Изучение темы «Дыхание» на примере индивидуально-групповой деятельности раздел «Человек и его здоровье»
учебно-методический материал по биологии (8 класс) по теме

Хайбулина Карина Владимировна

В настоящее время важнейшей задачей современной системы образования является формирование у школьников совокупности универсальных учебных действий (УУД), направленных на достижение планируемых результатов. Поэтому для учителя биологии важно определиться с методикой используемой на уроках и занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опубликовано журнал Биология. Все для учителя! номер №2(86) 2018г. http://www.e-osnova.ru/journal/1/86/

Изучение темы «Дыхание» на примере индивидуально-групповой деятельности раздел «Человек и его здоровье»

В настоящее время важнейшей задачей современной системы образования является формирование у школьников совокупности универсальных учебных действий (УУД), направленных на достижение планируемых результатов. Поэтому для учителя биологии важно определиться с методикой используемой на уроках и занятиях. Сегодня организация индивидуально-групповой деятельности [5],[7] позволит организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы реализовать заявленные требования обозначенные во ФГОС ООО.

Следует заметить, что представленная методика организации познавательной деятельности обучающихся построена с учетом возрастных и психологических особенностей. Важно отметить, что познавательная деятельность обучающихся при данной методике сочетает в себе как индивидуальную, так и групповую формы работы, применяемые на уроках. Индивидуально-групповая методика позволяет использовать как традиционные, так и новые формы, методы и средства обучения. Кроме того возможности применения современного оборудования для исследования и демонстрации экспериментов.

В представленной методике творчество педагога может быть успешно направлено на создание учебных ситуаций. Обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия по его преобразованию, приобретая в этом процессе знания и формируя соответствующие умения. Следует акцентировать внимание на то, что роль учителя в этой методике связана не столько с информированием, сколько с консультативной деятельностью. При обучении в школе в 8-х классах с обучающимися можно проводить профориентационную работу, связанную с консультативно-ориентационной деятельностью на уроках биологии. Реализация этих требований возможна при использовании индивидуально-групповой методики при обучении биологии в общеобразовательной школе. При этом работа по повышению готовности обучающихся к социальному, профессиональному и культурному самоопределению нацелена на создание условий для конструирования версий продолжения образования и осмысления сделанного выбора.

 Представленная методика сочетается с любым УМК. Рассмотрим, как можно построить такую работу на основе предметного УМК по биологии (линия УМК «Линия жизни» под ред. В.В. Пасечника «Биология. 8классы»). На изучение данной темы в общеобразовательной школе в 8 классе по предметной линии В.В. Пасечника «Линия жизни» отводится 5уроков. Организация учебно-познавательной деятельности по индивидуально-групповой методике осуществляется в соответствии с основными этапами:

1. Инструктаж, вводная беседа или лекция.

2. Самостоятельная работа школьников.

3. Систематизация и коррекция знаний.

4. Обобщение и оценка знаний учащихся.

На первом этапе изучения темы учителю важно мотивировать обучающихся на последующую работу, правильно их проинструктировать. Далее идет вводная беседа или читается лекция, в которой учитель раскрывает наиболее важные идеи, положения и понятия темы.

         На втором этапе реализуется самостоятельная работа школьников в группах. Составленные учителем группы работают на протяжении изучаемой темы в том составе, в котором они приступили к изучению темы раздела.  Самостоятельная работа в группах с последующим обсуждением результатов проводится по инструктивной карточке, разработанной учителем, при этом учитывается специфика изучаемого материала.

На третьем этапе осуществляется систематизация и коррекция знаний, приобретенных в процессе самостоятельной работы. Учитель при необходимости вносит дополнения и уточнения в знания обучающихся, выявляет их осмысленность и способность применять на практике.

На четвертом этапе осуществляется обобщение и оценка знаний обучающихся. Данный этап проводится в виде контрольно-обобщающего урока. Учитель готовит вопросы воспроизводящего и творческого характера по изученной теме. На этом уроке оцениваются результаты работы по изучению материала темы. Оценивание результатов на последнем этапе осуществляется как по отдельности, так и совместно в группе.

Урок №1 Дыхание и его значение. Органы дыхания. Данный урок является первым в изучении темы по индивидуально-групповой деятельности и соответствует преимущественно первому этапу методики.  Урок начинается с краткой вводной лекции. Обучающиеся рассаживаются по группам и знакомятся с инструкцией. Учитель обращает их внимание на наиболее важные вопросы, дает рекомендации по выполнению различных видов работы, предусмотренных планом. После краткой беседы обучающиеся приступают к самостоятельной работе в группах под руководством консультанта (ученика с хорошей или отличной успеваемостью). На основе изучения текста учебника и др. школьники находят ответы и выполняют задания, предусмотренные инструкцией. Если у них возникают какие-либо трудности, то они могут обратиться за консультацией к учителю. Инструктивная карточка играет важную роль на всех уроках изучения темы по индивидуально-групповой методике. Данная методика сочетается со всеми современными средствами обучения. Возможно использование  методики в том числе при  профориентационной направленности.

Урок 2.Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Второй урок соответствует второму этапу методики и начинается с повторения в каждой группе материала, изученного на первом уроке. Для этого отводится 15 мин. Вначале урока учитель опрашивает консультантов, в то время как другие обучающиеся повторяют изученный на предыдущем уроке материал. Затем один из членов группы (консультант) задает вопросы обучающимся, входящим в состав сформированной группы. В это время учитель может вызвать одного из школьников для беседы или проконтролировать знания одной из групп. Затем обучающиеся продолжают самостоятельное изучение материала темы. Учитель в процессе изучения новой темы выполняет роль консультанта. Второй и третий урок по теме: «Дыхание» проходят по единому плану.

Урок 4. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация. Этот урок соответствует третьему этапу индивидуально-групповой методики. В начале урока каждая группа получает от учителя вопрос, на который она должна за 7-10 мин подготовить полный и четкий ответ. Отвечать должны обязательно все члены группы: начинает один обучающийся группы, продолжает другой, затем - третий и т.д. Ими должны использоваться различные наглядные пособия, которыми они пользовались в процессе изучения темы. Учитель и школьники из других групп при этом внимательно выслушивают ответ и, если необходимо, дополняют и уточняют его.

Урок. 5 Обобщающий урок по теме: «Дыхание» соответствует четвертому этапу индивидуально-групповойдеятельности. При подготовке к этому уроку учителю необходимо сформулировать по материалам всей темы вопросы, требующие рассуждений, сравнений, обобщений, ориентированных, в том числе на медицинские профессии. Учитель задает классу вопрос и дает 1-2 мин на обсуждение ответа. Оценивание результатов обучающихся осуществляется индивидуально  и в группе одновременно. Приводим пример применения индивидуально-групповой деятельности на первом этапе методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...

Тестовые задания для подготовки к ГИА по разделу "Человек и его здоровье"

Данный тест поможет ученикам в качественной систематизации знаний по разделу "Человек"...

Урок №1. "Дыхание и его значение. Органы дыхания". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дехание и его значение. Органы дыхания"....

Урок №2. "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких"....

Урок №3. "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды". Индивидуально-групповая методика.

Технологическая карта к уроку "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды"...

Урок №5. Обобщающий урок по теме «Дыхание». Индивидуально-групповая методика

Сценарий  обобщающего урока с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дыхание"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

Одной из жизненных  вопросов  современного общества и образования является формирование здорового образа жизни,  связанного с загрязнением окружающей  нас среды и продуктов питания...