Конспект урока, технологическая карта урока по биологии на тему "Болезни дыхательной системы и их предупреждение" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Урок "Гигиена дыхания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gigiena.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Биология, 8 класс

УМК, автор программы

Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Драгомилов, Р. Д.  Маш; под ред..- М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с. : ил.

Учитель

Саликбаева Сария Рамельевна

Тема урока, № урока в рабочей программе

Урок 11. Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Цель урока

изучить заболевания дыхательной системы и меры их профилактики

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • углубить и закрепить ранее полученные знания о строении
  • органов дыхания и их функциях. познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы
  • органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания.
  • умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать и сравнивать. анализировать и обобщать факты;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь организовать совместную деятельность на конечный результат
  • уметь выражать свои мысли
  • прививать стремление к ЗОЖ.
  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
  • продолжить воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Коммуникативные- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Регулятивные- умение организовывать выполнение заданий учителя; устанавливать причинно-следственные связи

Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Болезни органов дыхания, грипп, рак легких, туберкулез, пневмания, гайморит.

Оборудование урока:

Учебник, презентация, плакат «Дыхательная система», воздушный шар, статоскоп, халат врача.

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке!

Проверка готовности к уроку.

Прошу садиться.

Как и на каждом уроке вас ждет открытие новых знаний при изучении новой темы.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку

Регулятивные:  владение основами самоконтроля,

Проверка домашнего задания

Назовите органы дыхательной системы  человека и укажите их на плакате.

Составьте схему движения вдыхаемого воздуха на доске.

Назовите этапы дыхания.

Ответьте на вопросы:  

Какие дыхательные движения вам известны? С помощью чего осуществляются эти дыхательные движения. Что такое диафрагма?

Какие  выделяют виды регуляции дыхания?  

Где расположен дыхательный центр?

Оцениваю ответы.

Отвечают устно на вопросы, комментируют, составляют схему.

Носовая, ротовая полости, носоглотка, ротоглотка, гортань, трахея, бронхи, альвеолы.

Дыхательные движения( вдох и выдох) осуществляются благодаря работе межреберных мышц и диафрагмы (мышечная перегородка, разделяющая брюшную и грудную полости).

Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Так же на дыхание оказывают влияние высшие дыхательные центры коры больших полушарий. Регуляция дыхания бывает рефлекторная (нервная) и гуморальная.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Актуализация  знаний

Как вы думаете, в чем вы более всего нуждаетесь в данный момент?

Проверим так ли это: проба по К.П. Бутейко

•        Сядьте удобно, расслабьтесь;

•        Сделайте спокойный вдох и неполный выдох;

•        Зажмите нос пальцами и задержите дыхание, но не пересиливайте себя, глубокого вдоха после задержки быть не должно, заметьте, сколько секунд вы можете не дышать.

Слайд №1.

Чего вам сейчас больше всего хотелось?

- Сейчас вы были бы готовы отдать все на свете ради одного вдоха... Дыхание является важнейшим условием жизни.

  Что может помешать нам свободно дышать? Какие факторы негативно влияют на дыхательную систему человека?

К чему приводят влияние этих негативных факторов? (к образованию заболеваний дыхательной системы)

Для чего необходимо знать  заболевания дыхательной системы? (для их предупреждения)

Следовательно, тема нашего урока…

Какая цель урока? – на основе обобщения и систематизации знаний сформулировать правила гигиены дыхания. Что должны узнать?

Чему мы должны сегодня научиться?

Запишите число и тему урока.

Слайд № 2

Размышляют, предлагают различные варианты.

Выполняют пробу с задержкой дыхания. Засекают и записывают время задержки.

- Вдохнуть!

Предполагаемые ответы:

  • Экологическое загрязнение атмосферы
  • Курение
  • Неправильное дыхание
  • Возбудители инфекционных заболеваний

Формулируют тему и цель урока.

•        познакомиться с  распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики;

•        рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

•        продолжать формирование основ гигиены ;  

•        воспитывать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Записывают число и тему урока

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

Освоение новых знаний.

Какие заболевания дыхательной системы вам уже известны?

Рассказ о заболеваниях дыхательной системы.

По мере моего объяснения вам необходимо заполнить таблицу в тетрадь. Слайд №3

Заболевание

Симптомы        

Гайморит

Боль в области гайморовых пазух, гнойные выделения из носа, чувство давления на голову и глаза.

Грипп

Резкий подъем температуры, озноб, боли в мышцах, головные боли, сухой кашель.

Пневмония

Резкий подъем температуры, кашель с выделением гнойной мокроты.

Туберкулёз

Сначала протекает скрыто, затем может перейти в активную форму: кашель с мокротой и примесями крови, лихорадка, похудение.

Теоретический материал о гриппе, гайморите, пневмонии и туберкулезе. Слайд №4, 5 

Про рак зачитаем вслух из учебника со с. 112, записать симптомы после обсуждения: в чем отличие причины заболевания рака от ранее описанных заболеваний.

Заболевание

Симптомы

Рак лёгких

Симптомы:  кашель с гнойной мокротой с примесями крови, одышка, болевые ощущения .

Проверим правильность заполнения таблицы. Слайд №6

Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний).

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

Для того чтобы  сформулировать основные правила гигиены дыхания прослушайте сообщение «Чистый воздух» и используя текст учебника на с.113 запишите их в тетрадь.

(Опережающее задание -  сообщение ученика «Чистый воздух»)

Вывести на слайд. Обсудить результаты работы с учениками.

Называют известные заболевания органов дыхательной системы.

Слушают и заполняют таблицу.

Один ученик зачитывает текст учебника.

Анализируют, описывают симптомы.

Отвечают на вопрос: причиной заболеваний ранее описанных заболеваний служит инфекция.

У рака - перерождение

эпителиальных тканей.

Учащиеся поочередно зачитывают результаты заполнения таблицы.

Выполняют дыхательные упражнения.

Слушают сообщение, работают с текстом учебника.

Записывают правила в тетрадь.

Озвучивают правила, обсуждают.

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.

сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

смысловое чтение;

Регулятивные: прогнозирование результата,  нахождение и использование различных источников информации;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:  усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Зaкрепление мaтериaлa

Ролевая игра:

Сегодня мы побываем на приёме у врача.

Выбрать, кто желает быть доктором, посадить за отдельный стол, одежда, рецепты лечения болезни, табличка «Врач терапевт»

Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни.

- Вы пришли на приём к врачу.

Больной 1: Температуры тела (до 38 °C — 40 °C), озноб, боли в мышцах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, есть выраженное чувство сухости в носу и глотке. сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной.

Доктор: Уважаемый больной, да у вас грипп: Вам необходимо принимать жаропонижающие, отхаркивающие, и противокашлевых средства, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. Вам необходим покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать курения и спиртных напитков.

Больной 2: Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль.

Доктор: У вас острый тонзиллит (ангина). Назначим лечение: постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами для борьбы с чрезмерно высокой температурой тела, головной болью, и для смягчения болевых ощущений.

В период восстановления - хорошее питание, полноценный сон, избегать контакта со здоровыми людьми, не курить!

Больной 3: Имею жалобы на кашель, отхождение мокроты, головную боль, одышку, першение в горле. Признаюсь, что давно курю.

Доктор: хронический бронхит

Лечение: Отказ от курения, флюорография, занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, прогулки на свежем воздухе.

 Больной 4: заложенность и гнойные выделения из носа, сильная головная боль, боль в области пазух носа, чувство давления на глаза.

Доктор: это гайморит, может быть результатом осложнения насморка и инфекции.  

 Лечение: промывание, после сосудосуживающих препаратов, соляным раствором, антибиотики, при осложнениях для удаления гноя возможно оперативное вмешательство – прокол пазух.

Слушают симптомы пациентов и определяют заболевание. Доктор говорит рекомендации, соответствующие заболеванию.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

Домашнее задание

1. Изучить §27.

2. Выполнение творческих заданий (по желанию): - напишите 3 вещи, которые человек не может делать,     одновременно куря сигарету.   -выполните словесный портрет курильщика. -придумайте новый слоган, агитирующий за отказ от курения, который можно разместить на пачках сигарет.

3.Изучите домашнюю аптечку. Подберите и запишите названия лекарственных средств, применяемых при гриппе, ангине, бронхите, насморке.

Записывают домашнее задание.

Познавательная: смысловое чтение.

Личностные:  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Рефлексия

Выставление отметок за работу на уроке. (взаимооценка)

Ответьте: Что нового вы сегодня узнали? Как вы думаете, нужны ли вам полученные  знания? Где вы их сможете применить?

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении.

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!».

Урок закончен. До свидания.

Определяют собственные затруднения в деятельности.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: проводят рефлексию учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Читаем с удовольствием!План -конспект урока.Технологическая карта урока.

План-конспект урока .Технологическая карта урока....

Технологическая карта урока по биологии в 10 классе " Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"

Технологическая карта   урока "Генотип как целостная система. Взаимодействие неаллельных генов"...

Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 8 класса "Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления"

Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина АнатольевнаКласс: 8 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Математические основы ин...

Технологическая карта урока по биологии для 8 классов "Органы. Системы органов."

Данная методическая разработка составлена с учётом требований ФГОС для учащихся 8 классов. Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о органах и системах органов человека.Задачи урока:Образоват...

технологическая карта урока по биологии в 8 классе "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""

разработка открытого урока по биологии "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""....