Урок-проект "Многообразие червей"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

 

                                 ТЕМА: «Многообразие червей.»

Цель урока: выяснить особенности жизнедеятельности и экологии плоских, круглых и кольчатых  червей. Формировать навыки проектной деятельности  учащихся, навыки работы в команде. Воспитание толерантности, уважения к иным мнениям, Санитарно-гигиеническое и экологическое  воспитание учащихся; развивать умение анализировать источники информации, самостоятельно формулировать и аргументировано излагать свою точку зрения, развитие творческих способностей.

Задачи проекта : обобщить знания о многообразии червей создать буклет  «Значение червей в природе и жизни человека» научить защищать проект и анализировать работу в групп.

Учебные цели проекта:

-Познакомиться с многообразием плоских, круглых и  червей.

-Выяснить их роль в природе и жизни человека.
-Выявить особенности организации, строения и жизнедеятельности плоских, круглых, червей, их значении в природе и жизни человека.

-Выделить признаки приспособленности червей к условиям обитания.     

Тип проекта – монопредметный, информационный.

Методы:
 Словесный – беседа, сообщения уч-ся.
 Наглядный – демонстрация презентации 
 Практический – работа с таблицами, карточками.

Форма проведения: урок – проект.     

Оборудование: проектор, компьютер, таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы проекта.

План действий по реализации проекта:

Название действий (мероприятие)

Ответственный

Необходимые ресурсы

 

1.

Подготовительный этап

Выбор и обсуждение темы и цели проекта, задач, путей решения Распределение по группам.

 

Учитель

 

2.

Формулирование основополагающего вопроса.

 

Группы учащихся

Учебники, дополнительная литература, Интернет ресурсы

3.

Подборка литературы, Интернет-ресурсов.

Учитель

Учебники, дополнительная литература, Интернет ресурсы

 

Организация проектной деятельности

 

 

1.

Работа групп с учебниками, доп. литературой, публикациями, Интернет-ресурсами.

Группы учащихся

ПК.

2.

Индивидуальные и групповые консультации

 

Учитель

Компьютер, бумага, принтер.

3.

Аналитическая работа, корректировка, обобщение данных.

Группы учащихся

Информация, наработанная  по теме

4.

Работа класса по созданию презентациям

Группы учащихся

Учитель

Составление вопросов.

 

 

Заключительный этап

 

 

1.

 

Представление презентаций

Группы учащихся

ПК,

2.

Создание буклета по итогам проекта

 

Группы учащихся, Учитель

Компьютер, бумага, принтер

3.

Подведение итогов

 

На уроке, экспертная группа.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Изучение нового материала:

Черви-это животные с двусторонней симметрией .Тело их удлинённое и сплошь как чехлом  покрыто кожно-мускульным мешком. Сокращая в  последовательном порядке свою мускулатуру, черви  и передвигаются. Правда ,у некоторых снаружи по  всему телу растут реснички: они плывут ,ударяя ими по воде.

Всех червей разделили на три класса:

Тип плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви.

Низшими червями  называют плоских и круглых червей, высшими –кольчатых.

У высших есть зачатки дыхательной  и кровеносной систем. Пищеварительная система тоже усложнена по сравнению с кишечнополостными.

Червей известно более 20 тысяч видов, больше трети из них- паразиты .Размеры очень разные от нескольких десятых долей  миллиметра до 40 метров!

Таблица:

Тип червей.

Класс червей

Название

Значение в природе и жизни  человека.

 

 

 

Защита проекта/буклета/ по презентации.

ТИП ПЛОСКИЕ И ЧЕРВИ:(сообщения учащихся)

1.Общая характеристика плоских червей.

2. Класс ресничные черви .Белая планария.

3.Турбелярии .

4.Класс сосальщики. Печеночный сосальщик.

5.Класс Ленточные черви. Бычий цепень. Меры борьбы с паразитами.

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ:

1.Общая характеристика.

2.Трихиноз,Ришта,Волосатики,/конский волос/

3.Человеческая аскарида.

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ.

1.Общая характеристика.

2.Класс Малощетинковые. Дождевой червь.

3.Класс Многощетинковые. Нереида. Пескожил.

4.Класс Пиявки.

 

Вопросы по группам.

 

 

 

 

 

Критерии оценки экспертов:

Устные ответы учащихся.

Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Оформление буклета

 

 

 

Презентация

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

 

Д.З№ 15,16,17.

Класс Брюхоногие(виноградная улитка, мурекс)

Класс Двустворчатые (каури, жемчужницы, тридакна)

Класс Головоногие(осьминоги, каракатицы,кальмары)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний:

Тест:

ЧЕРВИ

Выберите правильные ответы.   

1. Плоские черви характеризуются:

А. наличием трехслойного тела              

В. сквозной пищеварительной системой

Б. уплощенной формой тела

Г. существованием свободноживущих и паразитических форм

2. Представители класса ресничных червей обитают:

А. в водной среде                                      

Б. в наземно-воздушной среде

В. в почвенной среде                                

Г. в организменной среде

3. Разветвленная пищеварительная система плоских червей обеспечивает:

А. успешный захват пищи                      

Б. быстрое переваривание пищи

В. выделение непереваренных остатков через рот

Г. доставку питательных веществ  клеткам тела

4. Дождевой червь относится

А. к классу Многощетинковые черви                  

Б. к типу Круглые черви

В. к типу Кольчатые черви                                 

Г. к классу Малощетинковые черви

5. Для ленточных червей характерны особенности:

А. наличие пищеварительной системы     

Б. длинное, плоское, членистое тело

В. паразитический образ жизни                 

 Г.гермафродитизм

6. Сосальщики, как и другие плоские черви:

А. плодовиты                                                              

Б. могут жить в бескислородной  среде.

В. имеют не сквозную пищеварительную систему  

 Г. являются паразитами

7. Ленточные черви удерживаются в теле хозяина благодаря:

А. изгибам тела                              

Б. присоскам и крючьям на голове

В. большой плодовитости             

Г. отсутствию пищеварительной системы

 

 

 

 

8. Круглые черви, как и плоские:

А. могут вести паразитический образ жизни    

Б. передвигаются с помощью мышц

В. имеют сквозную пищеварительную систему   

Г. раздельнополые

 

9. Кольчатые черви:

А. имеют замкнутую кровеносную систему      

Б. дышат с помощью жабр

В. имеют незамкнутую кровеносную систему  

Г. обитают только в водной среде

 

 

10. Распределите классы червей по типам:

 

                            Типы                                                            Классы

 

А. Плоские черви                                         1) малощетинковые   2) ленточные 3)пиявки

 

Б. Круглые черви                                          4) ресничные   5) сосальщики  6) нематоды

 

В. Кольчатые черви                                      7) многощетинковые 

 

 

Ожидаемый результат.

Учащиеся  должны приобрести навыки самостоятельно мышления, умения работать в команде, умения работать с дополнительной литературой, пользоваться Интернет – ресурсами.

Приобрести навыки проектной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся

 Учащиеся должны усвоить знания о многообразии плоских, круглых и кольчатых червей.

 Узнать о значении плоских, круглых и кольчатых червей в природе и жизни человека.

 

 

 

 

Критерии оценки экспертов:

Устные ответы учащихся.

Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Оформление буклета

 

 

 

Презентация

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

                                 ТЕМА: «Многообразие червей.»

Цель урока: выяснить особенности жизнедеятельности и экологии плоских, круглых и кольчатых  червей. Формировать навыки проектной деятельности  учащихся, навыки работы в команде. Воспитание толерантности, уважения к иным мнениям, Санитарно-гигиеническое и экологическое  воспитание учащихся; развивать умение анализировать источники информации, самостоятельно формулировать и аргументировано излагать свою точку зрения, развитие творческих способностей.

Задачи проекта : обобщить знания о многообразии червей создать буклет  «Значение червей в природе и жизни человека» научить защищать проект и анализировать работу в групп.

Учебные цели проекта:

-Познакомиться с многообразием плоских, круглых и  червей.

-Выяснить их роль в природе и жизни человека.
-Выявить особенности организации, строения и жизнедеятельности плоских, круглых, червей, их значении в природе и жизни человека.

-Выделить признаки приспособленности червей к условиям обитания.     

Тип проекта – монопредметный, информационный.

Методы:
 Словесный – беседа, сообщения уч-ся.
 Наглядный – демонстрация презентации 
 Практический – работа с таблицами, карточками.

Форма проведения: урок – проект.     

Оборудование: проектор, компьютер, таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы проекта.

План действий по реализации проекта:

Название действий (мероприятие)

Ответственный

Необходимые ресурсы

 

1.

Подготовительный этап

Выбор и обсуждение темы и цели проекта, задач, путей решения Распределение по группам.

 

Учитель

 

2.

Формулирование основополагающего вопроса.

 

Группы учащихся

Учебники, дополнительная литература, Интернет ресурсы

3.

Подборка литературы, Интернет-ресурсов.

Учитель

Учебники, дополнительная литература, Интернет ресурсы

 

Организация проектной деятельности

 

 

1.

Работа групп с учебниками, доп. литературой, публикациями, Интернет-ресурсами.

Группы учащихся

ПК.

2.

Индивидуальные и групповые консультации

 

Учитель

Компьютер, бумага, принтер.

3.

Аналитическая работа, корректировка, обобщение данных.

Группы учащихся

Информация, наработанная  по теме

4.

Работа класса по созданию презентациям

Группы учащихся

Учитель

Составление вопросов.

 

 

Заключительный этап

 

 

1.

 

Представление презентаций

Группы учащихся

ПК,

2.

Создание буклета по итогам проекта

 

Группы учащихся, Учитель

Компьютер, бумага, принтер

3.

Подведение итогов

 

На уроке, экспертная группа.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Изучение нового материала:

Черви-это животные с двусторонней симметрией .Тело их удлинённое и сплошь как чехлом  покрыто кожно-мускульным мешком. Сокращая в  последовательном порядке свою мускулатуру, черви  и передвигаются. Правда ,у некоторых снаружи по  всему телу растут реснички: они плывут ,ударяя ими по воде.

Всех червей разделили на три класса:

Тип плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви.

Низшими червями  называют плоских и круглых червей, высшими –кольчатых.

У высших есть зачатки дыхательной  и кровеносной систем. Пищеварительная система тоже усложнена по сравнению с кишечнополостными.

Червей известно более 20 тысяч видов, больше трети из них- паразиты .Размеры очень разные от нескольких десятых долей  миллиметра до 40 метров!

Таблица:

Тип червей.

Класс червей

Название

Значение в природе и жизни  человека.

 

 

 

Защита проекта/буклета/ по презентации.

ТИП ПЛОСКИЕ И ЧЕРВИ:(сообщения учащихся)

1.Общая характеристика плоских червей.

2. Класс ресничные черви .Белая планария.

3.Турбелярии .

4.Класс сосальщики. Печеночный сосальщик.

5.Класс Ленточные черви. Бычий цепень. Меры борьбы с паразитами.

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ:

1.Общая характеристика.

2.Трихиноз,Ришта,Волосатики,/конский волос/

3.Человеческая аскарида.

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ.

1.Общая характеристика.

2.Класс Малощетинковые. Дождевой червь.

3.Класс Многощетинковые. Нереида. Пескожил.

4.Класс Пиявки.

 

Вопросы по группам.

 

 

 

 

 

Критерии оценки экспертов:

Устные ответы учащихся.

Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Оформление буклета

 

 

 

Презентация

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

 

Д.З№ 15,16,17.

Класс Брюхоногие(виноградная улитка, мурекс)

Класс Двустворчатые (каури, жемчужницы, тридакна)

Класс Головоногие(осьминоги, каракатицы,кальмары)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний:

Тест:

ЧЕРВИ

Выберите правильные ответы.   

1. Плоские черви характеризуются:

А. наличием трехслойного тела              

В. сквозной пищеварительной системой

Б. уплощенной формой тела

Г. существованием свободноживущих и паразитических форм

2. Представители класса ресничных червей обитают:

А. в водной среде                                      

Б. в наземно-воздушной среде

В. в почвенной среде                                

Г. в организменной среде

3. Разветвленная пищеварительная система плоских червей обеспечивает:

А. успешный захват пищи                      

Б. быстрое переваривание пищи

В. выделение непереваренных остатков через рот

Г. доставку питательных веществ  клеткам тела

4. Дождевой червь относится

А. к классу Многощетинковые черви                  

Б. к типу Круглые черви

В. к типу Кольчатые черви                                 

Г. к классу Малощетинковые черви

5. Для ленточных червей характерны особенности:

А. наличие пищеварительной системы     

Б. длинное, плоское, членистое тело

В. паразитический образ жизни                 

 Г.гермафродитизм

6. Сосальщики, как и другие плоские черви:

А. плодовиты                                                              

Б. могут жить в бескислородной  среде.

В. имеют не сквозную пищеварительную систему  

 Г. являются паразитами

7. Ленточные черви удерживаются в теле хозяина благодаря:

А. изгибам тела                              

Б. присоскам и крючьям на голове

В. большой плодовитости             

Г. отсутствию пищеварительной системы

 

 

 

 

8. Круглые черви, как и плоские:

А. могут вести паразитический образ жизни    

Б. передвигаются с помощью мышц

В. имеют сквозную пищеварительную систему   

Г. раздельнополые

 

9. Кольчатые черви:

А. имеют замкнутую кровеносную систему      

Б. дышат с помощью жабр

В. имеют незамкнутую кровеносную систему  

Г. обитают только в водной среде

 

 

10. Распределите классы червей по типам:

 

                            Типы                                                            Классы

 

А. Плоские черви                                         1) малощетинковые   2) ленточные 3)пиявки

 

Б. Круглые черви                                          4) ресничные   5) сосальщики  6) нематоды

 

В. Кольчатые черви                                      7) многощетинковые 

 

 

Ожидаемый результат.

Учащиеся  должны приобрести навыки самостоятельно мышления, умения работать в команде, умения работать с дополнительной литературой, пользоваться Интернет – ресурсами.

Приобрести навыки проектной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся

 Учащиеся должны усвоить знания о многообразии плоских, круглых и кольчатых червей.

 Узнать о значении плоских, круглых и кольчатых червей в природе и жизни человека.

 

 

 

 

Критерии оценки экспертов:

Устные ответы учащихся.

Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Оформление буклета

 

 

 

Презентация

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_chervi.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Черви

Слайд 2

Черви известно более 20 000 видов, больше трети из них- паразиты Тип Плоские Тип Круглые Тип Кольчатые

Слайд 3

Тип плоские черви Плоские черви — группа организмов, в большинстве современных классификаций имеющая ранг типа, объединяющая большое количество примитивных червеобразных беспозвоночных, не имеющих полости тела

Слайд 4

Класс Ресничные черви Планарии отличаются крупными размерами (длина тела до 35 см). Распространены по всему земному шару. Обитают в пресных водах, реже — в морях, а в тропиках — и на почве. Питаются мелкими беспозвоночными. .

Слайд 5

Турбеллярии - из плоских самые низшие все они обитатели морских и пресных вод. Не паразиты. Размером от миллиметра до нескольких сантиметров.

Слайд 6

Класс Сосальщики Печеночный сосальщик

Слайд 7

Класс Ленточные черви Бычий цепень.

Слайд 8

Тип Круглые черви Около 20 тыс. видов; обитают в водной, почвенной и организменной средах; ведут свободноживущий и паразитический образ жизни;

Слайд 9

РИШТА медицинский струнец нематода самки до 1,5 м, толщина до 1/5 мм, самец не обнаружен. Паразитирует преимущественно в подкожной клетчатке млекопитающих и человека вызывая опасное заболевание — дракункулёз

Слайд 10

Волосатик тонкий буроватый круглый червь длиной 0,4—1 м. Он обитает в заводях рек, прудах, канавах. Нередко о нем рассказывают разные вымыслы. Будто волосатик — это , конский волос, каким-то чудесным образом оживший в воде, или якобы волосатик может быстро впиваться в тело человека, откуда его трудно извлечь. Конечно, подобные рассказы — чистый вымысел.

Слайд 11

Человеческая аскарида — паразитический круглый червь, вызывающий аскаридоз . Космополит. Живёт в просвете тонкой кишки человека.

Слайд 12

Тип Кольчатые черви Включают многощетинковых и малощетинковых червей, пиявок . Тип насчитывает около 18 тысяч видов, обитающих в морских и пресных водах и в толще почвы. Некоторые виды пиявок перешли к наземному образу жизни в тропическом лесу. Одни из наиболее известных представителей — дождевые черви.

Слайд 13

Класс Малощетинковые. Одни из наиболее известных представителей — дождевые черви .

Слайд 14

Нереиды —Класс многощетинковых червей. Обитают в прибрежной зоне морей, часто образуя плотные поселения. Пескожил - вид многощетинковых червей. Крупные черви длиной до 20 см.

Слайд 15

Класс Пиявки- Это слово обычно вызывает неприятное чувство: воображение рисует длинных, темных червей, живущих в болотистых водоемах, нападающих на человека и сосущих его кровь

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....

Тесты - Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви)

Готовые тестовые задания.По темам:1. Простейшие2. Кишечнополостные3. Кольчатые черви4. Круглые черви5. Плоские червиОтветы прилагаються....

презентация к уроку "Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно про...

Карточки по зоологии по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви "

Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по зоологии. Они помогут учителю оценить знания учащихся по теме "Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви"....

Тема урока: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.

Конспект урока по биологии по теме: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.7 класс (по концентрическому принципу ФГОС)Учебник «Биология:Многообразие жи...

Контрольная работа по темам: "Тип: плоские черви, тип: круглые черви, тип: кольчатые черви"

Контрольная работа предназначена для класса с углубленным изучением биологии....