Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Воронова Юлия Александровна

Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.

           Основными целями являются: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения;  обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу;  формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog_7_klass2_chasa.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  1. "Средняя школа №15" города Смоленска
  1. «Принято»
  2. на заседании
  3. педагогического совета

Протокол №1

от «25» августа 2016г

  1. «Утверждаю»
  2. директор
  3. __________ С.Н.Колесникова
  4. «26» августа 2016г

       

Рабочая программа кружка  по биологии

«Юный эколог»

7 класс

обсуждено на заседании МО

  1. Протокол № 1 от «24» августа 2016 г


Пояснительная записка

Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.

           Основными целями являются: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения;  обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу;  формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты: основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты:

- называть методы изучения применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Содержание программы (68 часов, 2 часа в неделю)

      Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Ребята изучают общие экологические понятия, а также программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:

1. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете.

2. Дурные пристрастия.

3. Все для гурманов есть в природе.

4. Жизнь лесных дебрей;

5. Растения - гениальные инженеры природы.

6. Все о национальных парках.

В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы "Экология человека", "Экология в нашем доме" и др., а раздел программы "Дурные пристрастия", при изучении которого ребята получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

Ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения.

Далее программа содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы третьего года обучения - воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Программа курса  ставит перед собой следующие задачи:

- сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;

- научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;

- развить коммуникативную культуру учащихся в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах детей.

Ребята, занимающиеся в кружке , будущие помощники педагога, организаторы экскурсий в природу, фенонаблюдатели, лекторы. Основная их задача - пропаганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у ребят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую активность.

Большое внимание программа  обучения уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.

№ урока

Тема урока

Дата

Примечание

1

Основы экологии.

Вводное занятие

2

Основы экологического образования

3

Экология и экономия в собственном
кошельке

4

Природа - наш общий дом

5

Основные составляющие природы

6

Пищевые связи. Цепи питания.

7

Решение экологических задач

8

Мир полон хищников

9

Конкуренция и соперничество

10

Дружба в природе. Симбиоз и квартиранство, нейтрализм.

11

Тайны живой природы

12

 Практическое занятие «Экосистемы и их структура»

13

Воздух, значение его чистоты для живых организмов

14

Царство почвы - уникальный мир природы

15

Вода - чудо природы

16

Вода и живые организмы

17

Практическое занятие  "Экология водоемов"

18

Пресные воды - наше богатство

19

Основные источники загрязнения водоемов

20

Жизнь водных пространств и экология

21

Приматы моря

22

Уязвимое море

23

Экологический рассказ. Диспут.

24

Экология в нашем доме

25

 Практическое занятие «Экомир моей семьи»

26

Экология человека

27

Экология и генетика

28

Экология насекомых

29

Бионика - наука о подражании живым
существам

30

Практическое занятие "Составление экологических моделей "

31

Практическое занятие "Составление экологических моделей "

32

Растения лечат людей

33

Природа моего края

34

Красная книга Смоленской области

35

Природоохранные зоны. Законы по охране природы.

36

Экология нашего города

37

Законы экологии. Законы Коммонера.

38

"Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель.

39

"Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.

40

"Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе.

41.

"Бомба замедленного действия" - химикаты
"Яд - "приданое" цивилизации".

42

Пугающий призрак АЭС.

43

Животные - наркотики - человек.
Растения-убийцы.

44

Передай в наследство трезвость.

45

"Владыка мира" - никотин.

46

Все для гурманов есть в природе

Кофе сердцу не помеха.

47

По великому чайному пути.

48

Растения - наш доктор Айболит.

49

Можно ли питаться сорняками?

50

Лес - зеленое море

51

Лес и его обитатели

52

Растения путешественники.

53

По страницам лесного журнала мод

54

Средства передвижения у животных.

55

 Растения - гениальные инженеры природы.

Растения-потребители отходов.

56

Растения-химики.

57

Растения- архитекторы, строители, механики.

58

Экологическая деятельность летом.

59

Учись быть здоровым.

60

Экологические проблемы и здоровье человека

61

Реабилитация человека при помощи средств природы

62

Обсуждаем экологические катастрофы.

63

Окружающая среда и здоровье человека.

64

Эффективное потребление энергии. Альтернативные источники энергии.

65

Проблемы утилизации отходов. Вторичное производство.

66

Экологические взаимоотношения организмов.

67

Организмы и среда их обитания

68

Человек в созданной им среде.Ноосфера.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2012. – 137 с.
  2. Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В.Резько. –Мн. : ООО «Харвест», 2013. – 528 с.
  1. Пуговкин А.П. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразоват. Учреждений/А.П. Пуговкин, Н.А. Пуговкина, В.С. Михеев. – М. Просвещение, 2002. – 112 с.
  2. Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии: Общая биология: 9 кл. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 80 с.
  3. Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии/ - 2-е изд., исп. И доп. – М. : ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 64 с. Ил.
  4. Веселые эксперименты для детей. Биология. А. ван Саан. Питер. 2011
  5. Пономарева И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В.Симонова; под. Ред. И.Н. Пономаревой. – М. Вентана-Граф, 2010. – 400 с. ил.
  6.  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/).
  7. http://him.1september.ru/index.php
  8. http://him.1september.ru/urok/-
  9. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  10. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  11. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  во...

Программа внеурочной деятельности "Юные экологи-краеведы". 6 класс.

Программа разработана для 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. ...

Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Данная программа поможет организовать занятия внеурочной деятельности для детей 6 класса, на которых они познакомятся с основами экологических знаний....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"

Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"

Программа предназначена для обучающихся 7 класса...