Программа кружка "Живая природа"
материал по биологии (9 класс) на тему

Юнусова Рузиля Шамиловна

Количество часов: 68

Образовательная область: биология

Возрастная группа: 9 класс

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.
Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗ.
Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.
То же самое относится и к зоологии. На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.
Данный кружок поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_priroda.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                             «Гимназия №2» имени Баки Урманче

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

                           Программа    кружка

                «Живая природа»

                                                                           учителя биологии первой

                                                                           квалификационной категории

                                                                           Юнусовой Рузили Шамиловны

                                               

  Пояснительная записка

Количество часов: 68

Образовательная область: биология

Возрастная группа: 9 класс

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.
Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗ.
Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.
То же самое относится и к зоологии. На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.
Данный кружок поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ОГЭ.

Основные цели

Образовательные:  обеспечив закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов.

Продолжить формирование умений узнавать изученные виды растений и животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, делать вывод о принадлежности к той или иной систематической категории; устанавливать их место и роль в природе а также практическое значение.

Развивающие:  развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей, развивать навыки и приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение,  навыки частичного поиска, исследовательской работы, логического мышления.

Воспитывающие:  воспитание культуры труда; способствовать эстетическому воспитанию; содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддерживания работоспособности.

Данная программа ставит перед собой следующие задачи:

Образовательные:

-научить определять типы заданий;

Развивающие:

-Развивать умение логически мыслить ,анализировать ,сравнивать ,умение применять теоретические знания на практике;

Воспитательные:

-использовать разнообразные средства и приёмы работы по данной программе способствующие профилактике утомляемости ребёнка

-воспитывать отношение к биологии  как к одному из фундаментальных компонентов естествознания;

-воспитывать чувство уверенности в своих силах и стремлении к преодолению трудностей;

Для достижения данных целей используются различные формы и методы работы - это тесты ,проверочные работы .работа с литературой , с Интернет  ресурсами.

Учебное планирование

Кол-во часов

                     Темы

Форма контроля

1

16

Растения, бактерии, грибы, лишайники

Тесты

2

16

Животные

Тесты

3

16

Человек и его здоровье

Тесты

4

16

Общая биология

Тесты

5

4

Повторение

Тесты

                             

                                    Учебно - тематическое планирование

                                Тема

По плану

Фактическая

Раздел №1 Растения, бактерии, грибы, лишайники (16 ч.)

1

Особенности растений ,ткани ..Корень .

3.09

2

Лист

3.09

3

Стебель ,почка .

10.09

4

Вегетативное размножение

10.09

5

Цветок ,плод .

17.09

6

Семя

17.09

7

Отдел Водоросли

24.09

8

Отдел Мхи

24.09

9

Отдел Плауны .Хвощи .Папоротники

1.10

10

Отдел Голосеменные

1.10

11

Отдел Покрытосеменные

8.10

12

Класс Двудольные и основные семейства

8.10

13

Класс Однодольные и основные семейства

15.10

14

Бактерии

15.10

15

Грибы

22.10

16

Лишайники

22.10

Раздел №2.Животные(16 ч.)

17

Зоология-наука о животных .Классификация животных

29.10

18

Одноклеточные животные

29.10

19

Многоклеточные .Тип Кишечнополостные

5.11

20

Тип Плоские черви

5.11

21

Тип Круглые черви

12.11

22

Тип Кольчатые черви

12.11

23

Тип Моллюски

19.11

24

Тип Членистоногие

19.11

25

Отряды насекомых

26.11

26

Тип Хордовые .Общая характеристика .Кл  .Ланцетниковые

26.11

27

Класс Рыбы

3.12

28

Класс Земноводные

3.12

29

Класс Пресмыкающиеся

10.12

30

Класс Птицы

10.12

31

Отряды птиц

17.12

32

Класс Млекопитающие

17.12

Раздел №3.Человек и его здоровье(16 ч.)

33

Общий обзор. Органы, системы органов, ткани.

24.12

34

Опорно-двигательная система

24.12

35

Внутренняя среда организма

14.01

36

Иммунитет

14.01

37

Органы кровообращения. Сердце и сосуды

21.01

38

Большой и малый круги кровообращения

21.01

39

Дыхание

28.01

40

Пищеварение

28.01

41

Обмен веществ. Витамины

4.02

42

Выделение. Кожа

4.02

43

Железы внутренней секреции

11.02

44

Размножение и развитие

11.02

45

Нервная система. Спинной мозг

18.02

46

Головной мозг

18.02

47

Анализаторы

25.02

48

ВНД

25.02

Раздел №4.Общая биология(16 ч.)

49

Эволюция живого мира

4.03

50

Эволюция живого мира

4.03

51

Развитие органического мира

11.03

52

Происхождение человека

11.03

53

Биосфера и её границы

18.03

54

Экологические факторы

18.03

55

Вид. Популяция Биогеоценоз

1.04

56

Клеточная теория. Вирусы

1.04

57

Строение и состав клетки

8.04

58

Биосинтез. Фотосинтез

8.04

59

Митоз

15.04

60

Мейоз

15.04

61

Генетика. Законы Менделя

22.04

62

Наследственная  и ненаследственная изменчивость

22.04

63

Селекция растений

29.04

64

Селекция животных

29.04

Повторение(4 ч.)

65

Контрольные тесты

6.05

66

Контрольные тесты

13.05

67

Контрольные тесты

20.05

68

Контрольные тесты

23.05

         

 

 Содержание программы

РАЗДЕЛ I. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

1.Особенности растений как живых организмов. Основные ткани и органы высших растений. Корень: развитие корня из зародышевого корешка, виды корней, типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Удобрения. Видоизменения корня

2 Лист. Значение листьев в жизни растений. Внешнее строение листа. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями. Листопад

3. Стебель. Понятие о побеге. Развитие побега из почки. Значение стебля. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: их строениеи хозяйственное значение.

4. Вегетативное размножение цветковых растений. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

5 Цветок и плод. Строение цветка. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение.

6.Образование семян и плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян. Значение цветков, семян и плодов в природе и жизни человека .

Семя. Строение семян двудольного и однодольного растений. Состав семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростка. Время посева и глубина заделки семян.

7.Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

8.Мхи. Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности строения. Образование торфа и его значение.

9. Папоротники, хвощи, плауны. Строение и размножение.

10 Строение и размножение голосеменных на примере сосны и ели. Распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве.

11. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических категориях. Значение международных названий растений.

12 Основные семейства класса Двудольные.

13 Основные семейства класса Однодольные.

14. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий и их роль природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

15.Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание размножение. Условия жизни грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Роль грибов в природе и хозяйстве.

16. Строение, питание, размножение лишайников. Симбиоз. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

РАЗДЕЛ II. Животные

  17. Зоология — наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека.            Сходство и отличие животных и растений. Классификация животных.

    18. Общая характеристика

Тип Саркомастигофоры. Представители. Строение, распространение, значение

Тип Инфузории. Инфузория-туфелька, особенности строения и процессов жизнедеятельности, раздражимость, размножение. Многообразие и значение одноклеточных. Малярийный паразит - возбудитель малярии.

19. Тип Кишечнополостные, общая характеристика типа

Пресноводный полип — гидра: среда обитания, внешнее

и внутреннее строение. Нервная система. Рефлекс.

Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение

20.Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее  строение, мускулатура, питание, дыхание, выделение, нервная система, I размножение, регенерация

Представители типа Плоские черви: их строение, распространение и значение

21 Тип Круглые черви (Нематоды). Общая характеристика типа. Внешнее строение, полость тела, питание, размножение и развитие. Многообразие паразитических червей и борьба с ними

 22. Кольчатые черви. Общая характеристика типа.

 Внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности,

регенерация, размножение. Представители типа Кольчатые черви: строение, распространение и значение .

23. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение.

Особенности процессов жизнедеятельности. Представители типа Моллюски: строение, распространение,

Значение.

24. Класс Ракообразные. Речной рак: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, особенности процессов жизнедеятельности....

Класс Паукообразные. Паук крестовик: среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Ловчая сеть, ее устройство и значение. Роль клещей в природе и их практическое значение. Меры защиты человека от клещей.

25. Класс Насекомые. Общая характеристика

Отряды насекомых с полным превращением:

Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые с неполным превращением: отряд Прямокрылые. Перелетная саранча — опасный вредитель сельского хозяйства

26. Общая характеристика типа. Класс Головохордовые.  Ланцетник: среда обитания, внешнее строение и особенности внутренней организации.

27 Надкласс Рыбы. Общая характеристика надкласса. Речной окунь: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, поведение, размножение и развитие. Многообразие рыб.

28 Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, особенности процессов жизнедеятельности. Многообразие земноводных

и их значение. Происхождение земноводных.

29 Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Многообразие современных пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры.

30 Класс Птицы. Общая характеристика класса. Сезонные изменения в жизни птиц, гнездование, кочевка и перелеты. Происхождение птиц.

31.Отряды птиц.

32. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Отряды млекопитающих.

РАЗДЕЛ III. Человек и его здоровье

33.Общий обзор организма человека. Органы и системы органов. Краткие сведения о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

34. Опорно-двигательная система человека. Строение костей, соединения костей. Скелет человека, отделы скелета

Мышцы человека, их строение и функции. Поперечно-полосатые мышцы. Гладкие мышцы

35. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови.

36 Иммунитет. Борьба с эпидемиями.

37 Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды.

38. Большой и малый круги кровообращения. Нервная и гуморальная регуляция сердца.

39 Дыхание. Органы дыхания, их строение и функции.

Гуморальная и нервная регуляция дыхания

40.Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения и процесс пищеварения и всасывания в разных отделах пищеварительного тракта; роль пищеварительных желез. Нервно-гуморальная регуляция пищеварения.

41 Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен —  две стороны единого процесса обмена веществ. Витамины и их значение для организма

42 Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ. Кожа: строение и функции. Роль кожи в регуляции теплоотдачи.

43 Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме.

44. Размножение и развитие человеческого организма. Половые железы,  половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека.

45. Значение нервной системы. Понятие о рефлексе. Спинной мозг.

46 Строение и функции отделов головного мозга .Вегетативная нервная система

47 Органы чувств. Анализаторы.

48. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Бодрствование и сон. Сознание и мышление.

РАЗДЕЛ IV. Общая биология

49. Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции дня развития естествознания. Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции.

Понятие сорта растений и породы животных. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции

50.Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Микроэволюция.  Видообразование Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс. Ароморфоз ,идиоадаптация, общая дегенерация.

51 .Возникновение жизни на Земле. Развитие органического мира, у Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру

52. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство.

53 Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши.  Мирового океана, почвы. Живое вещество и его функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере

54 Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Фотопериодизм. Деятельность человека как экологический фактор .Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы

55Популяции. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования        Вид, его экологическая характеристика Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов

56 Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная , и функциональная единица живого. Особенности строения клеток прокариот и эукариот Вирусы. Особенности их строения и жизнедеятельности

57. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества ,их роль в клетке. Самоудвоение ДНК

58 Биосинтез белка

59 Деление клетки и его значение. Митоз

60 Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение .Развитие зародыша (на примере животных).Постэмбриональное развитие

61.Задачи генетики. Гибридологический метод Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип.  Гомозигота и гетерозигота. Наследование при неполном доминировании .Дигибридное скрещивание. Статистический характер расщепления. Цитологические основы расщепления. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Генотип как целостная исторически сложившаяся система. .Генетика пола. Хромосомная теория наследственности.

62 Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости

Мугации и их причины. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова.

63. Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции.

Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Селекция растений: основные методы и роль естественного отбора. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация.

Достижения селекции растений.

64Селекция животных: типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных. Селекция грибов и бактерий, ее значение для микробиологической промышленности. Основные направления биотехнологии

65.Повторение

66 Повторение

67 Повторение

68 Повторение

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

 Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять препараты для микроскопических исследований;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  •  грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;  
  • использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Методическое обеспечение:                                                                                                          

По всем разделам - уроки лекции, презентации.
Заключительное занятие - выполнение заданий, встречающихся в ОГЭ.  Защита творческих  работ учащихся.

Литература для учащихся:

-Биология .Введение в общую биологию и экологию ,9 класс .А.А.Каменский ,Е.А. Криксунов ,В.В.Пасечник

-Биология -6 кл ,7 кл ,8 кл.

-ГИА – 2014 год - по биологии ,Г.И. Лернер ,ФИПИ .

Литература для учителя:

  1. Н.Е. Ковалёв, Л.Д. Шевчук, О.Н. Щуренко. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов (М.: "Высшая школа", 1986)
    2. Т.Л. Богданова. Общая биология в терминах и понятиях (М.: "Высшая школа", 1988)
    3. П. Кемп, К. Армс. Введение в биологию (Изд-во "Мир", 1988).
    4. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология (М.: "Мир", 1990) 3т.
    5. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. шк. С углублённым изучением биологии (А.О. Рувинский и др. М.: "Просвещение", 1993).
    6. Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов. Биология для поступающих в ВУЗы Минск, 2001г.                                                                                                                                                          7. Биология ЕГЭ полный курс-А,Б,С.А.А.Каменский,Н.А.Соколова,А.С.Маклакова издательство «Экзамен» М.2014.                                                                                                   8. Биология в схемах и таблицах  А.Ю.Ионцева, А.В.Торгалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

дополнительная образовательная программа "Друзья природы"

Данная программа экологического кружка составлена  на основе  опыта внеклассной работы  по экологии и имеет эколого-биологическую направленность....

Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"

Образовательная  программа "Человек. Природа. Общество"  расчитана на изучение  с 1 класса по 11....

Представление авторской образовательной программы "Друзья природы"

В представлении раскрывается степень актуальности, новизны и преимущества программы "Друзья природы" в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. А так же педагогическая целесообраз...

рабочая программа курса "Природа родного края"

Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...

Рабочая программа «География. Природа и люди» 6 класс

Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений (авторы Алексеев А. И.,Николина В. В., Липкина Е. К. – М.: Просвещение, 2010), в соответствии с федеральным...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПРИРОДА ВОКРУГ НАС"

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с цивилизацией, человек расплачивается слишком дорогой ценой - разрушением природной среды. Занятия эколо...