урок по теме "Работа сердца"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Шартон Ольга Михайловна

урок по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_8_klasse_serdtse.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе.

Тема урока: «Работа сердца».

Цель урока: углубление и обобщение знаний учащихся о причине неутомимости сердца; стадиях сердечного цикла и их характеристиках; особенности регуляции работы сердца; автоматизме, нервной и гуморальной регуляции.

Планируемые результаты: учащиеся понимают особенности работы сердца и его регуляцию.

Личностная значимость изучаемого для школьника: на разные жизненные ситуации сердце реагирует по-разному.

Методы обучения: Проблемный. В ритме какого танца работает сердце? Почему оно работает всю жизнь.

Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием учебных дисков.

Основные понятия урока: сердечный цикл, пауза, автоматизм.

                                                   

                                     Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие, настрой на работу.

II. Актуализация знаний.

1.. Работа в группе.

А) Понятийная разминка

1.Сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

2. Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь из артерий в вены.

3. Сосуд, в котором происходит обмен газов.

4. Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям.

5. Человек, получающий кровь при переливании.

6.Клапан, находящийся между предсердием и желудочком.

7. Человек, дающий свою кровь.

8 . Камера сердца, в которой заканчивается большой круг кровообращения.

9. Люди с какой группой крови являются универсальными донорами.

10. Универсальные реципиенты.

Б) Рассмотрите схему кровообращения. Подпишите ее части.

- 1- левый желудочек

-2- аорта

-3- сосуды к голове и верхним конечностям.

-4- сосуды к внутренним органам и нижним конечностям

-5- нижняя полая вена

- 6- верхняя полая вена

-7- правое предсердие

- 8- правый желудочек.

- 9-  левое предсердие

10- легочные артерии

11- легочные вены.

2. Повторение знаний о строении сердца. Индивидуальная работа.

А) подписать название сосудов, изображенных на рисунке.

Б) подписать название частей сердца.

III. Изучение нового материала.

Учитель: а сейчас давайте посмотрим небольшой фрагмент. Показ из учебного диска работающего сердца.

Ребята тема нашего сегодняшнего урока « Работа сердца». Постановка цели урока». Сегодня мы узнаем:

-  как работает наше сердце, почему оно без устали бьется на протяжении многих лет и не устает;

- почему сердце вообще сокращается;

- что заставляет наше сердце биться  быстро, медленно.

1. Сердечный цикл.

Учитель:  сердце постоянно в работе. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для того, чтобы поднять груз массой 900 кг. на высоту 14 метров. А ведь оно работает непрерывно в течение 70-80 лет. В чем же секрет его неутомимости?

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо познакомиться с работой сердца.

 Самостоятельная работа в группе.

Фазы сердечного цикла. Чтение текста на с. 130, рассматривание рис. на стр. 131, заполнение таблицы. Первую фазу вместе с учителем, остальные сами.

Фаза сердечного цикла

Время,

с.

Состояние предсердий

Состояние желудочков

Положение клапанов

Направление движения крови

1 фаза

Створчатые

__________

Полулунные

2 фаза

Створчатые

__________

Полулунные

3 фаза

пауза

Створчатые

__________

Полулунные

Запомните! Створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные- всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков. Анализ таблицы и вывод:

Причины неутомимости сердца:

В течение одного сердечного цикла половину времени сердце работает, а половину времени отдыхает. Это первая причина неутомимой работы сердца.

Вторая- его обильное кровоснабжение: в состоянии покоя в него подается 250-300 см. крови в минуту, а при тяжелой физической работе- до 2000 см.

2.Автоматизм сердца- способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов возникающих в нем самом. Мы не можем заставить свое сердце перестать биться. Источник автоматизма- особые мышечные клетки, расположенные в правом  предсердии. Автоматически работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу эти регистрируемые от рук, ног, грудной клетки сигналы называют электрокардиограммой

3. Регуляция работы сердца.

Сердце работает не всегда одинаково. При волнении, физической работе, занятиях спортом- сердцебиение увеличивается, во время сна- уменьшается.

Вопрос: что заставляет наше сердце работать то быстро, то медленно, т.е. что руководит работой  нашего сердца? Ответить на этот вопрос нам поможет текст учебника на странице 131. прочтите текст,

       Задание. 1)Вместо точек впишите недостающее слово (или слова)

 Работа сердца осуществляется под контролем____________ и _________ систем. К сердцу подходят __________________ и ______________ нервы. Блуждающие нервы ___________________ работу сердца. Симпатические нервы ___________________ работу сердца. На сердце влияют гормоны выделяемые в кровь ________________. Гормон  надпочечников _________ замедляет работу сердца. Гормон адреналин_____________ усиливает сердцебиение.                      

2) Заполните схему

                                        Регуляция  сердца

           __________________                                     Гуморальная:

Блуждающие нервы      Симпатические нервы     Адреналин _____________

                                                                                    Ацетилхолин ____________

Пример нервной регуляции- у человека учащаются сокращения сердца когда он быстро встает из положения лежа. Дело в том, что переход в вертикальное положение приводит к накоплению крови в нижней части туловища и уменьшению кровоснабжения в верхней части, особенно головного мозга. чтобы восстановить кровоток в верхней части, в головной мозг поступают импульсы, а оттуда по нервным волокнам передаются импульсы, ускоряющие работу сердца.

Боль также заставляет сердце биться быстрее.

Пример гуморальной регуляции.

Ацетилхолин в дозе 0,0000001 замедляет ритм сердца. Например, боль вызывает выделение в кровь адреналина. Адреналин даже в малой дозе усиливает работу сердца. В медицинской практике адреналин вводят иногда  прямо в остановившееся сердце, чтобы заставить его вновь работать.

Нормальная работа сердца зависит от содержания в крови солей калия (угнетает) и кальция (усиливает).

IV. Закрепление темы урока.

Выполните тесты.

  1. В сердечном цикле выделяют :

а) одну фазу      б) две фазы      в)три фазы       г) четыре фазы

2. Продолжительность сердечного цикла:

А) 0,1 сек.       Б) 0,3 сек        В) 0,4 сек.     Г) 0,8 сек.

3. Началом сердечного цикла принято считать:

А) сокращение желудочков

Б) расслабление желудочков

В) расслабление предсердий

Г) сокращение предсердий.

4. Деятельность сердца регулирует:

А) нервная система

Б) гуморальная система

В) нервная и гуморальная системы.

5. Импульсы поступающие по блуждающим нервам:

А) усиливают работу сердца

Б) не влияют на работу сердца

В) ослабляют работу сердца

6. Гормон адреналин:

А) не влияет на деятельность сердца

Б) ослабляет работу сердца

В) усиливают работу сердца.

7.Больным, страдающим ослаблением сердцебиения, нужно вводить препараты, содержащие:

А) Калий     Б) Кальций     В) натрий        Г) железо  

V.Подведение итогов урока.

VI.  Домашняя работа: стр.130-131 читать с. 132. вопросы. Творческое задание -составить кроссворд, или понятийную разминку по теме «Работа сердца»

Основные понятия темы

Сердечный      цикл

Пауза

Автоматизм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

Цель: выявить, что сердце – важный и жизненно необходимый орган, развивать умение пользоваться знаниями на практике, продолжить патриотическое воспитание. Оборудование: торс человека, табли...

Интегрированный урок "Все, что сердцу дорого"

Целью данного урока является формирование осознанного, уважительного отношения к символике государства,  области,  города, школы....

Сценарий урока по теме "Сердце матери"

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000024754 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000024738 P { margin-bottom: 0.21cm; } Тема урока: «Сердце матери»Цель урока: формирование нравственной ли...

Урок литературы "Обнажившееся сердце" по рассказу А.Платонова "Возвращение"

Представленный урок литературы на тему «Обнажившееся сердце» по рассказу А.Платонова «Возвращение» является учебным занятием, построенным на основе технологических особенностей метапредмета «Проблема»...

Открытый урок на тему: "Сердце, тебе не хочется покоя"

Обобщение и расширение знаний по теме «Сердце»;Расширение знания учащихся о сердечно - сосудистых заболеваниях, показываются пути профилактики, даются рекомендации; Рассмотрение  темы ...

Открытый урок на тему: "Сердце, тебе не хочется покоя"

Обобщение и расширение знаний по теме «Сердце»;Расширение знания учащихся о сердечно - сосудистых заболеваниях, показываются пути профилактики, даются рекомендации; Рассмотрение  темы ...