Разработка урока по теме: "происхождение человека".
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Митей Дарина Эресовна

Урок о признаке биологического объекта – человека. Определение систематического положения вида - Homosapiens. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

биология

Класс

9

дата

Тема урока

Происхождение человека

Планируемые образовательные результаты

Цель урока

  • воспитание навыков работы в команде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии.

Задачи урока

  • образовательная: показать многообразие доказательств родства человека с животными, рассмотреть основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека;
  • развивающая: продолжить формирование умений самостоятельной работы с литературой, опорным конспектом, выделять главное, формулировать выводы;
  • воспитательная: показать несостоятельность теории расизма.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Называть признаки биологического объекта – человека. Определять систематическое положение вида Homosapiens.

Совершенствуют умение сравнивать и делать выводы. 

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы и стадии антропогенеза.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Антропология, антропогенез

Используемые средства обучения

«Биология. «Общие закономерности» 9 класса, авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 ЭТАП  Организационный момент

  1. Приветствие;
  2. Сообщение темы и задач урока.
  1. Приветствие;
  2. Запись в тетради.

2 ЭТАП Урок - игра

Проведение игры.

На доске висят закрытые карточки с закрытыми вопросами. В игре участвуют 1-2 команды по 5-4 человека. На обсуждение вопроса- 1 минута. Право первой игры команды определяют по жребию. В случае неправильного ответа, игру продолжает команда, ответившая правильно. Если ни одна команда не знает ответа, бросается жребий и игра продолжается.

Делятся на команды.

Проходят жеребьевку.

Выбирают карточки, обсуждают в команде и отвечают.

3 ЭТАП Применение знаний

C:\Users\10\Desktop\Downloads\img5 (1).jpg

Рассматривают основные стадии эволюции приматов, стадии эволюции человека.  Формулирование вывода.

4 ЭТАП Закрепление знаний

C:\Users\10\Desktop\Downloads\img15 (1).jpg C:\Users\10\Desktop\Downloads\org_igyp464.jpg

Обсуждают, отвечают.

Формулирование вывода

5 ЭТАП Рефлексия

А теперь каждый оценит, на сколько баллов он сегодня поработал. Выборочно прошу прокомментировать самооценку.

Ставят самооценку в тетрадь. Доказывают объективность самооценки ответами на вопросы по теме урока

6 ЭТАП Домашнее задание

№20, с.93 – 101, сообщение на тему «Значение химических элементов»



Предварительный просмотр:

1.Создатель первой научной классификации органического мира, поместив человека в группу приматов, вынужден был написать: « О, сколь схожа на нас зверь гнусный обезьяна».

Вопрос: Назовите фамилию этого учёного. (К.Линней)

2. В одной из легенд говорится, что первый человек, Адам, был создан богом.

Вопрос: Из чего был создан Адам? (Из «красной земли», т.е из глины)

3. Известны случаи рождения детей с волчьей пастью, с заячьей губой, с хвостом, с лицом, полностью покрытым волосами.

Вопрос: О чём это свидетельствует? ( О родстве человека с животными. Признаки, перечисленные в задании - это атавизмы, случаи возврата к признакам предков. Они и являются доказательствами этого родства)

4. Вопрос: Перечислите черты сходства человека с человекообразными обезьянами: гориллой,

орангутангом, гиббоном и шимпанзе. (Одинаковое выражение эмоций; сходная забота о потомстве; хорошая память и развитая ЦНС; развиты сложные условные и безусловные рефлексы; нет хвоста; ногти, а не когти; могут вертикально ходить, но опираются на передние конечности; имеют 12-13 пар рёбер; схожее строение органов чувств; имеют 4 группы крови; существуют общие болезни и паразиты; сходство хромосомного аппарата)

5. Внимание! Чёрный ящик.

Здесь находится предмет, который человекообразные обезьяны могли использовать для добычи

пищи. ( Палка)

6. В эволюции человека имели место две группы факторов: биологические и социальные.

Вопрос: Какие из них имели решающее влияние на становление человека? (Социальные: общественный характер труда, речь, сознание, мышление)

7. Внимание! Чёрный ящик.

Часть тела, которая в процессе труда стала не только органом труда, но и его продуктом. ( Рука)

8. В 1924 году Р. Дарт описал одного из предков человека, который жил на открытых пространствах. Рост у него был 120-140 см., вес 20-40 кг., объём черепа 600 см3, широкий таз свидетельствовал о прямохождении.

Вопрос: Кого описал Дарт? ( Австралопитеков)

9. Вопрос: Почему остатки древних людей, найденные в 1856 году в Германии, дали этим людям

название неандертальцев? ( Потому что они были найдены в долине реки Неандер)

10. У неандертальцев начала зарождаться религия, одна из первых форм – анимизм.

Вопрос: Что об этом свидетельствует? ( Анимизм – вера в душу, в загробную жизнь души. Об этом свидетельствуют: погребение умерших, сложный обряд захоронения)

11. По данным антропологов А.Валуа и В. П.Андреева средняя продолжительность жизни

неандертальцев была низкой, немногим более 20 лет.

Вопрос: О чём это свидетельствует? ( Об огромной роли естественного отбора и борьбы за существование на данном этапе становления человека)

12. Остатки первых современных людей были найдены в 1868 году во Франции возле деревни

Кро - Маньон.

Вопрос: Как назвали первых современных людей? ( Кроманьонцы)

13. Внимание! Чёрный ящик.

Предмет, которым кроманьонцы рисовали на стенах пещер. ( Кусочек каменного угля)

14. За последние 40 тыс.лет физический облик людей не изменился, и это может навести на мысль будто бы человек представляет собой завершившуюся эволюцию. Вопрос: Происходит ли в настоящее время эволюция человека как биологического вида?

( Естественный отбор действует, значит, эволюция продолжается)

15. Кроманьонцы дали начало 3 большим расам: австрало – негроидной, европеоидной и монголоидной.

Вопрос: Что на это повлияло? ( Жизнь в различных климатических условиях)

16. В капиталистических странах идеологи господствующего класса используют расовые отличия для создания антинаучной теории, получившей название расизм. Расизм  утверждает биологическую неравноценность различных рас.

Вопрос: Докажите несостоятельность расизма. ( У всех рас один предок, сходство строения, возможность появления потомства от смешанных браков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Происхождение человека", 11 класс

Применяемые технологии: - групповые технологии - личностно -ориентированное обучение - проблемное обучение...

урок по теме "Происхождение человека"

Презентация к уроку природоведение (5 класс) по теме "Происхождение человека. Его древние предки".Презентацию можно использовать на всех этапах урока. В нейсодержатья основные понятия расматриваемые в...

Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....

План-конспект открытого урока на тему: «Происхождение птиц»

На уроке рассматривается тема "Происхождение птиц" (учебник Шаров, Никишова)...

Открытый урок на тему: «Происхождение культурных растений»

Цель урока:   познакомить учащихся с понятием «сорт», « селекция»...

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...