Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Поддубская Екатерина Петровна

Рабочая программа по биологии 5 класс на 2017-2018 учебный год ориентирована на использование учебника Сонина Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 кл. (синяя линия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_kl.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеарбайская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета

МКОУ Большеарбайская СОШ

Протокол №_________ от

«___» ___________ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ Большеарбайской СОШ

_________(Петухова С.В.)

«___» ____________ 20___г.

Рабочая программа

 по биологии

5  класс

на 2017-2018 учебный год

                         

«Утверждаю»

Директор МКОУ Большеарбайской СОШ

___________ (Цуканова Е.И.)

Приказ № ___________ от

«___» __________ 20___г.

ФИО учителя:

Поддубская Екатерина Петровна


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 года; примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [составитель Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения); Примерной программы по учебному предмету биология 5-9 классы (Стандарты второго поколения) и авторской программы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: «Дрофа», 2012 г. Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения основной образовательной программы ООО ФГОС, образовательного стандарта ООО.

          Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Сонина Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учебник /  А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 158, [2] с.

Требования к результатам освоения учебного предмета в 5 классе

           Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих

личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
  • умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
  1. В эстетической сфере:
  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Содержание программы

            Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч.)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы (Л/р №1)
  • Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними (Л/р №2)
  • Строение клеток кожицы чешуи лука (Л/р №3)
  • Определение физических свойств белков, жиров и углеводов (Л/р №4)

            Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 ч.)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

  • Контрольная работа №1. Многообразие живых организмов.

            Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч.)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

  • Определение наиболее распространенных растений и животных (Л/р №5)
  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр. раб. №1)
  • Контрольная работа №2. Среды обитания живых организмов.

            Раздел 4. Человек на Земле (5 ч.)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях

природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

  • Измерение своего роста и массы тела (Л/р №6)
  • Оказание первой медицинской помощи пострадавшему (Пр. раб. № 2)
  • Итоговая контрольная работа за курс биологии 5 класса.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Форма занятия

Характеристика основных видов деятельности (УУД)

План

Факт

План

Факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

1

Что такое живой организм.

Урок-лекция

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Применяют приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

2

Наука о живой природе.

3

Методы изучения природы.

Лабораторная работа № 1 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Составляют план работы с учебником, выполняют задания в соответствии с поставленной целью, планируют алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность. Выполняют лабораторную работу. Соблюдают правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

4

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними».

5

Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

6

Химический состав клетки.

Лабораторная работа № 4 «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов».

7

Вещества и явления в окружающем мире.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуальные и творческие способности. Строят сообщения в соответствии с учебной задачей, используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя; отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Устанавливают причинно-следственные связи, владеют навыками контроля и оценки своей деятельности; применяют знания при решении биологических задач.

8

Великие естествоиспытатели.

Урок-проект

Раздел 2. Многообразие живых организмов

9

Как развивалась жизнь на Земле

Урок-лекция

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы. Имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении. Проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Понимают социальную роль и нравственную позицию ученика. Дополняют и расширяют имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды. Применяют приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

10

Разнообразие живого

Урок-беседа

11

Бактерии

12

Грибы

13

Общая характеристика растений. Водоросли

14

Зеленые листостебельные мхи

15

Папоротники

Сравнивают разные точки зрения, аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию, строят понятное монологическое высказывание, обмениваются мнениями в паре, активно слушают одноклассников и понимают их позицию, находят ответы на вопросы, формулируют их. Устанавливают причинно-следственные связи, владеют навыками контроля и оценки своей деятельности; применяют знания при решении биологических задач.

16

Голосеменные растения

17

Покрытосеменные (цветковые) растения

18

Значение растений в природе и жизни человека

Урок-игра

19

Общая характеристика животных. Простейшие

Урок-исследование

20

Беспозвоночные животные

21

Позвоночные животные

22

Значение животных в природе и жизни человека

Урок-игра

23

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов».

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

24

Три среды обитания живых организмов

Урок-беседа

Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Соблюдают правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; осваивают приемы исследовательской деятельности. Составляют план работы с учебником, выполняют задания в соответствии с поставленной целью, планируют алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность. Выполняют лабораторную и практическую работу. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Устанавливают причинно-следственные связи, владеют навыками контроля и оценки своей деятельности; применяют знания при решении биологических задач.

25

Жизнь на разных материках

Урок- конференция

26

Природные зоны Земли

27

Жизнь в морях и океанах.

Лабораторная работа № 5 «Определение наиболее распространенных растений и животных».

28

Практическая работа № 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания».

29

Контрольная работа по теме «Среды обитания живых организмов».

Раздел 4. Человек на Земле

30

Как человек появился на Земле.

Лабораторная работа № 6 «Измерение своего роста и массы тела».

Осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. Демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни. Проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении. Стремятся хорошо учиться и сориентированы на качественное получение образования. Владеют способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность; проводят самооценку уровня личных учебных достижений. Выполняют лабораторную и практическую работу. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

Устанавливают причинно-следственные связи, владеют навыками контроля и оценки своей деятельности; применяют знания при решении биологических задач.

31

Как человек изменил Землю

Урок-исследование

32

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

Урок-проект

33

Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 2 «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему».

34

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...