Органы опоры и движения.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Егина Вера Федоровна

Ты живешь на свете, не задумываясь особенно над тем, как ты устроен. Ты человек. Мальчик или девочка. У тебя, как и у всех ребят, есть отличное тело и живот, спина и грудь, ноги и руки, глаза и уши. Твое тело тебя слушается. Захочешь – сядешь, захочешь – встанешь. Захочешь ляжешь или побежишь. Когда ты читаешь, твои глаза видят буквы, а голова понимает, что значит каждое слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Органы опоры и движения.

Цели: 1. Повторить материал и оценить знания по теме: «Скелет и мышцы».

2.Организовать работу учащихся по обобщению знаний, умений, навыков учащихся.

3.Совершенствовать память и внимание, развивать логическое мышление через умение применять знания в знакомой и измененной ситуации.

4. Работать над увеличением словарного запаса и коррекцией речи при помощи контроля, используя биологические термины.

5. Способствовать стимулированию познавательной активности учащихся, развитию интереса к предмету смекалки, умений быстро и четко излагать свои мысли, логически рассуждать.

6. Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно.

7. Обобщение знаний, умений. Навыков учащихся во время проверки усвоения материала.

1.Организационный момент.

Вступительная беседа учителя.

Ты живешь на свете, не задумываясь особенно над тем, как ты устроен. Ты человек. Мальчик или девочка. У тебя, как и у всех ребят, есть отличное тело и живот, спина и грудь, ноги и руки, глаза и уши. Твое тело тебя слушается. Захочешь – сядешь, захочешь – встанешь. Захочешь ляжешь или побежишь. Когда ты читаешь, твои глаза видят буквы, а голова понимает, что значит каждое слово.

Твои пальцы перелистывают страницы, а твоя спина оперлась о спинку стула. Но стоит тебе позвонить, ты услышишь звук голоса, твой рот ответит, а затем ты вскочишь на зов.

Как будто все очень просто. Но ты все знаешь, какая сложная работа происходит в это время в твоем организме.

- Почему вдыхаешь и выдыхаешь воздух и не можешь пробыть даже несколько минут не дыша?

- Почему несколько раз в день ты должен есть и пить и не способен прожить хотя бы неделю без еды и пищи?

- Что находится у тебя внутри и как устроено твое тело?

- Как работает твое сердце, твои легкие, твои мышцы, твой мозг?

- Почему иногда твои ноги перестают тебя слушаться, а глаза закрываются?

 - Почему ты иной раз заболеваешь и тебе приходится просить докторов привести твой организм в порядок?

- Как должен ты поступать, чтобы все части твоего тела всегда работали хорошо и ты с каждым днем  становился все сильнее и крепче.

         Вы убедились, что человек устроен довольно сложно. Когда ты смотришь в зеркало, то видите себя снаружи. Все твое тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть что же спрятано под ней.

 - Когда смотришь издали на любое большое здание, кажется, что все оно целиком вылеплено из какого – то материала. Но подойдешь поближе и нередко увидишь, что это громадное сооружение сложено из маленьких кирпичиков.

 Примерно так же устроено и наше тело. Все его части  - спина и грудь, руки и ноги, уши и пальцы – только кажутся цельными. А на самом деле они составлены из бесчисленного множества мельчайших живых частиц клеток. Клетки так малы, что можно рассматривать только в сильный микроскоп.

- Из каких основных частей состоит клетка?

Ученик: Каждая клетка  – крохотный живой организм. Она дышит – забирает кислород и выделяет углекислоту. Она ест, усваивает питательные вещества и выбрасывает отходы. Она трудится. Она родит себе подобных – из одной клетки получается две, а из двух – четыре, и так без конца.

- Какие вещества входят в состав клетки? Каково их значение?

Ученик: Самое главное – это малюсенький  химический завод и малюсенькая электростанция. Миллиарды клеток нашего тела умеют превращать попавшие в них вещества совсем в другие и делают это в миллион раз быстрее, чем самые мощные химические заводы.

Ученик: Клетки соединены между собой межклеточным веществом в определенные группы и образуют ткани. Ткани образуют органы. Каждый орган  имеет свое строение, местоположение, функцию. Для расположения внутренних органов нужна опора.

Учитель: Когда строители начинают возводить высокое здание, они сооружают каркас – громадную клетку из таких стальных форм. А потом уже  укрепляют на этом каркасе бетонные плиты стен, потолков, полов. На прочном стальном каркасе держится все здание. (Таблица.)

Ученик: Такой же каркас есть и в нашем теле. Он составлен из 200 больших и маленьких костей, прочно скрепленных одна с другой. Все вместе они составляют скелет – надежную опору тела.

Выполнение теста. – Укажите название костей, расположенных под цифрами.

Скелет опора и защита органов.

- Какие полости расположены в скелете?

- Какие кости самые крепкие?

- Где на военном корабле самая толстая броня? Не на носу. Не на бортах. И даже не на орудийных  башнях. Самые толстые стены надежно прикрывают боевую рубку, где находится командный  пунк корабля. Твой мозг – командный пункт организма. И природа его охраняет так же заботливо, как моряки свою боевую рубку. (Таблица).

Ученик: Твердый костный панцирь черепа защищает головной мозг от повреждений. Полушария головного мозга лежат в этом прочном футляре, как ядро ореха в скорлупе.

Ученик: Кости черепа очень тверды. Археологи находят  в земле черепа людей, умерших много тысяч лет назад. Все другие кости их скелетов давно истлели и превратились в пыль. А черепа сохранились до наших дней.

Первый мозг – головной. Второй – спинной. Спинной мозг заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба.

Ученик: Гибок этот футляр потому, что состоит из 34 небольших костяных коробочек – позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками. Позвоночник слегка изогнут, как рессора в экипаже. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает его толчки. Сколько бы ты не носился во время игры, как бы ты не бегал, твой мозг, не испытывает тряски. Он лишь легко покачивается на пружине позвоночника. (Таблица.)

- Важное значение скелета: Скелет не только защищает наши органы и придает форму нашему телу, но приводит в движение наше тело, нижние верхние конечности.

Тест: « Скелет и мышцы».

- С помощью  чего? Какого же значение мышц?

Мышцы обеспечивают движение тела, отдельных его частей и работу внутренних органов.

- Как же работают мышцы?

Учитель: Есть древняя индийская сказка о сороконожке. Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:  - Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми твоими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка подымается первой, а какая 28? Которая из ножек опускается, когда подымается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда не приходили в голову такие вопросы. А теперь ей само стало любопытно – как же поступает она в самом деле? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими 40 ножками, на радость злорадной жабе. (Таблица.)

- А вы могли бы оказаться в печальном положении на месте этой плясуньи, если бы всякий раз, прежде чем сделать шаг или поднять руку, начинали соображать, как это сделать?

- Что тянет кверху твою руку, когда ты ее поднимаешь? – Это делают мышцы. Иначе их называют  «мускулы», что по -  латыни обозначает «мышата».

Ученик: Каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим – к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться либо короче, либо длиннее.

Учитель: Но различных мышц и больших и маленьких в теле человека больше 500 и для того, чтобы сделать шаг, ты должен сократить и расслабить 20 десятков мышц, одни из которых выпрямляют поясницу, другие   напрягают  живот, третьи  сгибают ногу в колене, четвертые  поднимают стопу. И сделать это не сразу, а поочередно – сперва одно, потом другое.

- Вот и подумай, как трудно, вернее, невозможно, было бы двигаться, если бы нужно было бы обо всем этом помнить.

Ученик: К счастью, организм устроен хитро, что все обычные движения мы делаем автоматически, не задумываясь. И привыкаем к ним постепенно, с первого дня своей жизни и повторяем их ежеминутно. Но зато к новым движениям приходится  себя приучать долгими упражнениями, пока организм не научится выполнять их также естественно. (Пример: Пианист за одну минуту делает 120 ударов пальцами, исполняя в быстром темпе трудную пьесу. Так же мгновенно, не успевая даже подумать, нажимает на тормоз шофер, когда перед глазами промелькнет перебегающий дорогу человек.

- У нашего организма есть еще одно удивительное свойство – ему полезна работа. (Пример: ленивый мальчик стал молодым старичком. Ходил, не поднимая ноги, не мог сидеть прямо, подпирая голову, лежал на парте. Слабые мышцы – слабая спина.)

Уч – ль: Чем больше ходишь, твои ноги становятся сильнее, а чем больше сидишь – они становятся слабее. Также происходит со всеми другими мышцами. Организм посылает больше крови тем клеткам, которые в этот момент трудятся. Они лучше питаются и быстрее растут. Клетки же бездельницы всегда остаются на голодном пайке. (Пример: Два приятеля готовились к соревнованию. Они решили готовиться по – своему. Всю последнюю неделю съедали по две добавки за обедом и ужином и старались побольше  лежать.

- Надо копить силы, - рассуждали они, а не тратить их попусту.

Но результат был совсем не таким, какого они ожидали. Оба так растолстели и отяжелели, что запыхались и сошли с дорожки уже на середине дистанции. Вот почему спортсмены набираются сил, не валяясь на кровати, а упражняясь. Такие упражнения называется тренировкой.

Кроссворд: «Мышцы».

1.С помощью чего происходит прикрепление мышц к костям? (С помощью сухожилий.)

2. Мышцы, которые поднимают и опускают ребра, участвуя во вдохе и выдохе. (Межреберные.)

3. Мышцы, которые придают лицу определенное выражение? (Мимические.)

4. Мышцы, которые приводят в движение кости челюсти и способствуют измельчению пищи. (Жевательные).

5. Из чего состоят межреберные мышцы? (Волокна.)

6. Мышцы, из которых состоят стенки внутренних органов? (Гладкие.)

7. Скелетные мышцы. (Поперечнополосатые.)

8. Состояние, при котором наблюдается слабость и движения становятся неточными, возникает при выполнении продолжительного движения. (Утомление).

- В чем заключается основное свойство мышечной ткани?

От органов опоры зависит и наша осанка.

- Что такое осанка? (Уч – к. стр. 45.)

Причины неправильной осанки:

1.Плохое питание. Недостаток белков, минеральных солей, витаминов.

2. Неправильная посадка.

3. Неправильное распределение нагрузки.

Критерии правильной осанки:

  1. Прямое  положение головы и позвоночника.
  2. Симметричное расположение надплечий.
  3. Симметричное расположение углов обеих лопаток.
  4. Одинаковая форма треугольников, образованных контурами талии и опущенными верхними конечностями.
  5. Одинаковая длина конечностей.
  6. Правильное положение стоп.    

Тест: «Опорно – двигательная система.

Практическая работа: «Оказание первой помощи при переломе, вывихе». (Показ с объяснением учеников.)

Викторина:

1.Средний рост новорожденного 50 см. Средний рост взрослого человека – 170 см. На сколько сантиметров человек вырастает, когда становится взрослым.

2. Почему подростки 14 лет кажутся длинными и неуклюжими? (12 – 16 лет – мышцы растут в длину. Развитие мышц – до 25 -30 лет. Масса увеличивается в 35 раз больше по сравнению с ребенком.)

3.При рождении в скелете ребенка насчитывается  270 костей. Затем некоторые кости срастаются и у взрослого человека 206 костей. На сколько у взрослого меньше костей, чем у новорожденного?

4.У человека различают 5 отделов позвоночника. Имеет ли изгибы новорожденный ребенок в позвоночнике? (Нет. Развиваются: шейный – когда начинает держать головку, грудной – когда сидит, остальные – когда начинает ходить.

5. Если зимой вы упали, останутся ли в целости ваши органы?

6. Кирпич способен выдержать нагрузку в 80 кг, а кости голени человека – нагрузку 30 раз больше. Сколько кг. Выдерживает голень человека?

Подведение итогов: - Какого значение опорно – двигательной системы?  

   

 

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей компетентности учащихся по биологии в теме «Опора и движение».

Данные методические рекомендации направлены на формирование здоровьесберегающей компетентности  в теме «Опора и движение»   в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье» для учащихс...

система опоры и движения

Презентация к первому уроку в теме " Опорно-двигательная система" . Подходит для любой программы по биологии по данной теме. Использование: для объыснения новой темы, в помощь ученикам для самостоятел...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета

Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и  движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета"  В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...

Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»

    Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, свя...

Методическая разработка раздела программы по теме «Опора и движение» (8 класс)

Данная презентация составлена на основе программы ОУ: Программа  основного общего образованияпо биологии 6-9 класс                 Авторы: Н.И. Сонин...

В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Тема : « В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и  движения.Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движенияЗадачи...