Технологическая карта урока по теме : Ботаника- наука о растениях.
методическая разработка по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока по биологии. Материал можно использовать учителю при проведение урока в 5 классе. УМК И.Н. Пономарёва., " Просвещение " 2021. А также материал соответствует новым ФГОС.Межпредметные связии- география, химия,биология.физика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока | Состав и строение клеток. | ||
Цель урока | Изучение состава и строения клеток. | ||
Планируемый результат обучения | Знать: - органические и минеральные вещества; - основные компоненты клетки - строение растительной клетки, - значение частей клетки, их названия; - общие черты строения всех клеток; Уметь: - готовить микропрепараты; - находить в микропрепарате изучаемые органоиды; - зарисовывать рассматриваемые объекты; - пользоваться оптическими приборами и лабораторным оборудованием. - приводить примеры белков, жиров, углеводов. - описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма. Применять: знания о строении лабораторного оборудования на практике. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | ||
Основные понятия | Органические и минеральные вещества, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты. Включения, вакуоли, протопласт | ||
Основное содержание урока. | Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | ||
Межпредметные связи | Литература, история. | ||
Ресурсы | учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику. | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности | С лука сняли кожицу – Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное. Микроскоп поставили, Препарат - на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Дольки – это клетки, С ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Снаружи – оболочка, Под нею – цитоплазма. Зеленые пластиды искать будешь напрасно. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. |
Целеполагание и мотивация | Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений | Таблица «Строение растительной клетки» - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какой будет тема нашего урока? - Тема урока: «Состав и строение клеток». Сегодня на уроке мы познакомимся с составом и строением клеток.. Мы продолжим учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы, оценивать свою работу и работу своих товарищей. - Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными задачами? - Желаю вам успехов. | Эмоциональный настрой Высказывания учащихся Высказывания учащихся |
Актуализация знаний | Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи Регулятивные УУД: планирование своих действий. | Назовите основные положения клеточной теории. С какой целью используют микроскоп? Как устроен микроскоп? Каковы правила работы с микроскопом? Как узнать увеличение микроскопа? | Отвечают на вопросы. |
Создание проблемной ситуации | Познавательные УУД: освоение доступных способов изучения клетки, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире. Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. | Почему человек охотно употребляет в пищу растения? | Высказывания детей |
Изучение нового материала. | Познавательные УУД: освоение доступных способов изучения клетки, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире. Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. | Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. | Слушают объяснение учителя |
Лабораторная работа | Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний для ученика. | Цели и задачи, организация лабораторной работы «Состав клеток растений» Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке. Какие выводы сделали? | Выполнение лабораторной работы. |
Включение в систему знаний и повторений | Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний для ученика. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации. Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации | Работа в группах с учебником (рис.2.5) Работа в тетради – практикуме: обозначить основные вещества клетки. Работа с ЭОР, поиск дополнительной информации. | Работают в группах. Работают индивидуально, выполняют задания в тетради. Осуществляют поиск информации. |
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Музыкальная физкультминутка «Весёлая зарядка» | Выполняют разминку. |
Самостоятельное применение знаний | Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний. Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном. | Какие органические и неорганические вещества вам известны? Почему живые организмы не могут обходится без воды? Кроссворд «Вещества клетки». Поиск дополнительной информации, работа с ЭОР. | Отвечают на вопросы, работают с ЭОР. Решают кроссворд. |
Итог урока. Рефлексия | Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные: личностное самоопределение. Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. | Как вы думаете, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами? - У вас на столах лежат картинки. Если вам понравился урок поднимите улыбающийся смайлик; если не понравился и вам было неинтересно, поднимите грустный смайлик. - Оцените свою работу и работу своих товарищей, используя высказывания. Сегодня на уроке - Мне показалось важным … - Мне показалось трудным … - Для меня было открытием то, что … - Могу похвалить себя за то, - Могу похвалить одноклассников за то, что … | Дети оценивают своё эмоциональное отношение к уроку. Дети оценивают свою работу и работу своих товарищей с помощью оценочного листа. Высказывания учащихся. |
Лабораторная работа
Тема: Состав клеток растений.
Цель: Выявить наличие органических и минеральных веществ в клетках растений.
Оборудование: стакан с водой, пробирка, раствор йода, пипетка, спиртовка, спички, металлическая пластинка, держатель, фильтровальная бумага, семена подсолнечника, марлевые мешочки с тестом, кусочки стеблей растений.
Ход работы:
- Промойте марлевый мешочек с тестом в стакане с водой до появления клейкой массы. Запишите, что осталось в мешочке после промывания.
- В стакан с водой, в которой промывали тесто, добавьте 2-3 капли раствора йода. Запишите, что Вы наблюдаете. В чем причина наблюдаемого явления?
- Положите на фильтровальную бумагу семена подсолнечника и раздавите их. Запишите, что Вы наблюдаете. В чем причина наблюдаемого явления?
- Положите в пробирку несколько семян пшеницы, поместите пробирку в держатель, зажгите спиртовку (соблюдайте правила противопожарной безопасности). Аккуратно нагрейте пробирку на огне. Почему на стенках пробирки появляются капли воды?
- Сожгите кусочки стеблей растений на металлической пластинке. Какие вещества остались на пластинке после сгорания?
- Заполните таблицу
Состав клеток растений
Органические вещества | Неорганические вещества |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. |
- Сделайте вывод о составе клеток растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 1. Введение. Ботаника-наука о растениях.
Первый вступительный урок биологии в 6 классе. Рассматриваются основные царства, их признаки, значение растений в жизни человека и природы. Урок сопровождается презентацией....
Урок по теме «Ботаника – наука о растениях»
Конспект и презентация для проведения урока биологии в 5 классе по В. В. Пасечнику...
Технологическая карта урока по теме "Мхи - высшие споровые растения"
Материал содержит технологическую карту урока, рабочие листы для групп и презентацию....
Технологическая карта урока по теме : «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»
Технологическая карта урока биологии в 9 классе: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»...
Презентация к уроку обобщения в 6 классе по теме "Ботаника-наука о растениях"
Презентация к уроку обобщения в 6 классе по теме "Ботаника-наука о растениях"...
Технологическая карта урока по теме: Рост и развитие растений
Тема урокаРост и развитие растенийТип урокаУрок открытия новых знаний.Формы, приемы, методы:Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.Методы и приемы обучения: словесны...
Презентация к уроку 6 класса по теме _Ботаника - наука о растениях_. По новому ФООП
Ботаника - комплексная наука...