Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Поддубская Екатерина Петровна

Рабочая программа по биологии 7 класс на 2017-2018 учебный год ориентирована на использование учебника Сонина Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 кл. (синяя линия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_kl.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеарбайская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета МКОУ Большеарбайской СОШ

Протокол № _________ от

«___» ___________ 20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ Большеарбайской СОШ

_____________  Петухова С.В.

«____» ____________ 20___ г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Большеарбайской СОШ

______________  Цуканова Е.И.

Приказ № ___________ от

«___» ____________ 20___ г.

Рабочая программа

по биологии

7 класс

на 2017-2018 учебный год

ФИО учителя:

Поддубская Екатерина Петровна


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова (линейный курс) и ориентирована на работу по учебнику Сонина Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс: учебник / Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017.  

Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели обучения по биологии.

Требования к результатам освоения учебного предмета в 7 классе

В результате освоения курса биологии 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные понятия и термины;

- основные уровни организации живой материи;

- подразделение истории Земли на эры и периоды;

- искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;

- принципы построения естественной системы живой природы;

- строение и основные процессы жизнедеятельности живых организмов;

- роль живых организмов в природе и жизни человека;

- основные группы растений, видовую и пространственную структуру растительного сообщества;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира, необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.

Учащиеся должны уметь:

- в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;

- давать общую характеристику живых организмов;

- характеризовать формы бактериальных клеток, строение грибов и лишайников,   основные группы растений;

- объяснять роль живых организмов в природе и жизни человека;

- приводить примеры распространенности живых организмов;

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

- характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

- обосновывать необходимость природоохранных мероприятий.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- существующую программу курса;

- учебники и другие компоненты учебно-методического компонента;

- иллюстрированный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.);

- осознавать целостность природы, взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.

Учащиеся должны уметь:

- различать объем и содержание понятий;

- различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;

- определять аспект классификации и проводить классификацию;

- выстраивать причинно-следственные связи.

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

- разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;

- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

- пользоваться поисковыми системами Интернета.

- выполнять лабораторные работы, оформлять отчет о проведенном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы под руководством учителя;

  - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

  • Соблюдение учащимися правил поведения в природе;
  • осознание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  • умение реализовать теоретические познания на практике;
  • осознание значения образования для повседневной жизни осознанного выбора профессии;
  • понимание важности ответственного отношения к обучению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации а обучению и познанию;
  • проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • привитие любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями;
  • признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
  • готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы;
  • умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
  • понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Содержание программы

Раздел 1. От клетки до биосферы (12 ч.)

Тема 1.1. Многообразие живых систем

Разнообразие форм живого на земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.

Демонстрация.

Таблицы, демонстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов, организмы различной сложности, границы и структуру биосферы.

Тема 1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов

Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.

Тема 1.3. История развития жизни на Земле

Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.

Демонстрация.

Представители фауны и флоры различных эр и периодов (таблица).

Тема 1.4. Систематика живых организмов

Искусственные системы живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.

Демонстрация.

Родословное дерево растений и животных (таблица).

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 1. Определение систематического положения домашних животных.

Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч.)

Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение  прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.

Демонстрация.

Строение клеток различных прокариот (таблица).

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 2. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.

Тема 2.2. Многообразие бактерий

Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.

 

Раздел 3. Царство Грибы (9 ч.)

Тема 3.1. Строение и функции грибов

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.

Демонстрация.

Различные представители царства Грибы (таблица).

Строение плодового тела шляпочного гриба (таблица).

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 3. Строение плесневого гриба мукора.

Тема 3.2. Многообразие и экология грибов

Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности распространения грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.

Демонстрация.

Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы.

Практическая работа 1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 3.3. Группа Лишайники

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространенность экологическая роль лишайников.

Демонстрация.

Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников (таблица).

Раздел 4. Царство Растения (35 ч.)

Тема 4.1. Группа отделов Водоросли: строение, функции, экология

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация.

Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 4. Изучение внешнего вида и строения водорослей.

Тема 4.2. Отдел Моховидные

Отдел Моховидные; особенности организации , жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация.

Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 5. Изучение внешнего вида и строения мхов.

Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

Отдел Плауновидные: особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные: особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация.

Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных.

Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные.

Схема цикла развития папоротника.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 6. Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.

Лабораторная работа 7. Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).

Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация.

Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.

Различные представители голосеменных (таблица).

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 8. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация.

Схемы строения цветкового растения, строения цветка.

Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение) (схема).

Представители различных семейств покрытосеменных растений (таблица).

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 9. Изучение строения покрытосеменных растений.

Практическая работа 2. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Тема 4.6. Эволюция растений

Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.

Демонстрация.

Изображения ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 10. Построение родословного дерева царства Растения.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч.)

Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

Растительные сообщества – фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.

Демонстрация.

Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа 11. Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.

Тема 5.2. Растения и человек

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.

Демонстрация.

Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.

Лабораторные и практические работы.

Практическая работа 3. Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.

Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ

Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.

Демонстрация.

Плакаты, книги и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранных мероприятиях.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Форма занятия

Характеристика основных видов деятельности

План

Факт

План

Факт

Раздел 1.  От клетки до биосферы (12 ч.)

Тема 1.1. Многообразие живых систем

1

Многообразие живых организмов. Царства живой природы

Знать принципы построения естественной системы живой природы; давать определения понятиям систематика, царство, отдел, класс, отряд, семейство, род, вид; называть основные царства живых организмов; объяснять значение классификации живых организмов; различать объем и содержание понятий; выстраивать причинно-следственные связи.

2

Уровни организации и свойства живого. Биосфера

Знать основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный; называть уровни организации и свойства живого; различать объем и содержание понятий; выстраивать причинно-следственные связи.

3

Вид, популяция, биогеоценозы

Знать основные понятия и термины: «искусственный отбор»,  «борьба за существование», «естественный отбор»; уровни организации живой материи: организменный, популяционно-видовой; принципы построения естественной системы живой природы.

Тема 1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов

4

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование

Урок-лекция

Знать основные понятия и термины: «искусственный отбор»,  «борьба за существование», «естественный отбор»; давать определение понятиям естественный отбор, борьба за существование, индивидуальная наследственная изменчивость, конкуренция, движущие силы эволюции; перечислять факторы эволюции.

5

Искусственный отбор

Характеризовать сущность искусственного отбора, сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный виды отбора; оценивать значение эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка для развития биологии, характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина, причины борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды; давать оценку естественного отбора как результата борьбы за существование.

Тема 1.3. История развития жизни на Земле

6

История Земли. Эры и периоды

Знать подразделение истории Земли на эры и периоды; давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении жизни на Земле.

7

Условия существования жизни на древней планете

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни, высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни, называть условия существования жизни на древней планете, описывать начальные этапы биологической эволюции, характеризовать основные представления о возникновении жизни.

8

Возникновение и развитие жизни на Земле

Урок-лекция

Характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи; знать теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

9

Эволюция флоры и фауны на Земле

Знать этапы развития животных и растений в разные периоды существования Земли; в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований; объяснять с материалистической позиции процесс возникновения жизни; иметь представление о естественной системе органической природы; давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии  жизни на Земле.

Тема 1.4. Систематика живых организмов

10

Искусственные системы живого мира

Знать об искусственных системах живого мира, работах Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея.

11

Современная классификация живых организмов.

Лабораторная работа № 1 «Определение систематического положения домашних животных»

Знать основные понятия и термины: «искусственный отбор», «систематика», искусственные системы живого мира, работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея; принципы построения естественной системы живой природы; давать определение термину «таксон», называть основные царства живой природы, таксономические единицы.

12

Контрольная работа по теме «От клетки до биосферы»

Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч.)

Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии

13

Царство Прокариот. Общие свойства прокариотических клеток

Знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, их разнообразие и распространение; давать общую характеристику бактерий, определение понятиям прокариоты, доядерные, микробиология, генетический материал, циста; отличать бактерии от других живых организмов; объяснять особенности жизнедеятельности бактерий; распознавать и описывать строение бактериальной клетки; характеризовать формы бактериальных клеток.

14

Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат. Размножение бактерий.

Лабораторная работа № 2 «Схема строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий»

Характеризовать формы бактериальных клеток; отличать бактерии от других живых организмов; выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп, давать определение понятиям кокки, спириллы, бациллы, вибрионы, гетеротрофы, автотрофы, симбионты, хемосинтез, анаэробы, аэробы, редуценты (разрушители); знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ.

Тема 2.2. Многообразие бактерий

15

Многообразие бактерий

Знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, их разнообразие и распространение, роль бактерий в природе и жизни человека; знать методы профилактики инфекционных заболеваний; давать общую характеристику бактерий; характеризовать формы бактериальных клеток; отличать бактерии от других живых организмов; объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

16

Роль и значение прокариот в природе и в жизни человека

Урок-беседа

Знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, их разнообразие и распространение, роль бактерий в природе и жизни человека; знать методы профилактики инфекционных заболеваний; давать общую характеристику бактерий, определять понятия инфекция, инфекционные заболевания, редуценты (разрушители), симбионты; объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Раздел 3. Царство Грибы (9 ч.)

Тема 3.1. Строение и функции грибов

17

Общая характеристика грибов

Знать основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток, строение и основные процессы жизнедеятельности клеток гриба, особенности организации шляпочного гриба; знать меры профилактики грибковых заболеваний; давать определение понятиям микология, хлорофилл, гетеротрофы, мицелий, грибница, гифы, почвенная грибница, плодовое тело, хитин, спорангии, симбиоз, микориза; выделять особенности царства Грибы; объяснять роль плесневых грибов в природе; распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки; сравнивать грибы с растениями и животными.

18

Основные черты организации многоклеточных грибов

Выделять особенности царства Грибы; давать определение понятиям мукор, дрожжи, склероции, базидии, щляпочные грибы, трутовые грибы,  грибница; объяснять роль плесневых грибов в природе; распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки; сравнивать грибы с растениями и животными; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

19

Различные представители царства Грибы.

Лабораторная работа № 3 «Строение плесневого гриба мукора»

Знать меры профилактики грибковых заболеваний; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; давать общую характеристику грибов; приводить примеры распространенности грибов, примеры шляпочных грибов, произрастающих в регионе; характеризовать роль грибов в биоценозах; определять несъедобные шляпочные грибы; объяснять строение грибов, роль шляпочных грибов в жизни человека; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

20

Отличия и сходство грибов с растениями и животными. Шляпочные грибы

Урок-конференция

Знать строение и основы жизнедеятельности клеток гриба, особенности организации шляпочного гриба; знать меры профилактики грибковых заболеваний; давать определение понятиям микология, хлорофилл, гетеротрофы, мицелий, грибница, гифы, почвенная грибница, плодовое тело, хитин, спорангии, симбиоз, микориза; выделять особенности царства Грибы; объяснять роль плесневых грибов в природе; называть отличительные черты и черты сходства грибов с растениями и животными; распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.

Тема 3.2. Многообразие и экология грибов

21

Многообразие грибов

Урок-игра

Давать общую характеристику грибов; приводить примеры распространенности грибов, примеры шляпочных грибов, произрастающих в регионе; характеризовать роль грибов в биоценозах; определять несъедобные шляпочные грибы; объяснять строение грибов, роль шляпочных грибов в жизни человека.

22

Распространения грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа № 1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Знать меры профилактики грибковых заболеваний; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; давать общую характеристику грибов; приводить примеры распространенности грибов, примеры шляпочных грибов, произрастающих в регионе; характеризовать роль грибов в биоценозах; определять несъедобные шляпочные грибы; объяснять строение грибов, роль шляпочных грибов в жизни человека; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Тема 3.3. Группа Лишайники

23

Общая характеристика отдела Лишайники

Объяснять  строение лишайников; приводить примеры распространенности лишайников; характеризовать роль лишайников в биоценозах; давать определение понятиям лишайники, симбиоз, слоевище, таллом, накипные, листоватые, кустистые, корковый слой, сердцевина, автогетеротрофные организмы. 

24

Распространение и экологическая роль лишайников

Урок-путешествие

Знать строение и основы жизнедеятельности лишайников; объяснять  строение лишайников; приводить примеры распространенности лишайников; объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.

25

Контрольная работа по темам «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»

Раздел 4. Царство Растения (35 ч.)

Тема 4.1. Группа отделов Водоросли: строение, функции, экология

26

Общая характеристика царства Растения

Знать основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; называть признаки царства Растения, объяснять особенности организации царства Растения.

27

Подцарство Низшие растения. Строение и жизнедеятельность водорослей.

Лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего вида и строения водорослей»

Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; выделять признаки водорослей; называть отделы водорослей и места их обитания; объяснять роль водорослей в природе и жизни человека; распознавать тип размножения водорослей, описывать строение водорослей, распознавать водоросли разных отделов; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.  

28

Многообразие водорослей

Урок-конференция

Называть отделы водорослей и места их обитания; распознавать и описывать строение водорослей, различать водоросли разных отделов.

29

Многообразие  и значение водорослей

Выделять признаки водорослей; называть отделы водорослей и места их обитания; объяснять роль водорослей в природе и жизни человека; распознавать тип размножения водорослей, описывать строение водорослей, называть водоросли разных отделов.

30

Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей

Урок-путешествие

Выделять признаки водорослей; называть отделы водорослей и места их обитания; объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

31

Обобщение и повторение по теме «Водоросли» (тестирование)

Тема 4.2. Отдел Моховидные

32

Отдел Моховидные

Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего вида и строения мхов»

Давать определение термину «высшие споровые растения», распознавать и описывать растения отдела Моховидные; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ.

33

Распространение и роль моховидных в биоценозах

Урок-путешествие

Давать определение термину «высшие споровые растения», распознавать и описывать растения отдела Моховидные; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; осваивать приемы исследовательской деятельности; организовывать свою учебную деятельность.

Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

34

Общая характеристика споровых растений. Жизненные циклы споровых растений

Называть основные понятия высших растений.

35

Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные

Сравнивать хвощи и плауны, объяснять их роль в природе и жизни человека, приводить примеры распространенности плауновидных и хвощевидных.

36

Отдел Хвощевидные.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща»

Сравнивать хвощи и плауны, объяснять их роль в природе и жизни человека, приводить примеры распространенности плауновидных и хвощевидных.

37

Общая характеристика отдела Папоротниковидные.  Лабораторная работа № 7  «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников»

Распознавать растения отдела Папоротникообразные, называть места их обитания и условия жизни; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ.

38

Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах

Распознавать растения отдела Папоротникообразные, называть места их обитания и условия жизни; описывать жизненные цыклы папоротников; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.  

39

Обобщение и повторение по теме «Споровые сосудистые растения» (тестирование)

Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные

40

Происхождение и особенности организации голосеменных растений

Урок-лекция

Выделять особенности голосеменных растений, давать определение термину «голосеменные растения», описывать этапы развития голосеменных растений.

41

Особенности строения голосеменных

Объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека, приводить примеры голосеменных растений.

42

Многообразие голосеменных. Жизненные формы голосеменных.

Лабораторная работа № 8 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

Объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека, приводить примеры голосеменных растений; пользоваться лабораторным оборудованием.

43

Размножение голосеменных растений

Знать особенности процесса размножения голосеменных растений; объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека, приводить примеры голосеменных растений.

44

Многообразие и распространенность голосеменных

Давать определение термину «голосеменные растения», выделять особенности голосеменных растений, описывать этапы их развития.

45

Роль в биоценозах и практическое значение.

Урок-беседа

Давать определение термину «голосеменные растения», выделять особенности голосеменных растений, описывать этапы их развития; характеризовать роль голосеменных растений в биоценозах и в практической деятельности человека.

46

Обобщение и повторение по теме «Голосеменные растения»

Урок-игра

Давать определение термину «голосеменные растения», выделять особенности голосеменных растений, описывать этапы их развития.

47

Контрольная работа по темам «Споровые растения», «Голосеменные растения»

Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения

48

Происхождение и особенности строения покрытосеменных

Урок-лекция

Знать основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; раскрывать роль растений в биосфере и жизни человека, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; уметь давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; выявлять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов; характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных.

49

Жизненные формы покрытосеменных.

Лабораторная работа № 9 «Изучение строения покрытосеменных растений»

Знать основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие, особенности строения и жизнедеятельности лишайников; раскрывать роль растений в биосфере и жизни человека, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ;  давать общую характеристику растительного царства; распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных.

50

Систематика отдела Покрытосеменные

Урок-лекция

Называть классы покрытосеменных растений; давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; выявлять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

51

Семейства класса Двудольные растения

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные; давать общую характеристику растительного царства; раскрывать роль растений в биосфере, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; выявлять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

52

Семейства класса Двудольные растения (продолжение)

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные; давать общую характеристику растительного царства; раскрывать роль растений в биосфере, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; выявлять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

53

Семейства класса Однодольные растения

Распознавать растения семейств Лилейные, Злаки; давать общую характеристику растительного царства; раскрывать роль растений в биосфере, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; выявлять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

54

Распространенность цветковых, их роль в биоценозах

Урок-исследование

Знать основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; давать общую характеристику растительного царства; раскрывать роль растений в биосфере, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; выявлять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов; характеризовать распространение растений в различных климатических зона; распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных.

55

Роль цветковых в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Урок-беседа

Знать основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; давать общую характеристику растительного царства; раскрывать роль растений в биосфере, происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; выявлять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов; характеризовать распространение растений в различных климатических зона; распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных.

56

Практическая работа № 2 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения»

Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений; распознавать наиболее распространенные растения своей местности, определять их систематическое положение; знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием.

57

Обобщение и повторение по теме «Цветковые растения»

Урок-викторина

Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений; распознавать наиболее распространенные растения своей местности, определять их систематическое положение.

Тема 4.6. Эволюция растений

58

Возникновение жизни, появление растений. Основные этапы развития растений в воде

Урок-лекция

Характеризовать этапы возникновения жизни, называть примерное время появления растений; называть основные этапы эволюции растений в водной среде; знать теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

59

Основные этапы развития растений на суше.

Лабораторная работа № 10 «Построение родословного дерева царства Растения»

Характеризовать этапы возникновения жизни, называть примерное время появления растений; называть основные этапы эволюции растений в водной среде; знать теорию академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

60

Контрольная работа по теме «Покрытосеменные растения»

Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч.)

Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

61

Фитоценозы - растительные сообщества

Характеризовать структуру растительного сообщества; называть составные части природного сообщества.

62

Структура растительного сообщества

Характеризовать структуру растительного сообщества; называть составные части природного сообщества.

63

Многообразие фитоценозов. Биоценозы

Знать определение понятия «фитоценоз», видовую и пространственную структуру растительного сообщества, понятия «ярусность»; раскрывать роль растений в жизни планеты и человека, необходимость сохранения растений в любом месте их обитания; определять тип фитоценоза; выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами; обосновывать необходимость природоохранных мероприятий; давать определение терминам «фитоценоз», «биоценоз»; описывать структуру биоценоза и фитоценоза.

64

Роль растительных форм в сообществе.

Лабораторная работа № 11 «Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе»

Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; знать определение понятия «фитоценоз», видовую и пространственную структуру растительного сообщества, понятие ярусности; раскрывать роль растений в жизни планеты и человека, необходимость сохранения растений в любом месте их обитания; определять тип фитоценоза; выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами; обосновывать необходимость природоохранных мероприятий

Тема 5.2. Растения и человек

65

Значение растений в жизни планеты и человека

Урок-беседа

Раскрывать роль растений в жизни планеты и человека, необходимость сохранения растений в любом месте их обитания; определять тип фитоценоза; выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами; обосновывать необходимость природоохранных мероприятий.

66

Эстетическое значение растений в жизни человека.

Практическая работа № 3 «Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном участке»

Знать необходимость сохранения растений в любом месте их обитания; соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы.

Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ

67

Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений (экскурсия в библиотеку)

Знать роль растений в жизни планеты и человека, необходимость сохранения растений в любом месте их обитания; определять тип фитоценоза; выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами; обосновывать необходимость природоохранных мероприятий.

68

Итоговая контрольная работа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...