Рабочая программа 9 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Эргешова Ольга Алексеевна

Содержание и тематическое планирование для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3

Щелковского муниципального района Московской области

141109 РФ, Московская область, г. Щёлково, ул. Комсомольская, д. 5-а.

Телефон:8 (496)562-54-36 / 8(496)562–80–88; e-mail: mailschool3@yandex.ru

                       ОГРН 10250065224707 * ИНН 5050031998 * КПП 505001001 * ОКПО 51944561

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 3 ЩМР МО

__________________    Я.Н. Иванова

«__28__» _августа_  2018года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету биология

(базовый уровень)

9 «А»класс

Составитель

Эргешова Ольга Алексеевна

учитель  биологии

первой  квалификационной  категории

2018 г

  •   Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для  класса составлена на основании:
  • Федерального государственного  образовательного стандарта основного  общего образования, 2010 года с изменениями и дополнениями
  • ООП ООО МАОУ СОШ №3 ЩМР МО;
  •  Рабочих программ по биологии 5-9 классы :учебно-методическое пособие / составлено Г.М.Пальдяевой.-М.:Дрофа,2015 к УМК В .В.Пасечника  «Биология.5-9 классы»
  • Биология Введение в биологию 9 класс /учебник В.В.Пасечник,А.А.Каменский, Е.А.Криксунов,Г.Г.Швецов-М.;Дрофа.2016

  • Планируемые результаты освоения  учебного предмета
  • Предметные результаты.
  • Обучающийся научится:
  • объяснять состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
  • представлять о молекулярном уровне организации живого;
  • объяснять особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
  • выделять  основные методы изучения клетки;
  • объяснять  взаимосвязь между особенностями строения клеток эукариот и прокариот;
  • выделять особенности строения и функции органоидов клетки;
  • объяснять основные положения клеточной теории и химический состав клетки;
  • клеточный уровень организации живого; строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни; обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки; рост, развитие и жизненный цикл клеток; особенности митотического деления;
  • объяснять сущность биогенетического закона; мейоз; особенности индивидуального развития организма; основные закономерности передачи  наследственной информации; закономерности изменчивости; основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; особенности развития половых клеток;
  • выделять критерии вида и его популяционную структуру; экологические факторы и условия среды; основные положения теории эволюции Ч.Дарвина; движущие силы эволюции ;пути достижения биологического прогресса; популяционно-видовой уровень организации живого; развитие эволюционных представлений; синтетическую теорию эволюции;
  • определять понятия: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»; структуру разных сообществ; процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;
  • объяснять основные гипотезы возникновения жизни на Земле; особенности антропогенного воздействия на биосферу; основы рационального природопользования; основные этапы развития жизни на Земле; взаимосвязи живого и неживого в биосфере; круговороты веществ в биосфере; этапы эволюции биосферы; экологические кризисы; развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы; значение биологических наук в
  • доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
  • выделять существенные признаки покровов  тела, терморегуляции;
  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожениях, травмах кожного покрова;
  • объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
  • объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
  • выделять существенные особенности поведения и психики человека;
  • объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
  • особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
  • устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
  • выделять существенные признаки органов размножения человека;
  • объяснять  вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
  • приводить доказательства(аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передаваемых половым путём ,ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения  наследственных заболеваний человека;
  • Обучающиеся получат возможность научиться:
  • приобретать опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения и сравнения живых организмов;
  • формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения  растений и животных;
  • формировать представления о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.
  • Метапредметные результаты
  • Регулятивные УУД:
  • устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения жизни на земле;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
  • устанавливать причинно-следственные связи на примере  решения генетических задач;
  • проводить сравнение клеток  крови организма человека и лягушки делать выводы на основе сравнения;
  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения организмов и выполняемой ими функции;
  • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию  об эволюции организмов , оформлять её в виде рефератов, докладов;
  • классифицировать живые организмы и растения;
  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия  организмов и окружающей их внешней средой;
  • приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека, животных;растений и окружающей среды,  необходимости защиты среды обитания человека.
  • Познавательные УУД.
  • овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
  • делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
  • Обучающиеся получат возможность научиться:
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • формировать и развивать  компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
  • Коммуникативные УУД.
  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • Личностные результаты:
  • ответственно относиться к учению;
  • быть воспитанными гражданами России  ,патриотами ,любящими и иуважеющиминия  Отечеству;  формировать личностные представления о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • социальным нормам и правилам поведения на природе;  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • основным принципам и правилам отношения к живой природе; основам здорового образа жизни.

Основное содержание

Введение.  (3 ч.)

Биология наука о живой природе. Методы исследования в Биологии. Сущность жизни и свойства живого.

Молекулярный уровень(10ч.) Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. . Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты .АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы Обобщение по теме: Молекулярный уровень Демонстрация. портреты учёных, внесших значительный вклад в развитие биологии.

 Л.р №1 по теме:  «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Клеточный уровень (14ч.) Клеточный уровень: общая характеристика. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм .Энергетический  обмен в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Автотрофы и гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Деление  клетки. Митоз. Проверочная работа по теме: Строение и деление клеток. Обобщение по теме : «Клеточный уровень». Демонстрация: модель клетки, микропрепараты митоза в клетках корешка лука

. Л.Р. №2 по теме:  «Рассматривание  клеток бактерий , растений и животных под микроскопом».

 Организменный уровень (14ч.) Размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон .Обобщение по теме: Организменный уровень. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Дигибридное  скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

 Обобщение по теме: « Законы Менделя. Закономерности изменчивости: мутационная  изменчивость» . Закономерности изменчивости: мутационная  изменчивость Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов Обобщение по теме: «Селекция». Повторение по теме: Растения. Демонстрация: микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Л.р.№3по теме:  «Решение генетических задач на  моногибридное скрещивание».

 Л.р  №4по теме:  «Решение генетических задач  на наследование признаков при неполном  доминировании». .

 Л.р №5по теме: « Решение генетических  задач на  дигибридное  скрещивание».

Л.р №6 по теме: « Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».

 Лаб р №7 по теме:  «Выявление изменчивости организмов».

Популяционно-видовой уровень (9ч.) Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.Экологические факторы и условия среды. Повторение по теме: Животные. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция как элементарная единица. Борьба за существование и естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Обобщение по теме: « Популяция». Демонстрация: гербарии, коллекции, модели. Муляжи растений и животных. Живые растения.

 Л.р.№8по теме:  «Изучение морфологического критерия вида.»

Экосистемный  уровень (7ч.) Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Повторение по теме: Человек. Состав и структура сообщества. Межвидовые отношения организмов .Поток вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия.  Обобщение по теме: « Экосистема» ..  

. Биосферный уровень. (13 ч.)

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Повторение по теме: Общая биология. Строение клетки. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Повторение по теме: Экология. Гипотезы возникновения жизни на земле. Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней  жизни. Развитие жизни в мезозое и кайнозое Обобщение по теме:  «Происхождение жизни на Земле». Антропогенное воздействие на биосферу.Основы национального природопользования. Обобщение по теме: « Биосфера».

                   Календарно-тематическое планирование

Номера уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения тем

Скорректированные сроки прохождения тем

Введение. (3ч.)

1.

Биологи наука о живой природе

2.

Методы исследования в биологии

3.

Сущность жизни и свойства живого

Молекулярный уровень(10ч.)

4

Молекулярный уровень: общая характеристика

5

Углеводы.

6

Липиды

7

Состав и строение белков

8

Функции белков

9

Нуклеиновые кислоты

10

АТФ и другие органические соединения

11

Биологические катализаторы Л.р №1 по теме:«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

12

Вирусы

13

Обобщение по теме:«Молекулярный уровень».

.Клеточный уровень (14ч.)

14

Клеточный уровень: общая характеристика.

15

Общие сведения о клетках.Клеточная мембрана

16

Ядро

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы

18

Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

19

Особенности строения клеток эукариот и прокариот характеристика Л.Р. №2 по теме:«Рассматривание  клеток бактерий , растений и животных под микроскопом».

20

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

21

Энергетический  обмен в клетке

22

Фотосинтез и хемосинтез

23

Автотрофы и гетеротрофы

24

Синтез белков в клетке

25

Деление  клетки. Митоз

26

Проверочная работа по теме:« Строение и деление клеток».

27

Обобщение по теме:« Клеточный уровень».

Организменный уровень (14ч.)

28

Размножение организмов

29

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

31

Обобщение по теме: « Организменный уровень».

32

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Л.р.№3 по теме: «Решение генетических задач на  моногибридное скрещивание».

33

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

Л.р №4 по теме: «Решение генетических задач  на наследование признаков при неполном  доминировании».

34

Дигибридное  скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Л.р №5 по теме:«Решение генетических  задач на  дигибридное  скрещивание».

35

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Л.р №6 по теме:«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом».

36

Обобщение по теме:«Законы Менделя».

37

Закономерности изменчивости: мутационная  изменчивость. Лаб р №7 по теме: Выявление изменчивости организмов».

38

Закономерности изменчивости: мутационная  изменчивость

39

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

40

Обобщение по теме: « Селекция».

41

Повторение по теме « Растения».

Популяционно-видовой уровень (9ч.)

42

Популяционно-видовой уровень: общая характеристикаЛ.р.№8 по теме: «.Изучение морфологического критерия вида».

43

Экологические факторы и условия среды

44

Повторение по теме: «  Животные».

45

Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

46

Популяция как элементарная единица

47

Борьба за существование и естественный отбор

48

Видообразование

49

Макроэволюция

50

Обобщение по теме:  «Популяция».

Экосистемный  уровень (7ч.)

51

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

52

Повторение по теме:  «Человек».

53

Состав и структура сообщества

54

Межвидовые отношения организмов

55

Поток вещества и энергии в экосистеме

56

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия

57

Обобщение по теме:  «Экосистема».

 Биосферный уровень (13ч.)

58

Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

59

Повторение по теме: « Общая биология. Строение клетки».

60

Круговорот веществ в природе

61

Эволюция биосферы

62

Повторение по теме: « Экология».

63

Гипотезы возникновения жизни на земле

64

Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы.

65

Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней  жизни

66

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

67

Обобщение по теме: « Происхождение жизни на Земле».

68

Антропогенное воздействие на биосферу

69

Основы национального природопользования

70

Обобщение по теме:  «Биосфера».

СОГЛАСОВАНО

Протокол № ___ заседание ШМО

учителей естественнонаучного цикла

от «___» августа 2018 года

Заместитель директора по УВР

____________ Э.С. Решникова

2018 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии (УМК В. Пасечника), 6 класс

Материал содержит рабочую программу по курсу биологии для 6 класса (УМК Пасечника В.В.), календарно-тематическое планирование, отражающее основные элементы межпредметной и метапредметной интеграции. П...

Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс

Рабочая  учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...

Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс

Рабочая  учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...

Рабочая программа по биологии (В.В. Пасечник) 5-9 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии по программе В.В. Пасечника для 5-9 классов по ФГОС. Программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, содержание учебного предмет...

Рабочая программа 8 класс Биология к УМК Пасечника В.В. ФГОС

Содержание и тематическое планирование для 8 класса...

Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю....