КИМы по биологии 10 класс.
тест по биологии (10 класс) на тему

Хобракова Норсон Владимировна

Кимы составлены в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshu_ege._variant-1.docx161.92 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант-1

1. Задание 1 № 20801

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

C:\Documents and Settings\Норсон\Рабочий стол\get_file (4).png

2. Задание 2 № 20464

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения

 

1) степени влияния среды на формирование фенотипа

2) наследования сцепленных с полом признаков

3) кариотипа организма

4) хромосомных аномалий

5) возможности проявления признаков у потомков

3. Задание 3 № 7515

Какой триплет в тРНК комплементарен кодону ГЦУ на иРНК?

4. Задание 4 № 21612

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания яичного белка альбумина. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) состоит из аминокислот

2) пищеварительный фермент

3) денатурирует обратимо при варке яйца

4) мономеры связаны пептидными связями

5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры

5. Задание 5 № 10405

Установите соответствие между органоидами клеток и их характеристиками.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОРГАНОИДЫ

А) расположены на гранулярной ЭПС

Б) синтез белка

В) фотосинтез

Г) состоят из двух субъединиц

Д) состоят из гран с тилакоидами

Е) образуют полисому

 

1) рибосомы

2) хлоропласты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

6. Задание 6 № 11298

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения у этой супружеской пары детей без малых коренных зубов?

7. Задание 7 № 16370

Мутационная изменчивость обусловлена

 

1) спирализацией хромосом

2) случайной встречей гамет при оплодотворении

3) заменой нуклеотидов

4) изменением числа хромосом

5) независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе

6) вставкой нуклеотидов

8. Задание 8 № 18348

Установите соответствие между признаками и видами гаметогенеза, для которых эти признаки характерны.

 

ПРИЗНАКИ

 

ВИДЫ ГАМЕТОГЕНЕЗА

А) образуются яйцеклетки

Б) созревают четыре полноценных гаметы

В) образуются три направительных тельца

Г) гаметы содержат небольшое количество цитоплазмы

Д) гаметы содержат большое количество питательных веществ

Е) гаметы у млекопитающих могут содержать Х или Y хромосомы

 

1) овогенез

2) сперматогенез

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

9. Задание 9 № 11489

У насекомых с неполным превращением

 

1) три стадии развития

2) внешнее оплодотворение

3) личинка похожа на кольчатого червя

4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) личинка превращается во взрослое насекомое

10. Задание 10 № 11591

Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.

 

ВИД РАСТЕНИЯ

 

КЛАССЫ РАСТЕНИЙ

А) Пшеница твердая

Б) Кукуруза сахарная

В) Лютик кашубский

Г) Тюльпан алтайский

Д) Клен платанолистный

Е) Пастушья сумка

 

1) Двудольные

2) Однодольные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

11. Задание 11 № 16930

Установите правильную последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца.

 

1) правое предсердие

2) аорта

3) левый желудочек

4) лёгкие

5) левое предсердие

6) правый желудочек

12. Задание 12 № 13833

Сердечная мышца человека характеризуется

 

1) наличием поперечной исчерченности

2) обилием межклеточного вещества

3) самопроизвольными ритмичными сокращениями

4) наличием веретеновидных клеток

5) многочисленными соединениями между клетками

6) отсутствием ядер в клетках

13. Задание 13 № 20907

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СИМПТОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА

А) кровоточивость десен

Б) ухудшение зрения в сумерках

В) выпадение зубов

Г) поражение роговицы глаза и кожи

Д) понижение сопротивляемости заболеваниям

 

1) А

2) С

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

14. Задание 14 № 21020

Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

 

1) колебание слуховых косточек

2) колебание жидкости в улитке

3) колебание барабанной перепонки

4) раздражение слуховых рецепторов

15. Задание 15 № 12584

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

 

1) листья-иголки у хвойных

2) млечные железы у млекопитающих

3) корнеплоды у свёклы

4) половое размножение

5) ткани у растений

6) стебель соломина у злаков

16. Задание 16 № 14138

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

 

ПРИМЕР

 

ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) филогенетический ряд лошади

Б) наличие копчика в скелете человека

B) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

 

1) сравнительно-анатомические

2) палеонтологические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

17. Задание 17 № 22272

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Вследствие сведения лесов на обширных территориях происходит

 

1) нарушение водного режима и опустынивание

2) эрозия и выветривание почвы

3) снижение парникового эффекта

4) уменьшение биоразнообразия

5) изменение направлений воздушных потоков

6) повышение интенсивности выпадения осадков

18. Задание 18 № 20169

Установите соответствие между примером и группой экологических факторов, которые он иллюстрирует.

 

ПРИМЕР

 

ГРУППА ФАКТОРОВ

А) зарастание пруда ряской

Б) увеличение численности мальков рыб

В) поедание мальков рыбы жуком-плавунцом

Г) образование льда

Д) смыв в реку минеральных удобрений

 

1) биотические

2) абиотические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

19. Задание 19 № 10827

Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена.

 

1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)

2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов

3) образование углекислого газа и воды

4) образование молекул глюкозы

20. Задание 20 № 20710

Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Структуры клетки

 

Объект

Расположение в клетке

Функция

_________(А)

Цитоплазма

Биологическое окисление

ДНК

____________ (Б)

Хранение и передача

наследственной информации

клетки и организма

Рибосома

Цитоплазма

____________ (В)

 

Список терминов:

1) гликолиз

2) хлоропласт

3) биосинтез белка

4) митохондрия

5) транскрипция

6) ядро

7) цитоплазма

8) клеточный центр

21. Задание 21 № 20607

Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

 

Размножение рыб

 

Название

рыбы

Количество

икринок,

тыс.

Средний

диаметр

икринок, мм

Среднее время

наступления

половозрелости,

лет

Средний

возраст рыб,

выловленных

рыбаками

в разных

водоёмах, лет

Щука обыкновенная

30

2,7

3–4

5

Норвежская сельдь

200

1,3

2–7

8

Треска балтийская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Колюшка

трёхиглая

0,1–1

1,8

1

2

 

1) Наибольший средний диаметр икринок у щук.

2) Треску балтийскую рыбаки отлавливают в неполовозрелом возрасте.

3) Наибольший средний диаметр икринок у сазана и трески.

4) Количество икринок у колюшки самое низкое, так как действует естественный отбор: поедают хищники, гибнут от болезней и случайных факторов.

5) Сазан выметывает самое большое количество икринок, т.к. это самые крупные рыбы, из указанных представителей.

22. Задание 22 № 10914

В рацион человека должны включаться не только белки, жиры и углеводы, но и витамины? Чем это объясняется?

23. Задание 23 № 21542

Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Какие факторы, показанные на рисунках, и каким образом способствуют движению крови по этим сосудам?

24. Задание 24 № 18393

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

1. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5. Появление геномных мутаций всегда связано с возникновением двух или более разрывов хромосом с последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6. Наиболее распространённым типом геномных мутаций является полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.

25. Задание 25 № 12277

Чем характеризуются авитаминозы A, D, С? Как предупредить авитаминозы?

26. Задание 26 № 20461

В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее 4-х признаков, укажите их значение.

27. Задание 27 № 12074

В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

28. Задание 28 № 18265

У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие чёрную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой, гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с чёрным самцом, не имеющим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными?

Критерии оценок:

 «2»: 0-35
«3»: 36-54
«4»: 55-71
«5»: 72-100

№ задания

Ответ

1

врожденный

2

34

3

ЦГА

4

23

5

112121

6

50

7

346

8

121212

9

146

10

221211

11

321645

12

135

13

21212

14

3124

15

245

16

21121

17

124

18

11122

19

2413

20

463

21

12

  22. 1) Витамины нужны для нормального обмена веществ. Большинство витаминов входят в состав ферментов (являются коферментами).

2) В организме человека витамины практически не образуются. Поэтому они должны поступать с пищей (растительного и животного происхождения).

23. 1) На рисунках А и Б показано движение крови по венам.

2) Продвижению крови по венам способствуют венозные клапаны (рис. А) и сокращение скелетных мышц (рис. Б)

3) Клапаны препятствуют обратному движению крови, так как они открываются только в одну сторону (рис. Б)

24. Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 3 – хромосомные мутации не так часто возникают, как генные мутации; генные мутации - наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений;

2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;

3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.

25. 1. Авитаминоз А приводит к куриной слепоте, шелушению кожи.

2. Авитаминоз D вызывает рахит у детей, нарушения обмена кальция и фосфора.

3. Авитаминоз С приводит к воспалению и кровоточивости дёсен (цинге).

4. Для предупреждения авитаминозов нужен рацион, в котором содержатся все необходимые витамины.

26. 1. Оплодотворение внутреннее, можно размножаться без воды.

2. Размножаются с помощью богатых желтком яиц, покрытых пергаментной оболочкой (размножение на суше).

3. Сухая кожа без желез препятствует потере воды.

4. Увеличивается дыхательная поверхность легких, позволяет улучшить снабжение тела кислородом.

5. Неполная перегородка в желудочке уменьшает смешивание крови, к органам поступает более богатая кислородом кровь.

27. 1. Перед делением в интерфазе - 8 хромосом, 16 молекул ДНК.

2. Перед деление в интерфазе происходит редупликация, количество ДНК увеличивается вдвое, хромосомы становятся двухроматидными, но их количество не изменяется.

3. В конце телофазы мейоза I - 4 хромосомы, 8 молекул ДНК.

4. В телофазе мейоза I число хромосом и молекул ДНК уменьшается в два раза, так как мейоз I - редукционное деление.

28. 1) ♀ АаВв × ♂ аавв

Гаметы

♀АВ/, ♀Ав, ♀аВ, ♀ав/ ♂ав

2) F1 AaBв – серые с щетинками

Аавв – серые без щетинок

ааВв – чёрные с щетинками

аавв – чёрные без щетинок

3) Отношение 1:1:1:1: или по 25 % особей с каждым из указанных фенотипов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИМы по биологии (олимпиадные задания) для 7, 8 классов по биологии

В Концепции модернизации российского образования главной задачей считается обеспечение нового качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным потребностям личности,...

Кимы по биологии

Занимательные задачи по биологии 5 класс...

КИМы по биологии 10 класс.

КИМы составлены в формате ЕГЭ....

КИМы по биологии 5 класс

Проверочные работы по биологии...

КИМы по биологии 6 класс

Проверочные работы по биологии 6 класс...

КИМы по биологии 8 класс

Проверка знаний...

Рабочая программа и КИМы по биологии 5-9 классы ФГОС

Данная рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования и авторской программы по биологии В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова для 5-9 классов общеобразовательных ...