Формирование универсальных учебных действий - важнейшая задача современного образования
статья по биологии (6 класс) по теме

Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дымова Г.И., учитель

ГБОУ СОШ № 315 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Тема: Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современного образования

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях [5].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3].

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Одним из требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по биологии является приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов. Использования исследовательской технологии можно представить на примере урока по теме «Строение клетки».

Тема урока: Строение клетки.

Содержание деятельности учащихся

Формируемые УУД

Стадия вызова.

Можно вспомнить, что на предыдущем уроке, настраивая микроскоп, мы наблюдали ячеистое строение кожицы лука. Учитель задает вопрос: Что напомнило Вам это строение? Как правило, учащиеся сами говорят о том, что ячейки напоминают клетки.

Смотрим презентацию по истории открытия клетки.

Записываем тему урока и цель урока.

Цель урока: познакомиться со строением клеток растений.

Стадия осмысления.

На этом уроке им предлагается освоение препарирования растительных тканей. Учитель демонстрирует приготовление препарата кожицы лука. Обучающиеся также поэтапно готовят препарат. Затем рассматривают препарат в микроскоп и сравнивают его строение с таблицей на доске или с рисунком на странице учебника. Рисуют в тетрадь и обозначают структуры клетки.

Они убеждаются, что клетка неоднородна, что в ней есть отдельные структуры – органоиды. Органоиды клетки: оболочка с порами, цитоплазма, ядро с ядрышком.

Далее работа с текстом: читают и выписывают сведения о строении органоидов клетки.

Рассматриваем зеленый лист элодеи. Возникает вопрос: почему листья элодеи зеленые, а кожица лука бесцветная и прозрачная. Ответ находим в тексте учебника.

Рефлексия: отвечают на вопрос в чем сходство и отличие строения клеток кожицы лука и клеток листа элодеи.

Использование ИКТ как средства получения информация

Целеполагание

Применение

эмпирического способа получения знаний

Использование метода поиска новых понятий, терминов

Развитие критического мышления: смысловое чтение

Развитие методов

сравнения, анализа и формулировка вывода

Анализ универсальных учебных действий, формируемых на уроке.

Реализуем принцип системно-деятельностного подхода: с первого урока обучающиеся не только слушали, смотрели и запоминали, но и были участниками процесса обучения. Они читали, находили понятия, разбирали свойства, строение живых объектов, выделяли главное положение в тексте, анализировали, достраивали схемы, учились пользоваться увеличительными приборами.

Не у всех сразу получилось изготовление живых препаратов. Учитель подходил к каждому индивидуально, помогал, хвалил, индивидуально оценивал работу каждого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  2. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Иваньшина Е.В. и др. Диалог предметного и интегративного подходов в современном естественно-научном образовании // Академический вестник. Вып. 4-5. – Спб.: СПБАППО, 2011.
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. М.: Просвещение, 2008.
  4. Иваньшина Е.В., Муштавинская И.В. Критическое мышление на уроках естествознания // Естествознание в школе. – 2004 - №3.
  5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование, инновации и эксперимент. – 2010 - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий — приоритет начального иноязычного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость новых подходов как к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, так...

Разработка педагогического совета по теме "Формирование универсальных учебных действий как требование современного урока"

цель данного педагогического совета- повышение компетентности педагогов в освоении приёмов формирования УУД....

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»...

Формирование универсальных учебных действий -приоритет начального иноязычного образования.

    Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить уче...

Приоритетность формирования универсальных учебных действий в условиях современного образования

Приоритетность формирования универсальных учебных действий в условиях современного образования...