Рабочая программа 5 класс биология ФГОС к УМК Пасечника В.В.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Эргешова Ольга Алексеевна

Содердание и тематическое планирование для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмблема школы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3

Щелковского муниципального района Московской области

141109 РФ, Московская область, г. Щёлково, ул. Комсомольская, д. 5-а.

Телефон:8 (496)562-54-36 / 8(496)562–80–88; e-mail: mailschool3@yandex.ru

                       ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 3 ЩМР МО

__________________    Я.Н. Иванова

«_28_» _августа_ 2018 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

 (базовый уровень)

  5 А класс

Составитель:

Эргешова Ольга Алекеевна,

учитель биологии

первой квалификационной категории

2018 г.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса составлена на основании:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.) с изменениями и дополнениями;

ООП ООО МАОУ СОШ №3 ЩМР МО авторской программы основного общего образования «Биология». 5 – 9 классы, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов – М.: «Дрофа», 2015г.;

Учебно-методического комплекта «Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс»: для учащихся общеобразовательных учреждений по биологии В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014

Планируемые результаты освоения учебного предмета  

Предметные результаты обучения

Обучающийся научится:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов;

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные       группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые) – понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь       элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Обучающийся получит возможность научиться: 

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;

- оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни; – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Метапредметные результаты:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно              средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выработанные критерии оценки;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; -  Осуществлять сравнение, давать классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических       операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;  

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее             достоверность;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться             друг с другом и т.д.).

Личностные результаты

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений        науки;  

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;  

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;  

- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения        окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

- средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. " Введение. (6 ч.)

  1. Биология — наука о живой природе  
  2. Методы исследования в биологии
  3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
  4. Среды обитания живых организмов.
  5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
  6. Обобщающий урок

Практическая работа № 1 по теме: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»;

 

Раздел 2. " Клеточное строение (10 ч)

  1. Устройство увеличительных приборов
  2. Строение клетки
  3. Строение клетки. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
  4. Пластиды
  5. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
  6. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)
  7. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
  8. Деление клетки.
  9. Понятие «ткань»
  10. Обобщающий урок

     

 Практическая работа № 2 по теме: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» ;

 Практическая работа № 3 по теме:  «Изучение клеток растения с помощью лупы» .

Лабораторная работа № 1 по теме: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»;

Лабораторная работа № 2 по теме: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»;  

Лабораторная работа № 3 по теме: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».

Раздел 3. " Царство Бактерии. (2 ч)

  1. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
  2. Роль бактерий в природе и жизни человека

Раздел  4. Царство Грибы "(5ч)

  1. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
  2. Шляпочные грибы.
  3. Плесневые грибы и дрожжи
  4. Грибы-паразиты
  5. Обобщающий урок

 Лабораторная работа № 4 по теме  «Строение плодовых тел шляпочных грибов»;

 Лабораторная работа № 5 по теме «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

 

Раздел 5. " Царство Растения "(12ч)

  1. Ботаника — наука о растениях
  2. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
  3. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
  4. Лишайники
  5. Мхи
  6. Папоротники, хвощи, плауны
  7. Голосеменные растения
  8. Покрытосеменные растения
  9. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
  10. Обобщающий урок
  11. Повторение изученного
  12. Повторение изученного

Лабораторная работа № 5 по теме  «Строение зеленых водорослей»;

Лабораторная работа № 6 по теме  «Строение мха (на местных видах)»;

Лабораторная работа № 7 по теме  «Строение спороносящего хвоща»;

Лабораторная работа № 8 по теме  «Строение спороносящего папоротника»;

Лабораторная работа № 9 по теме  «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы урока

Плановые сроки прохождения темы

Скорректированные сроки прохождения темы

Введение (6 ч.)

1

Биология – наука о живой природе

2

Методы исследования в биологии.

3

Разнообразие живой природы. Отличительные признаки живого от неживого. Царства живых организмов.

Пр.р.1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.»

4

Среды обитания живых организмов.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

6

Обобщающий урок.

2. Клеточное строение организмов (10 ч.)

7

Устройство увеличительных приборов.

П.р.№ 2 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

ТБ

8

Строение клетки.

П.р.№ 3 «Изучение клеток растения с помощью лупы» ТБ

9

Строение клетки.

Л.р.№ 1 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом». ТБ

10

Пластиды.

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Л. р. № 2 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» ТБ

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.

14

Деление клетки.

15

Понятие «Ткань»

16

Обобщающий урок.

3. Царство Бактерии (2 ч.)

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

18

Роль бактерий в природе и жизни человека.

4. Царство Грибы (5 ч.)

19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

20

Шляпочные грибы

Л. р. № 3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» ТБ

21

Плесневые грибы и дрожжи.

Л. р. № 4 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» ТБ

22

Грибы – паразиты.

23

Обобщающий урок.

5. Царство Растения (12 ч.)

24

Ботаника – наука о растениях.

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

Л. р. № 5 «Строение зеленых водорослей» ТБ

26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

27

Лишайники

28

Мхи. Л. р.№ 6 «Строение мха» ТБ

29

Папоротники, хвощи, плауны.

Л. р. № 7 «Строение спороносящего хвоща»

Л. р. № 8 «Строение спороносящего папоротника» ТБ

30

Голосеменные растения.

Л. р. № 9 «Строение хвои и шишек хвойных» ТБ

31

Покрытосеменные растения.

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

33

Обобщающий урок

34

Повторение изученного

35

Повторение изученного


        СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседание ШМО

учителей естественнонаучного цикла

от «_27__» августа 2018 года

Заместитель директора по УВР

____________ Э.С. Решникова

«28» __августа_   2018 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  5-6  класс. Учебно-методический  комплект  серии  "Линия ...

рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник

Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы   для  общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

рабочая программа по биологии фгос линия Пасечник 5-9 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными и распорядительными документами: 1).Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 20...

Рабочая программа по биологии ФГОС УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по биологии для 5, 6, 7  классов по ФГОС. УМК В.В.Пасечник "Линия жизни"...

Рабочая программа по биологии (УМК В.В. Пасечника)

Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализ...