Рабочая программа элективного курса «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»
элективный курс по биологии (10 класс) на тему
Данный курс вписывается в современную концепцию естествознания, позволяет расширить кругозор учащихся старших классов в области биологии, химии, а также интегрировать полученные разрозненные знания из разных наук при формировании целостной картины мира у выпускников лицея. Курс рассчитан на десятиклассников, изучается в течение одного года (35 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_2017.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
«Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»
учителя биологии МБОУ «Лицей № 5» Вакиловой Д. Г.
2017-2018 г.
Пояснительная записка.
Данный курс вписывается в современную концепцию естествознания, позволяет расширить кругозор учащихся старших классов в области биологии, химии, а также интегрировать полученные разрозненные знания из разных наук при формировании целостной картины мира у выпускников лицея. Курс рассчитан на десятиклассников, изучается в течение одного года (35 часов).
Цель курса «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»:
Развивать инженерные компетенции при изучении основ молекулярной биологии, биохимии и генетики.
Задачи курса.
- продолжать формирование метапредметных компетенций при создании, применении и преобразовании знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач.
-продолжать формирование у учащихся общеучебных и коммуникативных компетенций при работе в группах
- развивать умение работать с различными источниками информации, в том числе с применением индивидуальных компьютерных технологий.
Актуальность курса.
Тема элективного курса выбрана на основании присвоения МБОУ «Лицей №5» статуса «Экспериментальная площадка Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» 20 мая 2016 года. Тема экспериментальной площадки «Игропрактики: формирование инженерных компетенций нарастающей сложности» .
В описанном в ФГОС 2-го поколения в «портрете выпускника школы» можно выделить характеристики выпускника школы, которые относятся к инженерным компетенциям:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
-осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
-владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
-мотивированный на творчество и инновационную деятельность
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую деятельность
Высокотехнологичность и наукоемкость современных производств и услуг предполагает соответствующий уровень профессиональной культуры и подготовки молодых специалистов, как залог их востребованности на рынке труда, а, следовательно, создает условия для использования системы научно-технического творчества детей как площадки их развития.
Воспитание будущих инженеров задача общая и начинать готовить таких специалистов нужно с самого младшего возраста, и проводить подготовку неразрывно до конца обучения в школе.
Инженерная деятельность включает в себя в качестве основных компонентов:
-изобретательскую деятельность,
- инженерные исследования,
-проектирование,
-моделирование,
-конструкторскую и технологическую деятельности.
Обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Элективный курс «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике» позволит обучающимся проецировать теоретический материал , полученный в ходе уроков биологии 9-10 классов в практическую плоскость, моделировать молекулы биополимеров, строить полипептидные цепи по заданным генетическим программам, составлять и интерпретировать родословные, анализировать генетические карты.
Литература
Основная:
- Алексашина И.Ю. Естествознание 11 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2008
- Глик Б. Молекулярная биотехнология. – М.: Мир, 2002.
- Кириленко А. Биология. Молекулярная биология. - Ростов н/д.: Легион, 2015
- Кириленко А. Биология. Генетика.- Ростов н/д.: Легион, 2016.
- Гончаров О. Генетика.Задачи.- Саратов: ОАО «Лицей», 2008
Дополнительная:
- Пименов А, Пименов И. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: Издательство НЦЭНАС- 2007
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.- М.: Мир – 1990
- Реймерс Н. Краткий словарь биологических терминов. – М.: Просвещение , 1995.
- Димитриев А. Д., Амбросьева Е. Д. Биохимия; Дашков и Ко - Москва, 2009.
- Семчиков Ю. Д. Высокомолекулярные соединения; Академия - Москва, 2010.
- Мушкамбаров Н. Н., Кузнецов С. Л. Молекулярная биология; Медицинское информационное агентство - Москва, 2007.
- Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
- Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В. и др. Общая и медицинская генетика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
План занятий
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Химические связи биополимеров. Конструирование ди- и полисахаридов. | 1 |
2 | Создание модели двуслойной фосфолипидной мембраны. Гидрофобность и гидрофильность молекулы липида. | 1 |
3 | Многообразие белков. Моделирование образования пептидных связей. | 1 |
4 | Биосинтез белка. Конструирование белков по заданной последовательности нуклеотидов ДНК. | 1 |
5 | Решение простейших задач на биосинтез белка. | 1 |
6 | Решение задач на биосинтез белка, усложненных мутациями ДНК. | 1 |
7 | Моделирование этапа трансляции в биосинтезе белка. | 1 |
8 | Конструирование нуклеиновых кислот. | 1 |
9 | Определение длины молекулы белка или ДНК по заданным параметрам. | 1 |
10 | Определение скорости сборки молекулы белка по заданным параметрам. | 1 |
11 | Лабораторная работа. Ферментативные реакции. Сравнение скорости работы неорганических катализаторов и ферментов. | 1 |
12 | Лабораторная работа . Анализ действия денатурирующих агентов различной природы на белок куриного яйца. | 1 |
13 | Конструирование молекулы АТФ. Моделирование превращения АТФ в ди- и монофосфат. | 1 |
14 | Моделирование транспорта веществ через мембрану клетки. | 1 |
15 | Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука. | 1 |
16 | Конструирование модели животной клетки. Анализ целостной картины работы животной клетки. | 1 |
17 | Конструирование модели растительной клетки. Анализ целостной картины работы растительной клетки. | 1 |
18 | Механизм мышечной деятельности. Конструирование простейшей модели мышечного волокна. | 1 |
19 | Энергетическое обеспечение работающих мышц. Сравнительная характеристика путей ресинтеза АТФ при мышечной деятельности различного характера. | 1 |
20 | Биохимические основы спортивной тренировки. | 1 |
21 | Составление суточных рационов питания для людей различных профессий, исходя из данных калорийности пищи и энерготрат. | 1 |
22 | Конструирование схем генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание. Моделирование гипотезы чистоты гамет. | 1 |
23 | Конструирование схем генетических задач на кодоминирование. Решение задач на наследование групп крови. | 1 |
24 | Моделирование постулатов Хромосомной теории наследственности. | 1 |
25 | Решение задач на сцепленное наследование признаков. | 1 |
26 | Конструирование кроссоверных гамет. | 1 |
27 | Составление схем решения задач на сцепленное с полом наследование признаков. | 1 |
28 | Комбинированные генетические задачи. | 1 |
29 | Взаимодействие неаллельных генов: эпистаз, полимерия, комплементарность. | 1 |
30 | Генеалогический метод исследования наследственности человека. Конструирование родословных по заданным параметрам. | 1 |
31 | Анализ родословных. Решение задач на определение характера наследования признаков по схемам родословных. | 1 |
32 | Генетическое картирование. Определение расстояния между генами и порядка их расположения в хромосоме. | 1 |
33 | Конструирование этапов митоза и мейоза из подручных средств, предложенных обучающимся. Решение задач на определение количества хромосом и ДНК на различных этапах митоза и мейоза. | 1 |
34 | Конструирование моделей генных, хромосомных и геномных мутаций. | 1 |
35 | Определение типов мутаций по представленным генетическим картам и микрофотографиям кариотипов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Биохимия и основами молекулярной биологии и биотехнологии"
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля....
"Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах"
Программа элективного курса по биологии«Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс является предметным, направленны...
Рабочая программа курса "Конструирование из бумаги".
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность матер...
Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»
Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»...
Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"
Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"...
Программа факультативного курса «Молекулярная биология и генетика в задачах» (10-11 класс, 34 часа)
Актуальность курса Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)
Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...