Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Евсина Оксана Викторовна

Урок по биологии по теме "Химический состав клетки" даёт возможность учащимся увидеть важность и значимость внутреннего строения и состава растительной клетки для жизни людей и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_bio_5.docx26.73 КБ
Файл instruktivnaya_karta.docx13.66 КБ
Файл material.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Евсина О.В.

Класс:      5

УМК    В.В. Пасечник "Биология 5 класс".

Предмет:  Биология

Тема: Химический состав клетки

Тип  урока: Изучение  нового материала.

Цель: Познакомиться с химическими веществами  клетки -как важнейшие компоненты живого  организма

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Учащиеся знакомятся с разнообразием веществ в клетке, важнейшими биологическими особенностями.

- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

-умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи. Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

-оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы

Ход урока

Название этапа  урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

1

Организационный момент

(1- мин.)

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой рабочего листа.

Здравствуйте, ребята! (Приветствие ладонями друг другу)  Сегодня на уроке мы узнаем много нового. Но сначала проверим, готовы ли вы к уроку.  (На доске написано слово ТРУД). На столе у вас должны лежать предмет, название которого начинается с буквы Т (тетрадь). Назовите его и проверьте у всех ли есть этот предмет. И далее: с буквы Р(ручка), с буквы У(учебник), с буквы Д(дневник).

- Итак, все готовы к уроку. Чтобы урок получился интересным, мы с вами должны потрудиться.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Познавательные слушают учителя.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Положительный настрой на урок.

3

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (4 мин.)

Формулирование темы урока, постановка цели

Вступают  в дискуссию по определению темы урока.

Формулируют  цели урока. Приступают к заполнению рабочего листа.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы чуть позднее назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!

Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.

В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Актуализация нового материала -запишите, пожалуйста, почему эта тема очень важна и актуальна. (1 мин.)

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные:   Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные:  Умение ставить цель, планировать деятельность.

4

Изучение нового материала

(15 мин)

Научиться составлять схемы, заполнять таблицы.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают содержание параграфа, анализируют

информацию,  делают записи в рабочем листе. Распределяют роли для выполнения задания.

Знакомятся с информацией о внешнем и внутреннем строении  стеблей древесных и травянистых растений.  Отображают информацию таблице.

Обсуждают результаты записи в группе.

 Ребята, на ваших партах лежат карточки мэнэдж-мэт. Которая состоит из 4 последовательных цифр. Соответствующих одному из вас. Поднимите руку под номером 1, 2, 3, 4.

На партах лежат инструктивные карты (рабочий лист).

А сейчас давайте проведем исследовательскую работу по химическому составу клетки.

На партах, помимо инструктивной карты, лежат раздаточный материал по соответствующей теме. Ознакомьтесь.

Задания даются на определенное время. По окончанию времени я буду звонить колокольчиком 

Выполните задание №1  Составьте схему. Проверка задания.

Задание № 2 Определите функции веществ в клетке.

Участник под номером 1-работает с карточкой по теме –вода и минеральные соли.

Участник под номером 2-работает по теме белки.

3-жиры, 4 –углеводы. 2-3 мин.

Обсуждение в группах. 5 мин.

Участники под номером 2 выйти к доске и заполнить таблицу первой строки.

Участники под номером 3 выйти к доске и заполнить таблицу второй строки

Участники под номером 4 выйти к доске и заполнить таблицу третьей строки

Участники под номером 1 выйти к доске и заполнить таблицу четвертой строки

 Познавательные:  Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Коммуникативные:   Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение.

Регулятивные: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям  и осуществлять коррекцию своей деятельности.

Работа в группах. На доске план-схема, которую дети совместно с учителем составляют вместе.

5

Физминутка

(1 мин.)

Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся.

Под музыку выполняют действия, упражнения.

Стряхнули с себя лень и усталость!

Выйдите все на середину класса. Представим себя маленькой клеткой. Которая передвигается. Я называю число, а вы собираетесь вместе по количеству. ( 4, 6, 25)

Дети начинают передвигаться по классу. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ..

6

Обобщение полученных на уроке сведений

(10 мин.)

Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его.

Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, используя критерии оценивания, ставят количество баллов  в рабочий лист.

Видеофрагмент _Химия клетки

В качестве закрепления  изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами.

Тестовая работа из 5 заданий. Взаимопроверка.  

Поставьте себе оценку за урок

Обсуждение

Регулятивные:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности     

Познавательные: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

8

Рефлексия

(5-6 мин.)

Выполнение разных заданий с использованием интернет ресурса.

Выставляют оценки в дневник.

Дерево успеха

Самооценка знаний обучающихся.  

.

Личностные   Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

9

Домашнее задание

 (2 мин.)

Записывают домашнее задание по выбору.

Сообщает домашнее задание:

1. Прочитать параграф , выделить основные понятия, записать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2.  Выполнить лабораторную работу.

3. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.

Вещества клетки

Функции

Вода и минеральные соли

Осуществляют обмен  веществ

Белки

Регуляция жизнедеятельности организма

Жиры

Энергетическая

Углеводы

Запасающая , энергетическая

Нуклеиновые кислоты

Сохранение и передача наследственной информации



Предварительный просмотр:

Инструктивная карта

___________________________________________

(ФИ ученика)

Тема урока: _________________________________________________________________________

Задание 1. Изучив материал параграфа №8 с.40-41, заполните схему «Химический состав клетки»

Задание 2. Ознакомьтесь с текстом. Какие  функции  в клетке играют вещества (вода и минеральные соли, белки, жиры,  углеводы, нуклеиновые кислоты)

Задание 3. Выполните тестовую работу   по теме :  "Химический состав клетки". Выберите один правильный ответ.

1.Какие химические элементы входят в состав клетки?

а) Кислород, азот, водород                                б) кислород, азот, углерод, водород

в) углерод, кислород, азот                                 г) кислород, азот, углерод, водород, химические  элементы

2.Какие вещества входят в состав неорганических соединений в клетке?

а) вода, минеральные соли                               б) вода, белки, жиры, углеводы

в) вода                                                                 г) минеральные соли

3.Какую функцию выполняет вода?

а) участвует в обмене веществ                         б) определяет ее форму

в) придает клетки упругость                            г) участвует в обмене веществ, придает клетки упругость, определяет ее форму

4.Сколько воды содержится в клетке, в % ?

а) от 40-95%          б) 70-99%                   в) 95%                      г) 50-95%

5.Какие вещества входят в состав органических веществ?

а) азот, кислород, фосфор                                  б) углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты

в) углеводы, белки и жиры                                г) нуклеиновые кислоты, белки, жир

Критерии оценивания:   оценка  «5»- нет ошибок ;  оценка  «4» -1 ошибка;   оценка  «3» - 2 ошибки.



Предварительный просмотр:

Органические вещества.

Белки

 Белки считаются одним из самых лучших строительных материалов для клеток. В человеческом организме они поддерживают и выполняют  ряд функций: опорная (белки входят в состав костей), транспортная (осуществляют перенос к клеткам и органам кислорода и питательных веществ), защитные функции (в момент попадания бактерий и вирусов,   в организме  человека начинают вырабатываться белки –антитела, которые  борются с возбудителями  болезней). Недостаток белков в организме может привести к тому, что снижается память, иммунитет. Без белковой пищи многие жизненные процессы, происходящие в человеческом организме, были бы просто невозможны.

Попадают белки в организм с продуктами питания. Содержится белок в таких продуктах питания, как: сыр, яйца, мясо, рыба, молоко, крупы  (особенно гречневая), хлеб, бобовые.

Органические вещества.

Жиры

 Жиры откладываются в клетках. Они  являются источником энергии в клетке. Жиры плохо проводят тепло. У некоторых животных, откладываясь под кожей (например, у китов), толстый слой подкожного жира защищает их от переохлаждения. Такая функция называется - теплоизоляция. Источники жиров: растительное, оливковое масла, масло кедровых и грецких орехов, морская рыба.

Органические вещества.

Углеводы

Углеводы – важная группа органических веществ, в результате расщепления которых клетки получают энергию и являются основными запасными веществами в клетке. Углеводы входят в состав оболочек клеток, придавая им прочность. Запасающие вещества в клетках –крахмал и сахара.  Главными источниками углеводов из пищи являются: хлебкартофельмакароны, крупы, сладости.

Вода и минеральные соли.

Необходимы для обмена веществ между клеткой  и средой. В клетке содержится от 40 до 95 % воды. В водной среде протекают все процессы в клетке- пищеварение, дыхание, выделение. Вода придает клетке прочность, упругость, определяет её форму и участвует в обмене веществ. Минеральных солей в клетке содержится примерно 1-2 %. Это соли калия, кальция, фосфора и другие. Минеральные соли обеспечивают важнейшие процессы жизнедеятельности клетки. А их недостаток приводит к нарушению обмена веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к  Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

Урок биологии на тму: "Состав крови"

Данный урок для 9 класса коррециооной школы 8 вида....

Урок "Строение и химический состав клетки"

Повторить,обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. ...

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки", 10 класс.

Основная задача урока систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республикански...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Разработка ТК к уроку по теме: «Химический состав клетки»

Биология 5 классТема урока : Химический состав клетки....