Урок по теме «Ботаника – наука о растениях»
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Шпынова Алина Ананьевна

Конспект и презентация для проведения урока биологии в 5 классе по В. В. Пасечнику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл botanika-nauka_o_rasteniyah.docx21.62 КБ
Файл botanika-nauka_o_rasteniyah.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии

«Ботаника – наука о растениях»

5 класс.

Разработал учитель химии и биологии

Шпынова Алина Ананьевна


Цель урока: сформировать понятие о ботанике – как науке о растениях; познакомить учащихся с разнообразием и значением растений.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование представления о науке ботанике; ознакомление с разнообразием и значением растений.
  • Развивающие: формирование умений делать выводы; развитие умений работать с текстом и учебником, развитие умения сравнивать и обобщать получаемые знания.
  • Воспитательные: формирование осознанного экологического мышления на примере важности растений в природе и жизни человека; воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: Учащиеся углубляют и систематизируют знания об основных царствах живых организмов; могут давать определение термину "ботаника"; могут объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Использованная литература:

Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник / В.В. Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

Пасечник, В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.


Ход урока

1. Организационный момент. 

Организация класса. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний.

Ребята, прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, я хочу, чтобы вы помогли мне заполнить данную табличку:

Группа живых объектов

«Чужак»

Царство «чужака»

Береза, рыба, клюква.

 

 

Ворона, подберезовик, ласточка

 

 

Груздь, опенок, бацилла.

 

 

Заяц, дуб, гусеница.

 

 

Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике.

Группа живых объектов

«Чужак»

Царство «чужака»

Береза, рыба, клюква.

рыба

Ворона, подберезовик, ласточка

подберезовик

Груздь, опенок, бацилла.

бацилла

Заяц, дуб, гусеница.

дуб

А теперь определим, из какого царства был «чужак»:

Группа живых объектов

«Чужак»

Царство «чужака»

Береза, рыба, клюква.

рыба

Животные

Ворона, подберезовик, ласточка

подберезовик

Грибы

Груздь, опенок, бацилла.

бацилла

Бактерии

Заяц, дуб, гусеница.

дуб

Растения

Какие из приведенных царств мы с вами уже изучили?

Грибы, бактерии

Как вы думаете, к какому следующему царству живой природы мы переходим?

Растения.

А как называется наука, изучающая царство растения?

Ботаника

3. Целеполагание

Давайте поставим цель нашего сегодняшнего урока

Выдвижение целей

Как вы думаете, мы сможем достигнуть все поставленные цели только за один урок?

Нет

Правильно, Царство растение очень разнообразно, и мы должны его рассмотреть с разных сторон. Как вы думаете, с чего мы начнём и какова же будет главная цель у нас сегодня?

Познакомиться со значением растений в природе и в жизни человека.

4. Изучение нового материала

Человек давно начал использовать растения в своей жизни, с тех незапамятных времен многие растения стали иметь большое практическое значение для человека. Предлагаю вам поиграть в игру «Значение растений в жизни человека» вам дается 3 минуты на работу, а затем мы начнем составлять совместный список. Правило одно, значение засчитывается только тогда, когда оно будет подкреплено примером растений.

Игра «Значение растений в жизни человека»

  1. Использование в пищу
  2. Лекарственные растения
  3. Изготовление одежды и обуви (хлопок, лен)
  4. Изготовление жилищ и построек
  5. Изготовление посуды (ложки, бочки, туески)
  6. Отопление жилища (дрова)
  7. Получение каучука (гевея, фикус ластичный)
  8. Изготовление музыкальных инструментов
  9. Изготовление орудий труда (грабли и вилы)
  10. Декоративность
  11. Красители (морковь, свекла, апельсин)
  12. Яды (волчье лыко, оканит).

Физкультминутка.

Вместе по лесу идём, 
Не спешим, не отстаём. 
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) 
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) 
Вот ромашка, василёк, 
Медуница, кашка, клевер. 
Расстилается ковёр 
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) 
К небу ручки протянули, 
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) 
Отдохнуть мы все успели 
И на место снова сели.

Когда вы составляли список, то первое, что пришло вам на ум, было пищевое значение растений. Но уже давно, люди поняли, что мир растений - это не только пища, он интересен и многообразен. Мы находим растения разных видов практически повсюду – на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди.

Растения играют не только большое значение в жизни человека, но и природы. Мы продолжаем нашу игру, но теперь вам нужно записать:

Значение растений в природе 

1. Поглощают углекислый газ, выделяют кислород

2. Растения - источник пищи для животных

3. Растения очищают воздух от пыли

4. Насекомые опыляют растения

Помните, в начале урока я говорила, что Царство растений мы будем рассматривать с разных сторон, мы рассмотрели только одну. Это значение. Как вы думаете, что мы будем рассматривать дальше? Давайте посмотрим учебник. В целом обширное и пестрое царство растений насчитывает более 500 000 видов, и если бы я начала называть каждое, то на это ушло бы 150 часов, поэтому мы с вами со следующего урока систематизировать и обобщать все растения в отдельные группы, такие как, Водоросли, Мхи, Лишайники и т.д. Мы рассмотрим их строение, используя различные методы: от описания иллюстраций до наблюдений под микроскопом.

Всё это потребует от вас больших усилий и внимательности, чтобы полностью изучить всё разнообразие этого великого Царства, поэтому на сегодня мы заканчиваем обсуждение и давайте закрепим то, что мы сегодня узнали.

5. Закрепление изученного материала.

Прочитайте текст, в нём содержатся ошибки. Найдите их и исправьте.

1. Ботаника – это наука о строении растений. 2. Слово «ботаника» происходит от греческого «ботанэ», что значит «жизнь». 3. Без растений не могут существовать ни животные, ни человек. 4. Во-первых, зеленые растения выделяют углекислый газ, необходимый для образования органических веществ из неорганических. 5. Во-вторых, растения служат пищей всему живому на Земле.

6. Подведение итогов урока и домашнее задание.

  • Мы достигли поставленной цели?
  • Что было новым для вас на уроке?
  • Что вам было интересно?
  • Какие у вас остались или возникли вопросы?
  • Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

Спасибо, сегодня вы хорошо поработали на уроке. Запишите домашнее задание.

Прочитать материал учебника: § 17

Выполнить №58-59, стр. 40.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ботаника – наука о растениях» Разработал учитель химии и биологии Шпынова Алина Ананьевна

Слайд 2

Группа живых объектов «Чужак» Царство «чужака» Береза, рыба, клюква. Ворона, подберезовик, ласточка Груздь, опенок, бацилла. Заяц, дуб, гусеница.

Слайд 3

Ботаника – наука о растениях *от греческого слова « ботанэ » – зелень, трава, растение.

Слайд 4

Цель: Познакомиться со значением растений в природе и в жизни человека.

Слайд 5

«Значение растений в жизни человека»

Слайд 6

Физкультминутка. Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. Тысяча цветов вокруг! Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. Отдохнуть мы все успели И на место снова сели.

Слайд 7

«Значение растений в природе»

Слайд 8

1. Ботаника – это наука о строении растений. 2. Слово «ботаника» происходит от греческого « ботанэ », что значит «жизнь». 3. Без растений не могут существовать ни животные, ни человек. 4. Во-первых, зеленые растения выделяют углекислый газ, необходимый для образования органических веществ из неорганических. 5. Во-вторых, растения служат пищей всему живому на Земле.

Слайд 9

Домашнее задание: Прочитать § 17 Выполнить в рабочей тетради №58-59, стр. 40 . Для желающих : найдите информацию о растениях-рекордсменах. Сделайте доклад, оформите его и сдайте учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ботаника - наука о растениях

Данная презентация  предусмотрена для проведения первого урока в 6 классе по УМК Пономарева И.Н. В ресурсе рассмотрены вопросы  наук, изучающих растения, многообразие и значение растительных...

Урок 1. Введение. Ботаника-наука о растениях.

Первый вступительный урок биологии в 6 классе. Рассматриваются основные царства, их признаки, значение растений в жизни человека и природы. Урок сопровождается презентацией....

Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"

Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация к уроку "Ботаника-наука о растениях"

О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух.И опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель!...

Презентация к уроку обобщения в 6 классе по теме "Ботаника-наука о растениях"

Презентация к уроку обобщения в 6 классе по теме "Ботаника-наука о растениях"...

Технологическая карта урока по теме : Ботаника- наука о растениях.

Технологическая карта урока по биологии. Материал можно использовать учителю при проведение урока в 5 классе. УМК И.Н. Пономарёва., " Просвещение " 2021. А также материал соответствует новым...