урок по теме "Круглые черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Набока Юлия Геннадьевна

Урок по теме "Круглые черви". 7 класс

Данная разработка  содержит конспект урока,паспорт урока, задания группам, рабочие листы учащихся, памятки, все необходимые материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_kruglye_chervi.docx126.68 КБ
Файл zadaniya_gruppam.docx12.83 КБ
Файл pamyatki.docx75.2 КБ
Файл pasport_uroka.docx647.42 КБ
Файл rabochiy_list_uchashchihsya.docx15.13 КБ
Файл rabochiy_list_2.docx13.37 КБ

Предварительный просмотр:

  • Открытый урок по теме:

  • "Тип круглые черви"

Цели:

  • сформировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;
  • осуществлять гигиеническое воспитание.

Средства обучения:

  • таблица “Тип Круглые черви”,
  • таблица “Внутреннее строение аскариды”,
  • иллюстрации червей,
  • иллюстрации циклов развития червей,
  • таблица “Цикл развития аскариды”,
  • дидактические карточки и тетради,
  • видеофильм “Тип Круглые черви”.

Методы: рассказ, беседа, ролевая игра, самостоятельная работа, просмотр видеофильма, игра, сообщения учащихся.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока. Попрошу выйти к доске…

1-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

Рис. 5. Личинка с хвостиком

Рис. 6. Циста

Рис. 6. Циста

2-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

Три ученика работают с дидактическими карточками.

Карточка № 1.

В чем заключается биологическое значение:

А) большой плодовитости паразитических червей.
Б) гермафродитизма.

Карточка № 2

Какой из плоских червей, печеночный сосальщик или цепень, специализирован больше в связи с паразитическим образом жизни?

Карточка № 3

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Учитель: Пока ребята работают, мы (обращается к классу) проведем пресс-конференцию “Черви-паразиты”. Кто у нас специалист по паразитическим червям, гельминтолог?

У доски один ученик, остальные – корреспонденты газет “Тип Плоские черви”, “Цестоды” и т. д., задают вопросы, называя газету. 

  1. К какому типу животных относятся класс Сосальщики и класс Ленточные черви?
  2. Кто такой паразит?
  3. Кто такие эндопаразиты?
  4. Что такое паразитизм?
  5. Что такое цикл развития?
  6. Кто такой промежуточный хозяин?
  7. Кто такой окончательный хозяин?
  8. Какие приспособления к паразитизму Вам известны?

Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?

Учащиеся комментируют циклы развития червей, дидактические карточки и листочки с ответами учащиеся отдают учителю.

Учитель: А сейчас мы решим несколько биологических задач:

  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
  2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
  3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
  4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

II. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”/

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”/

Учитель: Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.
Я просила, подготовить сообщения о некоторых круглых червях. Готовы?

1-й ученик: В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

Учитель: Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков:

  • Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма ).
  • Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.
  • Поперечный срез имеет форму круга.
  • Полость тела заполнена жидкостью.
  • Кожно-мускульный мешок образован кутикулой, гиподермой и 4-я продольными лентами мышц.
  • При движении могут лишь изгибаться.
  • Раздельнополые животные.
  • И достижением круглых червей является появление у них анального отверстия.

Учитель: Что представляют собой системы внутренних органов у круглых червей? Работаем самостоятельно с учебником:

  • 1-й вариант: Пищеварительная система.
  • 2-й вариант: Нервная система и органы чувств.
  • 3-й вариант: Выделительная система и органы размножения.

Учитель: Строение систем внутренних органов и процессы жизнедеятельности изучаем по таблице.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Кровеносная и дыхательная системы у круглых червей отсутствуют. Как происходит дыхание?

Учитель: Большой интерес представляют паразитические черви, обитающие в тонком кишечнике организма человека – аскариды. Самки (20–40 см.) длиннее самцов ( 15–20 см.), задний конец у самцов загнут на брюшную сторону. Аскариды, выделяя ядовитые вещества в организм человека, вызывают заболевание – аскаридоз. Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность. Аскариды приводят своего хозяина к истощению и даже к гибели. Заражение человека яйцами аскариды происходит через грязные, немытые продукты питания, воду из открытых водоемов. Заражению способствуют мухи, тараканы.

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”. Обратите внимание (записано на доске):

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?
2) Какие условия необходимы для развития червя?

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, идентичные таблице на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

Учащиеся должны закончить мысль учителя. 

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит…
  • Яйцо попадает…
  • Из яйца в кишечнике развивается…
  • Личинка с кровью отправляется в… зачем ?
  • Личинка с мокротой откашливается … и….
  • В аскариду личинка превращается в…
  • Паразитирует взрослая аскарида в…
  • Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…

Учитель: В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.

III. Закрепление изученного

Учитель: Ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Ученики:

– Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.
– Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.
– Не брать в природе растения в рот.
– Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
– Уничтожать мух и тараканов.

Учитель: Меры профилактики гельминтозов запишем в тетрадь.
Выполняем следующее задание – вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.

  • Рот с губами, кишечник, анальное отверстие
  • Волосатик, луковая нематода, аскарида
  • Гиподерма, кутикула, продольные мышцы
  • Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие
  • Семенник, семяпровод, кутикулярные иголочки

Учитель: Решаем задачу: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки, характерные для плоских червей – вы поднимаете красную карточку, признаки характерные для круглых червей – поднимаете зеленую карточку.

– Тело в поперечном сечении круглое.
– Двусторонняя симметрия тела.
– Кровеносная система замкнутая.
– Тело состоит из энтодермы и эктодермы.
– Тело состоит из эктодермы, мезодермы и энтодермы.
– Гермафродиты.
– Полости тела нет.
– При движении могут лишь изгибаться.
– Раздельнополые животные.
– Тело сильно уплощенное.
– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.
– Полость тела заполнена жидкостью.

Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…

IV. Домашнее задание

Учитель: Запишите задание на дом: П. 17, заполнить таблицу в дидактической тетради стр. 56, задание №5

В оставшееся время начинаем заполнять таблицу.

Пути заражения и меры борьбы с человеческой аскаридой

Вид

Поражаемые органы человека

Пути заражения

Меры борьбы и профилактика

Человеческая аскарида

 

 

 



Предварительный просмотр:

Группа № 1. Пищеварительная система.

Прочитайте внимательно текст учебника и  дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Чем питаются нематоды?
  2. Каково строение пищеварительной системы круглых червей?
  3. Какие особенности появились в пищеварительной системе нематод по сравнению с плоскими червями?

Группа № 2. Кровеносная, дыхательная и выделительная системы.

Прочитайте внимательно текст учебника и  дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Как осуществляется дыхание  круглых червей?
  2. Чем представлены  кровеносная и выделительная системы?

Группа № 3. Нервная система, органы чувств.

Прочитайте внимательно текст учебника и  дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Каково строение  нервной системы круглых червей?
  2. Имеют ли круглые черви органы чувств?

Группа № 4. Система размножения.

Прочитайте внимательно текст учебника и  дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Каких животных называют гермафродитами, а каких - раздельнополыми?
  2. Чем представлена половая система круглых червей?
  3. Что такое половой диморфизм?



Предварительный просмотр:

Памятка      туристу

j0195534

j0297551

Памятка школьнику

                j0216724

Памятка                          потребителю

                             j0199283



Предварительный просмотр:

untitled_0

Памятка по предотвращению заболеваний, вызываемых круглыми червями.

  • Соблюдать правила личной гигиены.
  • Тщательно мыть овощи и фрукты.
  • Не пить сырую воду,
  • особенно из открытых водоёмов.
  • Бороться с переносчиками яиц - мухами.
  • Систематические медосмотры.
  • Тщательно проваривать и прожаривать пищу.
  • Не брать в природе растения в рот.

МБОУ СОШ № 6 г. Сальска

Класс: 7 «А»

Предмет: биология 

Учитель: Набока Ю.Г.

II квалификационная категория

Тема урока:

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности круглых червей, их распространение на Земле, многообразие и значение в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные:

- сформировать понятия : круглые черви, нематоды, цикл развития.

- показать особенности строения и жизнедеятельности круглых червей;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

- раскрыть роль круглых червей в природе и жизни человека.

  •  Развивающие: 

-продолжить формирование у обучающихся  умения выделять главное, сравнивать , самостоятельно работать с учебной литературой4 делать выводы на основании полученной информации;

  • Воспитательные:

- осуществлять гигиеническое воспитание;

- продолжить воспитывать чувства коллективизма, умение работать в группах.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения :

- объяснительно-иллюстративные : беседа, рассказ;

- проблемного обучения;

- контроля и взаимоконтроля;

- самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

- организации учебно-познавательной деятельности.

Формы обучения:

-фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Оснащенность урока:

  1. Таблица «Тип Круглые черви».
  2. Компьютер.
  3. Проектор.
  4. Презентация.
  5. Влажный препарат «Внутреннее строение аскариды».
  6. Рабочие листы  для обучающихся.

           

                  План урока.

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Постановка познавательной задачи.
  2. Изучение нового материала.

  1. Работа в группах.

  1. Закрепление материала, изученного на уроке.

  1. Рефлексия.

  1. Домашнее задание.

Пути заражения аскаридозом:

  •  Поедание в сыром виде плохо

промытых фруктов и овощей.

  • Перенос яиц аскариды на продукты мухами.
  • Немытые руки, особенно у детей.
  • Сырая речная вода



Предварительный просмотр:

Рабочий лист  к  уроку «Особенности организации круглых червей»

Ученика (цы ) 7 «а» класса ____________________________________________.

  1. По образу жизни

  1. Тип круглые черви насчитывает  более    ____________ видов.
  2.  

  1. Строение круглых червей.

- Характерна _____________________________ симметрия.

- Тело круглых червей  состоит из   ___-х слоев:______________,______________,________________.

- Имеется __________________ тела.

- Внутреннее строение круглых червей.

Название системы органов

Особенности строения, значение

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Система размножения

  1. Цикл развития аскариды.



Предварительный просмотр:

6. Основные пути заражения круглыми червями:

  • Поедание в сыром виде плохо промытых фруктов и овощей.
  • Перенос яиц аскариды на продукты мухами.
  • Несоблюдение правил личной гигиены.
  • Сырая речная вода.

7. Памятка по предотвращению заболеваний, вызываемых круглыми червями:

  •  _________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________

8. Домашнее задание.

С.   -  

- Индивидуальные задания: приготовить сообщения

«Трубочник»,«Серпула»,«Афродита» .

*Выпустить красочную листовку по профилактике мероприятий против заражения гельминтами.

* Составить текст с пропущенными биологическими понятиями, включающий информацию о паразитических червях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Плоские, круглые черви"

Урок проходит в конкурсной форме.Специальная группа готовит инсценировку, где главные действующие лица – черви. Все команды должны определить кто есть кто и написать ответы на листе бумаги. При выполн...

Уроки-проект "Многообразие червей"

                   Т...

Урок-Проект"Многообразие червей"

                   Т...

урок -проект"Многообразие червей"

                   Т...

урок -проект"Многообразие червей"

                   Т...

Урок-проект "Многообразие червей"

                   Т...

Презентация к уроку "Тип Плоские черви"

Презентация к уроку "Тип Плоские черви"...