Технологическая карта урока "Анализирующее скрещивание"
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Тульская Елизавета Викторовна

Урок по биологии 9 класс. Технология - проблемное обучение, метод проектно-исследовательский. В ходе урока прослеживается работа в группе, самооценивание при помощи карты-успешности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта274.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов им. Б.И. Рябцева»

Технологическая карта фрагмента урока

Тема  «Анализирующее скрещивание»

Разработала

учитель биологии

Тульская Елизавета Викторовна

Россошь,2017

Технологическая карта урока биологии

ФИО  учителя

Тульская Елизавета Викторовна

Предмет

Биология

УМК

Сухорукова Л.Н.. В.С. Кучменко, И.В. Тимошенко    Биология 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Изд. Просвещение2016 г,  

Класс

9

Тема

Анализирующее скрещивание

Цель урока

Изучить анализирующее скрещивание и его роль в генетике, развивать метапредметные УУД

Задачи урока

-объяснить особенности анализирующего скрещивания

-формировать умение решать поставленную проблему;

- сравнивать, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать логическое мышление учащихся;

-развивать умение выражать результат своей работы в виде мини-проета;

- развивать умения работать в группе.

Межпредметные связи

Искусство, математика

Ресурсы

Презентация «Испарение воды»;

Технологии

Технология проблемного обучения, метод проектов

Планируемые результаты

Предметный результат:

  • владеют биологической терминологией;
  • умеют составлять модель биологического процесса;
  • умеют применять знания при решении практических задач.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • умеют планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умеют оценивать правильность выполнения выполняемых заданий по алгоритму;
  • могут оценивать свою работу.

Познавательные:

  • могут находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и предложенную информацию;
  • умеют логически рассуждать, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные:

  • умеют строить работу в группах;
  • участвуют в коллективном обсуждении проблемы;
  • могут представлять результат работы в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения, аргументированно отвечать на вопросы.

Технологическая карта урока

Дидактическая
структура
учебного занятия

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Формируемые умения (универсальные
учебные действия

Организационный этап

(2 мин.)

Приветствует учеников.

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать с вами работу! Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

Приветствуют учителя, определяют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностные УУД: настрой на урок

Регулятивные УУД: Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности

Мотивационно – ориентационный этап.

Послушайте притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. 

В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.

Просмотр слайда, слушают учителя, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: слушают учителя, анализируют сюжет картины

Личностные УУД:Положительное отношение к деятельности ,мотивация и интерес к уроку.

Создание проблемной ситуации, целеполагание

(5 мин)

Организует побуждающий (подводящий) диалог.

Обратите внимание на слайд.

? Кто изображен на нем?

? В чем заслуга этого человека перед наукой биологией?

Внимание на экран. На какую мысль наводят вас эти изображения?

 Почему одни растения имеют красный цветок, а другие белый? (разный фенотип и, следовательно, генотип)

Мы с Вами можем это как-то проверить?

Так какая у нас сегодня будет тема урока?

«АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ»

Сформулируйте цель нашего урока.

Цель урока: провести анализирующее скрещивание исследуемого генотипа.

Я как любой учитель нашей школы разрабатываю социальный проект, а как учитель биологии мой проект посвящен оформлению цветочной клумбы.

Клумбу я хочу сделать в форме русского народного орнамента – цветка. И все цветки должны быть красного цвета, но в чистосортности посадочного материала я не уверена.

Я предлагает вам стать участниками инновационной генетической лаборатории. Но в чем ваша инновация с кажу немного позже.

Далее учитель предлагает учащимся разделиться на группы и занять свои рабочие места.

Используя карту-менеджмент, учащиеся распределяют обязанности в группе.

Учитель говорит о задании, которое учащиеся должны выполнить в группах.

Я вам делаю заказ – вам необходимо определить чистосортность семян посадочного материала. Для этого

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя, определяют тему и цель урока.

Регулятивные УУД: формулируют цели урока

Коммуникативные ууд: работают в группах(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Первичное усвоение и проверка понимания  новых знаний

Я вам делаю заказ – вам необходимо определить чистосортность семян посадочного материала. Для этого необходимо скрестить особь с исследуемым генотипом и рецессивным генотипом – белой окраской цветка и определить какие гибриды получатся при скрещивании.

Свои теоретические исследования вам необходимо выразить в мини-проекте, который представлен в вашем кейсе.

 Желаю вам удачи!

Какие результаты вы получили?

Какие семена вы советуете мне использовать для оформления клумбы.

Работа в группах по заданию учителя.

Устанавливают закономерности; делают выводы, оформляют теоретический результат в виде мини-проекта «Цветочная клумба»

Представляют свои проекты и защищаю работу.

Дают рекомендации по использованию посадочного материала

Познавательные УУД:

Умение работать с информацией:

находить, выделять, анализировать необходимую информацию при работе с текстом, оценивать ее достоверность, проведя исследование,

знаково-символические действия.

Регулятивные УУД:

Выполнение заданий по алгоритму, самостоятельно оценивать правильность его выполнения. Самостоятельно       планируют и осуществляют контроль по результату

Коммуникативные УУД:ясно излагают выполненную работу, аргументированно отвечают на вопросы,

работают в группах.

Рефлексия учебной деятельности  

Возвращаемся к цели, которую формулировали в начале урока: Провести анализирующее скрещивание исследуемого генотипа.

Выводы по уроку.

Рефлексия «Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается ответить на поставленные вопросы:

  • Какова была цель вашей работы на уроке?
  • Что вы делали для ее достижения?
  • Что вы сегодня нового для себя познали?
  • Что оказалось самым трудным для вас?
  •  Чему вы научились?
  • Что больше всего запомнилось?

 

Оцените свою работу в группе и работу других групп.

Работа какой группы понравилась вам больше всего. Аргументируйте свой ответ. Отметки за урок.

Анализируют степень достижения цели урока. Проговаривают кратко  значение испарения воды растениями и факторы, которые влияют на интенсивность испарения.

Выбирают утверждение, проводят самоанализ деятельности на уроке.

Личностные УУД:

самосовершенствование через проведение личной рефлексии в рамках работы в группах.

Регулятивные УУД:

Адекватно определяют причины успешности и неуспешности деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности


Приложение 1

Карта успешности группы №___

Лидер группы_____________________________________________________

Фамилия, имя  учащегося

Метапредметные результаты:

Результат проекта

Всего баллов

Отметка

Уро

вень

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Базовый

Повышенный

Высокий

Лидер

Учитель

Умею ставить цели и распределять  своё время на уроке

Умею самостоятельно оценивать правильность выполненных заданий

Умею находить информацию и применять

Умеет выделять главное, логически рассуждать, делать выводы

Умеет отстаивать свою точку зрения

Умею сотрудничать

Участвует  в оформлении проекта и понимаю содержание

Свободно владеет темой проекта

Участвует в защите проекта, отвечает на вопросы по проекту

Максимальное количество баллов

2

2

2

6

max 12

1

1

1

1

1

1

1

2

3

1

2

3

4

5

6

Перевод полученных баллов за урок в пятибалльную систему:

10 - 12 баллов – «5» Высокий

7 - 9  баллов – «4» Повышенный

4 - 6  баллов –«3» Базовый

0 - 3 баллов – «2» Низкий

Приложение 2

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/216365/72f68f63-e2ee-4340-a6a6-65e1503e0cd4/s1200?webp=false

Вам уже известно, что семена красного цвета с генотипом АА.

Тогда проведите анализирующее скрещивание (для этого необходимо провести скрещивание с рецессивной особью)

Дано                                                         Решение

Сделайте вывод:

Генотип исследуемой особи _______________ по ______________ признаку. Расхождений _____ и все цветы получаются ______________ цвета. Это говорит о то, что семена ________________.

Приложение 3

https://c.wallhere.com/photos/1a/27/flowers-286690.jpg!d

Вам уже известно, что семена красного цвета с генотипом Аа.

Тогда проведите анализирующее скрещивание (для этого необходимо провести скрещивание с рецессивной особью)

Дано                                                         Решение

Сделайте вывод:

Генотип исследуемой особи _______________ . Расхождение  наблюдается в соотношении  _____ и все цветы получаются _______  и  _______ цвета. Это говорит о то, что семена ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Технологическая карта к уроку  № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...