РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена по примерной программе основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автора Н.И. Сонина (Сивоглазова В.И) и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 138 с.//, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_8_klass_2015-16_g.docx63.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Налимская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено:

на заседании методического объединения

учителей точного цикла МБОУ Налимская СОШ

протокол №___________

от «_____» сентября 2015 г.

руководитель МО

_________________/В.И. Еремеева/

Согласовано:

Зам. Директора по УВР МБОУ Налимская СОШ

____________________/С.А.Бережнова/

«_____» сентября 2015 г.

Утверждено: директор МБОУ Налимская СОШ

________________/Л.Е.Бубякина/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

на 2015-2016 учебный год

8 класс

составитель: учитель биологии и химии

МБОУ «Налимская СОШ»

Винокуров Иннокентий Владимирович

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена по примерной программе основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автора Н.И. Сонина (Сивоглазова В.И) и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 138 с.//, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Учебник:

1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек: 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010.- 287 с.;

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Всего - 68 часов.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.

 На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. На последних занятиях рассматриваются поведение и психика.

           Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы.

           Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет, контрольные работы. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Цель обучения биологии в 8 классе:

- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.

                                       Количество  часов  распределено  следующим  образом

№ п/п

          Название раздела

Кол-во часов

Контрольных работ

Лабораторных и практических работ

 По КТП

1

Человек как биологический вид

2

2

 Происхождение человека

3

3

  Общий обзор строения и функций организма человека

3

2

5

 Координация и регуляция

14

2

4

6

 Опора и движение  

7

1

3

7

  Внутренняя среда организма

3

1

8

  Транспорт веществ

5

1

3

9

   Дыхание

5

1

1

10

   Пищеварение

6

3

11

 Обмен веществ и энергии  

4

1

12

   Выделение

2

13

   Покровы тела

4

1

1

14

   Размножение и развитие

3

15

   Высшая нервная деятельность

6

1

1

   Резерв

1

   Итого

68

8

19

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ

              1. Место человека в системе органического мира. Человек как биологический вид (2 ч). Происхождение человека (3 ч).

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

2.        Общий обзор строения и функций  организма человека (3 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

  1. Строение клетки
  2. Изучение микроскопического строения тканей.

3. Координация и регуляция (14ч)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

  1. Объем внимания     2. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга
  2. Изучение изменения размера зрачка.     3. Механическое и логическое запоминание

              4. Опора и движение (7 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости.  Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение внешнего строения костей.
  2. «Измерение массы и роста своего организма»
  3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

         5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Понятие «внутренняя среда».  Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.  Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Изучение микроскопического строения крови.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения крови

             6. Транспорт веществ (5 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
  2. Измерение кровяного давления
  3. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений

             7. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение частоты дыхания.

             8. Пищеварение (6 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов  пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

Лабораторные и практические работы.

  1. Воздействие слюны на крахмал
  2. Воздействие желудочного сока на белки
  3. Определение норм рационального питания.

         9. Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров в организме

         10. Выделение (2 ч)

Выделение. Мочевыделительная система, их значение, нефроны. Мочеполовые инфекции, их предупреждение, гигиена, фактор риска, вредные привычки, ЗОЖ

         

11. Покровы тела (4 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Лабораторные и практические работы.

  1. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи

12. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

     13. Высшая нервная деятельность (6 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Человек и его здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы.

  1. Характеристика моих познавательных процессов

Резервное время (1 ч)

В результате изучения предмета

обучащиеся должны знать:

- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;

- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;

- науки, изучающие организм человека;

- особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;

- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;

- внутреннюю среду организма, иммунитет;

- обмен веществ и энергии;

- развитие организма человека;

- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

уметь:

- объяснять  родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневые, социально-коммуникативные, игровые, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в  группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический.

Требования к оценке знаний обучающихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал

литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении  материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

- не приступал к выполнению работы;

- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Литература и средства обучения.

          Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек: 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010.- 287 с.;

Методических пособий для учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с;
  2. Биология. 6-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б.Захарова/ авт.-сост. О.П.Дудкина.- Волгоград: Учитель, 2011.- 182 с.
  3. Батуев А.С. Биология: Словарь- справочник.- М.: Дрофа, 2004 г.- 160 с
  4. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику НИ. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т.В. Козачек.- Волгоград: Учитель, 2006.- 328 с.
  5. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы. / авт. Сост. Г.В. Чередникова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 157 с
  6. Елькина А.М. Биология. Человек. 8 класс: биологические карты: Дидактический материал. М.: Дрофа, 2003.-96 с.
  7. Резникова В.З. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Раздел «Человек и его здоровье».- М.: «Интеллект- Центр», 2008-128 с.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Таблицы и плакаты (органы. Системы органов).

Технические средства обучения (компьютер, проектор, микроскоп, микропрепараты).

Макеты и модели  внутренних органов человека

Календарно- тематический план по биологии

на 2014-2015 учебный год

8 класс

Тема урока (кол-во часов)

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки  обучающихся

примечание

Домашнее задание

Дата проведения

План

факт

Место человека в системе органического мира (4 ч)

Человек как биологический вид (2 часа)

1. Место человека в системе органического мира. Инструкция по технике безопасности

Новая тема

Сущность понятий «рудименты», «атавизмы», систематика человека

Знать место человека в системе органического мира; Уметь: работать с учебником; совершать мыслительные операции оформлять их результаты в устной и письменной форме

3.09

2.Особенности человека

Комбиниро-ванный урок

Особенности человека

Знать характерные особенности человека, уметь: анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять результаты логических операций в форме таблицы

6.09

Происхождение человека (2 часа)

3.Происхождение человека. Этапы его становления

Новая тема

Дриопитеки, Понгиды, Гоминиды, Рамапи-теки, австралопитеки, человек умелый, чел прямоходящий, неан-дерталец, кроманьон

Знать о происхождении человека, этапах его эволюции, работать с дополнительной литературой

10.09

4. Расы человека. Их происхождение и единство

Комбиниро-ванный урок

Легенды о происхождении человека, К. Линней, Ламарк, Дарвин

Знать сущность поня-тия «раса», виды рас и характеристики, меха-низмы образования рас. Уметь самостоятельно работать с источниками знаний, оформлять результаты логических операций в форме таблицы; доказывать несосотоят-ть расизма

13.09

Общий обзор организма человека (3 часа)

5. Клеточное строение организма

Комбиниро-ванный урок, лабораторная и практическ работа

Клеточное строение организма. Сравнение растительной и животной клеток, органоиды клетки

Знать о клеточном строении организма; строении животной кл-ки, ф-ях частей и орган-в. Уметь раскрывать особ строения и ф-ий отдельн частей, орга-ноидов кл. Называть части кл-ки, распозна-вать на рис, табл, рабо-тать с микроскопом, готовыми микропр-ми.

17.09

6. Ткани и органы

Комбиниро-ванный урок, лабораторная работа

Типы тканей животных и человека: эпител, соединит, нервная, мышечная. Межклеточное вещество. Органы человека. Синапс, нейроглиия

Знать сущность поня-тий «ткань» «орган» основные типы и виды тканей, их локализацию и ф-ии в организме. Уметь распозн. тк и органы, самостоят раб с уч и микроп.

20.09

7. Системы органы. Организм.

Комбиниро-ванный урок

Системы органов

Знать сущность понятий «систем органов», «организм», ф-ии орган, систем, аппаратов организма как единого целого.

24.09

Координация и регуляция (14 часов)

8. Гуморальная регуляция.

Комбиниро-ванный урок

Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат, железы внутренней секреции, гормоны: гипофиз, щитовидная железа, подже- лудочная железа, надпочечники, половые железы

Знать  сущность гумо-ральн регуляции; желе-зы, образующие эндо-кринный апп; особен-ности работы жвс, чем жвс отличаются от же-лез внешней секреции; роль гормонов в жиз-нед-ти человека. Уметь работать с различными источниками знаний, извлекая из них нуж-ную информацию; логически

27.09

9. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

Комбиниро-ванный урок

Гормоны. Нарушения нервно- гуморальной регуляции. Болезни

Знать что такое гормо-ны и нервно-гумораль-ная регул; характерные особ-ти  гормонов, их роль в обменных про-цессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику. Уметь работ с доп. Литерату-рой, извлекать из нее нужную инфор; состав-лять небольшие сооб-щения, излагать их содержание; логически мыслить и четко отве-чать на вопр.

1.10

10. контрольная работа по темам « Общий обзор организма человека», « Гуморальная регуляция». Самостоятельная раб. (тестовые задания первого уровня сложности). Науки изучающие организм человека Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат

4.10

11. Нервная система.  Отделы нервной системы: центральный и периферический

Комбиниро-ванный урок

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы, центральная периферическая нервная система, соматическая вегетативная нервная система. История изучения нервной системы. Работы И.П. Павлова. М. Сеченова

Знать строение и класс-сифик нс, нервной тка-ни, нейрона, серого и белого в-ва, нервов, нервных узлов; сущ-ность понятий «реф-лекс», «рефлекторная дуга», их классифика-цию. Уметь самост работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информ; логически мыслить

8.10

12. Рефлекторный характер деятельности нервной системы

Комбиниро-ванный урок

«рефлекс», «рефлекторная дуга». Рецепторы. Чувствительные, вставочные, двигательные нейроны

Знать определения понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга». Рецепторы, безуслов-ный условный рефлекс, принцип деятельности нервной системы. Уметь характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса

11.10

13.Спинной мозг: строение и функции

Комбиниро-ванный урок

Спинной мозг, коленный рефлекс, позвоночный канал, передние задние корешки, белое и серое ве- щество

Знать  место спинного мозга в организме чело-века; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Уметь рабо-тать учебн; мыслить.

15.10

14. Головной мозг : Строение и функции

Комбиниро-ванный урок

Головной мозг строение и фунуции. Белое и серое вещес-тво, продолговатый, средний промежуточный мозг, мозжечок, мост.

Знать строение основ-ных отделов головного мозга; выполняемые ими ф-ии; разъяснять особенности микроско-пического строения мозга.

18.10

15. Большие полушария головного мозга

Комбиниро-ванный урок

Белое и серое ве- щество, большие полушария, левое правое полушария. Роль рефлексов в жизни человека

Знать особенности строения полушарий большого мозга функции долей и зон коры полушарий. Уметь сравнив строение и функции

22.10

16. Соматическая и вегетативная нервная система

Комбиниро-ванный урок.

Лаб. раб. Безусловный рефлекс человека

Соматическая и вегетативная нервная система

Знать отделы нервной системы, их функции. Уметь различать функции соматич-й и вегетативной нервной системы. Характеризо-вать сущность регу-ляции жизнедеятель-ности организма, роль нервной системы и гормонов в организме. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем

25.10

17. Контрольная работа на тему «нейрогуморальная регуляция физиологических функций». Урок контроля. Тестовая работа

29.10

18. Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы

Комбиниро-ванный урок

Анализаторы, органы чувств, их роль в жизни человека. Рецепторы. Проводящие пути. строение органа зрения, вкуса, обоняния, осязания, слуха

Знать что такое анали-затор; особенности строения анализатора на примере зритель-ного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; гигиену зрения. Уметь выделять главное, сравнивать;

1.11

19. Орган зрения и зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика

Комбиниро-ванный урок.

Лаб. раб.

Изучение изменения размера зрачка

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза. Профилактика. Болезни глаза, близорукость, дальнозоркость. Гигиена зрения.

Знать особенности строения органа зрения и зрительного анали-затора, заболевания. Уметь распознавать и описывать основные части органа зрения. Использовать приоб-ретенные знания для профилактики забо-леваний органов зр.

12.11

20.Органы слуха  и равновесия, их анализаторы

Комбиниро-ванный урок

Орган слуха, Строение и функции уха. слуховые рецепторы, полукружные каналы- орган равновесия. Нарушения слуха, профилактика.

Знать строение и функции анализаторов слуха и равновесия; работать с текстом и рис. Учебника, опорны-ми схемами; разъяснять правила гигиены слуха и равновесия; воспи-тывать полезные привычки по соблю-дению правил гигиены; логически мыслить.

15.11

21. Контрольная работа на тему «координация и регуляция». Урок контроля. Тестовая работа

19.11

Опора и движение (7 ч)

22. Скелет. Скелет головы и скелет туловища. Строение. Функции. Скелет конечностей.

Комбиниро-ванный урок

Опора и движение. Строение и функции опорной системы. Скелет: череп, туловища, конечности, пояс, мышцы, отделы позвоночника

Знать значение аппа-рата и функции скелета человека. Уметь самос-тоятельно работать с текстом и рисунки учебника; распознавать части опорно-двига-тельного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелет.

22.11

23. Строение, состав и соединение костей

Комбиниро-ванный урок

Лаб. раб. Изучение внешнего строения костей

Виды, состав костей, костная ткань, плотное губчатое вещество, надкостница, хрящ соединение костей сустав. Лабораторная работа «свойства костей»

Знать виды костей, строением и химичес-ким составом костей, типами соединения костей. Уметь самост работать с текстом учебника; самостоят работать с текстом учебника; анализи-ровать текст, сравни-вать, обобщ,

26.11

24.Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Комбиниро-ванный урок.

Лаб. раб. Измерение массы и роста своего организма

Связки, сустав, растяжение, вывихи, переломы

Знать о видах травм скелета, их признаках; последовательности действий при оказании первой помощи. Уметь оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах кост.

29.11

25.Мышцы. Строение. Работа мышц.

Комбиниро-ванный урок,

Строение двигательной с системы. Скелетные, сердечные гладкие мышцы, мышечные волокна, мио- фибриллы, группы мышц, Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Знать особенности строения и свойства мышечной тк; строения и функции скелетных мышц; основные гру-ппами мышц и их предназначение. Уметь самост работать с текстом учебн;

Лаб. работа

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

3.12

26. Заболевания опорно- двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия  и искривления позвоночника

Комбиниро-ванный урок, лабораторная работа

Рост и развитие мышц, мышечная масса, занятие физкультурой, гимнастика Профилактика искривления позвоночника

Знать условия развития костей и мышц; причины возникнове-ния искривления позвон-ка и плоскосто-пия. Уметь вниматель слушать и слышать устную речь;

6.12

27. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

Урок- обобщения

Развитие опорно- двигательного аппарата, профилактика заболеваний опорно- двигательного аппарата Самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос

Обобщить знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц; о чертах сходства и различия в аппар опоры и движения человека и млекопит-х животных; о значении мышечной активности, физическо-го труда и занятий спортом для формиро-вания и развития орга-низма подростка.Уметь работать с тестовыми задан; давать ответы на вопросы с опорой на таблицы; находить сходство в строении скелета, мышц челове-ка и млекопитающих

10.12

28 . Контрольная работа на тему «Опора и движение»

13.12

Внутренняя среда организма (3часа)

29.Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

Новая тема

Лаб. раб.

Изучение микроскопического строения крови

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа, Функции, Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции, свертываемость крови Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма

Знать о составе внутренней среды организма; особен-ностях и значениях ткане-вой жидкости, крови и лимфы. Уметь самостоят работать с учебником; Знать состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови. Уметь самостоят работать с учебником; логически мыслить

17.12

30. Иммунитет

Комбиниро-ванный урок

Иммунитет. Иммунная система, антигены, антитела, вакцинация, сыворотки , классификация иммунитета. Факторы влияющие на иммунитет

Знать что такое иммунитет, виды иммунитета, инфек-ционн заболевания, лечеб-ные сыворотки, вакцина, прививки, аллергия. Уметь самостоят работать с учебником;

20.12

31. Тканевая совместимость и переливание крови

Комбиниро-ванный урок

Группы крови. Переливание крови, групповая совместимость, донорство. Резус-фактор

Знать группы крови и их отличительные признаки, совместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранен жизни и здоровья людей. Уметь самостоят работать с учебн; логически мысл

24.12

Тема: Транспорт веществ (5 ч)

32. Транспорт веществ. Кровеносная система

Новая тема

Кровеносная система, сердце, кровеносные сосуды, строение и функции сердца Нервная и гуморальная регуляция сердечной детельности

Знать о строении и ф-ях крови, движение крови и лимфы в организме и значение этого про-цесса, особ-ти строения органов кровообра-щения. Уметь работать с текстом и рисунками учебника, подсчиты-вать пульс, измерять кровяное давление

27.12

33. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

Комбиниро-ванный урок

Строение (предсердия, желудочки, клапаны) и функции сердца, автоматизм

Знать причину неутомимости сердца, стадиях сердечного цикла и их характер-х; особ-ти регуляции работы сердца: автоматизме, нервной и гуморальной регуляции

14.01

34. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Комбиниро-ванный урок

Лаб.раб.

Измерение пульса и кровяного давления

Кровеносная система, причины движения крови и лимфы по сосудам, давление крови на стенки сосуда, измерение АД, пульс, частота сердечных сокра-щений.

Знать что такое кровяное давлен, в каких отделах кровеносной системы оно наибольшее, а где наимень-шее, причины изменения кровяного давления и дви-жения крови по организму; что такое пульс, ско-рость движения крови. Уметь подсчитывать пульс, измерять АД,

17.01

35. Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Комбиниро-ванный урок

Заболевание сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях, вредные привычки, ЗОЖ.

Знать о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно- сосудистую сис-тему, роли тренировк сердца и сосудов для сохра-нения здоровья и профилактики ССЗ. Уметь распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждении сосудов,

Лаб. раб.

Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений

21.01

36. Контрольная работа на тему «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»

24.01

Дыхание (5 часов)

37. Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких

Новая тема

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой

Знать сущность процесса дыхания, роль кислорода в организме человека, особ строе-ния и функциониро-вания органов дыхания, их взаимосвязь, меры профилактики заболе-вания голосовых связок

28.01

38. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания

Комбиниро-ванный урок

Лаб. раб.

Определение частоты дыхания.

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные дв-я и их регуляция, механизм вдоха и выдоха, дыхательные движения.

Диафрагма, Гемоглобин. Артериальная венозная кровь, альвеолярный воздух.

Знать особенности строения легких; механизмом газооб-мена в легких и тканях; дать понятие о жизнен-ной емкости легких, сущнос дыхат-х дви-жений, регул вдоха и выдоха.

31.01

39. Заболевания органов дыхания и их профилактика

Комбиниро-ванный урок

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая по-мощь при нарушении дыхания и кровообращения, инфекции, профилактика Культура бережного отношения к себе и окружающим

Знать о возможных заб-х и наруш-х органов дых, их причинах и профилак-х мерах, гигиенич-х треб-х к воздушной среде, пра-вилах дыхания. Уметь разъяснять необ-ть проветривания в жилых помещ-х, оказывать 1 помощь, вред курения

4.02

40. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Комбиниро-ванный урок

Приемы оказания первой помощи Клиническая, биологическая смерть.

Знать приемы оказания первой помощи при от-равлении угарным га-зом, спасении утопаю-щего. Уметь применять свои знания.

7.02

41. Контрольная работа по теме «Дыхание»

Контроль знаний

Тест в нескольких вариантах, с разными заданиями

11.02

Пищеварение (6 часов)

42. Пищевые продукты и питательные вещества

Новая тема

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: БУЖ, минеральные в-ва, вода. Пища как биологическая основа жизни

Знать понятия «пище-вар, питательные в-ва, пищевые продукты», рассм ф-ии пищевар сист, роль питательн в-тв.

14.02

43. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы

Урок изучения первичного материала

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Знать особенности строения организм- органы пищеваритель-ной системы. Уметь распознавать и описы-вать на рисунках основ-ные органы пищева-рительной системы.

18.02

44. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения

Комбиниро-ванный урок

Лаб. раб.

Воздействие слюны на крахмал

Строение и функции пищеварительной системы, пищевые железы, ферменты, слюна. Форма и функции зубов. Кариес. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения

Знать процесс пищевар в рот полости. Уметь самост работать с учебн; логически мыслить и оформлять рез- ты мыслит-х операций в устной и письменной форме

21.02

45. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения

Комбиниро-ванный урок

Лаб. раб.

Воздействие желудочного сока на белки

Роль ферментов в пищеварении, пищеварение в желудке в кишечнике, всасывание питательных веществ, строение и функции кишечника, аппендикс Безусловный и условный рефлекс.

Знать особенности строения желудка и кишечника, процессы, происх-е в них; св-ва ферментов желудоч-ного сока, роль соляной к-ты, поджелуд железы, пече-ни, кишечн желез,  всасывания питат-х в-тв, нервн и гумор рег-уляцию отделения  ж.с

25.02

46. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Комбиниро-ванный урок

Строение и функции пищеварительной сис-темы. Роль ферментов. Переваривание  и вса-сывание питательных веществ. Аппендикс

Знать определение понятия «фермент». Уметь распознавать и описывать органы.

28.02

47. Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита

Комбиниро-ванный урок

Лаб. раб.

Определение норм рационального питания.

Укрепление здоровья: рациональное питание, соблюдение гигиены, правил ЗОЖ. Измерение массы и роста своего ответа. Режим питания

Знать о значении кулин обработки пищи, режиме питания, мерах по предупреждению жкт и глистных заболе-ваний. Уметь самост работать с учебн; логически мыслить

4.03

Обмен веществ и энергии (4 часа)

48.Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен

Новая тема

Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен.

Знать пластический и энер-гетич обмен, роль органов пищеварения, кровообращения, дыхан и выделения в обмене втв.Уметь самост рабо- тать с учебник;

7.03

49. Обмен и роль белков, углеводов, жиров в организме. Водно- солевой обмен

Комбиниро-ванный урок

Обмен и роль белков, углеводов, жиров в организме Определение норм рационального питания

Знать определение понятий «пластический и энергетический об-мен».Уметь характе-ризовать сущность обмена веществ и прев-ращение энергии в организме

11.03

50.Витамины, их роль в организме

Комбиниро-ванный урок

Витамины, их роль в организме, суточная потребность, предупреждение авитаминоза

Знать значение вита-минов, их содерж в продуктах, условиях сохранения и правилах приема преп-в, роль витаминов в обмене в-тв. Уметь самост работ с учебн; логически мыслить

14.03

51. Контрольная работа на тему «Пищеварительная система и обмен веществ». Урок контроля. Тестовая работа

18.03

Выделение (2часа)

52. Органы выделения. Строение и функции почек

Новая тема

Выделение. Моче-выделительная систе-ма, их значение, нефро-ны. Мочеполовые инфекции, их преду- преждение, гигиена, фактор риска, вредные привычки, ЗОЖ

Знать знач-е и строение мочевыдел-й сист, особ-ти внешнего строения почек с выполн ф-ей. Уметь самост работать с учебн, распознавать органы выделитель системы по таблицам.

21.03

53. Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы

Комбиниро-ванный урок

Мочеполовые инфекции, их предупреждение, гигиена, фактор риска, вредные привычки, ЗОЖ

Знать заболевание почек, их влияние на здоровье человека. Роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек на функцио-нирование органов выделения и организма в целом.

4.04

Покровы тела (4 часа)

54. Покровы тела. Строение и функции кожи

Новая тема

Строение и функции кожи. Взаимосвязь строения и фии кожи, эпи-дермис, дерма, подкожная клетч. Кожные рецеп-торы, потовые сальные железы

Знать строение и фун-ии кожи. Уметь уста-навливать взаимосвязь строения и функции кожи. Уметь самост работать с учебник;

8.04

55. Роль кожи в теплорегуляции

Комбиниро-ванный урок

Кожа, терморегуляция, постоянная температура  тела. Укрепление здоровья. Факторы риска

Знать роль кожи в терморегуляции, условия сохр постоян-ной температуры тела человека. Физиолог роль повышения темпер тела при забол-х, причины нарушения терморег-ции и правила оказания первой помо-щи. Уметь разъяснять механизм терморегу-ляции, оказывать пер-вую помощь при нару-шении терморегу-ляции. Уметь самост работ с учебн; логичес-ки мыслить

11.04

56. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах. Обморожениях и их профилактика

Комбиниро-ванный урок

Нарушение кожных покровов. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Знать роль закал-я организ-ма, формах, услов-х и физиол механ закал-я; гигиен-х требов-х к одежде и обу-ви. Уметь примен знания об оказании первой помощи

Лаб.раб.

Оказание доврачебной помощи при травмах кожи

15.04

57. Контрольная работа на тему «Выделение. Покровы тела». Урок контроля. Тестовая работа

18.04

Размножение и развитие (3 часа)

58. Система органов размножения

Новая тема

Преимущества полового размножения перед бесполым, строение и функции половой системы. Опреде-лить роль половых желез в жизнедеятельности организма

 Роль половых хромосом  в определении развития организма

Знать преимущест полового размножения п\д бесполым, строение и ф-ии половой сист, опред роль половых желез в жизнед-ти орга-низма, сущность проц оплодотв и его значе-ние. Прослед развитие зародыша и плода в матке. Режим буд мамы. Уметь находить черты сходства и отли-чия в размн и развитии зародышей

22.04

59. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Комбиниро-ванный урок

Размножение и разви-тие. Внутриутробное развитие. Оплодотворе-ние, образование заро-дыша и плода. Забота о здоровье. Нормы и пра-вила ЗОЖ. Календар-ный, биологический, социальный возраст человека

Знать определение понятий размножение, оплодотворение. Уметь характеризовать сущность процессов размножения и развития. Соблюдать меры профилактики заболеваний.

25.04

60. Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика

Комбиниро-ванный урок выступления с сообщениями

Наследование признаков у человека.Наслед- ственные болез- ни. Особенности роста и развития ребенка первого года жизни. Этапы формирования организма. Планирование семьи

Знать причины проявления наследственных забо-леваний. Уметь оцени-вать воздействие фак-торов окруж среды на здоровье. самост рабо-тать с учебн; поиск информации о достиже-ниях генетики в облас-ти изучения наслед болезней человека

29.04

Высшая нервная деятельность (7 часов)

61. Поведение человека. Рефлекс- основа нервной деятельности

Новая тема

Рефлекс- основа нервной деятельности, суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, итд

Знать особенности внд чел, ее значением в восприятии окруж среды. Суть рефлектор-ной теории поведения, особ-ти врожденных и приобрет форм поведе-ния. Уметь самост работать с учебником; характеризовать осо- бенности работы голов-ного мозга, значен условных и безуслов-ных рефлексов.

6.05

62. Врожденные и приобретенные формы поведения. Торможение, его виды и значение

Комбиниро-ванный урок

Врожденные и приобретенные формы поведения. Различные виды торможения. Психология и поведение человека

Знать роль и физио-логич природу различ-ных видов торможения. Взаимосвязь возбужден и торможения. Уметь самост работать с учебником; логически мысл. Описывать взаимосвязь процессов возб-я и торможения

13.05

63. Биологические ритмы. Сон, его значение.

Комбиниро-ванный урок

Биол. значение чередование сна и бодрствования. Фазы сна. История изучения

Знать значение чередо-вания сна и бодрство-вания, расстройства, возникающие у чел лишенного сна, фазы сна и их характеристи-ка. Уметь самост рабо-тать с текстом учебн, извлекая из неенужную информ; делать сообщ. Рационально организо-вать труд и отдых

16.05

64. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции.

Комбиниро-ванный урок

особенности психики человека, значение речи, сознания и мышления; деятельности, сущность памяти и ее виды. Типы нерв. Деятельности, темперамент, характерные признаки типов нервной систем Знать сущность понятий « темперамент, характер, личность» Воля, внимание. Значение языковой среды

Знать особенности ВНД. Значение речи сознания и мышления, роль рассудочн деят-ти в развитии мышл и соз-нания, сущность памя-ти и виды. Уметь самос работать с учебн-м; логически мыслить. Хар-ть особенн-ти внд. Знать о типах внд темпераментах, харак-терн приз-наках типов нерв сист. Сущ ности понятий «темперамент, личность,характер» роли окруж среды на форм типа нервн сист. Уметь самост работать с учебным и логически мыслить.

20.05

65. Индивидуальные особенности личности

Комбиниро-ванный урок Лаб.раб.

Характеристика моих познавательных процессов

Значение интеллек-туальных творческих, эстетических потреб-ностей. Цели и мотивы деятельности. Индиви-дуальные особенности личности. Роль обуче-ния, воспитания. Пра-вила поведения. Значение состояния окружающей среды.

Знать психологические особенности личности. Уметь характеризовать роль обучения и воспитания в развитии.  Рационально организовать отдых и труд. Соблюдать правила поведения в окруж среде.

23.05

66. Гигиена умственного труда.

Комбиниро-ванный урок

Изменение работоспо-собности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности. Организация отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска.

Знать определение понятия утомление. Уметь анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье. Рационально организовать труд и отдых.

27.05

67. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ

Урок изучения первичного закреплениия

Социальная и природ-ная среда, адаптация. Культура отношения к собственному здоро-вью и окружающих. Соблюдение норм и правил ЗОЖ. Вредные

Уметь объяснять зави-симость собственного здоровья от состояния окруж. среды. Исполь-зовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек.

30.05

68. Контрольное тести-рование по теме «Выс- шая нервная деятель-ность». Итоговый урок «Человек и его здоровье»

Контроль знаний Обобщаю- щий урок

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому на 2015-2016 год для 5 класса.В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, И. П. Костина, О. В. Дуванова, Е. В. Кузнецова; учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. «Просвещение», 2012г.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по английскому языку 2012г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа 6 класса Сонин 1 час в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии на 2015-2016 учебный год 7 класс

Рабочая программа по биологии Сонин 2 часа в неделю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 8 класс

Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы

Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии на 2015-2016 учебный год 10-11 классы

Рабочая программа по химии для 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по химии (профильный уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственно...