Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие навыков межличностного взаимодействия школьников в рамках проекта "Формирование экологической культуры учащихся".
материал по биологии по теме

Формирование экологической культуры обучающихся через подготовку и проведение экологических праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-ispravlennyy_s_sayta.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков межличностного взаимодействия у школьников

в рамках проекта «Формирование экологической культуры учащихся».

Развитие детей с умственной отсталостью определяется биологическими и социальными факторами. Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно, школа. Правильно организованное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка, опирающееся на зону его ближайшего развития стимулирует продвижение детей в общем развитии.

Дети с умственной отсталостью имеют следующие особенности психики.

В первую очередь, следует отметить существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с умственной отсталостью носит «мерцательный» характер.

У данной группы школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности.

Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи.

Ученики редко бывают инициаторами диалога. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос.

Обучение умственно отсталых школьников в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учениками материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Точность и прочность запоминания  словесного и наглядного материала низкая.

Школьники недостаточно умеют разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п. В результате ученики сохраняют в своей памяти лишь часть материала.

Весьма характерным для умственно отсталых обучающихся является их неумение пользоваться, казалось бы, хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.

Ориентировка в пространстве настолько несовершенна, что ее недостаточность издавна считалась одним из основных признаков умственной отсталости.

Развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учеников в значительной мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни.

Проявления эмоций зависят от принадлежности детей к различным клиническим группам.

Для первой группы учеников характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции.

У второй группы школьников реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев — неадекватные.

У третьей группы — не прослеживается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Всем умственно отсталым учащимся свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.

Учитывая особенности умственно отсталых обучающихся в школе была организована следующая работа.

Проведение экологических мероприятий и праздников в рамках проектов:

  • Проект «Морские млекопитающие»: «Китообразные и ластоногие», «День моржа».
  • Проект «Заповедники России»: «Лосиный остров», «Приокско-Террасный заповедник», «Астраханский заповедник», «Баргузинский заповедник».
  • Проект «Экология окружающей среды»: «День Земли». «Энергия земли в наших руках».

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий привело к потребности:

 

1.Дополнять и расширять знания в области охраны окружающей среды. 2.Изучать особенности природы родного края, рационального природопользования.

3.Решать задачи улучшения природной среды через практическую работу на территории школы и в масштабе города.

В межличностном взаимодействии со сверстниками и взрослыми учащиеся испытывали определенные трудности, связанные, в первую очередь, с особенностями их речи.

Особенно следует отметить недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех его сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченность и бедность словаря.

Известно, что дети с умственной отсталостью отличаются недоразвитием речи. Развитие смысловой стороны речи, страдает от своеобразия чувственной стороны познания: наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Бедность словарного запаса также обусловлена их низким уровнем умственного развития. Следует отметить, что у детей с умственной недостаточностью восприятие не соединяется со словом (поэтому у них не сформированы представления, которые могли бы быть актуализированы словом).

Слово, прочитанное, сказанное педагогом, не всегда вызывает в памяти учащегося соответствующий предмет, действие, свойство или отношение.

Все это отражается и на понимании предложений разных грамматических конструкций.

Несформированность фонематических процессов так же оказывает резко отрицательное влияние на восприятие детей с умственной недостаточностью. Без должной четкости, воспринимая слова в целом, умственно отсталый ученик не может различать оттенки слов и правильно понимать происходящее вокруг.

Часто учащиеся не могут получать в полной мере удовольствие от познавательной информации или интересной истории, адекватно в эмоциональной форме реагировать на действия окружающих людей и сопереживать им.

К проведению экологических праздников, наряду с одаренными в артистическом отношении детьми, были привлечены учащиеся с проблемами речи и выражения эмоций. Большое значение приобретало обучение их невербальным способам коммуникации, выражению своих эмоций и потребностей посредством мимики и жестов.

Учащиеся, готовясь к выступлениям, работали над своей интонацией, запоминали и пересказывали диалоги, разучивали стихи.

В ситуациях межличностного взаимодействия неречевые коммуникативные навыки умственно отсталых детей играли важную роль в преодолении затруднений в общении.

Исходя из низкого уровня восприятия детей с умственной отсталостью (учащиеся не способны целенаправленно и самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве), ученики нуждались в детальном разъяснении и объяснении какого-либо явления окружающей действительности.

Тексты и стихи подбирались учащимся в соответствии с их речевыми особенностями. А именно, тексты были простыми и понятными, эмоционально насыщенными. Если некоторые словосочетания были сложны в произнесении, то они заменялись на более простые, причем, некоторые придумывались самими учащимися.

Для удержания внимания учащихся в сценарий праздников были внесены некоторые элементы театральной деятельности, которая оживляла интерес школьников и сосредотачивала их внимание на определенный отрезок времени.

Некоторые мероприятия носили характер закрепления учебного материала.

Так, например, экологические мероприятия «Китообразные и ластоногие млекопитающие» и «День Моржа». Учащиеся 8 классов на уроках биологии уже изучали темы «Китообразные» и «Ластоногие», поэтому на праздниках, посвященных морским млекопитающим, расширяли и уточняли свои представления, закрепляли полученные на уроках знания, а также были активными участниками и ведущими.

На праздниках детям предлагались проблемные ситуации и обсуждались пути их решения. Для поддержания интереса с учащимися постоянно поддерживался диалог, проводились соревнования команд, ролевые игры.

Учитывая небольшой объем запоминаемого материала школьников постоянно активизировали вопросами, заданиями «Что лишнее?», «Верно-неверно» и др. В отдельных случаях предлагались иллюстрации, которые ученик мог использовать в качестве опоры при ответе. Вопросы, задания на сравнение, исключение лишнего, нахождение ошибки в тексте и др.   заставляли учащихся вспоминать предыдущую информацию, сравнивать и сопоставлять факты. Также, в некоторых случаях, как подкрепление зрительного образа, использовался короткий видеофрагмент, который подтверждал или опровергал ответ ученика (праздник «День Моржа»).

В рамках проведения экологических мероприятий стояла задача привлечения внимания к нравственной стороне экологической проблемы, раскрываемой на празднике.

Пробудить эмоции, такие как, сострадание, сочувствие, к тем, кто это заслужил, возмущение неправильными поступками людей, связанных с безжалостным уничтожением растительного и животного мира.

Важное значение для нравственного воспитания имело привлечение детей к совместной деятельности. 

Воспитательное воздействие экологических мероприятий и праздников состояло в формировании у школьников представлений о ряде эталонов нравственных ценностей (доброты, товарищества и др.) и об их значимости. Обращалось внимание на реальное проявление названных качеств в жизни самих учащихся.

У некоторых учеников отмечались негативные переживания по поводу возникающих межличностных отношений со сверстниками, которые имели поверхностный характер. В результате совместной деятельности у детей улучшились межличностные отношения. Учащиеся поняли, что характер  взаимоотношений влияет на качество их выступлений и постарались сдерживаться и быть более терпимыми друг к другу.

Таким образом, участие школьников в проведении экологических праздников и мероприятий способствовало:

  • формированию экологической культуры обучающихся
  • развитию и улучшению межличностных отношений
  • формированию навыков вербального и невербального общения
  • осознанию причинно-следственных связей между действиями человека и окружающей его природой, растительным и животным миром
  • активизации мыслительной деятельности и воображения учащихся
  • развитию речи учащихся.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на педагогическом совете по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках биологии".

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе  работы в открытом информационном пространстве, создании и защите презентаций....

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературы"

Материал иллюстрирует некоторый анализ творческих заданий в современных учебниках литературы...

Сообщение на педагогическом совете на тему: ««Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС».

Рассуждения на тему: "Развитие коммуникативных навыков у обучающихся  с нарушением интеллекта через игровую деятельность в ходе реализации ФГОС"...

Доклад на школьном педагогическом совете на тему "Развитие и воспитание творческой личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды"

Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня новая целя обучения - это накопление учеником не только определенной суммы знаний, умений и навыков, но и ...

Выступление к педагогическому совету на тему:"Развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога как основного ресурса, обеспечивающего развитие обучающегося в условиях ФГОС"

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Формирование навыков делового письма у учащихся с ОВЗ»

Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в коррекционной школе представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения сос...

доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся

Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история  и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...