Статья на тему "Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"
статья по биологии (6 класс) на тему

Подрядова Надежда Васильевна

"Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.36 КБ
Файл statya.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе

Подрядова Надежда Васильевна , МБОУ Школа №168,г.Самара, учитель биологии

Модернизационные процессы в современном школьном образовании определили ее ориентацию на развитие у учащихся способности продолжать обучение на протяжении всей жизни, что, в свою очередь, вызывало особый интерес в образовательной сфере к процессу формирования у школьников  познавательной активности, в основе которой лежат умения и устойчивая потребность учиться. В связи с этим необходим поиск эффективных педагогических путей формирования познавательной активности учащихся, их личностного развития, которое осуществляется в образовательной среде школы.

В самом общем смысле под средой понимают окружающие социально-бытовые условия, обстановку, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Среда - это то, среди чего находится субъект, его окружение. Систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, называют образовательной средой.

Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Однако для различных учащихся, характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель.

Работа по  повышению познавательной активности на уроках биологии побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных  знаний по биологии, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе формировать у него стремление к познанию и творчеству.

При этом образовательная среда должна иметь развивающую и практико-ориентированную направленность.

Развивающей, как правило, называют образовательную среду, являющуюся источником развития личности. Ее отличительным признаком является приоритет ценности самой личности и ориентация на пробуждение субъектности, становление внутренних факторов развития.

Чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна представлять комплекс возможностей для саморазвития субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов, а также для развития системы их отношений и взаимодействий. При этом она должна иметь два направления действия - «духовно-пространственное», ориентированное на внутренние процессы развития личности, и «предметно-пространственное», включающее внешние условия, которые способствуют динамике развития и новым качественным образованиям. В совокупности эти направления обеспечивают не только отношение личности к среде, но и активность в ней.

В процессе формирования познавательной активности у учащихся создание развивающей среды предполагает развитие личностного, деятельностного и когнитивного компонентов познавательной деятельности, содействие движению с низкого уровня сформированности познавательной активности к высокому, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Практико-ориентированная образовательная среда характеризуется целевой установкой на деятельностную составляющую образовательного процесса, на принцип связи теории с практикой. В школе практико-ориентированное обучение связывается со специально организованным образовательным пространством, в котором преобладают прикладной аспект, практические методы обучения, обеспечивающие развитие учащегося посредством разнообразной и продуктивной практической деятельности.

Создание среды, ориентированной на практическую составляющую учебного процесса, зависит от учителя и потребует от него разработки специальной системы практико-ориентированных заданий; моделирования новых деятельностных форм, методов, технологий обучения; использования в сочетании коллективных и индивидуальных форм практической деятельности учащихся, направленных на формирование умений учиться и опыта самостоятельной познавательной деятельности.

Практико-ориентированная образовательная среда в процессе формирования познавательной компетентности у подростков позволит:

а)актуализировать познавательную потребность;

б) способствовать становлению опыта самостоятельной познавательной деятельности, личностной позиции по отношению к данному виду деятельности;

в) обеспечить возможность для формирования как индивидуального стиля познавательной деятельности, так и умения работать в команде; способности участвовать в создании коллективного продукта и отвечать за результаты общего труда.

Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся можно назвать все проблемные частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Этапы уроков с проблемным заданием, включают несколько общих моментов:

а) постановка проблемного задания: вопрос, задача, ситуация;

б) анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи;

в) поиск способа решения проблемы;

г) проверка результата.

Проблемная задача существенно отличается от учебной, прежде всего тем, что не имеет готового однозначного ответа. Но проблемные ситуации трудно организовать на каждом уроке. Поэтому можно предложить создавать на уроках особые ролевые ситуации. Они могут быть различными. Ребята могут подключаться к оцениванию устных и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль «эксперта». На ученика можно возложить роль «наблюдателя», который следит за темпом урока, «мудреца», который подводит итог занятию. Основная стратегия учителя в работе с учащимися с активным уровнем познания заключается в том. Чтобы побуждать ученика к самоактивности  в учении.

Результатами повышающей познавательную активность школьников на уроках биологии в 6-м классе стали:

Для педагога

Для учащихся

  1. Обобщение психолого-педагогического опыта при анализе литературных источников и Интернет-ресурсов.
  2. Умение подбирать технологии, методы и приемы педагогической деятельности, направленные на повышение у учащихся познавательной активности на уроках биологии.
  3. Умение выстраивать перспективы педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
  4. Умение планировать траекторию обучения в соответствии с психолого-педагогической характеристикой класса.
  5. Умение применять современные технологии оценивания результативности образовательных процессов.
  1. Изменилось его ценностное отношение учащихся к познавательной деятельности.
  2. Повысилось стремление к активной мыслительной деятельности.
  3. Обучающиеся занимают активную личностную позицию, в полной мере выражают себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».
  4. Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока, максимальное проявление самостоятельности учащихся.
  5. Изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественный рост личности ученика.
  6. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности  познавательной активности учащихся.

Литература

  1. Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы //Учителю об экологии детства / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: РАО, Психологический институт, ЦКФЛ, 1996. - С. 189-199.
  2. Копотева Г.Л., Логинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего общего образования \\ Справочник заместителя директора школы – 2010. - №10.
  3. Лаврентьев В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения: методические рекомендации\\Завуч для администрации школ №1, 2010г. С 83-88.
  4. Лучшие психологические тесты (описание и руководство к использованию) (под ред. А.Ф. Кудряшова) – Сп.б. «Петроком», 1998.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений /под ред. проф. Л.И. Сквроцова. - М., 2010. - 736 с.
  6. Панов В.И. Экопсихологическая модель образовательной среды // 4-я Российская конференция по экологической психологии / Психологический институт РАО. - М.: Психология, 2005. - С. 213-216.
  7. Солянкина Л.Е. Психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра.псих. наук. - Тамбов, 2011. - 51 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного, среднего общего образования (www.standart.edu.ru)
  9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.



Предварительный просмотр:

Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе

Подрядова Надежда Васильевна , МБОУ Школа №168,г.Самара, учитель биологии

Модернизационные процессы в современном школьном образовании определили ее ориентацию на развитие у учащихся способности продолжать обучение на протяжении всей жизни, что, в свою очередь, вызывало особый интерес в образовательной сфере к процессу формирования у школьников  познавательной активности, в основе которой лежат умения и устойчивая потребность учиться. В связи с этим необходим поиск эффективных педагогических путей формирования познавательной активности учащихся, их личностного развития, которое осуществляется в образовательной среде школы.

В самом общем смысле под средой понимают окружающие социально-бытовые условия, обстановку, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Среда - это то, среди чего находится субъект, его окружение. Систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, называют образовательной средой.

Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Однако для различных учащихся, характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель.

Работа по  повышению познавательной активности на уроках биологии побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных  знаний по биологии, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе формировать у него стремление к познанию и творчеству.

При этом образовательная среда должна иметь развивающую и практико-ориентированную направленность.

Развивающей, как правило, называют образовательную среду, являющуюся источником развития личности. Ее отличительным признаком является приоритет ценности самой личности и ориентация на пробуждение субъектности, становление внутренних факторов развития.

Чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна представлять комплекс возможностей для саморазвития субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов, а также для развития системы их отношений и взаимодействий. При этом она должна иметь два направления действия - «духовно-пространственное», ориентированное на внутренние процессы развития личности, и «предметно-пространственное», включающее внешние условия, которые способствуют динамике развития и новым качественным образованиям. В совокупности эти направления обеспечивают не только отношение личности к среде, но и активность в ней.

В процессе формирования познавательной активности у учащихся создание развивающей среды предполагает развитие личностного, деятельностного и когнитивного компонентов познавательной деятельности, содействие движению с низкого уровня сформированности познавательной активности к высокому, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Практико-ориентированная образовательная среда характеризуется целевой установкой на деятельностную составляющую образовательного процесса, на принцип связи теории с практикой. В школе практико-ориентированное обучение связывается со специально организованным образовательным пространством, в котором преобладают прикладной аспект, практические методы обучения, обеспечивающие развитие учащегося посредством разнообразной и продуктивной практической деятельности.

Создание среды, ориентированной на практическую составляющую учебного процесса, зависит от учителя и потребует от него разработки специальной системы практико-ориентированных заданий; моделирования новых деятельностных форм, методов, технологий обучения; использования в сочетании коллективных и индивидуальных форм практической деятельности учащихся, направленных на формирование умений учиться и опыта самостоятельной познавательной деятельности.

Практико-ориентированная образовательная среда в процессе формирования познавательной компетентности у подростков позволит:

а)актуализировать познавательную потребность;

б) способствовать становлению опыта самостоятельной познавательной деятельности, личностной позиции по отношению к данному виду деятельности;

в) обеспечить возможность для формирования как индивидуального стиля познавательной деятельности, так и умения работать в команде; способности участвовать в создании коллективного продукта и отвечать за результаты общего труда.

Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся можно назвать все проблемные частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Этапы уроков с проблемным заданием, включают несколько общих моментов:

а) постановка проблемного задания: вопрос, задача, ситуация;

б) анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи;

в) поиск способа решения проблемы;

г) проверка результата.

Проблемная задача существенно отличается от учебной, прежде всего тем, что не имеет готового однозначного ответа. Но проблемные ситуации трудно организовать на каждом уроке. Поэтому можно предложить создавать на уроках особые ролевые ситуации. Они могут быть различными. Ребята могут подключаться к оцениванию устных и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль «эксперта». На ученика можно возложить роль «наблюдателя», который следит за темпом урока, «мудреца», который подводит итог занятию. Основная стратегия учителя в работе с учащимися с активным уровнем познания заключается в том. Чтобы побуждать ученика к самоактивности  в учении.

Результатами повышающей познавательную активность школьников на уроках биологии в 6-м классе стали:

Для педагога

Для учащихся

  1. Обобщение психолого-педагогического опыта при анализе литературных источников и Интернет-ресурсов.
  2. Умение подбирать технологии, методы и приемы педагогической деятельности, направленные на повышение у учащихся познавательной активности на уроках биологии.
  3. Умение выстраивать перспективы педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
  4. Умение планировать траекторию обучения в соответствии с психолого-педагогической характеристикой класса.
  5. Умение применять современные технологии оценивания результативности образовательных процессов.
  1. Изменилось его ценностное отношение учащихся к познавательной деятельности.
  2. Повысилось стремление к активной мыслительной деятельности.
  3. Обучающиеся занимают активную личностную позицию, в полной мере выражают себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».
  4. Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока, максимальное проявление самостоятельности учащихся.
  5. Изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественный рост личности ученика.
  6. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности  познавательной активности учащихся.

Литература

  1. Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы //Учителю об экологии детства / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: РАО, Психологический институт, ЦКФЛ, 1996. - С. 189-199.
  2. Копотева Г.Л., Логинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего общего образования \\ Справочник заместителя директора школы – 2010. - №10.
  3. Лаврентьев В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения: методические рекомендации\\Завуч для администрации школ №1, 2010г. С 83-88.
  4. Лучшие психологические тесты (описание и руководство к использованию) (под ред. А.Ф. Кудряшова) – Сп.б. «Петроком», 1998.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений /под ред. проф. Л.И. Сквроцова. - М., 2010. - 736 с.
  6. Панов В.И. Экопсихологическая модель образовательной среды // 4-я Российская конференция по экологической психологии / Психологический институт РАО. - М.: Психология, 2005. - С. 213-216.
  7. Солянкина Л.Е. Психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра.псих. наук. - Тамбов, 2011. - 51 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного, среднего общего образования (www.standart.edu.ru)
  9. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.

В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Системно – деятельностный подход, как средство формирования познавательной активности на уроках биологии в 6 классе

в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика,  и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере систем...

Психолого-педагогическая работа по повышению уровня познавательной активности слабоуспевающих младших школьников

В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества ...

Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников

Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников...

«Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

laquo;Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности»....

План конспект урок для обучающихся с низким уровнем познавательной сферы

Упражнения для учеников испытывающих трудности в обучении. Содействие развитию познавательных процессов...

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...