Конспект урока по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Шакирова Закия Барыевна

Конспект урока по теме "Значение дыхания. Органы дыхания" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_dyhaniya._organy_dyhaniya_8_klass.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ. ОРГАНЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» , 8 КЛАСС

Цель

Формирование представлений о важнейшем жизненном процессе – дыхании и его значении для организма; изучение особенностей строения органов дыхания.

Задачи урока

Образовательная: 

создать условия для расширения и систематизации  знаний о  значении дыхания; раскрыть вопрос о строении и функциях воздухоносных путей и лёгких; продолжить развитие понятия о связи строения и функций  органов; научить приёмам  проведения исследовательской деятельности;  изучить особенности строения органов дыхания, убедиться в том, что особенности строение дыхания связаны с выполняемыми функциями;  выяснить механизмы голосообразования.

Развивающая: 

способствовать развитию проблемного мышления через решение проблемных задач, развитию логического мышления, внимания. Обеспечить развитие умений учащихся проводить исследования своего организма, анализировать материал, делать выводы. Использовать различные типы заданий, которые помогут формированию всех видов УУД у учащихся: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Формировать у учащихся  гигиенические навыки (правила гигиены дыхания)

Воспитательная: 

воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Тип, вид урока

Урок формирования новых знаний; комбинированный 

Планируемые
результаты
(предметные)

Учащийся научится  называть органы дыхания, ставить опыты, решать проблемные вопросы, использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; расширить знания о функциях дыхательной системы, объяснять значение дыхания в жизни человека, раскрывать сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; будет знать особенности строения органов дыхания, выяснит механизмы голосообразования.

Личностные
результаты

Будут сформированы: коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. Осознавать неполноту знаний. Проявлять интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Оценивать знания. Оценить собственный вклад в работу группы.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, определять цели и формулировать задачи, искать пути решения проблемы и средства достижения цели, планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы), осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия, ставят самостоятельно учебную задачу, на основе того, что известно.

Познавательные  научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, давать определения понятиям, подводить под понятие, обобщать, интегрировать информацию из различных источников, учатся строить высказывания, выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение, ориентироваться в учебнике и использовать нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы, использовать знаково-символических средств и моделей при решении учебно-практических задач, преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, рисунки), проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения), поиск информации в Интернете.

Коммуникативные  научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (практикум, составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) проблемно - диалогический,   исследовательский,  практико-ориентированный

Оборудование и материалы:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Значение дыхания. Органы дыхания», видеофильм «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой», «Значение  дыхания», исследовательские листы, шарики 3 цветов, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, учебник

Базовые понятия и термины:

дыхание, дыхательные пути, носовая полость, трахея, бронхи, легкие.

Межпредметные связи

Физика, экология, химия, русский язык,  литература, валеология, гигиена,медицина

Эпиграф урока: Пока дышу, надеюсь! (Dиm sрiго, sрего)

Ход урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I. Организационный момент

1 мин Эмоциональный, психологический настрой на урок, проверка готовности к уроку

Фронтальная беседа

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Меня зовут Шакирова Закия Барыевна,  и это урок мы проведем вместе. На уроке вы будете работать в исследовательских листах, рабочих и печатных тетрадях. Сегодня на уроке вы получите возможность получить оценку не только за работу в исследовательских листах, но и за активность в устных ответах на уроке. Проверьте все у вас готово к уроку. Настраиваемся на продуктивную работу и приступаем.

- Уважаемые коллеги! Я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 8 класса, а мои коллеги - биологи, экспериментаторы, исследователи. Наши исследования будут посвящены очень важной системе. А вот какой?

-Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней. А без чего человек не сможет прожить и нескольких минут?    

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку

Ответы учащихся (без воздуха, дыхания)

Осуществляют самопроверку, самоконтроль

Наблюдение, устные ответы

II.

Целеполагание.  

Обеспечение мотивации
и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение детей к постановке темы и задач урока. Составление плана работы

Создание проблемной ситуации

Индивидуальный практикум

Фронтальная беседа, восприятие учебной информации.

Фронтальная беседа

Индивидуальная работа в исследовательских листах

Фронтальная беседа

 

Вызов интереса через проблему.

- Наша цель определить тему урока, для этого проведем небольшой опыт.

Опыт №1. Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

1. Как вы себя чувствуете?

2.Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

3. Сколько времени мы можем не дышать?

- Почему люди так говорят: «Это нужно нам, как воздух» (выслушивает варианты ответов детей)

-Совершенно верно, так говорят, когда возникает крайняя потребность.

- Какова же тема нашего урока?(Поощрять если отвечают верно)

- Итак, тема урока: «Значение дыхания. Органы дыхания». И эту проблему мы будем решать на уроке.  

Открытие  темы урока на доске

-Запишите тему и дату в тетрадь и оформите исследовательский лист.

- А  эпиграфом к нашему уроку станут слова  римского  поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь» (Dиm sрiго, sрего), т.к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

Проблемный вопрос:

- Для чего мы дышим? Какое значение для нас имеет дыхание?(Дыхание - газообмен между организмом и внешней средой)

- Что, в процессе нашего исследования, мы должны сегодня узнать?

Зачитывается цель и задачи урока(открыть цель на доске для учащихся)

- Изучение данной темы особенно важно для тех, кто собирается в 9 классе сдавать ОГЭ  по биологии, т.к. вопросы курса  «Человек и его здоровье» составляют более 40 % заданий КИМов

- А кто из вас уже решил связать своё будущее с биологией?

-А какие профессии вы для себя выбрали?

- Каким образом мы можем изучить  органы дыхания? (изучить материал учебника)

 - Что нам в этом поможет? (учебник,  рисунки, слайды)  

- Итак, мы сформулировали тему нашего урока «Значение дыхания. Органы дыхания».

- Поставили перед собой цель - изучить строение и функции органов дыхания, раскрыть значение дыхания.

- Определили, что в решении  проблемы урока  нам поможет учебник, презентация и ваше желание

Отвечают на вопросы учителя. Слушают

мнения одноклассников

Возможные варианты ответов: недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах

Ответы детей: Мы не дышали,  мало кислорода в крови, увеличилось содержание углекислого газа в крови.

Приводятся примеры ныряльщиков за жемчугом (до 4 мин.), продолжительность пребывания нерпы под водой (65 мин.).

Предлагают варианты

Определяют тему урока.   

«Значение дыхания. Органы дыхания».

Запись темы в тетради, оформление исследовательского листа

Отвечают на вопросы учителя. Слушают  мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели урока

Высказывают свои предположения.    Выбирают способ(как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Озвучивают план и  обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Наблюдают. Осуществляют анализ

объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи

Осуществляют наблюдения, анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников

и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя, устные ответы, наблюдение

Вопросы учителя, устные ответы, наблюдение

Наблюдение

Вопросы учителя, устные ответы, наблюдение

III.

Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа

Индивидуальное тестирование

Взаимопроверка

Фронтальная беседа

- Итак, возможность дышать - одно из чудес природы.

- А что вы знаете о дыхании?

- Знакомо ли вам это понятие? Что оно обозначает? (Слушает высказывания учащихся)

- А определить уровень ваших знаний по этой теме поможет тест.

- Цель: Ваша задача определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов. В исследовательских листах выполните тест №1.

– А теперь обменяйтесь листами и проверьте друг друга.  Критерии оценивания на слайде. Слайд №1

-Есть вопросы, на которые вы не смогли ответить? (Слушает высказывания учащихся)

- Таким образом, мы выяснили,  что у вас имеются пробелы в знаниях, которые мы попробуем сегодня устранить.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Выполняют тест

Проверяют и оценивают друг друга

Слушают учителя

Наблюдают. Осуществляют анализ

объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи

Фронтальный опрос.

 Индивидуальное тестирование.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний.

Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Индивидуальная работа со статьей учебника

Индивидуальная работа со статьей учебника

Самопроверка

Фронтальная беседа

Коллективная беседа

Индивидуальная работа со статьей учебника

и составление схемы

Самопроверка

Фронтальная беседа      

Работа в группе с учебником на стр.167-169  и заполнение таблицы

Работа в группе с учебником на стр. 169  и заполнение таблицы

Индивидуальный практикум

Работа в группе

Индивидуальный практикум

Работа в группе с учебником на стр. 169  и заполнение таблицы

Фронтальная беседа

Физминутка с демонстрацией видеофрагмента

Работа в группе с учебником на стр.167-169  и заполнение таблицы

Работа в группе с учебником на стр.169-170  и заполнение таблицы

Просмотр видеофрагмента «Строение органов дыхания» и самопроверка

Взаимооценка

Фронтальная беседа

- Цель: А сейчас мы определим понятие дыхания и его этапы.

- Откроем учебник на стр. 167 и прочитаем и дома вы выполните задание №1 на с.67 в р/т.

 - Продолжаем работать с учебником и печатной тетрадью.  Выделим и выпишем в задание №2 на с.67 в р/т основные этапы дыхательного процесса.

- А теперь проверим правильность выполнения задания. Слайд №2

1) газообмен между лёгкими и атмосферой;

2) газообмен между   воздухом в лёгких и кровью лёгочных капилляров (путем диффузии);

3) транспорт газов кровью;

4) газообмен между кровеносными капиллярами и  клетками органов и тканей (путем диффузии).

5) тканевое дыхание

- Поднимите руки те, кто справился без ошибок.  У  кого возникли трудности? В чем? Исправьте ошибки.

-  Мы говорим, что газообмен происходит благодаря диффузии. А где еще вы могли встречаться с этим понятием?

-Правильно, явление диффузии изучается в курсе физики.

- Итак, сделаем вывод: дыхание –это совокупность процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия.

- Как же устроена дыхательная система? (слушает ответы)

- Давайте убедимся в этом. Используя текст учебника на с.167 заполните схему в исследовательских листах. (1 учащийся у доски, остальные в листах).

- Проверьте его.

- Проверьте правильность выполнения задания Слайд №3 

- Итак, мы выяснили, что дыхательная система состоит из дыхательных путей и легких. К дых.путям относится носовая и ротовая полости, носоглотка и глотка, гортань, трахея и бронхи. Легкие являются главным органом дыхательной системы.

- А сейчас  мы переходим к конкретному изучению органов дыхания. Я  предлагаю вам разбиться на 6 групп. В каждой группе выберите капитана.  

  Цель: Ваша задача выяснить особенности строения органов дыхания и их функции в процессе дыхания и заполнить таблицу, а затем один представитель расскажет всему классу об этом органе, а 6 группа проведет опыты и представит свои результаты. Выступающий получит бонус в виде 3 баллов.

1 группа - носовая полость, носоглотка Слайд №4

Вывод: Носовая полость разделена костно-хрящевой перегородкой на правую и левую половины. В каждой из них находятся чувствительные носовые ходы, которые увеличивают поверхность носовой полости. Стенки носовой полости выстланы слизистой оболочкой, содержащие клетки реснитчатого эпителия, а реснички образуют ворсистую поверхность. Слизистая оболочка выделяет слизь. Слизь содержит вещества, убивающие микробы, и увлажняет воздух, а реснички согревают воздух и задерживают пыль. В носоглотке убивается до 50% всех микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом воздухе.

Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию. Крупные частицы пыли, избыток слизи при простудных заболеваниях вызывает рефлекс чихания, при котором происходит очищение носовых полостей.

- Заполните соответствующую строку в таблице.

2 группа- гортань.  Слайд №4. 

Вывод:Из носоглотки воздух попадает в гортань, которая имеет вид воронки. Стенки которой образованы несколькими хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. Гортань сообщается с носоглоткой сверху, а снизу – с трахеей. При проглатывании пищи, чтобы она не попадала в дыхательные пути, вход в гортань закрывается хрящевым надгортанником. При приеме пищи надо молчать.

Самый крупный хрящ называется щитовидным, который защищает гортань спереди. Между хрящами гортани имеется слизистые складки – голосовые связки, а между ними имеется голосовая щель. Когда человек молчит, голосовые связки расходятся, и голосовая щель имеет вид равнобедренного треугольника. При разговоре связки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на складки, они начинают колебаться, вибрировать. Так рождается звук. Окончательное формирование звуков происходит благодаря движению нижней челюсти, языка, губ.

Итак:  гортань принимает участие в проведение воздуха и голосообразовании.

- Заполните соответствующую строку в таблице

3 группа –опытническая деятельность

 Опыт №2.

   Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.     Вывод: при этом движении надгортанник _______ вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

   Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель.

  Опыт №3

    Представим, что горлышко шарика – это наша гортань.  Края шарика – это наши голосовые связки.

     Сделаем один вдох и выпустим воздух из шара и посмотрим, как образуются звуки.

    А теперь натяните края связок, а затем свободно выпустите воздух. Так, когда образуется звук.

    Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.                                                             

    Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки.

  Опыт №4

    Где происходит окончательное формирование звука?? происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка?

    Скажите «мама» не шевеля губами, языком, челюстью

Вывод: гортань принимает участие в проведение воздуха и голосообразовании. Окончательное формирование звуков происходит благодаря движению нижней челюсти, языка, губ

-4 группа- трахея Слайд №4

   Вывод: Из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами, соединенными между собой связками и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи.    

-Не забывайте заполнять таблицу в листах                                          

- Ребята, а с какими заболеваниями вы чаще всего сталкиваетесь в зимний период?

- А что еще может повлиять на заболевания органов дыхания?

- Какие вредные привычки влияют на здоровье дыхательной системы?

- Какие специалисты занимаются лечением заболеваний органов дыхания?

- Вашему вниманию предлагаю видеофильм, демонстрирующий дыхательную гимнастику по Стрельниковой для укрепления органов дыхания и предлагаю выполнить ее вместе со мной (демонстрирует выполнение упражнений)

- А кто может рассказать об этом человеке? (Если затрудняются, рассказать самой)

- А какие еще меры профилактики заболеваний органов дыхания вы знаете?

- Заполните соответствующую строку в таблице

5 группа – бронхи Слайд №4

Вывод: Трахея разветвляется на два бронха, которые входят в правое и левое легкое. В легких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, диаметр воздухоносных трубочек постепенно уменьшается. Концы самых мелких бронхиальных трубочек заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков, заполненных воздухом.

- Заполните соответствующую строку в таблице

6 группа - лёгкие Слайд №4

  Вывод: Легочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует легкие. Легкие заполняют всю грудную полость, за исключением места, занятого сердцем, кровеносными сосудами, воздухоносными путями и пищеводом. Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани — легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной полости выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся между ними герметичная плевральная полость увлажнена и не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенке грудной полости и их объем изменяется вслед за изменением объема грудной полости.  

     - Заполните соответствующую строку в таблице                                                        

Просмотр видеофрагмента «Строение органов дыхания»

- По ходу фильма проверьте заполнение таблицы

 

- Сравните с таблицей на слайде № 6-7.

- Оцените работу всех групп, выступающих , членов своей группы (отметить лучших учеников, лучшие ответы).  Слайд №8.

- Так что такое дыхание?

- Итак, дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих газообмен между организмом и внешней средой и окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. Дыхательная  система состоит из дыхательных путей и легких. К дых. путям относится носовая и ротовая полости, носоглотка и глотка, гортань, трахея и бронхи. Легкие являются главным органом дыхательной системы.                                 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Работают с материалами учебника. 1 учащийся зачитывает вслух определение. Фиксируют в тетрадях новые термины
и понятия.

 

Участвуют в коллективной беседе

Отвечают на вопросы учителя

Органы дыхания

Дыхательные    лёгкие                                                  пути:  

носовая полость     -гортань, носоглотка,     трахея, глотка, бронхи

Воспринимают информацию, сообщаемую одноклассниками.

Работают с материалами учебника. 1 учащийся зачитывает вслух таблицу. Фиксируют в тетрадях новые термины
и понятия.

Демонстрируют опыты, представляют результаты опытнической деятельности

Воспринимают информацию, сообщаемую одноклассниками.

Работают с материалами учебника. 1 учащийся зачитывает вслух таблицу. Фиксируют в тетрадях новые термины
и понятия.

Отвечают на вопросы учителя.

 - Чистота воздуха

- Курение и т.д.

-Пульмонолог,  фтизиатр, аллерголог, ревматолог, отоларинголог

Выполняют

упражнения

Воспринимают информацию, сообщаемую одноклассниками.

Работают с материалами учебника. 1 учащийся зачитывает вслух таблицу. Фиксируют в тетрадях новые термины
и понятия.

Смотрят видеофрагмент и проверяют правильность заполнения таблицы

Осуществляют самоанализ деятельности

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизирует информацию.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизирует информацию.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизирует информацию.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизирует информацию.

Осуществляют профилактику утомляемости

Воспринимают оценку своей работы товарищами

Работа с учебником и заданием в р/т

Наблюдение

Работа с учебником и заданием в р/т

Устные ответы

Устные ответы

Заполнение схемы в тетради

Устные ответы

Устные ответы

Наблюдение

Устные ответы

Устные ответы

Наблюдение

Устные ответы

Устные ответы

Наблюдение, самопроверка

Наблюдение

V. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действий с полученными знаниями
в практической деятельности. Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Индивидуальные письменные задания в р/т

Самооценка

Закрепляющая беседа

- А теперь проверим,  насколько вы усвоили   новую тему.

- Выполните тест№2 в исследовательских листах            

- Проверьте друг друга и оцените. Слайд №8 

- Подсчитайте баллы за урок и оцените свою работу на уроке.

1.Какую тему рассматривали на уроке?

2. Так для чего мы дышим?

3. Какое значение для нас имеет дыхание? (показать на доске, что это был проблемный вопрос урока)

4. Какие цели ставили перед собой?

5. Добились ли мы их?

6. Над чем еще надо поработать?                                   

Выполняют задания в р/т, сличают с образцом, оценивают своих товарищей и себя.

Воспринимают информацию, сообщаемую одноклассниками.

Формулируют выводы, ответы на вопросы. Высказывают свое мнение

и позицию

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Систематизирует информацию.

Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию

Письменные задания в р/т

Устные ответы

Рефлексия учебной деятельности

Определение  уровня достижений на уроке. Оценка  деятельности своих товарищей по группе  и самооценка своей деятельности.

Фронтальная работа

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке:

1. Что такое дыхание?

2. Из каких этапов состоит дыхание?

3. Перечислите органы дыхательной системы по порядку, начиная с носовой полости.

4. Сегодня на уроке я впервые узнал…

5. Для меня этот материал важен, потому что…

- У вас на столах по 3 шарика на каждого выберите тот, который соответствует вашему настроению. Надуйте его и покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок. Слайд №9

-  Внутри шарика воздух, который был использован вашим организмом.

- Как вы думаете, отличается он по составу от того,  который вы вдохнули? ( Правильно, в организме человека произошел газообмен и состав воздуха изменился)

- Почему некоторые из вас быстро надули шарик, а кому-то дольше пришлось надувать шарик? (Правильно, все зависит от объема легких)

-  А это тема вашего следующего урока.

 - Остальные шары заберите себе для тренировки своих легких

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Домашнее
задание

Домашнее задание Слайд №10

1. Пересказ § 32, ответить устно на вопросы к  (стр. 170)

2. задания1-2,5  в р/т выполнить

3. Показать своей семье дыхательную систему по Стрельниковой

4. Творческое задание на выбор:

А. «Влияние табакокурения на органы дыхания»,

Б. «Влияние курения на голосообразование»

В. «О чистоте окружающего воздуха».

Г. Подобрать произведения, в которых упоминается органы дыхания

Д. Собрать пословицы, поговорки по теме

Слушают учителя

Записывают задание

Читают задание.

Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

(ответы: 1-а,2-б, 3- б, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-а)

Сложная судьба автора уникальной дыхательной методики – Александры Николаевны Стрельниковой – воспитала в ней сильный, целеустремленный характер.

И, когда случилась трагедия: талантливая оперная певица двадцатого столетия неожиданно на пике славы потеряла самое дорогое – голос, она не опустила руки.

В «дуэте» со своей матерью – Александрой Северовной, которая еще в 30-40-х годах прошлого века начинала разработку упражнений дыхательной гимнастики для лечения астмы, Александра Николаевна продолжила развивать эти знания.

В итоге мать и дочь создали уникальную дыхательную гимнастику, которая не только реставрировала певческие голоса, но и оказывала исцеляющее действие при самых разных недугах: заболеваниях дыхательной и сердечно-сосудистой системы (в том числе и вегетососудистой дистонии), неврозах, кожных болезнях, заикании, половых расстройствах как у женщин, так и у мужчин, а также табакокурении, ожирении и проблемах с ЖКТ.

К тому времени неординарные основательницы парадоксальной гимнастики Стрельниковых работали педагогами-вокалистами, давая уроки для постановки голоса многим знаменитым артистам: Людмиле Касаткиной и Армену Джигарханяну, Андрею Миронову и Маргарите Тереховой, Татьяне Васильевой, Ларисе Голубкиной и другим.


Dum spiro, spero.- Пока дышу, надеюсь. (римский поэт Овидий)

Дата______________. Ф.И. учащегося_________________________________________

Тема урока_______________________________________________________________                                    

I. Тест 1. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

1. Процесс дыхания характерен для:

а) всех живых организмов; б) только для животных; в) только для растений.

2. Кислород необходим для жизнедеятельности:

а) человеку, зайцу, аскаридам; б) лисе, кактусу, акуле; в) бычьему цепню, ящерице, кошке.

3.Органы дыхания млекопитающих:

а) жабры; б) лёгкие; в) сердце.

4. Человек вдыхает:

а) только кислород, содержащийся в воздухе; б) воздух; в) только углекислый газ.

5. В результате процесса дыхания:

а) образуются органические вещества; б) выделяется кислород; в) освобождается энергия.

6. Форменный элемент крови, способный транспортировать газы:

а) эритроцит; б) лейкоцит; в) тромбоцит.

7. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:

а) кровь, сердце, лёгкие;  б) воздухоносные пути, лёгкие;  в) почки, печень, желудок.

8. Артериальной называется кровь, которая:

а) содержит большое количество кислорода; б) содержит большое количество углекислого газа; в)  течёт только по артериям.

8 правильных ответов-3 балла; 7-6 правильных ответов - 2  балла;5-4 правильных ответа -1 балл; менее 4 -0 баллов

Оценка:_____________

II. Схема «Строение дыхательной системы»

 Органы дыхания

                                                                                                                                                       

Все верно – 3 балла; с ошибками (с неточностями) – 1 балл

Оценка:___________________

III. Строение органов дыхания

Орган дыхания

Особенности строения

Функции

Все верно – 3 балла; с ошибками(с неточностями) – 1 балл

 Оценка:______________

IV.  Тест 2. Цель: определить ваш   уровень знаний о дыхании живых организмов на конец урока.

1. По какому кругу кровообращения кровь поступает в лёгкие?

а) по большему кругу,  б) по малому кругу.

2. Каково значение дыхания для организма человека?

а) обеспечивает питательными веществами;  б) охлаждение организма;

в) поглощение кислорода;  г)  выделение паров воды;  д) выделение углекислого газа;

е) освобождение энергии.

3. Куда поступает воздух из бронхов?

а) в трахею;  б) в носоглотку;  в) в гортань; г) в носовую полость; д) в лёгочные пузырьки.

3 правильных ответа – 3 балла; 2 правильных ответа- 2 балла; 1 – 1 балл

Оценка:___________________

Кол-во жетонов:_____; 7 жетонов и более = 3 балла; 4 – 6 жетонов = 2 балла; 1-3 жетона = 1 балл.

Выступление с защитой = 3 балла

18 баллов = отлично (5); 13-17 баллов = хорошо (4); 7- 12 баллов = удовлетворительно (3)

Итоговая оценка:_____________

V. Домашнее задание.

1. Пересказ § 32, ответить устно на вопросы к  (стр. 170)

2. Выполнить задания1-2,5  в р/т

3. Показать своей семье дыхательную систему по Стрельниковой

4. Творческое задание на выбор:

А. «Влияние табакокурения на органы дыхания»,

Б. «Влияние курения на голосообразование»

В. «О чистоте окружающего воздуха».

Г. Подобрать произведения, в которых упоминается органы дыхания

Д. Собрать пословицы, поговорки по теме



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот ...

Значение дыхания. Органы дыхания.

Урок изучения нового материала....

урок биологии в 8 классе Значение дыхания. Органы дыхания.

На уроке применяются индивидуальная и групповая форма работы. Цель:Образовательная: изучить особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, образование звука.Развивающая: развив...

Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".

Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...

Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Органы дыхания"

Цель урока:  Ознакомится со значением дыхания, изучить органы дыхания человека.Задачи:·        Ознакомится с лёгочным и тканевым дыханием·...

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...

Презентация по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"

Презентация по теме "Значение дыхания. Органы дыхания"...