Рабочая программа 8 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Эргешова Ольга Алексеевна

Содержание и тематическое планирование для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3

Щелковского муниципального района Московской области

141109 РФ, Московская область, г. Щёлково, ул. Комсомольская, д. 5-а.

Телефон:8 (496)562-54-36 / 8(496)562–80–88; e-mail: mailschool3@yandex.ru

                       ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 3 ЩМР МО

__________________    Я.Н. Иванова

«__28__» августа__  2018 года

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету биология

(базовый уровень)

8 «А» класс

Составитель

Эргешова Ольга Алексеевна

учитель  биологии

первой  квалификационной  категории

2018 г

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса составлена на основании:

  • Федерального государственного  образовательного стандарта основного  общего образования, 2010 года с изменениями и дополнениями
  • ООП ООО МАОУ СОШ №3 ЩМР МО;
  •  Рабочих программ по биологии 5-9 классы :учебно-методическое пособие / составлено Г.М.Пальдяевой.-М.:Дрофа,2015 к УМК В .В.Пасечника  «Биология.5-9 классы»
  • Биология.Человек 8 класс /учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш,И.В.Беляев.-М.;Дрофа.2014.

 Планируемые результаты освоения  учебного предмета

                    Предметные результаты.

 Обучающийся научится:

  • выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;
  •  объяснять место и роль человека в природе;
  • определять черты сходства и различия человека и животных
  • выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
  • наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
  • выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
  • объяснять особенности строения скелета человека;
  • распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
  • оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов;
  •  объяснять  взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
  • проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах;
  • объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
  • выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
  • измерять пульс и кровяное давление;
  •  выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
  • оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасения утопающего, простудных заболеваниях;
  • выделять существенные признаки процессов;
  • приводить доказательства(аргументировать )необходимость соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы;
  • выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
  • объяснять роль витаминов в организме человека;
  • приводить доказательства(аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов;
  •  объяснять особенности питания и пищеварения;
  • доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
  • выделять существенные признаки покровов  тела, терморегуляции;
  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях, травмах кожного покрова;
  • объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
  • объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
  • выделять существенные особенности поведения и психики человека;
  • объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
  • особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
  • устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
  • выделять существенные признаки органов размножения человека;
  • объяснять  вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
  • приводить доказательства(аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передаваемых половым путём ,ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения  наследственных заболеваний человека;

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • приобретать опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
  • формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения  растений и животных;
  • формировать представления о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.

 Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас;
  • сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
  • устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника;
  • проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию  о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов;
  • классифицировать витамины;
  • классифицировать типы и виды памяти;
  • классифицировать железы в организме человека;
  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервноц и гуморальной регуляции;
  • приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
  • Познавательные УУД. 
  • овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
  • эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • Обучающиеся получат возможность научиться: 
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • формировать и развивать  компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Коммуникативные УУД.

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные результаты:

  • ответственно относиться к учению;              
  • быть воспитанными гражданами России  ,патриотами ,любящими и иуважеющиминия  Отечеству;  формировать личностные представления о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • социальным нормам и правилам поведения на природе;  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • основным принципам и правилам отношения к живой природе; основам здорового образа жизни.

 



 Содержание учебного предмета

1. Введение.  (2 ч.)Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Становление наук о человеке.

2.Происхождение человека  (3 ч.)Систематическое положение человека.Историческое прошлое людей. Расы человека.Среда обитания.

3. Строение организма (4 ч.)Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма .  Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные. Нервная ткань.  Рефлекторная регуляция. Демонстрация  разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

 Лабораторная работа №1 по теме: «Изучение микроскопического строения тканей организма человека.».

Лабораторная  и практическая работа №2 по теме: «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы».

4. Опорно-двигательная система. (7 ч.) Значение опорно – двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.  Соединения костей. Строение мышц. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц и её регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация  скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей.

 Лабораторная работа №3 по теме: «Изучение микроскопического строения кости». Лабораторная и практическая работа №4 по теме: «Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки».

 Лабораторная и  практическая работа №5 по теме: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц».

Лабораторная и практическая работы №6 по теме: «Выявление плоскостопия(выполняется дома)» .

5. Внутренняя среда организма (3 ч.)Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья.

6. Кровеносная и лимфатическая система (6 ч.)Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Гигиена сердечно-сосудистой системы.  Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

 Лабораторная  и практическая работа №7 по теме: «Измерение кровяного давления.  Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке (выполняется дома)». Лабораторная  и практическая работа №8 по теме: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

7. Дыхание (4 ч.)Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Лёгкие.  и тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья .Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь.

 Лабораторная работа №9 по теме: «Определение частоты  дыхания».

8. Пищеварение (7ч.)Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. Обобщение по теме:«Современные достижения медицины в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта».

Практическая работа по теме : «Определение положения слюнных желёз». 

Лабораторная и практическая работа №10 по теме: « Определение положения слюнных желез. Движение гортани при глотании. Изучение действия ферментов слюны на крахмал».

9. Обмен веществ и энергии (3 ч) Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Обобщение по теме: « Правильное питание».

 Лабораторная и практическая  работа №11по теме : «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5ч.)Покровы тела Кожа-наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви .Болезни кожи. Терморегуляция организма. Закаливание. Выделение. Обобщение по теме: окружающая среда и её влияние на здоровье человека

Лабораторная и практическая работа №12 по теме: «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки».

11. Нервная система. (5 ч.)Значение нервной системы.Строение нервной системы: спинной и головной мозг. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Функции переднего мозга. Соматический и автономный(вегетативный) отделы нервной системы.

 Лабораторная и практическая  работа №13  по теме: «Штриховое раздражение кожи».

12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.)Анализаторы .Зрительный анализатор.Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.

13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч.)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.  Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения. Сон и сновидения.. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. Воля. Эмоции. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Обобщение по теме: « Культура общения».

.Лабораторная работа №14 по теме: «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях.».

14. Железы внутренней секреции ( эндокринная система) (2 ч.)Роль эндокринной регуляции. Фунции желёз внутренней секреции. Обобщение по теме:  «Эндокринная система».

15.Индивидуальное развитие организма (6ч.)Жизненные циклы .Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. Обобщение по теме « Здорова мама-здоров малыш».  Повторение по теме: «Ответственность человека за своё здоровье и здоровье всего общества».


Календарно – тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение.(2ч)

1.

Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

2.

Становление наук о человеке.

Происхождение человека.(3ч)

3.

Систематическое положение человека.

4.

Историческое прошлое людей

5.

Расы человека. Среда обитания

 Строение организма.(4ч)

6.

Общий обзор организма человека.

7.

Клеточное строение организма

8.

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа №1 по теме: « Изучение. микроскопического строения тканей организма человека».

9.

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Лабораторная  и практическая работа №2 по теме: « Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы».

Опорно- двигательная система.(7ч)

10.

Значение опорно – двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Лабораторная  работа №3 по теме: « Изучение микроскопического строения кости».

11.

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

12.

Соединение костей

13.

Строение мышц. Обзор мышц человека. Лабораторная  и практическая работа №4 по теме: «Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки».

14.

Работа скелетных мышц и ее регуляция. Лабораторная и практическая работа №5 по теме: « Влияние статической и динамической работы на утомление мышц».

15.

Нарушение опорно-двигательной системы. Лабораторная  и практическая работа  №6 по теме: « Выявление плоскостопия(выполняется дома)»

16.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

 Внутренняя среда организма .(3ч)

17.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

18.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

19.

Иммунология на службе здоровья

Кровеносная и лимфатическая системы организма.(6ч)

20.

Транспортные системы организма

21.

Круги кровообращения. Лабораторная и практическая  работа №7 по теме: «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке (выполняется дома)».

22.

Строение и работа сердца

23.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная и практическая работа №8 по теме: «Скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

24.

Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца.

25.

Первая помощь при кровотечениях

Дыхание.(4ч)

26.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

27.

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

28.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

29.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. Лабораторная и практическая  работа №9 по теме: « Определение частоты дыхания».

 Пищеварение.(7ч)

30.

Питание и пищеварение

31.

Пищеварение в ротовой полости. Движение гортани при глотании.  Практическая работа по теме : «Определение положения слюнных желёз».

32.

Пищеварение в желудке и в двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная и  работа №10 по теме: «Изучение действия ферментов слюны на крахмал».

33.

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника

34.

Регуляции пищеварения

35.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций

36

Обобщение по теме : «Современные достижения медицины в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта».

 Обмен веществ и энергии.(4ч)

37

Обмен веществ и энергии – свойство всех живых веществ

38

Витамины

39.

Энергозатраты  человека и пищевой рацион. Лабораторная работа №11 по теме: «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

40

Обобщение по теме:  «Правильное питание».

 Покровные ткани. Терморегуляция. Выделение.(5ч)

41

Покровы тела. Кожа- наружный покровный орган. Лабораторная работа №12 по теме:  «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.  Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки».

42.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

43.

Терморегуляция организма. Закаливание.

44

Выделение

45

Обобщение по теме:  « Окружающая среда и её влияние на здоровье человека».

Нервная система.(5ч)

46

Значение нервной системы.

47

Строение нервной системы. Спинной мозг.

48

Строение головного мозга. Функции продолговатого  и среднего мозга, моста и мозжечка.

49

Функции переднего мозга

50.

Соматический и автономный(вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа №13 по теме: « Штриховое раздражение кожи».

Анализаторы. Органы чувств.(5ч)

51

Анализаторы

52

Зрительный анализатор.

53

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

54.

Слуховой анализатор

55

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус

 Высшая нервная деятельность .(6ч)

56

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

57

Врожденные и приобретенные программы поведения.

58

Сон и сновидения

59

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы Лабораторная работа №14 по теме : : «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях».

60

Воля, эмоции, внимание.

61

Обобщение по теме:  «Культура общения».

Железы внутренней секреции (эндокринная система).(3ч)

62

Роль эндокринной регуляции

63

Функции желез внутренней секреции

64

Обобщение по теме: « Эндокринная система».

Индивидуальное развитие организма.(6ч)

65

Жизненные циклы. Размножение. Половая система

66

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

67

 Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем.

68

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

69.

Обобщение по теме: « Здорова мама-здоров малыш».

70.

Повторение по теме : «Ответственность человека за своё здоровье и здоровье всего общества».

        СОГЛАСОВАНО

Протокол № _1__ заседание ШМО

учителей естественнонаучного цикла

от «__27_» августа 2018 года

Заместитель директора по УВР

____________ Э.С. Решникова

«__28__» августа___ 2018 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии (УМК В. Пасечника), 6 класс

Материал содержит рабочую программу по курсу биологии для 6 класса (УМК Пасечника В.В.), календарно-тематическое планирование, отражающее основные элементы межпредметной и метапредметной интеграции. П...

Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс

Рабочая  учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...

Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс

Рабочая  учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...

Рабочая программа по биологии (В.В. Пасечник) 5-9 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии по программе В.В. Пасечника для 5-9 классов по ФГОС. Программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, содержание учебного предмет...

Рабочая программа 9 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС

Содержание и тематическое планирование для 9 класса...

Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю....