План конспект урок для обучающихся с низким уровнем познавательной сферы
план-конспект урока по психологии

Скорых Анна Дмитриевна

Упражнения для учеников испытывающих трудности в обучении. Содействие развитию познавательных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ovz_znay_poznay_i_razvivaysya.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятий «Знай, Познай и Развивайся»

Цель – содействие развитию познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с присвоенным статусом ЗПР (ОВЗ)  

Задачи:

1. Содействовать повышению мотивации учения у  обучающихся ЗПР (ОВЗ);

2.  Способствовать развитию познавательных процессов: мышление, внимание, память;

3.  Содействие повышению самооценки обучающихся ЗПР (ОВЗ)

Актуальность: определяется современной политикой системы образования, направленной на внедрение и повышение качества сопровождения обучающихся ОВЗ (ЗПР общеобразовательной организации)

Отметим, что слабовидящие ученики, глухонемые, слепо-глухо-немые,  инвалиды обучаются в специализированных школах.  

        Аудитория: обучающиеся начальных классов с ЗПР (ОВЗ)

        Продолжительность: 30 – 45 минут

        Ход занятия:

  Педагог-психолог входит в класс и представляется. Создает благоприятную атмосферу для получения и усвоения материала.

Упражнение 1. «Учится надо»

Цель: содействие повышению мотивации для получения и усвоения изучаемого материала

Материалы: не требуются

Ход работы: Педагог психолог предлагает ученикам закончить предложение «Учится надо для (потому что) …..». Такие рассуждения способствуют осознанию причины обучения, в результате младшие школьники более заинтересованно относятся к предлагаемым упражнениям.

Варианты ответов: найти хорошую работу, быть интересным в общении, быть умным, много знать (быть эрудированным в разных сферах)

При обобщении ответов психолог делает вывод о том, что деятельность учение необходима, прежде всего, для развития собственной личности школьника. Она позволяет рассуждать и общаться на разные темы, преодолевать трудности в будущем.  

        Упражнение 2 «Пуговицы»

Особенность: возможно применять с слабовидящими учениками

Цель: содействие развитию памяти, содействует развитию тактильного восприятия

Материалы: два одинаковых набора пуговиц на одного ученика. Количество пуговиц, в зависимости от сложности и категории обучающихся. Автор рекомендует начитать с трех пуговиц, усложняя упражнение далее. Два листа белой бумаги разлинованной на квадраты, также на каждого участника.

Ход работы: педагог-психолог выкладывает на одном листе определенный, для начала несложный узор из пуговиц. Задача участника – запомнить какие узоры из пуговиц, как расположены. Затем узор исключается из поля зрения ребенка, можно накрыть его любым другим листом. Ученику необходимо воспроизвести подобный узор на своем узоре «на память».

Рекомендуется повторять этого упражнение по 5 мин. Каждый день, в течение шести месяцев.  

Таким образом, возможно, развивать память, которая содействует  в дальнейшем всему обучению.

Упражнение 3 «Лев, собака, муха»

Цель: содействовать развитию памяти, активизировать деятельность запоминание

Материалы: листы альбомные по количеству участников, карандаши и фломастеры

Ход работы: Ориентируясь на тип ММД, степень тяжести и форму ЗПР, возможно использовать следующий метод запоминания и развития словесно-логического запоминания.

1 этап – ученикам предлагается сделать зарисовку к следующим предметам: Грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик – трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка.

2 этап – ребенку предъявляются слова, которые необходимо запомнить без рисунков: веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.

 Затем, необходимо выполнить вторую часть упражнения – «Мысленные образы и эмоции»

Необходимо разделить обучающихся на группы. Психолог говорит ученикам фразы, а затем предлагает закрыть глаза, и представить соответствующие образы:

Фразы:

  1. Лев, нападающий на антилопу;
  2. Собака, виляющая хвостом;
  3. Муха в вашем супе;
  4. Овсяное печенье в коробке в форме ромба;
  5. Молния в темноте;
  6. Пятно на вашей любимой рубашке или юкке;
  7. Капли сверкающие на солнце;
  8. Крик ужаса в ночи;
  9. Друг, крадущий вашу любимую игрушку

После этого участники открывают глаза, записывают запомнившиеся фразы. Упражнение, возможно, модифицировать не предлагать фразы вслух, а предъявить картинки, предметы.

Упражнение 4 «Нейропсихологическое упражнение»

Цель: содействовать развитию распределения внимания

Материалы: таблице Шульте по числу участников

 Ход работы: упражнение основано на теории известного исследователя памяти А. Р. Лурия. Суть в иерархическом строении мозговой организации ВПФ.

Ученым было выделено три блока дефицита деятельности мозга

  1. Дефицит глубинных структур;
  2. Дефицитарность задних отделов головного мозга;
  3. Дефицитарность лобных структур мозга

В соответствии с этим коррекционная работа психолога должна быть направлена на развитие темповых процессов мозговой деятельности.

Группе учеников от 2 до 4 человек предлагается таблица Шульте и секундомер. Ученику предлагается по команде психолога назвать цифры от 1 до 15 в таблице. Где он представлены в разноброс. Время фиксируется. На следующем занятии необходимо повторить процедуру, но с таблицей из букв. Время фиксируется и составляется график. На основе графика можно проследить успешность обучающихся, сделать вывод какая группа реагирует и воспроизводит продуктивнее, на кого из учеников стоит обратить особое внимание.    

Дополнительные упражнения:

Упражнение 5. «Корректурная проба»

Цель: способствовать развитию концентрации и распределения внимания младших школьников со статусом ОВЗ

Материалы: бланки корректурного упражнения «Корректурная проба Бурдона» (6 – 7 шт. на ученика), простой карандаш

Ход работы: В течение 5 минут школьники вычеркивают в квадратах определенные символы в бланках Бурдона. Данные упражнения рекомендуется выполнять дома по 5 мин. Каждый день для достижения, видимого на практике обучения результата. Срок прохождения – от 2 до 4 месяцев.

При обобщении задания психолог анализирует ошибки «невнимательности». Причиной, которых может быть низкий уровень развития внимания у школьников или же внешние отвлечения – шум, помехи на уроке. Таким образом, подчеркивается необходимость занятий по данным бланкам.

Упражнение 6 «Слово, что обозначает»

Цель: способствовать развитию памяти способом обучения запоминанию

Материалы: доска, мел для педагога

   Ход работы: Ученикам необходимо запомнить большое количество слов, не связанных на первый взгляд друг с другом. Пример слов: сыр, платье, книга, колбаса, компот, шкаф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка. Такое многообразие слов разных по значение запомнить непросто, но можно проявить смекалку. Предложить категории, в зависимости от того, к какому классу относятся слова, и разбить на три группы:

  1. Продукты;
  2. Одежда;
  3. Школьные принадлежности

Ученикам, возможно, объяснять образно: «Продукты – положишь  в холодильник, а одежду ты повесишь в шкаф. Ну а школьные принадлежности разместишь в портфеле.

После этого обучающиеся начинают воспроизводить на память, какие слова надо «повесить» в шкаф, что будет находиться в портфеле.

Возможно, в качестве специального психологического наблюдения подчитать количество слов написанных учениками. Игра считается успешной, если обучающиеся называют больше половины слов.

Таким образом, педагог-психолог обучает, некоторому ориентиру для запоминания сложной разрозненной информации. А также настраивает учеников на позитивное отношение к деятельности обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"

quot;Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"...

План-конспект урока для обучающихся 2-го класса "Гимнастика" Гимнастика с акробатическими элементами

Тема: «Гимнастика с акробатическими элементами » Цель: обучение акробатическим элементам шпагату , березке , мостику ,кувыркам вперед .Задачи урока:1.Образовательные:-обучит...

План-конспект урока для обучающихся 1-го класса "Легкая атлетика" Полоса препятствий

Тема урока: «Полоса препятствий»Основные цели и задачи урока:Цель:- обучить техники прохождения препятствийЗадачи:Оздоровительная:- развитие выносливости , быстроты , координационных ...

План-конспект урока для обучающихся 7-го класса "Легкая атлетика" Метание в цель

Тема: «Метание в цель   Цель:Освоение техники метания в цель  Задачи урока:1.Образовательные: - освоить технику метание мяча;2. Оздоровительное:-развивать  коо...

План-конспект урока для обучающихся 7-го класса "Легкая атлетика" Гладкий бег

Тема «Гладкий бег »   Цель: Совершенствование техники гладкого бегаЗадачи урока:1.Образовательные: -Обеспечить успешное совершенствование и закрепление техник...

План-конспект урока для обучающихся 1-го курса "Легкая атлетика" Техника эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400

Тема урока:«Техника эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400»Цель урока: Обучение технике эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400.Задачи урока:1.Образовательные: обучение технике перед...