Технологическая карта урока по биологии для 8 классов "Органы. Системы органов."
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Есионова Ольга Николаевна

Данная методическая разработка составлена с учётом требований ФГОС для учащихся 8 классов. 

Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о органах и системах органов человека.

Задачи урока:

Образовательные:

- определить сущность понятий «система органов», «организм»;

-выяснить функции основных физиологических систем и органов, их образующих;

Развивающие:

- развивать умения: самостоятельно работать с учебником и другими источниками знаний, извлекая из них нужную информацию;

-развивать умения рассуждать, сравнивать, обобщать;

-развивать умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

Воспитательные:

-воспитывать стремление к познанию, общей культуре;

-воспитывать валеологические  аспекты в отношении самого себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока взвод 8/1, 8/2  19.19

Тема урока: Строение организма человека. Органы. Системы органов.

Общий обзор строения и функций организма человека.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о органах и системах органов человека.

Задачи урока:

Образовательные:

- определить сущность понятий «система органов», «организм»;

-выяснить функции основных физиологических систем и органов, их образующих;

Развивающие:

- развивать умения: самостоятельно работать с учебником и другими источниками знаний, извлекая из них нужную информацию;

-развивать умения рассуждать, сравнивать, обобщать;

-развивать умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

Воспитательные:

-воспитывать стремление к познанию, общей культуре;

-воспитывать валеологические  аспекты в отношении самого себя.

Планируемые результаты:

Знать:

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ.

Уметь:

- распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека; 

-выявлять приспособления организма человека к среде обитания, 

-сравнивать биологические объекты органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

 (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

Интернет ресурсы:

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/minutki_relaksacii_mir_v_kaple_rosy

https://yandex.ru/images/search?text=картинки

Содержание урока

  1. Организационный момент

- Приветствие;

-Проверка наличия учащихся;

-Психологический настрой(слайд 2)

Будем откровенны!

Ребята, вам необходимо закончить предложение:

1. Я всегда улыбаюсь, когда...

2. Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что...

3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении...

4. Больше всего я радуюсь, когда...

5. Больше всего я огорчаюсь, когда...

  1. Проверка знаний (слайд 3)

1) Что такое ткань?

(Ткань - это группа клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединительных между собой межклеточным веществом.)

2) Какие выделяют группы тканей?

(Эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.)

3) Чем образована эпителиальная ткань?

(Эпителиальная ткань образована плотно прилегающими друг к другу клетками, которые расположены в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо.)

4) Какие особенности характерны для эпителиальной ткани?

(Клетки плотно прилегают к друг к другу; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замещаются новыми.)

5) Назовите виды соединительной ткани.

(Костная, хрящевая, жировая, кровь.)

6) Что такое межклеточное вещество?

(Межклеточное вещество - это вещество, заполняющее промежутки между  клетками, объединяющее клетки в единое целое, обеспечивающее клеткам опору, защиту, питание, дыхание и выделительную функцию.)

7) Какие особенности характерны для гладкой мышечной ткани?

(Гладкая мышечная ткань образована небольшими по размерам  веретенообразными одноядерными мышечными клетками. Сокращение гладких мышц происходит автоматическими, то есть помимо нашей воли.)

8) Какие особенности строения отличают поперечно-полосатую мышечную ткань от сердечной?

(Поперечно-полосатая мышечная ткань состоит из многих ядерных мышечных волокон (видоизмененных мышечных клеток), а сердечная мышечная ткань образована клетками, имеющими 1-2 ядра. Клетки сердечной мышечной ткани сложно переплетены и в отличие от поперечно-полосатой мышечной ткани сокращаются не отдельными пучками, а сразу всей сердечной мышцей, сначала у предсердий, а затем у желудочков.)

9) Что такое нейрон?

(Нейроны- это основные нервные клетки.)

10) Как устроен нейрон?

(Нейрон имеет тело, отростки и нервные окончания. Отростки бывают двух типов: короткие разветвленные - дендриты; длинный - аксон.)

11. Каковы функции нейроглии?

(Нейроглия выполняет опорную, защитную и питательную функции.)

  1. Целеполагание (совместное формирование темы и целей урока)

Сформулируйте тему урока, используя слова: системы, органы, органов.(слайд 4)

Тема: Органы. Системы органов. (слайд 5)

-Какие цели на уроке нам необходимо достичь?

Обучающиеся предлагают варианты.

Предполагаемый ответ обучающихся (слайд 6)

-вспомним строение организма;

-узнаем, что такое органы и системы органов человека;

-будем учиться устанавливать связь между их строением и работой органов и систем органов.

IV.  Изучение нового материала

  1. Стадия вызова: Зачем человеку необходимы знания о своём организме?
  2. Стадия осмысления

Прочесть текст учебника (стр 39-43 ) используя приём «Инсерт» (метод активного чтения).

На полях сделайте маркировку:

«V» - известная информация;

«-» –противоречит моим первоначальным представлением;

«?» – непонятная информация;

«+» –новая информация;

«!» – интересно.

            3)Стадия рефлексии

Совместный разбор информации с использованием маркировки.

         V.Закрепление

1.  Заполнить таблицу «Система органов»

Системы органов

Строение, составляющие органы

Функции

Совместная проверка заполнения таблицы с использованием слайдов презентации (слайды: 9-16)

Знакомство с аппаратами: Опорно-двигательный, эндокринный (слайд 17)

МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ

2. Лабораторная работа №2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека (с использованием: приложения 2,  слайдов  19-23 презентации)

        VI. Домашнее задание

  • Стр 39-43, повторить стр 31-43.
  • Творческое задание (по желанию) подготовить сообщения:

- Гормон роста;

- Сахарное равновесие в крови;  

- Гормон активных действий;

- Щитовидная железа и ее гормоны.

      VII. Рефлексия

Составьте синквейн по изученной теме.

Синквейн – это пятистрочная строфа. За основу возьмите какой либо орган человека.

  • 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
  • 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
  • 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
  • 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
  • 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Предмет: биологияУровень образования: основное общееТема: Орган зрения и зрительный анализаторТип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)Форма ...

Технологическая карта урока по биологии в 10 классе " Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"

Технологическая карта   урока "Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"...

Технологическая карта урока по теме " Органы и системы органов растений. Побег".

Тема урока:  Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».)Класс:  6 классУчит...

Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

  Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...