Формирование универсальных учебных действий в начальной шкле
материал ( класс) на тему

Лапшина Елена Викторовна

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации.

          Мы должны понимать, что обучение – это процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, умению сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в соответствии с  требованиями рынка труда. 

Поэтому программа развития универсальных учебных действий обеспечивает широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками,  способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx46.13 КБ

Предварительный просмотр:

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации.

          Мы должны понимать, что обучение – это процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, умению сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в соответствии с  требованиями рынка труда. 

Поэтому программа развития универсальных учебных действий обеспечивает широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками,  способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.  

Слайд 2  

  Если мы раньше говорили, учащийся должен получить знания, умения, навыки, то теперь мы говорим выпускник научится (базовый уровень), выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень).

          Слайд 3 

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Учащийся сам должен стать `архитектором и строителем` образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) 

          Функции универсальных учебных действий включают:   

1.Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;   

2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;   обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

          Слайд 4

УУД делятся на следующие группы:

  1. личностные; 2) регулятивные  3)познавательные; 4) коммуникативные

      Слайд 5

Личностные УУД обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание и соблюдение нравственных  норм поведения.

Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Метапредметные

            Слайд 6

     Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

-   целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – составление плана и последовательности действий;

-   прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.

контроль  умение соотнести полученный  результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в  свои действия в случае расхождения эталона.

-   оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

              Слайд 7

Познавательные УУД включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем .

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

-   умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов   и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

2. Логические действия :

- анализ и синтез объектов   с целью выделения существенных и несущественных признаков

- установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

 3. Действия постановки и решения проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1. На обобщающем уроке русского языка во 2 классе по теме «Предложение», дети ставят задачи: повторить изученное о том, что такое предложение, какие знаки ставятся в конце предложений, как составить предложения, главные и второстепенные члены предложений. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать составлять предложения, определять его границы, правильно определять основу предложений. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 
2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 
3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном. 
4. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя. 
5. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». 
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом. 

На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 
Схема работы над ошибками, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 
1. Большая буква в начале предложения. 
2. Пропуск буквы. 
3. Перенос слова. 
4. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. 
5. Ударение. 
6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 
7. Большая буква в именах собственных и далее. 
При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. 
В конце урока обязательно проводится рефлексия: 
было трудно …, 
я понял …, 
у меня получилось …, 
меня удивило… и другие. 
Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы. 

          Слайд 8

3.Коммуникативные УУД 

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь  взаимодействиеовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми .

Видами   коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава.

  Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы:

          Слайд 9

         любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

     владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной   деятельности;

        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  г готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

      выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 

Как сформировать Универсальные учебные действия? 

Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. 
Вот некоторые из них: 
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 


1В начале урока задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельному определению темы урока  постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний.

На обобщающем уроке русского языка во 2 классе по теме «Предложение», дети ставят задачи: повторить изученное о том, что такое предложение, какие знаки ставятся в конце предложений, как составить предложения, главные и второстепенные члены предложений. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать составлять предложения, определять его границы, правильно определять основу предложений. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 
2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 
3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном. 
4. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя. 
5. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». 
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом. 

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава.

На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 
Схема работы над ошибками, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 
1. Большая буква в начале предложения. 
2. Пропуск буквы. 
3. Перенос слова. 
4. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. 
5. Ударение. 
6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 
7. Большая буква в именах собственных и далее. 
При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. 
В конце урока обязательно проводится рефлексия: 
было трудно …, 
я понял …, 
у меня получилось …, 
меня удивило… и другие. 
Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы. 

Результаты работы над данной темой: 
1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.

2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 
3.Развивается умение работать в парах и группах: 
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; 
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 
4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно. 
5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности. 
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 

Список технологий формирования УУД

1.Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. 
2. Учитель включает детей в открытие новых знаний.  Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. 
 
3. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. 
4.Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд. 
5.Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации. 
6. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. 
7. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. Объясняет детям, что  за ошибки не наказывают, все учатся на ошибках.

8. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. 
9.Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 
10. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу. 
Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. 
11.
Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. 
13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности. 
14. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг. 
Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы:

            любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

     владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной   деятельности;

        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  г готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

      выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. 
Вот некоторые из них: 
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний.

На обобщающем уроке русского языка во 2 классе по теме «Предложение», дети ставят задачи: повторить изученное о том, что такое предложение, какие знаки ставятся в конце предложений, как составить предложения, главные и второстепенные члены предложений. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать составлять предложения, определять его границы, правильно определять основу предложений. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы. 
2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно. 
3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном. 
4. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя. 
5. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». 
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом. 

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава.

На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 
Схема работы над ошибками, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 
1. Большая буква в начале предложения. 
2. Пропуск буквы. 
3. Перенос слова. 
4. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН. 
5. Ударение. 
6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 
7. Большая буква в именах собственных и далее. 
При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. 
В конце урока обязательно проводится рефлексия: 
было трудно …, 
я понял …, 
у меня получилось …, 
меня удивило… и другие. 
Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы. 

Результаты работы над данной темой: 
1.Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.

2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 
3.Развивается умение работать в парах и группах: 
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; 
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 
4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно. 
5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности. 
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. 

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий –   их уровень развития,   соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития,  и свойства.

7 слайд       Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

соответствие свойств   универсальных действий заранее   заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность);   обобщенность;   критичность и освоенность (Гальперин П.Я., 2002) .

8 слайд 5. Модель системы УУД

                Анализ генезиса и развития УУД, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающую из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец).

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется   его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.  

 

Ожидаемый результат реализации программы УУД

 

- для педагога:   10 слайд

Программа

обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в  начальной школе, дополнив традиционное содержание учебно-воспитательных программ,

конкретизирует требования к результатам  начального общего образования,

обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования. 

- для обучающихся – результаты развития УУД: 11 слайд

адекватная школьная мотивация;

мотивация достижения;

развитие основ гражданской идентичности;

формирование рефлексивной адекватной самооценки;

функционально-структурная сформированность учебной деятельности;

развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

 

12 слайд   Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Универсальные учебные действия. /УУД/

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Самоопределение(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли(контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований   и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование(предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план   и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция(способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов – требование времени

Материал может быть использован в работе  учителей начальных классов и заместителей директора по УР начальной школы....

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эф...

формирования универсальных учебных действий на начальном и среднем общем образовании на уроках ИЗО

Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных дейст...

Формирование универсальных учебных действий — приоритет начального иноязычного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость новых подходов как к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, так...

Роль игровой технологии в формировании универсальных учебных действий в начальной школе.

     В наши дни в соответствии с президентской программой «Наша новая школа» приоритетом начального иноязычного образования становится формирование универсальных учебных действий...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»...

Формирование универсальных учебных действий -приоритет начального иноязычного образования.

    Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить уче...