Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через применение технологии критического мышления
материал по биологии на тему

Михалёва Елена Анатольевна

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через применение технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через применение технологии критического мышления

Задача школы и каждого педагога - создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Цель современного российского образования заключается не столько в передаче обучающимся набора готовых знаний, а в таком развитии личности ребенка, которое позволило бы ему самостоятельно добывать знания. С заданиями творческого характера, которые предлагались на уроках биологии, справились только 25% учеников. Школьники привыкают только слушать, мало говорят на уроках. Среднее время говорения на уроке ученика 2 минуты в день. Все это приводит к повышению утомляемости и утрате интереса к обучению. Ребенок, приученный к репродуктивной деятельности, не умеет и не хочет принимать самостоятельные решения, он привыкает жить «чужим умом». В связи с этим возникает необходимость применения таких педагогических технологий, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельности в приобретении знаний, способствовали поддержанию интереса к изучаемому материалу на протяжении всего процесса обучения. На это нацелены ФГОС, которые включают в себя не только освоение учащимися базовых ценностей, основных понятий, относящихся к области знаний, но и формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, ее самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Постоянное увеличение объема знаний, изменение формата заданий  в ЕГЭ, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации, заставляет нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов. Самой сильной стороной биологической подготовки выпускников следует признать знание основных фактов, процессов, а также умение проводить поиск информации в источниках разного типа.

На мой взгляд, если на уроках биологии организовать применение технологии критического мышления, то это приведет к совершенствованию практических умений и навыков; позволит эффективно организовать самостоятельную работу; повысит уровень интереса к урокам биологии; активизирует познавательную деятельность учащихся; осовременит урок; будет способствовать наиболее глубокому и эффективному изучению учебного предмета.

Цель опыта: определить место технологии критического мышления в решении поставленных образовательных задач.

Задачи:

  • Изучение теоретического обоснования, возникновения и развития технологии критического мышления;
  • Создание условий для всестороннего развития личности обучающихся, совершенствование их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала;
  • Развитие познавательных навыков;
  • Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Технология развития критического мышления разработана американскими педагогами Дж.Стилом, К.Мередитом и Ч.Темплом. Специфика образовательной технологии развития критического мышления состоит в следующем.

Во-первых, образовательная деятельность строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутеинтичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Критическое мышление-это вовсе не критика текста как целенаправленный поиск недостатков в предмете исследования. Критическое мышление - это один из способов интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся следующими умениями:

  • Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • Выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;
  • Уметь отличать факт, который всегда можно проверить от личного мнения или предположения;
  • Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;
  • Определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;
  • Отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;
  • Понимать, что простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов;
  • Находить наличие пропагандистских слов в любом предложении или высказывании.

Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:

Вызов

Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели.

-составление списка известной информации;

- рассказ предположение по ключевым словам;

- систематизация материала: кластеры, таблицы и т.д.;

- верные и неверные утверждения и др.

Работа на стадии вызова может осуществляться как индивидуально, так в парах и группах.

Осмысление

Учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок: читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.

метод активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?».

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа индивидуально или в парах.

Рефлексия

Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи

- заполнение таблиц;

- установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к верным или неверным утверждениям.

На данной стадии осуществляется творческая переработка, анализ изученной информации.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Для того чтобы у учеников формировалась способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, а также интерактивные методы. ЭОР обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное, у меня, как у учителя, появилась обширная база данных, которую можно использовать в работе. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким и убедительным.

Приемы и стратегии технологии критического мышления, применяемые мною на уроках биологии.

Стадия «Вызов»

1. «Мыслительная разминка».

Вопросы на размышление; угадайте, что лежит в «таинственной шкатулке»; поясните эпиграф; определите тему урока, исходя из интригующего вступления; отгадайте загадку ит.д.

Примеры: В чем отличие животных и растений? Дыхание и фотосинтез - что общего и в чем различия этих процессов?

О чем речь?

а). Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася ко двору…(лишайник)

б). В шкатулке находится природный аналог застежки - «молнии», нашедшей применение при изготовлении одежды и обуви…(перо птицы)

2. «Слепой опрос».

Учащимся зачитываются предложения, с которыми они должны согласиться или нет. Дети сидят с закрытыми глазами, на верные предложения поднимают руку.

  • Фасоль - двудольное растение;
  • Эндосперм - запасающая ткань растений;
  • Семя - вегетативный орган растения;
  • Рубчик-след от повреждения семян скальпелем;
  • Эндосперм присутствует в семенах всех растений.

3. «Удивительный факт».

В начале урока дается удивительный факт, отгадка к которому будет открыта на уроке при работе с новым материалом.

4. «Заполнение таблицы З-Х-У».

В начале урока, исходя из темы, учащиеся заполняют первую колонку и вторую. Третью колонку заполняют на стадии рефлексии.

5. «Мозговой штурм».

Пример: Однажды молодой археолог в степи на юге Украины сильно устал и лег спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было подняться, но почувствовал, что у него на груди что-то лежит. Это была степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлить змею, археолог сбросил ее и она уползла. Почему же змеи ползут к спящим людям?

6. «Третий лишний».

Из предложенных объектов, найти лишний и объяснить почему?

Стол – подосиновик – туча;

Роза – тополь – лошадь;

Бактерии – книга – солнце;

Ручка – астра – пенал.

Что же получилось? Мы собрали представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

Стадия «Осмысление»

1.« Инсерт».

Самостоятельная работа учащихся с текстом, его маркировка.

«+» - знакомая информация;

«- » - новая информация;

«?» - непонятно;

«!» - думал иначе.

По той информации, которая непонятна ученику, он составляет вопрос для учителя.

2. «Работа с наглядностью».

В преподавании биологии особое место занимает наглядность: работа с рисунками учебника, схемами, видео и т.д.

Считаю, что большинство людей относятся к визуалам, поэтому большое значение отвожу работе с наглядностью, ставя проблемные вопросы, на которые ученик может найти ответ, проанализировав тот или иной рисунок.

Пример:

а). Докажите, опираясь на рисунки учебника, что кровеносная система пресмыкающихся более совершенна, чем кровеносная система земноводных.

б). Почему правая почка в теле человека лежит ниже, чем левая? (рисунок учебника, слайд ЕКЦОР)

Стадия «Рефлексия»

1. «Горячий стул».

Пишу на доске термины, относящиеся к теме урока. Один ученик садится на стул спиной к доске и отгадывает термины по характеристикам, которые дает второй ученик (находится у парты).

  • Эктодерма;
  • Кишечнополостные;
  • Стрекательные клетки;
  • Энтодерма;
  • Мезоглея;
  • Полип;
  • Медуза.

2. «Вопросы толстые и тонкие».

Этот прием помогает научить думать над прочитанным, понимать текст.

Кто?

Что?

Когда?

Было ли?

Как звать?

Объясните, почему..?

В чем различие?

Предположите, что будет, если..?

Согласны ли вы?

Верно ли?

3. «Синквейн».

Творческая форма рефлексии, способствующая развитию критического мышления. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Пример синквейна:

1. Биология.

2. Интересная, значимая.

3. Открывает, изучает, экспериментирует.

4. Помогает понять живую природу.

5. Наука.

4. «Составление рассказа по заданным словам».

Например, при изучении темы «Размножение и развитие рыб», учащиеся используя данные слова, составляют логически связанный рассказ.

Нерест, забота о потомстве, наружное оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой диморфизм, яичники, сперматозоиды, семенники, икринки.

Работа над данной темой показала, что большинство учащихся испытывает интерес к предмету гораздо больший, чем при традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом, чувствуют себя более комфортно. Учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом, работу в парах, группах, взаимопроверку, работу с текстом.

Применение технологии критического мышления на уроках биологии:

  • Активизирует познавательную деятельность обучающихся, направляет их усилия на целенаправленный поиск решения учебных программ, способствует развитию творческого потенциала личности обучаемого.
  • Способствует развитию творческого потенциала самого учителя. Изменяется стиль работы учителя в плане усиления и демократизации образования.
  • Помогает подготовить современному обществу современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, обладающим чувством ответственности за свою страну.

Список используемых источников

1. Антонова Е.В. Развитие критического мышления через чтение и письмо.-2010.

2. Сиротина Л.М. Использование на уроках химии и биологии элементов технологии развития критического мышления.-2009.-с.43-56.

3. Загашев И.О. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.-с.12-13.

4. Клустер Д.Н. Что такое критическое мышление.//Подборки «Первое сентября».

5. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов по биологии. - М.: Дрофа 2012.

6. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания.//Естествознание в школе.-М.:2004-№3.-с.34-39.

7. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. 2003/http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802

8. Интернет-ресурс «CriticalThinking».-http://www.criticalthinking.org/


5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...

Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...

Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.

Тема: ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО  НРАВСТВЕННОЕ  ПРЕВОСХОДСТВО  НАД  ЧЕЛЯДЬЮ....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках истории"

Статья раскрывает суть инновационной  педагогической технологии критического мышленияи предлагает  элементы её использования на уроках истории...