Экологический вечер «Земля у нас одна!»
методическая разработка по биологии (5, 6 класс)

Ермоленко Наталья Витальевна

Целью мероприятия является углубление экологических знаний учащихся 5-6 классов, воспитание ответственности за принимаемые экологические решения, уверенность в преодолении экологической опасности, формировании потребности заботы о будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_odna.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический вечер «Земля у нас одна!»

Ермоленко Н.В.,

учитель биологии и экологии

В экологическом вечере «Земля у нас одна!» могут принять участие ученики 5-6 классов. Подготовка к вечеру включает оформление зала, подбор стихов, музыкального сопровождения, выбор подарков для победителей экологической викторины. Особое внимание следует уделить выбору ведущих: в большинстве случаев именно от них зависит успех всего мероприятия.

Для оформления зала используется изображение земного шара, покрытого разноцветными бумажками, символизирующими мусор; иллюстрации-фотографии красивых уголков планеты; репродукции картин художников-пейзажистов; портрет Ю.А. Гагарина.

Конечно, в оформлении вечера допустимы вариации, но суть его, его цель остается неизменной: углубление экологических знаний учащихся, воспитание ответственности за принимаемые экологические решения, уверенность в преодолении экологической опасности, формировании потребности заботы о будущем.

***

(Звучит песня «Как прекрасен этот мир». На сцене ведущие)

Земля!.. Какая она?..

Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.

Земля качает на себе города, выбрасывает всплески уносящихся ввысь ракет.

Человека всегда земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь…

Утро 12 апреля 1961 года. (Звучит запись старта космического корабля «Восток-1») Какое событие произошло в этот день? Что вы слышали?

В этот день весь мир узнал Ю.А. Гагарина, услышал его высказывание о Земле: «маленькая, голубая планета». Оказалось, что нашу планету можно облететь всего за 108 минут!

И те леса, которые с поверхности Земли казались бесконечными, можно просто окинуть взглядом, можно обозреть необозримые океаны, пересчитать зверей в лесу и запасы рыбы в реках, заглянуть в недра Земли, рассчитать запасы полезных ископаемых.

И оказывается, континенты расположены совсем недалеко друг от друга, и все люди, живущие на нашей планете, кажутся сверху, из космоса, всего лишь пассажирами одного космического корабля, плывущего по действительно безбрежному океану – Вселенной. И у всех этих людей одни и те же проблемы: люди хотят быть здоровыми, долго жить, растить детей.

Для этого нужен мир,

Нужно ясное солнце над головой,

Чистая вода,

Свежий воздух, голубое небо!

И поэтому не в покорении нуждается природа, а в глубоком познании ее законов, не в жестокости, а в милосердии.

(Ученик читает стихотворение)

Будь милосерден человек!

                                   И.И. Ландо

У всех людей одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А  мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим, не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип.

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Ты не топчи родных полей.

В вокзальной суматохе века

Ты оценить ее спеши:

Она давно твой добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не вычерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас – много, а она одна!

Кто должен заботиться о сохранении природы? Кто в ответе за это? Как вы думаете?

  • Мы – люди, существа разумные, высшее, что создала природа.

Что же думает по этому поводу Земля? Что бы она нам сказала, если бы могла говорить, а мы бы умели слушать?

(Ученица читает «Исповедь Земли»)

Это было давно, так давно, что я уже начинаю забывать, как это было.

Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Я восхищалась жизнью, которую породила, гордилась ее совершенством. Я любила созданную природу. Трепетно оберегая каждый листок, следила за тем, чтобы всем на Земле хватало и света, и пищи, и воды.

Все было чудесно, и я мечтала только о приумножении этого великолепия. Мне хотелось создать такое существо, которое станет венцом моих творений, самым мудрым, сильным, совершенным. И воплотила в жизнь мой замысел…

Первый человек, как  я назвала это высшее, в моем понимании, существо, появился на свет, мало чем отличаясь от остальных моих обитателей. Я не решилась сразу одухотворить его и подумала, что будет гораздо лучше, если первое время человек поживет среди дикой природы, научится понимать ее жизнь «изнутри», а значит, будет ближе к ней, станет любить ее.

Но я ошиблась!!!

Одной из первых вещей, созданных человеком, было оружие. А это означало, что теперь он уже не будет ничьей добычей. Он стал сильнейшим, стал властителем. С этого момента я уже не могла управлять его действиями.

Шло время, человек все более совершенствовался, а вместе с ним изменялась и его жизнь. Он начал порабощать меня, животных.

Я поняла, что создала и вскормила собственного губителя, постепенно уродующего мою жизнь. Он вырубал леса для постройки жилищ, выжигал их под пашни, которыми истощал плодородие почвы.…  В итоге все больше и больше изменял окружающий мир.

Проносились годы, тысячелетия.…  Пришел ХХ век. Во что превратилась некогда прекрасная и девственно чистая Земля!? Что сделало со мной это чудовище? За что так мстит мне? Оно разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, выбрасываемыми его гадкими заводами, оно перекрывает мне вены плотинами и ГЭС, душит меня выхлопами бесчисленных машин, ранит атомными взрывами…

Но самое болезненное – он безжалостно истребляет все живое. Он – монстр, он – моя ошибка, а ошибки надо исправлять!

Мы выслушали мнение Земли по поводу того, кто является основным виновником всех бед на планете. Осознаем ли это мы – люди.

Даже в начале ХХ столетия люди все еще считали, что для создания комфорта для себя, нужно взять все самое лучшее у природы и присвоить. Но самые умные уже тогда начали замечать, что, обирая природу, человек вредит и себе, губит самого себя, свое здоровье, здоровье своих потомков.

Сейчас я предложу вам пару высказываний. Вы должны поразмышлять и выбрать из каждой пары то высказывание, которое является наиболее разумным с точки зрения современности, исходя из ваших знаний и жизненного опыта.

  1. Природу следует покорять. – С природой надо сотрудничать.
  2. Человек – властелин природы. – Человек – часть природы.
  3. Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача. – Человек должен экономно использовать энергию и ресурсы.

Как видите, взгляд на отношение к природе изменился. Но эту точку зрения разделяют еще не все люди.

Человек должен изменить свое отношение к природе, должен изменить свое мировоззрение. И такие попытки уже делаются.

В 1994 году день 22 апреля был объявлен Международным днем Земли. Инициатором этого была Россия. В этот день было собрано множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы. Из этих кусочков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь составила 660 кв.м. Таким флагом можно было бы накрыть всю территорию нашей школы с садом и прилегающими к ней зданиями.

Нам тоже небезразлична судьба планеты, и поэтому накануне Дня Земли мы попытались сделать такой же флаг, правда, не из материи, а из рисунков учащихся, в которых вы выразили свое отрицательное отношение к загрязнению природы. Сейчас мы покажем, что у нас получилось. И как полагается во время торжественного поднятия флага, мы все встанем и возьмемся за руки, чтобы показать наше единство и солидарность в этом вопросе.

(Звучит торжественная музыка. Двое учащихся разворачивают и поднимают флаг)

Вот он, наш флаг. В этих рисунках все богатство вашего воображения. А что именно вы нарисовали, хотелось бы узнать лично от вас.

(Учащиеся выходят и комментируют свои рисунки)

Вы все выразили свое желание жить на прекрасной Земле, свою мечту о дружбе человека и природы, о светлом будущем для всех землян.

К сожалению, еще не все люди осознают, что наша планета весьма засорена, и это представляет огромную опасность. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

Космонавты помогли нам уразуметь, что океан, как и озеро, не безграничен, что наша планета – космический корабль с замкнутой системой, космический корабль без выхлопной трубы.

(Ученик читает стихотворение)

                                     

                                               С. Щипачев

Моя планета – человеческий дом.

Ну, как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая!

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

«Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем. А потом и вся земля будет принадлежать им. В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингисхан и Наполеон – беспомощные младенцы. Эти места называются свалками. Имя этих врагов – отходы!»

Так образно написали о важнейшей проблеме современности защитники окружающей среды.

Мы тоже организовали экспертную группу, которая исследовала и оценила вклад нашей школы в создание отходов. Давайте послушаем их.

(Отчет экспертов-экологов, проводивших рейд по проверке накопляемости бумажного мусора в кабинетах и пищевых отходов в столовой школы и их утилизации)

Где же выход? Куда девать мусор? Чем помочь Земле? Эти вопросы становятся все более актуальными. Человечество еще не решило их. Возможно, это удастся сделать вам. Но для этого нужны специальные знания. Во-первых, нужно знать, что мы выбрасываем.

Сейчас мы проведем викторину на эту тему.

(В ходе викторины за каждый правильный ответ с изображения Земли снимается одна бумажка – идет как бы процесс очищения земного шара от мусора)

Викторина

1. Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек

  1. Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:

А) пластмасса    Б) стекло  В) металл

  1. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

      А) Астаны    Б) Москвы  В) Нью-Йорка

  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

А) рассортировать    Б) собрать в одном месте  В) раскрошить

  1. Первоочередная забота при выборе места свалки:

А) защита поверхности земли и грунтовых вод    

Б) ограждение места свалки  

В) укомплектование соответствующей техникой

  1. Вредные выбросы оказывают влияние:

А) только на те регионы, где появилось загрязнение    

Б) на близлежащие регионы  

В) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»

  1. Самая страшная добавка к воде:

А) бытовой мусор    Б) пестициды  В) минеральные удобрения

  1. Наиболее эффективный путь борьбы с отходами, попадающими в окружающую среду:

А) их захоронение    

Б) введение штрафа на большой объем мусора  

В) повторное использование отходов

  1. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

А) загрязнением    Б) интродукцией  В) экологическим кризисом

  1. Первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

А) теплоэнергетика    Б) автотранспорт  В) нефте- и газопереработка

  1. Оптимальное решение энергетической проблемы:

А) экономия энергии    

Б) развитие атомной энергетики  

В) развитие ветроэнергетики

  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

А) 10 лет    Б) 50 лет  В) 100 лет и более

  1. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за:

А) 1-2 года    Б) 5-8 лет  В) 20 и более лет

 

2. Чем не следует загрязнять окружающую среду

Я зачитываю детские высказывания об отходах. Ваша задача – попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее.

Детские высказывания:

  1. Его производит обыкновенная корова.
  2. В небольших количествах он очень полезен.
  3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
  4. При попадании в водоемы он разрушается. Рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
  5. Его необходимо компостировать.   (Навоз)

  1. У меня очень много игрушек, сделанных из нее.
  2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
  3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
  4. Если ее поджечь, то появляется очень много черного дыма, который плохо пахнет.
  5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

  1. Ее изобрели китайцы.
  2. У нас ее получают из дерева.
  3. Она легко горит.
  4. Из нее получается очень много мусора.
  5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага)

  1. Его делают из песка.
  2. Чаще всего оно прозрачное.
  3. Когда падает, оно разбивается.
  4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)

  1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
  2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
  3. Его издают разные приборы, машины.
  4. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды. Если этого много, то оно вызывает опьянение и действует как наркотик.
  5. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше. (Шум)

  1. Этого почти не видно.
  2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
  3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
  4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
  5. В городе, где этого очень много не растут лишайники. (Газовые отходы)

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.
  2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
  3. Это можно сдать и получить деньги.
  4. Из этого можно сделать что-то новое.
  5. Это бывает цветным и за него можно получить деньги. (Металлолом)

  1. Всегда черного цвета.
  2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
  3. Это очень вредно.
  4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
  5. Этого много при горении. (Сажа)

  1. Это то, без чего уже не можем прожить.
  2. Этим мы пользуемся каждый день.
  3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
  4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
  5. С помощью этого все становится чище. (СМС)

  1. Это легче воды.
  2. Это может плавать на воде и не тонет.
  3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
  4. Это мешает рыбам дышать.
  5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

3. Что может сделать каждый человек

  • Пишите на обеих сторонах листа бумаги, не выбрасывайте в мусор, так как ее можно … (сдать в макулатуру)
  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин)
  • Не покупай больше продуктов, чем может … (понадобиться)
  • Экономь горючее; если можно, то лучше… (пользуйся общественным транспортом)
  • Одежду, которую ты уже не носишь можно… (отдать нуждающимся)
  • Не выбрасывай старые игрушки, книги; они могут … (кому-то понадобиться)
  • Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки, их нужно…(вымыть и смять)
  • Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую …(можно сдать)
  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (ее выбрасывать)
  • Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для… (приготовления удобрений)

Мы хорошо поработали. Но, как видите, всю Землю от мусора нам не удалось очистить, предстоит еще много работы.

(Подводятся итоги викторины. Награждаются победители.)

Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со  своей совестью. Она для человека – единственный контролер.  И, может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед теми, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Все тесно связано вокруг.

(Примеры мы не станем множить).

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

Наш вечер закончился, но вам, ребята, предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше мусора будет на планете: в вашем дворе, на вашей улице, в вашем городе, тем зеленее станут деревья, тем чище воздух и вода, тем здоровее люди – а значит и сама жизнь станет лучше!

Литература

  1. Боярская Т.Э. К милосердию через поэзию и искусство// Биология в школе. – М., 1998
  2. Шипук Л.П. Размышляя о природе// Наука и жизнь. – М., 1985
  3. Тарабарина Т.Н. И учеба, и игра. – М., 2000
  4. Низова А.М. Великий учитель – Природа. – М., 1986
  5. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении (Учителю биологии). – М., 2001
  6. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. – М., 1979
  7. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии и экологии. – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический вечер "Земля у нас одна"

Разработка экологического вечера для учащихся.             Из света и тьмы, тверди и вод создала голубое прекрасное чудо – нашу Землю. И населила ее всем, что р...

экологический вечер "Наш дом - Земля"

экологический вечер для старшеклассников, с выступлением агитбригады "Новое поколение"...

Экологический вечер-игра: Земля – наш Дом, но не мы одни в нем живем!

Эти проблемы еще в ХХ в. стали глобальными, т.е. проблемами всего человечества, а значит, решать их можно, только объединив усилия всех людей....

Экологический вечер "Земля - наш общий дом"

Вечер можно провести в рамках месячника по экологии, с целью привлечения  внимания учащихся к экологическим проблемам и тем последствиям, к которым они могут привести....

Экологическая интеллектуальная игра "Земля у нас одна"

Экологическая интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов. Игра также проводилась между сборной учителей и учащихся....

Экологический спектакль "Земля у нас только одна"

В современных условиях общеобразовательная школа призвана формировать личность с новым образом мышления и воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Пути реалзации целей школьного экологическо...

Экологическая викторина "А Земля у нас одна"

экологическая викторина "А Земля у нас одна" разработана для внеклассного мероприятия "Библионочь". В данной викторине подобраны вопросы и задания разной степени сложности....