Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Кострова Евгения Сергеевна

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г., Маш Р. Д., Изд.: ВЕНТАНА-ГРАФ_ ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_b-8_organy_dyhaniya.doc64 КБ
Office presentation icon urok_21_b-8.ppt920.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 8

Учебник:  Биология. Человек / Драгомилов А. Г., Маш Р. Д., Изд.: ВЕНТАНА-ГРАФ

Учитель: Кострова Евгения Сергеевна (1 квалификационная категория), МОУ Космынинская СОШ (Нерехтский р-н, Костромская область)

Тема урока: «Значение дыхания. Органы дыхания»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология урока: развивающее обучение по технологии Л.Г.Петерсон.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Цель урока: изучить строение и функции органов дыхания, значение дыхания для организма человека.

Задачи:

Образовательные: познакомить со строением органов  дыхания в связи с их функциями ;

Развивающие: формировать умения выдвигать гипотезы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь.

Воспитательные: создать условия для приобретения устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни.

Планируемые результаты:

Личностные: определить границы собственного знания и незнания;

Метапредметные: иметь возможность высказать свою точку зрения; учиться соотносить понятия, рисунки;  создавать обобщения, строить логическое  рассуждение, делать выводы. Тренировать умение работы с текстом, преобразовывать текст в таблицу. Знать понятие «таблица».

Предметные: знать понятия «альвеолы», «трахея», «гортань», «бронхи».

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные: умение удерживать концентрацию внимания, формирование учебно-познавательного интереса;

Регулятивные: коррекция своих знаний, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном;

Познавательные: (общеучебные) умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации; (логические) обобщение, сравнение, анализ.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, работать в группе.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Реализация

Время

1. Мотивация к учебной деятельности

Ребята задают друг другу вопросы по всему пройденному материалу. При ответе можно пользоваться учебником и записями в тетрадях.

Проговор в  парах

3 мин.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

1) тест:

1. Переносит кислород с помощью гемоглобинаю

2. Самая крупная артерия организма.

3. Сосуд, имеющий проходные клапаны.

4. Содержит в себе лимфоциты и фагоциты.

На доске:

А) лимфоузел

Б) аорта

В) вена

Г) эритроцит

Д) лимфа

(Ответ (следующий слайд):

1-г, 2–б, 3-в, 4-а)  

4 мин.

2) – Какой круг кровообращения идёт через лёгкие?

 Ответ: малый круг

3) Какая кровь отходит от лёгких?

Ответ: артериальная

4) А по каким сосудам?

Ответ: по лёгочным венам

5) А откуда берётся кислород в лёгких?

Ответ: в процессе дыхания вдыхаем

6) – Распределите органы дыхания в правильном порядке, начиная с носовой полости

Слайд 3:

1 – бронхи

2 – носовая полость

3 – носоглотка

4 – лёгкие

5 – гортань

6 – ротовая полость

7 – трахея

7) (если все ответы из п.6 верны) – Каково строение гортани?

Ответ: (не знают)

8) Что такое альвеолы?

Ответ: лёгочные пузырьки

9) Как процесс дыхания связан с органами пищеварения?

Ответ: (не знают)

10) За счёт чего образуется голос?

Ответ: (не знают)

3. Выявление места и причины затруднения

- В чем у вас возникло затруднение?

- Почему?

Ответ: не знаем…

- Ещё не изучали.

1 мин.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

1) – Что мы должны сделать, чтобы назвать неизвестные вам вещества?

2) – Какую цель поставите перед собой на уроке?

3) Где мы возьмём нужную нам информацию?

Ответ: изучить новый материал.

Ответ: узнать/вспомнить строение дыхательной системы, как процесс дыхания связан с органами пищеварения, за счёт чего образуется голос.

Ответ: в учебнике.

1 мин.

5. Реализация проекта выхода из затруднения

- Работать сегодня на уроке будете в группах по вопросам на слайде. Работу выполняем всей группой.

Задание: дать краткие ответы на вопросы на слайде (и провести нужные эксперименты)

На слайде 4:

  1. Заполните таблицу «Органы дыхания»:

Органы

строение

функции

  1. Дополните и запишите схему «Органы дыхания»:

Носовая полость - ? – трахея - ? - ?

  1. Изучите рис. 53 и покажите на модели гортани голосовые связки и надгортанник.
  2.  Как дыхательная система связана с кровеносной?
  3. Каково значение дыхательной системы?

18 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием

Проверка по группам и оценивание работы групп.

Выставление отметок за работу в группе в листах учёта знаний.

4 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Сейчас я назову характеристики оснований, а вы ставьте «+», если согласны и «-», если не согласны с моим утверждением.

Ответы: 1-«-»

               2-«-»

        3-«+»

        4-«-»

        5-«+»

Фиксация ответов (+/-) в тетрадях для к.р.

Вопросы: (на слайде)

1) В трахеи находятся голосовые связки.

2) Кровеносная система доставляет углекислый газ от лёгких к тканям и выносит кислород через выдох.

3) До трахеи идёт гортань, а после трахеи бронхи.

4) В носовой полости нет кровеносных сосудов.

5) Бронхи заканчиваются альвеолами.

Ответы на следующем слайде.

Взаимопроверка в парах и фиксация отметки за проверочную работу в листах учёта знаний.

3 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение

1) Составьте схему взаимодействия дыхательной и кровеносной системы.

2) По рис. 52 (с.102) и тексту пар.23 (с.101) выпишите цифры органов дыхания в правильной последовательности, начиная с лёгких.

3) С каким бытовым прибором (по функциям) можно сравнить носовую полость?

4) К чему может привести дыхание ртом?

5) Что такое чихание? Зачем и почему мы чихаем?

Работа в группах.

Индивидуальная работа.

Ответ: 9, 11, 10, 8, 7, 6, (4), 3

Далее фронтально:

Ответ: с кондиционером.

Ответ: заболевание горла; к сокращению челюсти (искривление зубов); может развиться шепелявость при разговоре.

Ответ: удаление пыли и слизи из верхних дых. путей; объёмная скорость воздушного потока до 12 литров в секунду;

максимальная скорость прохождения воздуха может быть 120 м/с; невозможно чихать с открытыми глазами.

5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности

-Поставьте себе оценку за урок в лист учёта знаний по 5-бальной шкале.

- Д/з: пар.23.

Фиксация самооценки урока в листах учёта знаний.

1 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А) лимфоузел Б) аорта В) вена Г) эритроцит Д) лимфа

Слайд 2

Ответы 1 – г 2 – б 3 – в 4 – а

Слайд 3

1 – бронхи 2 – носовая полость 3 – носоглотка 4 – лёгкие 5 – гортань 6 – ротовая полость 7 – трахея

Слайд 4

1. Заполните таблицу: «Органы дыхания» Органы строение функции 2. Дополните и запишите схему «Органы дыхания»: носовая полость ? Трахея ? ? 3. Изучите рис. 53 и покажите на модели гортани голосовые связки и надгортанник. 4. Как дыхательная система связана с кровеносной? 5. Каково значение дыхательной системы?

Слайд 5

Ответы - - + - +

Слайд 6

Д/з: пар.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.

На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...

Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.

Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".

Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...

Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Органы дыхания"

Цель урока:  Ознакомится со значением дыхания, изучить органы дыхания человека.Задачи:·        Ознакомится с лёгочным и тканевым дыханием·...

Технологическая карта урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"

Технологическая карта  урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"...

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока-  открытие новых знаний и их первичное закрепление.Фо...

Технологическая карта урока по биологии для 8 классов "Органы. Системы органов."

Данная методическая разработка составлена с учётом требований ФГОС для учащихся 8 классов. Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о органах и системах органов человека.Задачи урока:Образоват...