Рабочая программа элективного курса «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»
элективный курс по биологии (10 класс) на тему

Вакилова Дина

Данный курс вписывается в современную концепцию естествознания, позволяет расширить кругозор учащихся старших классов в области биологии, химии, а также  интегрировать полученные разрозненные знания из разных наук при формировании целостной картины мира у выпускников лицея. Курс рассчитан на десятиклассников, изучается в течение одного года (35 часов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_2017.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса

«Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»

учителя биологии МБОУ «Лицей № 5» Вакиловой Д. Г.

                                   2017-2018 г.

Пояснительная записка.

Данный курс вписывается в современную концепцию естествознания, позволяет расширить кругозор учащихся старших классов в области биологии, химии, а также  интегрировать полученные разрозненные знания из разных наук при формировании целостной картины мира у выпускников лицея. Курс рассчитан на десятиклассников, изучается в течение одного года (35 часов).

Цель курса «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике»:

Развивать инженерные компетенции при изучении основ молекулярной биологии, биохимии и генетики.

Задачи курса.

- продолжать формирование метапредметных компетенций при создании, применении и преобразовании знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач.  

-продолжать формирование у учащихся общеучебных и коммуникативных компетенций при работе в группах

- развивать умение работать с  различными источниками информации, в том числе с применением индивидуальных компьютерных технологий.

Актуальность курса.

Тема элективного курса выбрана на основании присвоения МБОУ «Лицей №5» статуса «Экспериментальная площадка Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет»  20 мая 2016 года. Тема экспериментальной площадки «Игропрактики: формирование инженерных компетенций нарастающей сложности» .

В описанном в ФГОС 2-го поколения в «портрете выпускника школы» можно выделить характеристики выпускника школы, которые относятся к инженерным компетенциям:

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,

-осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

-владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

-мотивированный на творчество и инновационную деятельность

- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую деятельность

Высокотехнологичность и наукоемкость современных производств и услуг предполагает соответствующий уровень профессиональной культуры и подготовки молодых специалистов, как залог их востребованности на рынке труда, а, следовательно, создает условия для использования системы научно-технического творчества детей как площадки их развития.

Воспитание будущих инженеров задача общая и  начинать готовить таких специалистов нужно с самого младшего возраста, и проводить подготовку неразрывно до конца обучения в школе.

Инженерная деятельность включает в себя в качестве основных компонентов:

-изобретательскую деятельность,

- инженерные исследования,

-проектирование,

-моделирование,

-конструкторскую и технологическую деятельности.

Обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.  

Элективный курс «Конструирование в биохимии, молекулярной биологии и генетике» позволит обучающимся проецировать теоретический материал , полученный в ходе уроков биологии 9-10 классов в практическую плоскость, моделировать молекулы биополимеров, строить полипептидные цепи по заданным генетическим программам, составлять и интерпретировать  родословные, анализировать генетические карты.

Литература

Основная:

  1. Алексашина И.Ю. Естествознание 11 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2008
  2. Глик Б. Молекулярная биотехнология. – М.: Мир, 2002.
  3. Кириленко А. Биология. Молекулярная биология. - Ростов н/д.: Легион, 2015
  4. Кириленко А. Биология. Генетика.- Ростов н/д.: Легион, 2016.
  5. Гончаров О. Генетика.Задачи.- Саратов: ОАО «Лицей», 2008

Дополнительная:

  1. Пименов А, Пименов И. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: Издательство НЦЭНАС- 2007
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.- М.: Мир – 1990
  3. Реймерс Н. Краткий словарь биологических терминов. – М.: Просвещение , 1995.
  4. Димитриев А. Д., Амбросьева Е. Д. Биохимия; Дашков и Ко - Москва, 2009.
  5. Семчиков Ю. Д. Высокомолекулярные соединения; Академия - Москва, 2010.
  6. Мушкамбаров Н. Н., Кузнецов С. Л. Молекулярная биология; Медицинское информационное агентство - Москва, 2007.
  7. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
  8. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В. и др. Общая и медицинская генетика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

                                                   План занятий

Тема занятия

Кол-во часов

1

Химические связи биополимеров. Конструирование ди- и полисахаридов.

1

2

Создание модели двуслойной фосфолипидной мембраны. Гидрофобность и гидрофильность молекулы липида.

1

3

Многообразие белков. Моделирование образования пептидных связей.

1

4

Биосинтез белка. Конструирование белков по заданной последовательности нуклеотидов ДНК.

1

5

Решение простейших задач на биосинтез белка.

1

6

Решение задач на биосинтез белка, усложненных мутациями ДНК.

1

7

Моделирование этапа трансляции в биосинтезе белка.

1

8

Конструирование нуклеиновых кислот.

1

9

Определение длины молекулы белка или ДНК по заданным параметрам.

1

10

Определение скорости сборки молекулы белка по заданным параметрам.

1

11

Лабораторная работа. Ферментативные реакции. Сравнение скорости работы неорганических катализаторов и ферментов.

1

12

Лабораторная работа .  Анализ действия денатурирующих агентов различной природы на белок куриного яйца.

1

13

Конструирование молекулы АТФ. Моделирование превращения АТФ в ди- и монофосфат.

1

14

Моделирование транспорта веществ через мембрану клетки.

1

15

Лабораторная работа. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

1

16

Конструирование модели животной клетки. Анализ целостной картины работы животной клетки.

1

17

Конструирование модели растительной клетки. Анализ целостной картины работы растительной клетки.

1

18

Механизм мышечной деятельности. Конструирование простейшей модели мышечного волокна.

1

19

Энергетическое обеспечение работающих мышц. Сравнительная характеристика путей ресинтеза АТФ при мышечной деятельности различного характера.

1

20

Биохимические основы спортивной тренировки.

1

21

Составление суточных рационов питания для людей различных профессий, исходя из данных калорийности пищи и энерготрат.

1

22

Конструирование схем генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание. Моделирование гипотезы чистоты гамет.

1

23

Конструирование схем генетических задач на кодоминирование. Решение задач на наследование групп крови.

1

24

Моделирование постулатов Хромосомной теории наследственности.

1

25

Решение задач на сцепленное наследование признаков.

1

26

Конструирование кроссоверных гамет.

1

27

Составление схем решения задач на сцепленное с полом наследование признаков.

1

28

Комбинированные генетические задачи.

1

29

Взаимодействие неаллельных генов: эпистаз, полимерия, комплементарность.

1

30

Генеалогический метод исследования наследственности человека. Конструирование родословных по заданным параметрам.

1

31

Анализ родословных. Решение задач на определение характера наследования признаков по схемам родословных.

1

32

Генетическое картирование. Определение расстояния между генами и порядка их расположения в хромосоме.

1

33

Конструирование этапов митоза и мейоза из подручных средств, предложенных обучающимся. Решение задач на определение количества хромосом и ДНК на различных этапах митоза и мейоза.

1

34

Конструирование моделей генных, хромосомных и геномных мутаций.

1

35

Определение типов мутаций по представленным генетическим картам и микрофотографиям кариотипов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Биохимия и основами молекулярной биологии и биотехнологии"

Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля....

"Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах"

Программа элективного курса по биологии«Молекулярная биология и генетика в вопросах и ответах» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА    Элективный курс является  предметным, направленны...

Рабочая программа курса "Конструирование из бумаги".

Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность матер...

Элективный курс профильного обучения в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии и генетике»

Элективный курс профильного обучения   в 10-х классах «Решение задач по молекулярной биологии  и  генетике»...

Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"

Программа элективного курса "Решение задач по молекулярной биологии и генетике"...

Программа факультативного курса «Молекулярная биология и генетика в задачах» (10-11 класс, 34 часа)

Актуальность  курса  Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 10-11классов Решение задач по молекулярной биологии и генетике (практикум по биологии)

Курс «Решение задач по молекулярной биологии и генетике» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности,...