Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 11 класс  под ред. И.Н. Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_11_klass.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- ООП ООО   МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И»;

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017 – 2018 учебный год.

- авторской программы по биологии, авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова, « Биология. 10-11 классы: программы.- М.: Вентана-Граф, 2017

В рамках данной рабочей программы осуществляется расширенное изучение предмета, что отвечает социальному запросу учащихся и их родителей и способствует реализации задач профильного обучения на старшей ступени обучения, химико-биологического направления.

Рабочая программа ставит целью обеспечение подготовки учащихся к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.

Для этого программой предусмотрено:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Программа курса биологии 10 класса ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.

Программа направлена на решение следующих задач:

-системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;

-овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;

-формирование научного миропонимания как компонента научного и природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;

-развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.

В рабочей программе изложение учебного содержания приводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни.

Программа  рассчитана на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, т.е. 102 часа в год,

Учебно-методический комплект:

  1. Пономарёва И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2018.
  2. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач /ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова – М.: – Интеллект-Центр, 2015.

Возможные риски: актированные дни (низкий температурный режим), карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель  соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (элективные учебные предметы, факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года по продлению учебного года, либо перенос каникулярных периодов в другое время.

Специфика группы.

В группе 11 учеников. Ученики с положительной мотивацией.

Содержание курса  общей биологии 11 класса

(102 часа, 3 часа в неделю)

Раздел I. Организменный уровень жизни (48 ч)

Глава 1. Живой организм как биологическая система. (8 ч) Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Гомеостаз. Основные процессы  жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотоофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Глава 2. Размножение и развитие организмов. (7 ч). Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Лабораторная работа № 1 «Свойства живых организмов».

  1. Наблюдение за передвижением животных: инфузории-туфельки, дождевого червя, улитки, аквариумной рыбки.
  2. Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды.

Глава 3. Основные закономерности наследования признаков. (15 ч). Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Изменчивость признаков организма и её типы. Генетика. Истории развития генетики.

Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория наследственности.

Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека и общества.

Практические  работы:

№1. Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание».

№2 . Решение элементарных задач по генетике  « Дигибридное скрещивание».

№3.  Решение элементарных задач по генетике  «Сцепленное наследование».

№4.  Решение элементарных задач по генетике  «Генетика пола».

№5. Решение элементарных задач по генетике  «Неаллельные взаимодействия генов».

Глава 4. Основные закономерности изменчивости. (7 ч).  Изменчивость признаков организма и её типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом. Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Лабораторная работа № 2 «Модификационная изменчивость».

  1. Построение вариативной кривой (на примере размеров листьев).
  2. Построение вариативной кривой (на примере размеров плодов пастушьей сумки).

Глава 5. Селекция и биотехнология на службе человечества. (5 ч). Селекция и её задачи. Вклад Н.И.

Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологически рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов.

Биотехнология, её направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

   Глава 6.  Царство Вирусы, его разнообразие и значение. (6 ч).  Царства прокариотических организмов, их разнообразие и значение в природе .Царства эукариотических организмов, их значение в природе. Царство неклеточных организмов — вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 3 «Вирусные заболевания растений» (на примере культурных растений (гербарий) и по справочной литературе).

Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (25 ч)

        Глава 7. Строение живой клетки. (17 ч).  Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей.

Строение клеток и внутриклеточных образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции. Ядро, его строение и функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки.

Хромосомы, их химический состав, структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Глава 8. Процессы жизнедеятельности клетки. (8 ч).  Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.

Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка — основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка — единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

Лабораторная работа № 4 «Изучение многообразия в строении клеток» (на примере одноклеточных и многоклеточных организмов).

  1. Сравнение строения клеток прокариот (бактерии, водоросли) и эукариот (растения, животного, гриба).
  2. Сравнение строения клеток одноклеточного и многоклеточного организмов (хламидомонады, листа элодеи, эпидермиса лука).

Лабораторная работа № 5 «Изучение свойств клетки».

  1. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.
  2. Исследование проницаемости растительных и животных клеток.
  3. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

Практические работы:

№6 Решение задач «Мейоз, митоз».

Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни (30ч)

Глава 9. Молекулярный состав живых клеток. (12 ч). Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Их роль в клетке, Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке.

Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Репликация ДНК.

 Глава 10. Химические процессы в молекулярных системах. (12 ч)

Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков.  Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции  фотосинтеза. Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание.

Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

 Глава 11. Время экологической культуры. (4 ч).  Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура — важная задача человечества.

Лабораторная работа № 6 «Органические вещества клетки».

1.Выявление активности процесса фотосинтеза с помощью пероксида водорода и фермента каталазы, содержащейся в клетках зелёных растений.

2.Обнаружение органических веществ (крахмала, белков, жира) в тканях растений.

Лабораторная работа №7. «Ферментативные процессы в клетке».

  1. Обнаружение фермента каталазы в клетках зеленых растений.
  2. Обнаружение фермента каталазы в сырыхъ и вареных продуктах питания.

Практические работы:

№7.  Решение задач «Молекулярная биология».      

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

  • основные положения клеточной теории;
  • общие признаки живого организма;
  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
  • причины и результаты эволюции;
  • законы наследственности;
  • примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Учащиеся должны характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
  • деление клетки;
  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
  • обмен веществ и превращение энергии;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
  • особенности строения и функционирования вирусов;
  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
  • искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся должны соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
  • выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Практические и лабораторные работы

Дата /план

Дата/факт

Раздел I. Организменный уровень жизни.

Глава 1. Живой организм как биологическая система. (8 ч)

1

Организм как биосистема.

2

Организм как открытая биосистема.

3

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

4

Свойства многоклеточных организмов.

Л.Р.№1 «Свойства живых организмов»

5

Транспорт веществ в живом организме.

6

Системы органов многоклеточного организма.

7

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

8

Обобщение по теме «Живой организм как биологическая система»

Глава 2. Размножение и развитие организмов. (7 ч)

9

Размножение организмов.

10

Оплодотворение и его значение.

11

Индивидуальное развитие многоклеточного организма – онтогенез.

12

Эмбриональный период.

13

Индивидуальное развитие многоклеточного организма – онтогенез. Постэмбриональный период.

14

Рост и развитие организма.

15

Обобщение по теме «Размножение и развитие организмов»

Глава 3. Основные закономерности наследования признаков. (15 ч)

16

Генетика – наука о наследовании свойств организмов.

17

Гибридологический метод исследования наследственности.

18

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

19

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

20

Наследование признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании.

21

Решение генетических задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.

22

Наследование при взаимодействии генов.

23

Решение генетических задач на взаимодействие генов.

24

Ген и хромосомная теория наследственности.

25

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

26

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом и кроссинговер.

27

Наследственные болезни человека.

28

Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье человека.

29

Решение генетических задач.

30

Обобщение по теме «Основные закономерности наследования признаков».

Глава 4. Основные закономерности изменчивости. (7 ч)

31

Изменчивость – важнейшее свойство организмов.

32

Многообразие форм изменчивости у организмов.

Л.Р.№ 2 «Модификационная изменчивость».

33

Наследственная изменчивость и ее типы.

34

Многообразие типов мутаций.

35

Мутагены, их влияние на живую природу и человека.

36

Развитие знания о наследственной изменчивости

37

Обобщение по теме «Основные закономерности изменчивости»

Глава 5. Селекция и биотехнология на службе человечества. (5 ч)

38

Генетические основы селекции.

39

Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.

40

Достижения селекции растений и животных.

41

Биотехнология, ее направления и значение.

42

Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.

Глава 6. Царство Вирусы,  его разнообразие и значение. (6 ч)

43

Неклеточные организмы – вирусы.

44

Строение и свойства вирусов.

45

Вирусные заболевания.

46

Л.Р.№ 3. «Вирусные заболевания растений»

Л.Р.№ 3. «Вирусные заболевания растений»

47

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

48

Обобщение по разделу «Организменный уровень жизни».

Раздел II. Клеточный уровень организации жизни.

Глава 7. Строение живой клетки. (17 ч)

49

Из истории развития науки о клетке.

50

Клеточная теория и ее основные положения.

51

Современные методы цитологических исследований.

52

Основные части клетки.

53

Поверхностный комплекс клетки.

54

Цитоплазма и ее структурные компоненты.

55

Немембранные органоиды клетки.

56

Немембранные органоиды клетки.

57

Мембранные органоиды клетки.

58

Двухмембранные органоиды клетки.

59

Двухмембранные органоиды клетки.

60

Ядерная система клетки.

61

Хромосомы, их строение и функции.

62

Особенности клеток прокариот.

63

Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.

64

Клетка как этап эволюции жизни в истории Земли.

Л/Р №4. «Изучение многообразия в строении клеток».

65

Обобщение по теме «Строение живой клетки»

Глава 8. Процессы жизнедеятельности клетки. (8 ч)

66

Клеточный цикл.

67

Непрямое деление клетки – митоз.

68

Л/Р № 5. «Изучение свойств клетки»

Л/Р № 5. «Изучение свойств клетки»

69

Мейоз – редукционное деление клетки.

70

Образование мужских гамет – сперматогенез.

71

Образование женских половых клеток – оогенез.

72

Гаметогенез.

73

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

Раздел III. Молекулярный уровень организации жизни.

Глава 9. Молекулярный состав живых клеток. (12 ч)

74

Основные химические соединения живой материи.

75

Химические соединения в живой клетке.

76

Органические соединения клетки – углеводы.

77

Липиды и белки.

78

Л/Р № 6. «Органические вещества клетки»

Л/Р № 6. «Органические вещества клетки»

79

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.

80

Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот.

81

Рибонуклеиновые кислоты: многообразие, структура и свойства.

82

Наследственная информация, ее хранение и передача.

83

Молекулярные основы гена и генетический код.

84

Решение цитологических задач

85

Обобщение по  теме: «Молекулярный состав живых клеток»

Глава 10. Химические процессы в молекулярных системах. (12 ч)

86

Биосинтез белков в живой клетке.

87

Трансляция как этап биосинтеза белков.

88

Молекулярные процессы синтеза у растений.

89

Энергетический этап фотосинтеза у растений.

90

Пути ассимиляции углекислого газа.

91

 Л/Р №7. «Ферментативные процессы в клетке»

92

Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.

93

Молекулярные энергетические процессы.

94

Кислородный этап энергетического обмена.

95

Решение цитологических задач.

96

Молекулярные основы обмена веществ в живой клетке.

97

Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе.

Глава 11. Время экологической культуры. (4 ч)

98

Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов.

99

Урок-конференция «Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

100

Структурные уровни организации живой материи.

101

Обобщение по теме «Время экологической культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...