Формирование универсальных учебных действий — приоритет начального иноязычного образования
методическая разработка по теме

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость новых подходов как к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, так и к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младших школьников, в частности. В качестве важнейших ценностей образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность и творчество ребенка, а в качестве задач — раскрытие способностей каждого ученика и воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Стр.

Введение

2

Методология проектирования программы развития универсальных учебных действий

3

Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка

8

Педагогические технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

12

Приложение

26

Литература

27


Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, который разработан на основе глубокого анализа ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования.

В последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования находят свои отражения такие направления, как развивающее обучение (Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов), планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), педагогика развития (Л. В. Занков), психопедагогика «живого знания» (В. П. Зинченко), культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, В. В. Клочко, Е. А. Ямбург), личностно-ориентированное образование (В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.), школа диалога и культур (В. С. Виблер), и др. За этими направлениями выступает школа культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость новых подходов как к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, так и к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младших школьников, в частности. В качестве важнейших ценностей образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность и творчество ребенка, а в качестве задач — раскрытие способностей каждого ученика и воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.

Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений в контексте компетентностного подхода, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов: (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А.Кораблева, Н. Г. Самлина., С. В. Молчанов).

Эта концепция призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.

Актуальность концепции развития УУД для начального образования обусловлена следующими факторами:

— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного процесса с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми обучающимися;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД

Основой программы формирования универсальных учебных действий в целом является системно-деятельностный подход — метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Необходимость пересмотра целей образования

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильностии непрерывного образования.

Основные требования общества к образовательной системе:

— формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;

— сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

—обеспечение равенств и доступности образования при различных стартовых возможностях;

— достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;

— формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Цели образования

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Задачи образования

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.


Общая характеристика универсальных учебных действий и способы

их формирования в образовательном процессе

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Универсальные учебные действия:

— способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

— совокупность действий обучающихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

— обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

— определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

— построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;

— определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

— выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

— определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

— разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

— разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Критерии выделения УУД:

— структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;

— этапы процесса усвоения;

— форма реализации учебной деятельности — совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность.

Виды УУД:

— личностные;

— регулятивные, включая действия саморегуляции;

— познавательные, включая общеучебные и логические, знаково-символические;

— коммуникативные.

Личностные УУД

Личностные УУД обеспечивают:

— ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

— смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение?» и уметь находить ответ на него;

— действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

— оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

— действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД:

— выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;

— синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивая, восполнение недостающие компоненты;

— подведение под понятия, распознавание объектов;

— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

—выявление родовидовых и ситуативно существенных признаков;

— выдвижение гипотез и их доказательство.

Знаково-символические УУД

Знаково-символические УД обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

— умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критерии сформированности УУД

у обучающихся:

— структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;

— этапы процесса усвоения;

— форма реализации учебной деятельности — совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность;

— соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

— соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Свойства УУД

Свойства действий, подлежащих оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.


Условия, обеспечивающие развитие УУД

в образовательном процессе

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Условия формирования УУД

— определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УУД;

— организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания учебной дисциплины;

— организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материальной к речевой и умственной формам действия);

— разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями  происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большее внимание формированию одних видов УУД, в других — формированию других видов. Но в целом на современных уроках иностранного языка идет формирование всех видов универсальных учебных действий. Для формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам необходимо учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на такие вопросы: «Зачем я изучаю иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, при которых дети учатся слушать друг друга, умеют оценивать свой ответ.

«Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

— общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

— развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи;

— формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Формированию универсальных учебных умений на уроках иностранного языка способствуют:

— реализация деятельностного подхода;

— развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности, избыточность упражнений и др.;

— развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения;

— широкие возможности контроля и самоконтроля;

— задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников (доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность); 

— диалоги этикетного характера;

— обсуждения ситуаций, требующих морального выбора;

— развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих;

— сопоставление положительных особенностей российской культуры и культуры стран изучаемого языка;

— развитие умений достойно представить свою страну и малую родину на английском языке, понимать различные традиции, обычаи, особенности мировоззрения различных народов и с уважением относиться к ним.

Виды универсальных учебных действий, формируемые на уроках иностранного языка

Личностные действия, которые, являются ведущими, поскольку обеспечивают ценностно-смысловую и нравственную ориентацию (знание того, что такое хорошо и что такое плохо). Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью можно выделить следующие виды личностных действий:

— действия в личностном, профессиональном, жизненном самоопределении;

— действия смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению иностранным языком и тем, что побуждает эту деятельность, ради чего она осуществляется;

— действия нравственно-этической ориентации, обеспечивающие личностный моральный выбор-оценка того, что ученик слышит, читает и пишет на иностранном языке.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью. Регулятивные учебные действия отражают содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста:

— действия целеполагания — постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё неизвестно и предстоит освоить;

— действия планирования — определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата;

— действия прогнозирования — вероятностное прогнозирование при восприятии текстов, при аудировании, чтении и т. п.;

— действия контроля — результат своих речевых действий и деятельности в целом. Эти умения формируются с помощью выполнения различных контрольных заданий, в том числе и тестового характера;

— действие коррекции — умение видеть ошибку и исправлять ее как с помощью (первый год обучения), так и без помощи взрослого (педагога, родителей);

— действие оценки/самооценки — осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ.

— действие саморегуляции – умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить волевое усиление и настойчивость для достижения целей. Действие саморегуляции формируются через выполнение заданий, когда нужно действовать самостоятельно, следуя образцу и заданному правилу.

Познавательные универсальные действия представляют самый обширный блок действий.

Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речевой деятельностью сводятся к следующим действиям:

— действия по самостоятельному выделению и формированию познавательной задачи;

— действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиском информации с помощью компьютера;

— действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;

— действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

— действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

— действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

Логические универсальные действия при овладении иноязычной речевой деятельностью сводятся к следующим действиям:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

— построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Знаково-символические действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий, включают действия моделирования:

— когда объект освоения преобразуется из чувственной формы в модель;

— когда модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка;

— когда наглядные модели используются для решения учебных задач и задач общения.

Коммуникативные действия в рамках любой предметной области обеспечивают социальное взаимодействия:

— умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соответствии с задачами и условиями общения;

— планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем на уроке иностранного языка;

— постановка вопросов разного рода и в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения;

— управление поведением партнера по иноязычному общению.

Развитие системы универсальных учебных действий и является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. (Приложение )

Педагогические технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Для того, чтобы уроки иностранного языка способствовали формированию УУД и соответствовали требованиям ФГОС, используются различные технологии. Основными методами работы в начальных классах при обучении иностранным языкам являются:

— метод проектов;

— информационно-коммуникативные технологии;

— здоровьесберегающие технологии;

— игровые технологии.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается:

— во включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе — творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе — исследовательские, информационные, социально значимые проекты);

— в разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся.


Критерии при работе над проектом:

  1. Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индиивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
  2. Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
  3. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД, развитию психических и физиологических функций ученика.

При сравнении с этапами работы над проектами мы можем наблюдать сходство решаемых задач. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Общеучебные УУД

Логические УУД

1. Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

2. Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Синтез, составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

3. Распределение ролей

Определение основной и второстепенной информации

Выдвижение гипотез и их обоснование

4. Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез)

Структурирование знаний; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

Подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

5. Промежуточное обсуждение; работа над структурой проекта

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Доказательство

6. Защита проекта, презентация

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Постановка и решение проблемы.

Формулирование проблемы.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

7. Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, прогнозирование возможных ошибок)

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) играют важную роль в формировании творческой личности, Применение ИКТ усиливает:

— усиливает положительную мотивацию обучающихся;

— активизирует познавательную деятельность.

Широко внедряется в процесс обучения иностранному языку и такие инновации, как здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важные задачи:

— сохранить здоровье ребенка;

— приучить его к активному занятию спортом.


Игровые технологии

Наиболее эффективными средствами включения в процесс творчества на уроке иностранного языка в начальной школе являются игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах и группе.

Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Процесс усвоения младшими школьниками новой информации на уроках английского языка лучше всего осуществляется в игре. Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у младшего школьника все виды универсальных учебных действий.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Поэтому игра становится  основой для развития у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов учебной деятельности.

Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры помогают оптимально и эффективно использовать каждую минуту урока английского языка, а именно:

— оправдывают требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками;

— позволяют найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели;

— психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов;

— развивают способность анализировать, сравнивать и обобщать;

— позволяют активизировать резервные возможности обучаемых;

— знания применяются практически;

— вносится разнообразие в учебный процесс;

— развивают творчество школьников;

— учат организовывать свою деятельность.

Ролевые игры

Формированию коммуникативной культуры, повышению мотивации к изучению иностранного языка и повышению эффективности учебного процесса в целом способствуют ролевые игры. Ролевая игра — это форма организации коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения.

Чаще всего в учебном процессе используются умеренно контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры.

Умеренно контролируемая ролевая игра — это ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции. Программа проведения игры разрабатывается учителем, и учащимся сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принять участие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя по лексическому и грамматическому материалу.

Свободная ролевая игра — это ролевая игра, при подготовке к которой учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу.

Чаще всего при работе с художественными текстами используется сценарная игра. При подготовке к сценарной игре учащиеся разрабатывают программу, сценарий под руководством учителя. Они подбирают языковое содержание определенных ролей в режиме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме. В ходе подготовки к данной игре учитель наглядно, с помощью объяснения, заполнения разнообразных таблиц, постановки проблемных вопросов демонстрирует учащимся методы работы с текстом, обучая при этом поисковому, изучающему и ознакомительному чтению. Базовый для проведения ролевой игры текст изучается под руководством учителя, рассматриваются возможные причины появления этого текста, определяется его «автор» или от чьего лица идет повествование или диалог, строятся предположения о характере персонажа или персонажей, учащиеся делают прогнозы: что последует после этого текста, как будут разворачиваться события. После этого начинается работа по определению ролей и наполнению их конкретным языковым содержанием на основе видоизмененных изученных ранее текстов учебника, литературы, рекомендованной учителем. В ходе презентации ролевой игры каждый из учащихся может изменить любое из своих высказываний по собственному желанию, внося тем самым в ролевую игру элемент неожиданности, импровизации. Ролевая игра является методическим приемом, относящимся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языкам. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка. Ролевая игра — одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организационное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Для младшего школьного возраста наиболее справедливо использование сюжетной ролевой игры сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.

Таким образом, ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста. Использование ролевых игр с учётом возрастных особенностей учащихся позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.

Ролевые игры — эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы и усиливает естественно-коммуникативную направленность урока.

Ролевые игры и задания при овладении учебным материалом и закреплении его позволяют более точно и осознанно усвоить специфику его использования в речи. Именно в условиях игры осуществляется в значительной мере непроизвольное запоминание. Ролевые игры и задания развивают и совершенствуют у школьников речемыслительную деятельность. Они способствуют также появлению у ребят искреннего желания общаться на иностранном языке не только на уроке, но и во внеурочное время.

Рассмотрим некоторые виды игр, которые успешно формируют внутренний мотив к изучению иностранного языка и служат развитию универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

Игра «What's the book about?»

Задание первому ученику: Вы вполголоса читаете свой дневник для внеклассного чтения. Ваш младший брат (сестра) все время спрашивает вас, о чем книга. Отвечайте на его вопросы.

Например:

Задание второму ученику: Вы младший брат (сестра). Ваш брат (сестра) читает названия книг, поинтересуйтесь, о чем книга.

Ученик (старший брат/сестра): Mark Twain. «The Adventures of Tom Sawyer».

Ученик (младший брат/сестра): What's the book about?

Ученик (старший брат/сестра): The book «The Adventures of Tom Sawyer» by Mark Twain is about adventures.

Данная игра можно использовать на основном этапе урока. Игра «О чём книга» положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному освоению иностранного языка. Она содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Обучающиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, знакомятся с произведениями писателей, тренируются задавать вопросы и отвечать на вопросы.

Игра «The Best Present»

Задание первому ученику: Вы ученик 3 класса. Посоветуйтесь с мамой, что подарить вашему другу.

Задание второму ученику: помогите сыну. По вашему мнению, лучший подарок — книга.

В данной игре используются позиционные роли. Игра может быть использована на любом этапе урока. В данной игре учащиеся воспроизводят реальную жизненную ситуацию, игра создает условия реального общения.

Подвижные игры

«Совушка»

Цель игры: формирование и совершенствование речевых навыков, активизация  лексики: day, night, come away; Wolves, run! Birds, fly! Cats, climb! Dogs, run! Fish, swim! и т. д.

Данная игра закрепляет умение употреблять слова во множественном числе.

Выбираются водящий и «совушка». Водящий объявляет детям: «Day! Birds, fly!»

Дети «летают» подражая птицам.

Водящий: «Night».

Дети замирают на месте, как будто уснули. «Совушка» вылетает из своего укрытия и забирает того, кто пошевелится.

Водящий: «Day! Dogs, run!»

Дети подражают собакам и пр.

«Кошки-мышки»

Цель игры: отрабатывать речевые структуры: Where are you? I’m here.

Дети, взявшись за руки, встают в круг. Выбираются кошка и мышка. Кошке завязывают глаза. Она на ощупь старается поймать мышку, время от времени спрашивая «Where are you?» Мышка на каждый вопрос отвечает «I’m here».

Игра проводится в кругу. Если кошка сталкивается с кем-то из детей, они предупреждают: «Fire».

Кроме того, как только кошка поймает мышку, на эти роли выбираются другие ребята.

 «Цветные автомобили»

Цель игры: закрепление лексики: названия цветов.

Для игры нужны колечки разного цвета, жезл регулировщика движения.

Выбирается регулировщик и водители автомобилей.

У каждого из них по одному цветному колечку-рулю.

Регулировщик: «Yellow cars!»

При этом он показывает жезлом, что путь открыт.

Регулировщик: «Red cars!»

Если кто-то из детей ошибся, то платит штраф.

«Повторяй за мной».

Цель игры — показать и назвать глагол движения.

Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе движение называет и показывает учитель, ученики повторяют и движения, и слова. Когда лексика освоена, учитель, а позже ведущий из учеников только показывает действия, учащиеся же должны повторить это действие и назвать самостоятельно.

К подвижным играм можно отнести игры:

«The best» («Лучшие»)

Условие: разбить группу на 2–3 команды, построить их в колонку и по команде «На старт» начать диктовать буквы. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названную букву, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует буквы в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами.

«Find the letter» («Найди букву »)

Условие: выложить на столе английские буквы, а также некоторые буквы из русского алфавита. Один из учеников выходит к столу, учитель называет букву, которую он должен найти. Ученик находит букву, поднимает ее, показывает своим одноклассникам и называет ее, после чего  кладет ее на место.

На обобщающем уроке в игру включается соревновательный момент: класс делится на команды, от каждой из команд выбирается ведущий. Каждому из них достается «список» из 5–10 глаголов движения. Не называя их, ведущий показывает движение, команда соперников должна угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится активизация учебной деятельности

Фонетические игры

«Who knows the symbols for the Sounds Best?»

Учитель пропускает английские звуки, а ученик показывает соответствующие транскрипционные значки. Или наоборот.

«Who has the best Pronunciation?»

Учитель произносит несколько слов или предложение, бросая мяч одному из участников игры. Последний должен повторить слова в том же порядке, копируя произношение и интонацию учителя.

«Who has the best hearing?»

Учитель говорит: «Сейчас я буду произносить русские и английские звуки. Ваша задача — узнать английские звуки и поднять руку (хлопнуть), если вы узнаете один из них. Когда вы услышите русский звук, руку поднимать не надо».

Лексические игры

«Water, air, land»

Капитан одной из команд обращается к одному из игроков другой команды, называет какое-либо слово, например «water» . игрок другой команды должен быстро назвать подходящие слова.

Например, water: a fish, a boat, a wav, a swimmer, a ship, etc.

Если играющий не смог быстро подобрать слова, он выбывает.

«Finish the word»

Команды садятся друг против друга и перебрасывают мяч. Ученик, бросающий мяч, говорит половину слова, например «class…». Игрок другой команды ловит мяч и произносит всё слово полностью – classroom.

«The Chain of Letters».

В основном  используется во втором классе при изучении алфавита, но может использоваться в третьем и четвертом классе для актуализации знаний.

Все участники игры встают в круг. Ученики по очереди называют по одной букве алфавита. Тот, кто ошибается или слишком долго вспоминает нужную букву, выбывает из игры, то есть занимает свое место. Побеждает тот, кто не допускает ни одной ошибки. В первый группе остаются стоять 2–3 ученика. К концу четверти из игры выбывают всего 1–2 ученика. В этой игре буквы можно заменить цифрами и числами, названиями времен года, месяцев, дней недели. Ею можно заменить физминутку или же использовать в конце урока как элемент рефлексии.

Многие игровые задания можно проводить с помощью презентаций. Например, на уроке-путешествии в страну английского языка одно из заданий — «Пройди через болото»: появляется слайд с изображением болота и кувшинки, на которой написана буква. На нее можно наступить, но только назвав пять слов на эту букву, появится новая кувшинка с новой буквой. Теперь можно наступать на нее.

Для формирования коммуникативных УУД можно использовать следующие игровые формы работы:

«Интервью». Целью данной работы является опрос всех присутствующих на уроке учащихся, с тем чтобы выяснить их мнения, суждения, выслушать ответы на поставленные вопросы. Для этого ученики, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в записной книжке, выбирают другого ученика и т.п. Например, каждый учащийся получает карточку с вопросами на определенную тему (темы в карточках не повторяются). Могут быть предложены следующие темы: «Хобби», «Спорт», «Музыка», «Книги», «Путешествия» и др. Затем учащийся задает вопрос всем ученикам класса по очереди, получает ответы и подводит количественные итоги своего опроса. Одновременно ученик отвечает на адресованные ему вопросы. Этот процесс является средством интенсивной речевой тренировки, т.к. каждый из учащихся 13–15 раз формулирует свой вопрос и дает 11–15 ответов на обращенные к нему вопросы.

На следующем уроке можно использовать полученные данные для нового задания: свернутые листочки с фамилиями и именами учеников перемешиваются в коробке, а ученики их вытаскивают, каждый ученик вытягивает листочек с фамилией одноклассника. Далее ученики ходят по классу и собирают информацию (полученную на предыдущем уроке) о доставшемся им однокласснике, используя вопрос: «What can you tell me about…?» Дома ребята составляют рассказы друг про друга, а на уроке зачитывают их.

«Банк информации». Общая особенность этой группы приемов заключается в том. Что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний. Данную игру можно использовать на уроках домашнего чтения.

Например, один большой текст разделяем на несколько фрагментов. Каждый ученик получает один фрагмент (на карточке), изучает его и начинает расспрашивать своих одноклассников о содержании других фрагментов текста, сообщая им при этом свои сведения. После того, как учащиеся завершат обмен информацией, им предлагается ответить на вопросы по всему тексту. Естественно, что ответить на поставленные вопросы может только тот ученик, который расспросил каждого члена группы, понял содержание всех фрагментов, запомнил или записал полученные сведения. Вопросы по тексту направленные как на общее содержание, так и на отдельные подробности.

Также на уроках мы с ребятами играем в «Детектива»: нужно найти спрятанную вещь. Каждый ученик получает карточку с указанием места, где этой вещи нет. Собрав всю информацию, школьники делают вывод о том, где спрятана вещь.

«Координация действий» заключается в том, чтобы организовать между участниками общения «обмен предметами». Каждый ученик получает карточку, на которой обозначен имеющийся у него предмет, а также то, что он хочет получить в результате обмена. Карточки составлены таким образом, что прямой обмен осуществить невозможно. Необходимо попробовать несколько вариантов и через серию обменов получить желаемую вещь.


Примерное содержание карточек:

1. You have got a book. You want to have a player.

2. You have got a player. You want to have a magazine.

3. You have got a magazine. You want to have a toy.

4. You have got a toy. You want to have a book.

Учащиеся не знают о содержании других карточек и пользуются вопросами для того, чтобы «обменяться предметами». В этой работе принимают участие все ученики. В результате речевого взаимодействия среди участников образуется несколько групп, внутри которых возможен обмен. По окончании общения ученики рассказывают о том, как им удалось получить нужную вещь.

Регулятивные УУД формируются при написании письма, эссе или словарного диктанта. После проведения такого вида работы предлагается игра «Ученик-учитель» (после написания работы все ученики становятся «учителями», они проверяют работы друг друга). Существуют следующие виды самопроверки:

1. Самопроверка (учитель диктует правильные варианты, ребенок сам себя проверяет).

2. Обмен работами с соседом (ребята обмениваются работами и проверяют руг друга).

3. Обмен работами с одноклассниками (учитель собирает работы, перемешивает их и раздает ученикам).

Таким образом, практически все учебное время в игре на уроках английского языка отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно и нужно использовать как средство общения.


Психотехнические игры как средство формирования УУД на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС НОО.

Научная новизна определяется тем, что психотехнические средства на уроках иностранного языка рассматриваются как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, обеспечивая личностный рост, поднимая уровень рефлексии, осознания себя субъектом познания и мышления, меняя самооценку, повышая уровень притязания, актуализируя потребность в самореалиазции и саморазвитии в области изучения иностранного языка.

Что же такое психотехника? Психотехника — область исследований, существовавшая в первые десятилетия XX века и связанная с изучением взаимодействия человека и машин, использования человеком различных механических и технических устройств в своей трудовой деятельности

Психотехника — направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда.

В настоящее время понятие психотехники отождествляется с прикладной психологией или применяется как специфическое обозначение психологии труда, профессии, народного хозяйства.

Анализ психотехнического подхода к образованию приводит к мысли о его связи с изречением древних о том, что «ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Это означает, что проблему передачи знаний или обмена информацией нужно переформулировать в проблему условий, обеспечивающих эффект зажигания факела.

Под психотехническими играми в образовательном процессе понимаются игры, направленные на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учеников, на усвоение получаемых знаний, на повышение интереса к изучаемому предмету при помощи воздействия на психику человека, производимого во время проведения игры.

Таким образом, психотехнические игры являются современным продуктивным средством обучения, помогающим заинтересовать учащихся и способствующим лучшему усвоению материала, а также способствующим самостоятельному созданию и использованию речевых иноязычных конструкций.

Другими словами, эти игры используют научные достижения психологии для облегчения образовательного процесса, повышения его качества и результативности, для повышения мотивации учащихся и их интереса к изучаемому языку.

Отличительные особенности психотехнических игр в образовательном процессе от игр вообще:

— интенсивный тренинг лексического и грамматического материала в ходе игры;

— воздействие на психику участников путём введения эмоциональных реакций, ощущений, восприятия;

— личная заинтересованность участников игры;

— обязательное выполнение определённых физических действий;

— дети играют не индивидуально, а находятся в группе, подчиняясь её правилам;

— закрепление точных знаний путём воздействия на нервную и двигательную системы организма участников;

— воздействие па психические процессы участников: воображение, мышление, внимание, память, восприятие;

—стремление обучающихся к самостоятельности.

Психотехнические игры относятся к играм, в которых имеется и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Психотехнические игры можно разделить на несколько видов:

— по содержанию: коррекционные игры;

— по времени проведения: кратковременные игры;

— по месту проведения: комнатные;

— по составу и количеству участников. Игры  могут быть разработаны для участников любого возраста;

— по степени регулирования, управления. Играм, организованные взрослыми;

— по количеству участников. Чаще носят групповой характер,

— по наличию оборудования. Существуют психотехнические игры с использованием аксессуаров и без них.

Основными функциями таких игр в обучении иностранному языку являются:

— создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определённой ситуации;

— реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке;

— интенсивная тренировка употребления усваиваемого лексического и грамматического материала, а также его самостоятельное применение;

— психолого-социальная подготовка учащихся к общению с иноязычными людьми на их языке.

Психотехнические игры способствуют формированию УУД, так как они не только предполагают обучение учащихся речевым образцам, лексико-грамматическим навыкам, но и помогают учащимся раскрыться, анализировать, познать что-то новое. Кроме того, психотехнические игры являются современным средством в обучении иностранному языку и способствуют формированию коммуникативных УУД, повышению качества работы над материалом при воздействии на психические процессы учащихся, а также повышают мотивационную сторону обучения. Несмотря на то, что психотехнические игры интересны учащимся любого возраста, способствуют повышению успеваемости более слабых учеников и помогают создавать на уроке благоприятную психологическую атмосферу, все же нельзя использовать их на каждом уроке английского языка, так как существуют цели и задачи, которые невозможно решать только с помощью психотехнических игр. И, безусловно, психотехнические игры требуют большой подготовки учителя, ведь они имеют не только педагогическую, но и психологическую направленность.

Таким образом, игры положительно влияют не только на формирование универсальных учебных действий обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и способствуют осознанному освоению иностранного языка.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволят повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.


Приложение

Рекомендации по формированию УУД на уроке иностранного языка

1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.

2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.

3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход:

— от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия,

— от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

4. Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной (иностранный язык). 

Выделить в учебном предмете (иностранный язык) зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Определить желаемые свойства действия. Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П. Я. Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

5. Изучить систему рекомендаций, предложенных разработчиками и авторами учебников и учебных пособий по учебному предмету с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине. Познакомиться (обязательно) с критериями экспертной оценки учебника и учебного пособия, с рекомендациями и учебными заданиями, направленными на формирование универсальных учебных действий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  2. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. — М. : Просвещение, 2009.
  3. Абакумова, И. В. Обучение и смысл : смыслообразование в учебном процессе / И. В. Абакумова. — Ростов н/Д., 2003.
  4. Биболетова, М. З. Программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием» для 2–11 классов общеобразов. учрежд. / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева — Обнинск : Титул, 2010.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
  6. Планируемые результаты начального общего образования / Л. А. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; Под ред. Г. С.Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. — (Стандарты второго поколения).
  7. Психологическая теория деятельности : вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. — М., 2006.

ДЛЯ ЗАМЕТОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов – требование времени

Материал может быть использован в работе  учителей начальных классов и заместителей директора по УР начальной школы....

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эф...

формирования универсальных учебных действий на начальном и среднем общем образовании на уроках ИЗО

Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных дейст...

Формирование универсальных учебных действий в начальной шкле

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации.          Мы должны понимать, чт...

Роль игровой технологии в формировании универсальных учебных действий в начальной школе.

     В наши дни в соответствии с президентской программой «Наша новая школа» приоритетом начального иноязычного образования становится формирование универсальных учебных действий...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»...

Формирование универсальных учебных действий -приоритет начального иноязычного образования.

    Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить уче...