,5 до 3,6 см.

4) Внешних ушных раковин нет. Глаза рудиментарные и часто скрыты кожей.

5) Самки рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком.

6) Активны круглосуточно, прожорливы

Известно, что лось — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

1) Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.

2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.

3) Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.

4) В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.

5) Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.

6) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом — травами

Задание 6: Какой класс животных мы изучили самый последний ( млекопитающих).

Предлагаю вам выполнить мультмедийный тест . Девиз – Один за всех и все за одного.

5. Итог урока – заполните свои таблички с оценками

Ребята, на протяжении этого года мы с вами изучили курс зоологии. Как вы думаете, это было нам необходимо или достаточно и того что мы видим по телевизору. А может и совсем нам не надо знать ничего о животных.

( ответы детей)

Впереди лето и я желаю Вам провести его с пользой, позагорать, отдохнуть и с новыми силами начать учебный год. Спасибо за урок.

        

Оценка

«5»- активно участвую

«4»- помогаю, стараюсь отвечать

«3»- работаю пассивно, время от времени, инициативу проявляю слабо

Работа в паре

Работа в группе

Мультимедийный тест

Презентация

Общая оценка

Оценка

«5»- активно участвую

«4»- помогаю, стараюсь отвечать

«3»- работаю пассивно, время от времени, инициативу проявляю слабо

Работа в паре

Работа в группе

Мультимедийный тест

Презентация

Общая оценка

Оценка

«5»- активно участвую

«4»- помогаю, стараюсь отвечать

«3»- работаю пассивно, время от времени, инициативу проявляю слабо

Работа в паре

Работа в группе

Мультимедийный тест

Презентация

Общая оценка

Оценка

«5»- активно участвую

«4»- помогаю, стараюсь отвечать

«3»- работаю пассивно, время от времени, инициативу проявляю слабо

Работа в паре

Работа в группе

Мультимедийный тест

Презентация

Общая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

урок биологии "Класс Земноводные или «Лягушачьи секреты»"

План  конспект  урока  биологии,  технологическая  карта  урока....

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

презентация урока биологии "Класс Пресмыкающиеся"

данная презентация позволит изучить с учащимися Класс пресмыкающиеся в полном объеме...

Конспект урока биологии "Классы Однодольные и Двудольные растения"

Конспект содержит технологическую карту и приложения для организации работы на уроке....

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...