«Развитие эмоцинальной саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования»
статья по биологии на тему

Бажан Ольга Анатольевна

В статье представлены различные способы и приемы развития саморегуляции детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования.Особенное внимание уделено приемам снятия мышечной напряженности у детей,находящихся длительное время в статическом положении.Описаны приемы работы по коррекции психоэмоциональной саморегуляции ребенка с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бажан О. А., учитель биологии ГБОУ БИЮЛИ, ЦДО детей-инвалидов

Сопина В.В., учитель биологии ГБОУ БИЮЛИ, ЦДО детей-инвалидов

«Развитие эмоцинальной саморегуляции  деутей с ОВЗ на уроках биологии в условиях дистанционного образования»

        Контингент детей с ОВЗ достаточно сложный в процессе обучения. Среди наших детей высокий процент детей с нарушением психо-эмоционального развития. К ним относится:утомляемость,агрессия,неуверенность,беспомощность растерянность,пониженный фон настроения,тревожность

        Данные причины необходимо устранять, так как у ребенка возникают проблемы в образовательном процессе. Если педагог,  работающий с детьми с ОВЗ игнорирует эти проблемы, то не только это снижение качества образовательного процесса, но и закреплению негативного поведения обучающегося. Поэтому очень важно обучать ребенка приемам эмоционального саморегуляции. Эмоциональная саморегуляция включает в себя: контроль эмоционального состояния, оценивание своих возможностей, понимание состояния других, умения снять эмоциональное напряжения, выход из конфликтных ситуаций, проявлять доброжелательность и терпение. Учитель в свою очередь должен обладать знаниями и определенным практическим умением проводить на уроке мероприятия различного характера по психогигиене образовательного процесса.

         К методам коррекции эмоционального состояния у детей можно отнести :релаксацию, концентрацию на положительном, подкрепление положительных моментов, создание ситуации успеха, шутки на уроке, снятие психоэмоционального напряжения с использованием физкульминуток, музыкальных реклаксов, самомассажа и т.д.

        Познакомим с методом организации учебного процесса с направленностью снятия психоэмоциональной нагрузки «Банк ситуации успеха», который включает в себя следующие составляющие:

  • минутки психологической разгрузки или эмоциональной  зарядки(загадки, шутки, скроговорки )
  • прием «вопрос учителю»
  • прием подсказка (картинка, план, таблица, схема)
  • эвристические задания
  • ролевые игры «Наблюдатель», «Мудрец», «хранитель знаний»
  • игры
  • моя желаемая оценка

        Организованный таким образом урок стимулирует и учителя, и обучающегося к позитивному тону урока.

        Уроки в нашем центре проходят в режиме онлайн. На уроке часто присутствуют домашние животные. Они могут снять напряжение в необходимый момент. Учитель воспитывает в ребенке ответственность за поведение животного, обучает правильному контакту с ним в ситуации если это необходимо. Как правило ученики с большим удовольствием рассказывают о них, что позволяет педагогу установить с ребенком открытый диалог. Иногда у ребенка на столе может стоять мягкая игрушка, которая может быть использована в ситуации снятия напряжения. Ребенок может обнимать ее, смотреть на  нее и использовать в ролевых играх. Более старшие ученики могут использовать для снятия напряжения бусы, четки или мячик для снятия напряжения в руках.

В связи с тем, что наши ученики часто находятся в статическом положении, испытывают боли или иной другой дискомфорт, считаем необходимым и первостепенным снятие  нервно-мышечной релаксации на уроке. Это приводит к снятию мышечных зажимов, переключения внимания, улучшения кровоснабжения органов, что положительно сказывается на работоспособности ребенка.

Приведем некоторые, хорошо зарекомендовавшие себя на дистанционных уроках приемы работы:

Упражнение «Лимон»

        Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствовали, что выжили весь сок. Расслабьтесь. Теперь представьте, что лимон в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.

Упражнение «Дерево»
        
Ребенок стоит или сидит (в зависимости от диагноза). Учитель  предлагает ему  представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.
Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру»

Упражнение «Арбуз»
        
Положите руку на живот, медленно, делаем вдох, и чувствуем как живот наполняется воздухом, превращаемся в арбуз, и приподнимаем руки. Теперь выдыхаем через рот, живот опускается, и рука тоже опустилась.

Упражнение «Воздушный шарик».
        
Представим, что мы воздушные шарики. Представьте какого он цвета. Делаем вдох и представляем как мы наполняемся воздухом, как шарик, нам нужно много воздуха, мы большой воздушный шарик. Руки медленно поднимаем вверх- вы набираете много, много воздуха, а теперь выдох, шарик сдулся. Сдувается он быстро. (несколько раз).Можно  изменить, если ребенок обижен или загружен проблемами -надуть шарик проблемами и отпустить.

Достаточно хорошо работает пальчиковая гимнастика. Приведем некоторые примеры занятий.

 Упражнение «Лезгинка» (снятие мышечного напряжения рук, улучшение внимания и самоконтроля).
        Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. На фоне упражнения включается музыкальный фон

Упражнение «Ухо – нос» (согласование деятельности, активизация внимания, улучшение мыслительной деятельности).
        Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Лягушка»

        Лягушки (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания). Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук.

Всё выше изложенное -  не просто расслабление на уроках, а путь к сохранению здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Социализация детей - инвалидов на уроках математики в условиях дистанционного образования."

В презентации показаны несколько  примеров, которые помогут учителю создать благоприятные условия на уроке для социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов....

"Программа индивидуального развития по теме: "Внедрение и освоение новых форматов обучения биологии и химии в условиях дистанционного образования"

Профессиональная компетентность учителя  - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Стиль современного учителя - совместное творчество...

Статья "Уроки музыки в условиях дистанционного образования""

В настоящее время наблюдается активное внедрение информационных технологий в учебный процесс. Использование электронных пособий на учебных занятиях является востребованным, так как они позволяют прово...

Сложности в использовании познавательных игр на уроках истории в условиях дистанционного образования

Выступление на РМО по мотивам внезапно обрушившегося на страну дистанционного образования....

Статья по теме "Коррекционно-развивающая работа в условиях дистанционного образования с помощью портала "Петербургское образование"

Образование с применением дистанционных технологий с помощью портала "Петербургское образование"...

Статья "Особенности проведения уроков биологии в условиях дистанционного обучения"

В методике дистанционного обучения можно наблюдать несколько видов дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – методика-технология на основе применения бумажных носит...

Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».

Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...