Внеклассное мероприятие "Знатоки Байкала"
методическая разработка (5, 6 класс) по теме

Хобракова Норсон Владимировна

   Данное мероприятие предназначено для учащихся 5-6классов. Проводится в форме игры-викторины, которая посвящена теме Байкал. Цель викторины: повторить, обобщить  и расширить знания учащихся об экологических особенностях  и уникальности озера Байкал. Мероприятие ориентировано на формирование и развитие у детей экологической культуры, творческой активности, культуры  безопасного поведения на природе, бережного отношения и любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hobrakova_nv-razrabotka_stsenariya_baykal.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка

внеклассного мероприятия по Байкаловедению

учитель биологии МАОУ «СОШ №37», г. Улан-Удэ

Хобракова Норсон Владимировна

Название мероприятия: «Знатоки Байкала»

Форма проведения: игра - викторина

Методы: беседа, метод наглядности, частично-поисковый.

Оборудование: конверты с заданиями, компьютер, проектор.

Цель:

  • повторить, обобщить  и расширить знания учащихся  об экологических особенностях  и уникальности озера Байкал.

Задачи:

Обучающая: расширить и углубить знания учащихся об озере Байкал как об уникальном природном явлении.

Развивающая: развивать экологическую культуру учащихся, творческую активность детей, логическое мышление, внимательность.

Воспитывающая: воспитывать культуру безопасного поведения на природе и бережное отношение к природе.

План мероприятия:

I. Вступительное слово учителя.

II. Викторина

  1. Первый этап викторины. Письмо-рассказ.
  2. Второй этап викторины. Загадки и вопросы.
  3. Третий этап викторины. «Мозговой штурм».

4.Четвертый этап викторины. Творческое задание на тему «Я и Байкал»

     5. Пятый этап. Конкурс плакатов в защиту озера  Байкал.

     6. Шестой этап. Творческий конкурс. «О, как красив Байкал!»

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята!

-Какой природный объект, расположенный на территории нашей республики, занесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО?

-Да правильно. Озеро Байкал  является одним  из самых крупных и живописных озер мира. Особенности озера представляют собой главную ценность для науки и охраны в области изучения истории эволюции.

 Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие  по Байкалу и выявим самых лучших Знатоков Байкала. Эпиграфом нашей викторины будут стихи Баира Дугарова.

                       Байкал

                                              Замирают крутые гольцы в удивлении:

                                             Отчего наши песни светлы и нежны?

                                             Оттого, что Байкал – море древнего племени –

                                             Он прекрасен, а значит, прекрасны и мы.

                                                В наших судьбах, не правда ль, есть что-то такое

                                             От размаха его поднебесной волны.

                                             Поглядите, как солнечной силой прибоя

                                             Рвёт он сети таёжной глухой тишины!

                                                                                                      Б. Дугаров

-Ребята, как вы думаете, для чего людям необходимы знания о Байкале?

Ответы ребят:

- Так как вода Байкала уникальна, обладает необыкновенной чистотой и прозрачностью. В озере  Байкал содержится 80% запасов пресной воды нашей страны и 20% -планеты. Его называют «колодцем планеты». Поэтому люди должны об этом знать и беречь озеро Байкал.

- Для вас сегодня мы приготовили викторину «Знатоки Байкала».

Она будет состоять из нескольких этапов. Все этапы будут оценивать жюри.

Итак, класс делится на 5 команд. Выбираем капитанов. Каждая команда выходит и представляет свою команду. (Название и девиз команды)

II. Викторина

Первый этап викторины

Учитель: Ребята, на ваших партах лежат конверты с заданиями, то есть в них имеются задания для каждого этапа викторины.

-Итак, ребята, внимание! Эрудиты (9-11 классы) нашей школы прислали вам письмо с интересным заданием для вас. Вы должны внимательно прочитать письмо и на листах бумаги написать ошибки, которые допущены в рассказе. За каждый правильный ответ команда получает балл.

Письмо - Рассказ «Озеро Байкал».

Озеро Байкал

  Байкал расположен в центре Азии, на юге Западной Сибири, между Иркутской областью и Республикой Бурятии. Протяженность Байкала с юго-запада на северо-восток -636 км.

Считается, что озеро Байкал - самое древнее озеро на Земле. Некоторые учёные утверждают, что ему около 20-25 миллионов лет. А ещё это самое глубокое озеро в мире (1470м).

 Общая площадь Байкала - около 31 500 тысяч квадратных километров. Она равна площади отдельного государства, например, Бельгии со всеми ее городами.

Байкал со всех сторон окружен горами и горными хребтами. На

западной стороне Байкала  расположен Байкальский хребет, на северной стороне переходит в Приморский хребет. Восточный берег с юга окружен хребтом Хамар-Дабан, который отходит от Саянских гор. А вдоль северной части тянется Баргузинский хребет, вершины которого достигают 2300-2600 м. На Байкале много островов, мысов, а крупнейший полуостров - это Святой Нос.

В средней части озера Байкал  находится самый крупный остров - Ярки.

     Байкальская вода пресная, чистая и прозрачная. Весной можно увидеть даже то, что находится на глубине 40 метров. Это объясняется тем, что вода по своему составу близка к дистиллированной (самой очищенной). Когда-то вода из озера Байкал считалась целебной.

Одна из особенностей озера - необычайное разнообразие животного и растительного мира окружающей природы. Множество обитающих в озере животных и растений являются эндемиками.

В Байкале обитают 52 вида рыб, из них 27 видов рыб Байкала нигде более не встречаются. Самый известный представитель семейства лососевых - байкальский омуль.  В озере встречаются сиг, хариус, осетр, плотва, карась, окунь, щука и налим. За свои размеры байкальский осетр  получил название «королевская». На островах Байкала гнездятся чайки, гоголи, скопы, орланы-белохвосты. На каменистых берегах можно увидеть лёжки байкальской нерпы - типично морского и единственного млекопитающего, которое обитает в озере. А в горной тайге Прибайкалья встречается самый маленький олень - кабарга.

Ответы:

1. Байкал расположен на юге Восточной Сибири.

2.Глубина озера Байкал -1637м.

3. На западной стороне Байкала  расположен Приморский хребет, на северной стороне переходит в Байкальский хребет.

4. Самый крупный остров – Ольхон.

5.Байкальский осетр  получил название «царская».

Второй этап. Загадки и вопросы.

Загадываю командам загадки и вопросы. Должна быть полная тишина. Кто первым поднимает руку, тот  и отвечает. За правильный ответ каждый получает жетон и тем самым приносит команде баллы.

Загадка 1.

В придонной части обитает,

Но в сети он не попадает.

И в списки редких рыб внесен,

от истребления спасен. (осетр)

Вопрос. Какова площадь озера Байкал?(31,5км2)

Загадка 2.

Ходит в озере,

Гуляет по заливам,

Серебристый,

С нежно-розовым отливом.

Эпишуре, голомянке, бокоплаву

Благодарен за питание и славу.

Строганина – хороша!

Расколотка – хороша!

Знатной рыбкою солёной

Наслаждается душа! (омуль)

Вопрос. Как называется наука об озерах? (Лимнология)

Загадка 3.

Что за рыбка-невеличка,

Меньше вашей рукавички.

Бледно-розова, нежна,

Студена вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Эта рыбка – …(голомянка)

Вопрос. Что изучает ихтиология? (наука о рыбах)

Загадка 4.

В снежном логове родятся.

Прост удиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

шубки белые менять.

Если очень повезёт –

лет полсотни проживёт.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами! (нерпа)

Вопрос. Первый исследователь, побывавший  на Байкале? (Курбат Иванов)

Загадка 5.

Хищная рыба в реке обитает,

В засаде сидит, карася  поджидает. (щука)

Вопрос. Сколько рек впадает в Байкал?(336 рек)

Третий этап. «Мозговой штурм».

- А сейчас, ребята, предлагаю «Мозговой штурм». Прочитайте внимательно задание и дайте  верный ответ.

Задание 1.Что вы знаете про залив Провал?

  Зимой 1862 года произошла байкальская катастрофа. После сильного землетрясения силой 10 баллов большой участок суши в районе дельты реки Селенга провалился и очутился под водами Байкала. Залив назван Провалом. Более 1300 жителей потопленных улусов (селений) остались в январские холода без крова над головой, домашнего имущества и скота. Это была большая беда. К счастью,  человеческих жертв было немного.

Задание 2.Объясните, в чем уникальность воды озера Байкал?

  Уникальна байкальская вода тем, что она пресная,  чистая и прозрачная. В ней много кислорода. Считается, что основными  поставщиками кислорода  являются водоросли. В самом поверхностном слое воды кислород частично поступает из воздуха. А на большие глубины озера – при перемешивании воды ветром и течениями.

  Байкальская вода уникальна и по химическому составу. В ней содержится около 40 элементов и других веществ.

На вкус байкальская вода приятная и мягкая, не имеет запаха. Она – эталон безопасной и полезной для здоровья воды.

 Задание 3.Какой рачок называют чудом Байкала и почему?

  Байкальскую эпишуру называют чудом Байкала. Большую часть года основная масса эпишуры находится в верхнем слое воды, где её численность составляет от 3000 до 45 000 экземпляров в 1 м3. В холодное время года она составляет более 90% от числа всех планктонных животных.

Байкальская эпишура считается самым трудолюбивым животным Байкала. Этот рачок размером,  равным манной крупинке, с помощью ротового аппарата, отфильтровывая воду, поедает мельчайшие водоросли и бактерии, а чистые потоки воды через жабры возвращает обратно в озеро. Поэтому его называют чудом Байкала. За год армада рачков (эпишура) способна трижды очистить верхний слой воды на глубине 50 м.

  Эпишура потребляет основную массу байкальских водорослей и является главным источником питания голомянки, омуля, бычков и других рыб.

Задание 4. Голомянка среди эндемичных рыб вызывает наибольший интерес. Поясните, чем интересна эта рыба?

  Она достигает в длину 20 см. Розовато-белое тело голомянки полупрозрачно оттого, что почти полностью состоит из жира. Интересно, что сквозь тело голомянки можно читать книгу или газету.

  Голомянка – очень красивая рыба. Её поверхность отливает всеми цветами радуги, глаза имеют ярко-оранжевый ободок, а грудные плавники, закрывающие половину тела, совершенно прозрачны. Рот голомянки довольно больших размеров, открытая пасть раза в полтора превосходит ширину тела. 

  Интересно, что голомянка не откладывает икры, а рождает живых детёнышей, которые появляются у неё весной и летом. Одна самка приносит

до 2–3 тыс. живых личинок.

Задание 5. Есть ли красная рыба в Байкале?

  Красной рыбой на Руси считали осетровых рыб (осетр, стерлядь, белуга и др.). Цвет их мышечной ткани не красный, а бледно-розоватый. Красной ее называют за вкусовые, деликатесные качества. Красный цвет мяса у лососевых рыб, большинство из которых — морские обитатели. В пресных водах они лишь размножаются и проводят первый период жизни. В озере Фролиха обитает уникальная для Сибири реликтовая (сохранившаяся с древних времен) красная рыба даватчан. В самом Байкале даватчан встречается редко.

Задание 5. Ребята, можете назвать экологические проблемы озера Байкал?

- браконьерство, незаконная вырубка леса, сброс неочищенных стоков предприятиями, населенными пунктами и водным транспортом, бытовые отходы, а также неорганизованный туризм.

Четвертый этап. Творческое задание  на тему «Я и Байкал».

- Ребята, вам было дано домашнее задание на тему «Я и Байкал»:

  • провести социологический опрос среди учащихся нашей школы (количество детей, отдохнувших на Байкале, впечатления о Байкале);
  • сделать рисунки и поделки;
  • сделать презентацию или подготовить фоторепортаж о том, как вы отдыхали вместе с родителями на Байкале.

Каждая команда представляет защиту своего задания, которую они выбрали.

Пятый этап. Конкурс плакатов в защиту озера  Байкал.

-Ребята, вам необходимо нарисовать плакат и представить защиту своей работы.

Шестой этап. Творческий конкурс. «О, как красив Байкал!»

- Ребята, объявляю конкурс стихов и песен, посвященный Байкалу.

III. Подведение итогов.  Награждение.

Рефлексия.

  1. Ребята, что мы с вами сегодня вспомнили и повторили, что нового узнали?
  2.  Какие экологические проблемы Байкала на сегодняшний день волнуют людей? Каковы пути решения?  

        (Ответы учащихся)

- Одной  из самых важных проблем является  массовое развитие нитчатой водоросли – спирогиры.

- Массовая гибель  и заболевания  основного биофильтра - байкальских губок, и развитие  донных сине-зеленых бактерий

- Очистные сооружения, которые находятся возле озера, со своей задачей не справляются.

-Ребята, вы знаете, что отдых на Байкале - это замечательно, прекрасно.

- Какие рекомендации мы можем дать людям, отдыхающим на берегу Байкала? (задание каждой команде)

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТДЫХАЮЩИМ, ТУРИСТАМ

Каждому человеку необходимо строго соблюдать:

  • элементарные правила  поведения (культура поведения человека в общественных местах);
  • правила поведения на природе (не ломать ветки, не засорять водоем, правильно разжигать костер);
  • проявлять бережное отношение к природе, чтобы сохранить не только свое здоровье и жизнь, но и сохранить наш Байкал.

Слово предоставляется жюри. Подведение итогов. Награждение.

Учитель: Спасибо за активное участие в сегодняшней викторине. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

Презентация "Омуль - промысловая рыба Байкала"

Материал данной презентации можно использовать на уроках "Байкаловедения" в 7 классах, а также применять на занятиях элективных курсов, например, таких как "Ихтиофауна Байкала". В презентации теоретич...

Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"

Презентация   к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

Отчет о туристском походе по району Южного Байкала (Байкал, 2011)

Отчет о туристском походе по району Южного Байкала  (Байкал, 2012) 1. Информация о районе путешествия 1.1.      Общие сведения о путешествии 1.2....

Внеклассное занятие: Рыбы Байкала

РЫБЫ БАЙКАЛА.Данное занятие: Знакомит учащихся с многообразиием рыб, обитающих в Байкале, позволяет выяснить какие рыбы являются эндемиками Байкала, формирует у подростающего поколения ...

внеклассного мероприятия: «Кто быстрее дойдет до БАЙКАЛА»

Сценарий экологической игры «Кто быстрее дойдет до Байкала». Цели и задачи: Познавательная: Закрепить знания о природе, животном и растительном мире бассейна озера Байкал. Воспитательная: привити...

Внеклассное мероприятие по биологии «Знатоки Байкала» 5-7 классы

Цель :повторить, обобщить  и расширить знания учащихся  об экологических особенностях  и уникальности озера Байкал.Задачи:Обучающая: расширить и углубить знания учащихся об озере Байкал...