урок в 10 классе по теме: Вирусные заболевания
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Зезина Татьяна Ивановна

Конспект урока и презентация по теме: Вирусные заболевания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_virusnye_zabolevaniya.docx922.7 КБ
Файл virusnye_zabolevaniya.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

 

Биология, 10 класс

Урок № 28

Дата: 12.12.17

Тема: Вирусные заболевания 

  • Цели урока: ознакомить учащихся с историей борьбы человека с вирусными заболеваниями;
  • рассмотреть теоретические основы и практические способы профилактики вирусных инфекций;
  • рассмотреть теоретические основы и практические способы профилактики ВИЧ-инфекции/Спида;
  • развивать умение логически мыслить, уметь отстаивать свою точку зрения;
  • формировать пониманию ценности жизни человека.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация «Вирусные заболевания», видеофрагменты, учебник, сообщения учащихся

Тип урока: урок - конференция.

 

ХОД УРОКА:

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

  1. Какие формы жизни существуют на Земле?
  2. Какие организмы относятся к неклеточным формам жизни?
  3. Какое важное свойство живых организмов для вирусов не характерно?
  4. На какие две группы делятся вирусы по строению?
  5. Какое строение имеет простой вирус?
  6. Чем сложный вирус отличается от простого?

Работа с рисунком. Что изображено на рисунке?

Картинки по запросу путь внедрения вируса в клетку

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя.

История борьбы человека с вирусными инфекциями очень давняя. Однако, надежного средства лечения большинства вирусных инфекций нет и до сих пор. Антибиотики, которые так хорошо зарекомендовали себя в борьбе с бактериальными заболеваниями, на вирусы не действуют. Это связано с принципу действия антибиотиков, который заключается в том, что они блокируют в клетках патогену те биохимические процессы, которые отсутствуют или существенно отличаются от аналогичных процессов в клетках организма-хозяев. Например, пенициллин блокирует синтез клеточной стенки бактерий, а у клеток человека такой стенки нет. Вирусы для своего размножения используют биохимические процессы клетки-хозяина, поэтому любой антибиотик, который будет действовать на вирус, подействует и на здоровые клетки. Однако, врачи в некоторых случаях приписывают антибиотики и для лечения вирусных заболеваний. Делается это для предотвращения развития осложнений после болезни, когда ослабленная иммунная система может не справиться с бактериальными инфекциями.

Для лечения и профилактики вирусных инфекций сейчас используют ряд специальных веществ. Широко применяется белок интерферон, который вырабатывается клетками в случае их инфицирования вирусом и препятствует заражению новых клеток. Для борьбы с вирусными заболеваниями человека используют человеческий интерферон. Его получают или заражая клетки человека в культуре, или генно-инженерным путем (в этом случае ген интерферона встраивается в геном бактерии и начинает его производить).

Используют также специальные препараты, которые предотвращают размножение вирусов. Так, ацикловир встраивается в вирусную нуклеиновую кислоту и нарушает ее функции.

1. Живое лекарство (бактериофаг) – видео.  Строение бактериофага

Наиболее сложное строение имеют вирусы бактерий – бактериофаги. Большинство бактериофагов имеют булавовидную форму и состоят из головки и хвостика.

Головка включает белковый капсид и заключённую в него нуклеиновую кислоту. В состав хвостового отростка входят полый стержень, покрытый чехлом из сократительных белков (способных сокращаться наподобие мышц), и пластинка, на которой располагаются по шесть коротких шипов и длинных отростков – нитей.

Вирус закрепляется на поверхности клетки с помощью шипов и нитей хвостового отростка, «мышцы» чехла сокращаются, и стержень, прокалывает клеточную стенку бактерии. Нуклеиновая кислота, содержащаяся в головке, проходит через полость хвостового стержня в цитоплазму клетки.

   Заказные убийцы.

Работа с учебником, с.43

Три пути протекания вирусных инфекций (самостоятельно).

Выступление учащихся:

Топ – 9 самых опасных вирусных заболеваний:

9.  Ветряная оспа

Возбудителем ветряной оспы является видимый в обычный световой микроскоп вирус крупных размеров, который с 3—4-го дня обнаруживается в содержимом оспенных пузырьков. Вирус ветряной оспы нестоек во внешней среде — он быстро погибает при воздействии солнечного света, нагревании, ультрафиолетовом облучении.

Вне организма, на открытом воздухе выживаемость вируса примерно 10 минут.

Восприимчивость к ветряной оспе уникальна — она составляет 100 %. Заразными больные ветряной оспой становятся за 20—24 ч до появления сыпи и остаются ими до 5 дня с момента регистрации последнего элемента сыпи. Человека, контактного по ветряной оспе, если заболевание не проявилось, изолируют на 21 день.

Вирус проникает в организм через слизистые оболочки верхних дыхательных путей и внедряется в эпителиальные клетки слизистой оболочки. Затем вирус проникает в кровь и фиксируется в коже, вызывая в её поверхностном слое патологический процесс: ограниченное расширение капилляров (пятно), серозный отёк (папула), отслоение эпидермиса (везикула). Из-за размножения вируса и аллергического ответа организма возникают лихорадка и другие общие неспецифические проявления инфекции.

После болезни возникает стойкий иммунитет

8. Гепатит В.

Инфицирование вирусом гепатита B  остается глобальной проблемой здравоохранения, и, по оценкам, около 2 миллиардов людей во всем мире были инфицированы этим вирусом, более 350 миллионов людей больны.

Механизм передачи инфекции — парентеральный. Заражение происходит естественным (половой, вертикальный, бытовой) и искусственным (парентеральным) путями. Вирус присутствует в крови и различных биологических жидкостях — слюне, моче и др. Заразность вируса гепатита B превышает заразность  ВИЧ в 100 раз.

Наибольшее значение раньше повсеместно имел именно 

1. парентеральный путь — заражение при лечебно-диагностических манипуляциях, сопровождающихся нарушением целостности кожного или слизистого покрова через медицинский, стоматологический, маникюрный и прочий инструментарий, трансфузии крови и её препаратов.

2. В развитых странах приобретает половой путь передачи вируса, что обусловлено так называемой «сексуальной революцией»: частой сменой половых партнёров, Распространение наркомании также играет большую роль, поскольку «внутривенные» наркоманы входят в группу высокого риска и, что немаловажно, они не являются изолированной группой и с лёгкостью вступают в беспорядочные незащищённые половые отношения с другими людьми. Примерно 16-40 % половых партнёров при незащищённом половом контакте заражаются вирусом

3. При бытовом пути заражения инфицирование происходит при пользовании общими бритвами, лезвиями, маникюрными и банными принадлежностями, зубными щётками, полотенцами и т. д.

7. Герпес.

 Наиболее часто вирус поражает:

  • кожу, глаза (конъюнктивит, кератит),
  • наружные половые органы

В тяжёлых случаях болезни возможно поражение центральной нервной системы с развитием менингита и энцефалита.

Развитию заболевания способствуют переохлаждение, снижение сопротивляемости организма. Возможен герпес и в жаркое время при перегревании организма.

Вирус герпеса передаётся непосредственным контактным путём, а также посредством предметов обихода. Возможна также передача инфекции воздушно-капельным путём. Герпес проникает через слизистые оболочки полости рта, верхних дыхательных путей и половых органов. Преодолев тканевые барьеры, вирус попадает в кровь и лимфу. Затем попадает в различные внутренние органы.

Вирус проникает в чувствительные нервные окончания и встраивается в генетический аппарат нервных клеток. После этого удалить вирус из организма невозможно, он останется с человеком на всю жизнь. Иммунная система реагирует на проникновение герпеса выработкой специфических антител, блокирующих циркулирующие в крови вирусные частицы. Характерно пробуждение инфекции в холодное время года, при простудных заболеваниях,

6. Вирус Эбола

Путешественникам, посещающим регионы, где зафиксированы вспышки болезни, рекомендуется соблюдать гигиену, избегать контактов с кровью и любыми человеческими выделениями, а также выделениями приматов.

Передача вируса происходит через слизистые оболочки, а также микротравмы кожи, попадая в кровь и лимфу как животных, так и человека. Вирус не может передаваться воздушно-капельным путём.

Полагают, что вирус Эбола передаётся при контакте с жидкостями организма инфицированного животного. От человека к человеку передача может происходить через прямой контакт с кровью или биологическими жидкостями инфицированного человека (в том числе умершего или бальзамированного) или при контакте с загрязнённым медицинским оборудованием, в частности иглами и шприцами

 Существует передача вируса  от гориллшимпанзе, плотоядных летучих мышейлесных антилоп, . Важную роль в распространении инфекции играют грызуны, именно в популяциях грызунов вирус циркулирует, лишь изредка переходя на человека в результате заражения от животных.

В Кот-д’ИвуареРеспублике Конго и Габоне документально подтверждены случаи инфицирования людей вирусом Эбола в результате контакта с инфицированными шимпанзегориллами и лесными антилопами, как мертвыми, так и живыми.

5. Вирус денге — один из самых опасных биологических вирусов для человека, вызывающий Лихорадку денге, в тяжёлых случаях, которой смертность составляет около 50%. Болезнь характеризуется лихорадкой, интоксикацией, миалгией, артралгией, сыпью и увеличением лимфатических узлов. Встречается в основном в странах Южной и Юго-Восточной Азии, Африки, Океании и Карибского бассейна, где ежегодно заражается около 50 миллионов человек. Разносчиками вируса является больной человек, обезьяны, комары и летучие мыши.

4. Вирус оспы — сложный вирус, возбудитель высокозаразного одноимённого заболевания, поражающего только человека. Это одно из древнейших заболеваний, симптомами которого является озноб, боль в области крестца и поясницы, быстрое повышение температуры тела, головокружение, головная боль, рвота. На второй день появляются сыпь, которая со временем превращается в гнойные пузырьки. В XX веке этот вирус унёс жизни 300–500 миллионов человек. К счастью, последний известный случай заражения был зарегистрирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.

3. Вирус бешенства — опасный вирус, вызывающий бешенство у человека и теплокровных животных, при котором происходит специфическое поражение центральной нервной системы. Эта болезнь передаётся со слюной при укусе инфицированного животного. Сопровождается повышением температуры до 37,2–37,3, плохим сном, больные становятся агрессивными, буйными, появляются галлюцинации, бред, чувство страха, вскоре наступает паралич глазных мышц, нижних конечностей, паралитические расстройства дыхания и смерть. Первые признаки болезни возникают поздно, когда в мозгу уже произошли разрушительные процессы (отёк, кровоизлияние, деградация нервных клеток), что делает лечение практически невозможным. На сегодня зафиксировано только три случая выздоровления человека без применения вакцинации, все остальные заканчивались смертью.

2. Вирус Ласса — смертельный вирус, являющийся возбудителем лихорадки Ласса у человека и приматов. Болезнь впервые была обнаружена в 1969 году в нигерийском городе Ласса. Характеризуется тяжёлым течением, поражением органов дыхания, почек, центральной нервной системы, миокардитом и геморрагическим синдромом. Встречается она преимущественно в странах Западной Африки, особенно в Сьерра-Леоне, Республике Гвинея, Нигерии и Либерии, где ежегодная заболеваемость составляет от 300 000 до 500 000 случаев, из которых 5 тыс. приводит к смерти пациента. Природным резервуаром лихорадки Ласса являются многососковые крысы.

1. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — самый опасный вирус человека, возбудитель ВИЧ-инфекции/СПИД, который передаётся через прямой контакт слизистых оболочек или крови с жидкостью телесного происхождения больного. В ходе ВИЧ-инфекции у одного и того же человека формируются все новые штаммы (разновидности) вируса, которые являются мутантами, совершенно разные по скорости воспроизведения, способные инициировать и убивать те или другие типы клеток. Без врачебного вмешательства средняя продолжительность жизни человека заражённого вирусом иммунодефицита составляет 9–11 лет. По данным на 2011 год, в мире за всё время ВИЧ-инфекцией заболели 60 миллионов человек, из них: 25 миллионов умерли 35 млн. продолжает жить с вирусом. 

                                   Вывод:

  •   Гиперактивация Т-клетки - главная причина поражения иммунитета.
  • Вирус заставляет одни клетки иммунной системы действовать против других. Получив ложный сигнал активации  - цитотоксические клетки убивают собственные здоровые лимфоциты.
  • Полноценный ВИЧ - специфический иммунный ответ не вырабатывается.
  • Гуморальный имунный ответ (антитела) – неэффективный (мутации).
  • Из-за высокой изменчивости (мутаций) вирус все время уходит от клеточной защиты.

Можно ли уберечь себя от Спида?

На сегодня ВИЧ-инфекция не имеет радикальных средств лечения, поэтому главным оружием в борьбе с распространением вируса является предупреждение новых случаев инфицирования. В связи с этим необходимо:

• принимать правильные относительно своего здоровья решение, пытаться противостоять таким факторам риска, как потребность экспериментировать, самоутверждаться под давлением со стороны сверстников и наркодельцов;

• избегать случайных половых контактов, потому что чем больше сексуальных партнеров, тем выше риск инфицирования. Применение презервативов значительно снижает возможность инфицирования партнера не только ВИЧ, но и возбудителями венерических заболеваний, вирусных гепатитов. Покупая презервативы, следует обращать внимание на сроки их реализации и наличие специальной смазки, что свидетельствует надпись в аннотации - против инфекционных болезней (infections diseases prevention) или АНТИСПИД.

• важно знать, что беременные BИЧ-инфицированные женщины могут предотвратить рождение больного ВИЧ-инфекцией ребенка, если они как можно раньше обратиться в женскую консультацию для проведение профилактического лечения.

Педиатр:

Сравнение бактериальной и вирусной инфекции

признак

вирусная инфекция

бактериальная инфекция

как часто встречается

часто

редко

начало болезни

1-3 дня

медленно

симптомы

высокая т-ра

 т-ра не поднимается выше 38 С

локальность поражения

общая интоксикация, общие  симптомы(ломит все тело)

очаг поражения

выделения слизистых

прозрачные

желто - зеленые

лечение

противовирусные, обильное питье

антибиотики

Однако, наибольший успех в борьбе с вирусами приносит профилактика этих инфекций.  Большинство вирусных инфекций человека легче предупредить, чем лечить. Наиболее распространенным мероприятием профилактики вирусных инфекций человека остается прививка. Кстати, первая в мире настоящая вакцина была создана именно против вирусной болезни (оспы) еще за сто лет до открытие самих вирусов. Благодаря профилактическим мерам удалось даже полностью ликвидировать природные очаги оспы и существенно уменьшить распространение целого ряда других вирусных инфекций.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1.  Какие меры можно принять для предотвращения вирусным инфекциям?

2. Какое вирусное заболевание удалось ликвидировать?

3. Почему ученым постоянно приходится разрабатывать новые вакцины против гриппа?

4. Какие существуют пути распространения Спида?

5. Какими путями не передается ВИЧ?

V. Домашнее задание: прочитать § 17, с.42 – 43, составить тесты по теме, 

по выбору: найти информацию о том, почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

VI. Рефлексия: 

Что нового узнали на уроке?
Что вас поразило?
Что удивило?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие формы жизни существуют на Земле? Какие организмы относятся к неклеточным формам жизни? Какое важное свойство живых организмов для вирусов не характерно? На какие две группы делятся вирусы по строению? Какое строение имеет простой вирус? Чем сложный вирус отличается от простого?

Слайд 3

Вирусные заболевания Урок – конференция в 10 классе

Слайд 4

Цель урока: ознакомить учащихся с историей борьбы человека с вирусными заболеваниями; рассмотреть теоретические основы и практические способы профилактики вирусных инфекций; рассмотреть теоретические основы и практические способы профилактики ВИЧ-инфекции/ Спида ; формировать пониманию ценности жизни человека.

Слайд 5

Историческая справка

Слайд 6

Помощники человека?

Слайд 7

Живое лекарство

Слайд 8

Заказные убийцы

Слайд 9

Работа с учебником, с.43 Три пути протекания вирусных инфекций:

Слайд 10

Краснуха

Слайд 11

Ветряная оспа

Слайд 12

«Ласковый убийца»

Слайд 13

Герпес

Слайд 14

Вирус Эбола

Слайд 15

Вирус денге

Слайд 16

Вирус оспы

Слайд 18

??? Эпидемия (повальная болезнь); Пандемия (весь народ)

Слайд 19

Вирус бешенства

Слайд 20

Физминутка

Слайд 21

Вирус Ласса

Слайд 22

ВИЧ / Спид

Слайд 24

Вывод: Гиперактивация Т-клетки - главная причина поражения иммунитета. Вирус заставляет одни клетки иммунной системы действовать против других. Получив ложный сигнал активации - цитотоксические клетки убивают собственные здоровые лимфоциты. Полноценный ВИЧ - специфический иммунный ответ не вырабатывается. Гуморальный имунный ответ (антитела) – неэффективный (мутации). Из-за высокой изменчивости (мутаций) вирус все время уходит от клеточной защиты.

Слайд 25

Можно ли себя уберечь от Спида ?

Слайд 26

Сравнение бактериальной и вирусной инфекции признак вирусная инфекция бактериальная инфекция как часто встречается часто редко начало болезни 1-3 дня медленно симптомы высокая т-ра т-ра не поднимается выше 38 С локальность поражения общая интоксикация, общие симптомы(ломит все тело) очаг поражения выделения слизистых прозрачные желто - зеленые лечение противовирусные, обильное питье антибиотики

Слайд 27

Вакцинация

Слайд 28

Домашнее задание: прочитать § 17 до конца, составить тесты по теме, по выбору: найти информацию о том, почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

Слайд 29

Рефлексия Что нового узнали на уроке? Что вас поразило? Что удивило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мастер-класс по теме "Решение уравнений" 8-9 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний, решение линейных уравнений с одной переменной и задач на составление уравнений с использованием алгоритма решения уравнений, раскрытия скобок, уравнений содержа...

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Разработка открытого урока по биологии на тему: "Профилактика заболеваний. СПИД".

Материал включает разработку урока, презентацию, образцы раздаточных карточек для проведения открытого урока по биологии на тему: "Профилактика заболеваний. СПИД"....

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...