Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе Бактерии
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе

по формированию универсальных учебных действий

в системно - деятельностном подходе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bakterii_5_kl.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе

по формированию универсальных учебных действий

в системно - деятельностном подходе

                                                                    учителя биологии высшей квалификационной категории

 Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края

Тема

Бактерии

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

Урок «открытие новых знаний»; комбинированный  с использованием электронного  приложения, презентации

Методы обучения

1) проблемный 2) частично - поисковый  3) интерактивный

Цель

Формирование знаний о царстве Бактерии

Задачи

  1. Изучить особенности строения бактерий;
  2. Сравнить бактерии с представителями  других царств живой природы;
  3. Показать роль бактерий в природе и жизни человека;
  4. Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.

Основное содержание темы, термины и  понятия

 Существенные признаки представителей царства бактерии, их характеристика, строение. Особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Планируемые результаты

Личностные

-сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды

Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных  универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);        

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель,  осуществлять оценку результативности);

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий

Предметные

Учащиеся научатся: выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий; отличать бактерии от представителей других царств живой природы.

Учащиеся получат возможность научиться: объяснять роль бактерий в природе и  жизни человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Универсальные учебные действия

Личностные

- самоопределение

- смыслообразование, - нравственно-эстетическое оценивание;

Регулятивные

- целеполагание

- прогнозирование

- планирование,

-самостоятельное принятие решений

- самооценка

- самоконтроль

Познавательные

- умение структурировать знания

- поиск и выделение необходимой информации,

-логика изложения,

-умение делать выводы;

- анализ

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение вести диалог

- сотрудничество в поиске информации,

-умение работать в группе,

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

 Литература, русский язык, экология

 учебник Н.И.Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2014г.

технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами.

- фронтальная  

- индивидуальная  

- в группе  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Самоопределение к деятельности

I этап.

УУД

1. Орг. момент

2.Определение темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация (самоопределение)
учебной деятельности учащихся.

 

Учитель:  Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.                                                             Слайд 1     А девизом нашего урока будут такие слова:

                    Думаешь – коллективно!

                   Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно!

                Борешься – старательно!  И открытия нас ждут обязательно!
  

 Учитель: Демонстрирует рисунки.    

                                                                                                                    Слайд 2           - Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?  (Витамины)

  Слайд 3

- Какие изменения произошли с яблоком ?                                                  (Оно стало портиться.  Стало гнить.)

- Результат деятельности  каких организмов мы увидели? (Микробов. Микроорганизмов. Бактерий.)

Как вы думаете, что сегодня будем изучать на уроке? Какая тема урока? Слайд 4   (Бактерии.)

 - Что вы хотите узнать о бактериях?                                                                           (Кластер)  На доске ключевое слово «Бактерии»:

1.Строение бактерий. 2.Размножение бактерий. 3.Форма бактерий.

4.Значение спор. 5. Положительная роль бактерий. 6.Отрицательная роль бактерий. 7. Меры профилактики.  (Вокруг ключевого слова)

- Запишем тему урока в тетрадь.

Слайд 5 Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист  А.  Левенгук.

- Вы любите путешествовать?

Ответы детей.

- Отправляемся в путешествие в мир бактерий.  Транспорт, на котором отправитесь в путешествие, уже вас ждёт (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, воздушный шар, летучий корабль, самолёт, вертолёт, ракета).    

Начинаем наше путешествие!

Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные - умение вести диалог

Учебно - познавательная деятельность

II этап

УУД

2. 1  Первичное усвоение знаний

 

- У каждой группы  своё задание, которое нужно выполнить, а по возвращении - отчитаться. Записи делайте в своих бортовых журналах.                                                                                                                - Выберите спикера группы, который будет выступать с результатами работы.

1 группа

-Прочитайте текст   параграфа 11 с 60-61, начиная со слов «Бактерии очень просто устроены… заканчивая словами  так и образовывались группы.»

-Подготовьте рассказ о строении бактерий.                                                                    -Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. Можно нарисовать.

 2 группа

-Прочитайте текст   параграфа 11 с 61(2 и 3 абзацы) .

-Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках с 61, используя только прилагательные.                   -Можно нарисовать формы для отчёта.

  1. группа

-Прочитайте текст   параграфа 11 с61 (5 и 6 абзацы) .

-Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. Можно использовать рис. с62

-Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?  

  1. группа  

-Прочитайте текст   параграфа 11 с 62 (1 абзац) .

-Сформулируйте и запишите определение «Спора –это…».

-Какие условия являются неблагоприятными для бактерий?

 5 группа                                                                                                                       -Прочитайте текст   параграфа 11 с 62 (2 и 3 абзацы) .

-Подготовьте рассказ о положительной роли бактерий в природе и жизни человека. Изобразите в виде схемы или рисунка.

  6 группа                                                                                                                        -Прочитайте текст   параграфа 11 с 62 (4 абзац 1 и 2 предложения) .

 -Подготовьте рассказ об отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека. Изобразите в виде схемы или рисунка.                                                                                     7 группа                                                                                                                        -Прочитайте текст   параграфа 11 с 62 (4 абзац  начиная со слов Чтобы предотвратить заболевание…  и до конца .

-Составьте правила профилактики заболеваний. Изобразите в виде схемы или рисунка.

Познавательные УУД:

- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию.

-Анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- уметь строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения,

-выделять в учебном материале  главное.

Регулятивные УУД:

-умение планировать работу                -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы

Интеллектуально - преобразовательная деятельности

                                                    III этап

УУД

 3.1 Проверка знаний.

Физкультминутка

- Пора возвращаться из путешествия и отчитаться о проделанной работе.

-  Выполняя своё задание, вы могли встретить разных животных, мы сейчас отдохнём и повторим их движения. (Под музыку делают движения.) 

Спикер каждой команды отчитывается, все слушают и делают записи в свои бортовые журналы, то есть в тетради.

Приём педагогической техники «Учебник на доске»

Каждая группа отчитывается по заданиям.

-Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Познавательные УУД:                  -искать и выделять информацию, анализировать,  проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:                             -Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Личностные УУД                                -Оценивать собственный вклад в работу группы

Закрепление

                                 IV этап

УУД

4. Закрепление материала.

         

- Итог подведём, составив синквейн  по нашей теме. Первое слово «бактерии»

Задача. (если останется время) Объясните, почему доски для разделки мяса и рыбы нельзя использовать, если в них появились трещины? (В остатках быстро размножаются бактерии)

Личностные:   смыслообразование, Познавательные – анализ, вывод                            Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог;                               Регулятивные – самооценка, самоконтроль

V этап. Рефлексивная деятельность

Сегодня урок:

Я:

- Трудный - лёгкий

- интересный – не интересный

- полезный – ненужный

- старался – ленился

- был внимателен на уроке – был невнимателен

- урок усвоил – не усвоил

- узнал новое – все знал (ничего не узнал нового)

- моя поставленная цель достигнута – не достигнута

- трудности были – не были


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА - Вулканизм- 6 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАГеография 6 класс...

Технологическая карта конструирования урока для 6 класса (ФГОС) по теме: «My neighbourhood (Мой микрорайон)».

Технологическая карта конструирования урока для 6 класса (ФГОС) по теме: «My neighbourhood (Мой микрорайон)» составлена на основе УМК "Английский в фокусе" авторы Дж.Эванс и др....

Технологическая карта конструирования урока биологии по теме: "Внешнее строение листа. Листорасположение " с использованием СДМ.

Технологическая   карта   урока   разработана  в соответствии   с  требованиями  ФГОС  по   биологии....

Технологические карты конструирования уроков биологии «Живой организм» 6 класс

Технологические карты к двум первым урокам курса биологии "Живой организм" позволяют легко понять смысл создания таких карт к урокам. Последовательность и логическое развертывание материала урока гарм...

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе "Грибы"

Существенные признаки представителей царства Грибов, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека....