Интеллектуальная игра "Экомир"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Ваганова Елена Родионовна

Внеклассное мероприятие рекомендуется использовать при проведени недели экологии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_ekologii.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по экологии

интеллектуальная игра «Экомир».

Цель: выявление и поддержка "одаренных" обучающихся в области биологии и экологии посредством создания условий для развития экологической культуры обучающихся, их познавательных интересов

Метапредметные задачи:

  1. Рaсширить интеллектуaльный кругoзoр учaщихся. 
  2. Сoздaть услoвия для рaзвития твoрческих спoсoбнoстей учaщихся, лoгическoгo мышления, внимaния, речи.
  3. Фoрмирoвaть умение для пoискa решения прoблемных ситуaций. 
  4. Сoздaть услoвия для фoрмирoвaния нaвыкoв oбщения и умения рaбoты в кoмaнде.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Станции игры», фломастеры, листы А3, маршрутные листы.

Плaн мерoприятия: 
1. Организационный момент. Вступление.
2. Предстaвление кoмaнд.

3. Разминка
4. Игра по станциям «Экомир»
5. Пoдведение итoгoв игры.
6. Награждение.

Хoд мерoприятия: 

  1. Oргaнизaциoнный мoмент. Вступление.

Дoбрый день, дoрoгие ребятa и увaжaемые гoсти! Мы приветствуем всех, ктo сегoдня с нaми. Вас ждет путешествие по станциям: «Лесная аптека», «Краснокнижные виды Югры», «ООПТ Советского района», «Творческая».

2. Представление команд.

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте познакомимся (представление команд: название команды, девиз, эмблема)

3. Разминка.

Все команды молодцы! Перед игрой я вам предлагаю провести небольшую разминку.

Задание 1 «Укажите пару пословицы или поговорки о природе, о поведении человеке»(на слайде)

  1. Что посеешь…
  2. Был бы лес…
  3. Кто не сажал дерева…
  4. Не беречь поросли…
  5. Возле леса жить …
  6. Кто любит земле кланяться …
  1. без добычи не останется. 
  2. соловьи прилетят.
  3. то и пожнёшь.
  4. голодному не быть.
  5. тому не лежать в тени.
  6. не видать и дерева.

Ответы:

1. Что посеешь, то и пожнёшь

2.Не беречь поросли, не видать и дерева.

3.Был бы лес, соловьи прилетят.

4.Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

5. Возле леса жить – голодному не быть.

6.Кто любит земле кланяться - без добычи не останется 

Задание 2. Юный натуралист при определении видов растений и животных допустил ошибки. Помогите ему разобраться (приложение 1)

Ответ: №1 башмачок крапчатый, №2 прострел желтеющий, №3 марьин корень или пион уклоняющийся, №4 кувшинка чисто-белая.

Ответ: №1 стерх или белый журавль, №3 краснозобая казарка

4.Игра по станциям «Экомир».

Капитаны команд получают маршрутные листы и по звонку расходятся по кабинетам. На каждой станции команды работают по 10 мин.

1 станция «Лесная аптека». Ребятам предлагается 6 фотографий лекарственных растений. Задание: назвать растение, дать краткую характеристику, указать целебные свойства и применение (приложение 2)

2 станция «Краснокнижные виды Югры». Ребята отвечают на вопросы, узнают на фото животных, занесенных в Красную книгу Югры (приложение 3)

 3 станция «ООПТ Советского района». Ребята отвечают на вопросы об ООПТ своего района (приложение 4)

  1. станция «Творческая». Ребята рисуют плакат на заданную тему об охране природы (выбор организатора игры)

5.Поведение итогов игры.

Вoт и зaкoнчилaсь нaшa игра. Нaдеемся, чтo она oстaвилa мaссу дoбрых и веселых впечaтлений. Нaстaлo время пoдведения итoгoв. Слoвo предoстaвляется жюри.

6. Награждение. Кaпитaны кoмaнд приглашаются на сцену для получения сертификатов и сладких призов.

Станция «Лесная аптека»

Зверобой (фото 1) - многолетнее растение, 25 - 40 см высоты.

Зверобой собирают, когда он полностью расцветет. Срезают его около земли, связывают в пучки и высушивают на воздухе в затененном месте.

Для наружного применения лучше употреблять масло из зверобоя. Его успешно используют как втирание при ревматизме, для заживления ран, облегчения болей при растяжении сухожилий, вывихах, при кровоизлияниях.

В народной медицине, как и в официальной, зверобой применяют прежде всего для обработки ран и лечения болей, затем при лечении болезней легких, желудка, кишечника и желчного пузыря, при поносах и нервных расстройствах. Используют в равной мере и чай, и масло, и спиртовую вытяжку (настойку), которую применяют для дезинфекции ран.

Побочные действия. Помимо того, что зверобой продырявленный усиливает чувствительность к свету - а, следовательно, при лечении травяным чаем или маслом нужно избегать прямых солнечных лучей, - при правильной дозировке никаких побочных действий не известно. Даже при длительном употреблении зверобой продырявленный переносится хорошо.

Кипрей узколистный (фото 2) - травянистый многолетник с толстым ползучим корневищем и простым стеблем высотой 60—150 см.

В народной медицине кипрей узколистный применяют для лечения золотухи, головной боли, отвар и настойку принимают при нарушении обмена веществ, желудочно-кишечных болезнях, как успокаивающее, при бессоннице, язвенной болезни желудка, при воспалениях уха, горла, носа. В тибетской медицине отвар травы кипрея используют как жаропонижающее, при золотухе, головных болях и как снотворное. Корневища иногда употребляют в пищу.

Ромашка аптечная (фото 3) – однолетнее растение с коротким корнем и стеблем 20-50см высоты. У ромашки собирают прежде всего соцветия, но для ванн берут также цветоносы и некоторую часть побегов с листьями. Так как качество ромашки в значительной мере зависит от времени сбора и типа сушки, необходимо быть очень аккуратным. Ромашковое масло получают путем перегонки с водяным паром.

Ромашка аптечная используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Ромашка приносит быстрое облегчение и "успокаивает" желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. Но и при хронических воспалительных состояниях слизистой оболочки желудка, даже при язве желудка, есть смысл рекомендовать курс лечения ромашковым чаем: 3 раза в день до еды пить чашку не подслащенного чая.

В качестве наружного средства ромашка - благодаря своим противовоспалительным свойствам - используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки аптечной или влажные компрессы на раны - столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла. Для борьбы с хроническим насморком, острыми и хроническими воспалениями слизистой оболочки носа и носоглотки, при воспалении придаточных полостей носа также очень хороши ромашковые паровые ванны.

Тысячелистник обыкновенный (фото 4) - многолетнее растение с ползучим корневищем. Заготавливают два вида лекарственного сырья — отдельно цветки (соцветия) тысячелистника и траву. Траву собирают в начальную фазу цветения (июнь — первая половина августа), срезая верхушки стеблей длиной до 15 см и с 1—3 стеблевыми листьями. При заготовке соцветий срезают отдельные цветочные корзинки тысячелистника обыкновенного или щитки со стеблем не длиннее 4 см. Недопустимо вырывать растения с корнем, что приводит к уничтожению зарослей. Сушат сырьё под навесом или в сушилках при температуре 50°C. Хранят лекарственное сырьё в хорошо укупоренной таре, вдали от пахучего сырья. Срок годности сырья 5 лет.

Наличие эфирного масла и горечей дает возможность причислять тысячелистник обыкновенный к ароматическим горечам, применяющимся как желудочное средство для возбуждения аппетита, при заболеваниях кишечника и желчных путей.

Шиповник коричный (фото 5)   - кустарник семейства розоцветных высотой до 2 м. Лекарственным сырьем служат плоды шиповника коричного, собирают их до заморозков при полной спелости. Укладывают в корзины небольшим слоем. Подмороженное сырье теряет свои лечебные свойства. В домашних условиях плоды сушат в сушилке или печи при температуре 90-100°С, не допуская подгорания. Правильно высушенное сырье должно иметь буровато-красный или желтый цвет. Хранят в закрытых банках или мешочках 2 года.

Препараты шиповника коричного обладают желчегонным, противовоспалительным, мочегонным действием, улучшают окислительно-восстановительные процессы в организме, усиливают синтез гормонов, активность ферментов, обновление тканей, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Шиповник применяют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, трофических язвах, авитаминозе, для профилактики и лечения гипертонической болезни и атеросклероза, при различных острых и хронических заболеваниях, сопровождающихся потерей витамина С, особенно в детском и пожилом возрасте. Используют как желчегонное и общеукрепляющее средство при инфекционных заболеваниях, малокровии, переломах костей, улучшения сна, лечения мочекаменной болезни и воспаления слизистой оболочки желудка.

Клюква (фото 6) - вечнозеленый, стелющийся, мелкий полукустарничек. В качестве лекарственного сырья используют зрелые ягоды. Клюкву собирают осенью в три срока. В сентябре ягода твердая, но при хранении дозревает и размягчается; ее можно хранить всю зиму, залив холодной водой. При наступлении заморозков воду сливают, замораживают и хранят в бочках, ящиках на холоде. Подснежная клюква, собираемая после таяния снега, ранней весной, более сладкая вследствие уменьшения кислотности, но сохраняется недолго.

Клюкву применяют в народной медицине как противоцинготное, противовоспалительное, мочегонное, противомикробное средство. Применяют также для лечения заболеваний почек, мочевыводящих путей и мочевого пузыря, при простудных заболеваниях, ангине, бронхите. Также при анемии и как профилактическое средство, предупреждающее образование камней в почках. Ягоды клюквы полезны для улучшения аппетита, усвоения пищи, выделения желудочного сока и сока поджелудочной железы, деятельности кишечника, повышают эластичность, прочность стенок кровеносных капилляров.

Существуют и противопоказания по препаратам из клюквы – это острые воспалительные заболевания желудка, кишечника, печени, обострение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Станция «Краснокнижные виды Югры»

Животные.

1.Единственный вид хищного зверя семейства куньих? (Росомаха)

2.Единственное млекопитающее занесенное в Красную книгу ХМАО –Югры? (Западно-сибирский речной бобр)

3. Единственный представитель семейства кошачьих, обитающий на территории ХМАО. (Рысь)

4. Почему лося называют «сохатый»?  (Его рога напоминают соху- орудие предков для вспашки земли)

Птицы

1. Священная птица – счастья у народов ханты-манси? Вид, находящийся под угрозой исчезновения.  (Журавль-стерх)

2. Эта птица из отряда соколообразных, обитает только возле чистых, крупных водоемов, богатых рыбой. (Скопа)

3.У этой краснокнижной птицы размах крыльев составляет до 2,5 м, вес 4-6 кг.  (Орлан белохвост)

4. Самый крупный дятел наших лесов.  (Дятел-желна или черный дятел)

5.Какие 5 видов редких птиц встречаются на территории природного парка «Кондинские озера»? (краснозобая казарка, сапсан, орлан-белохвост, скопа, беркут)

6. Самая крупная сова нашей местности. (Филин)

7.Эта птица с длинной шеей встречается в Советском районе только в долине реки Конды. (Серый журавль)

Рыбы.

  1. Сколько всего видов рыб занесено Красную книгу ХМАО? (2 вида)
  2. Назовите виды рыб, занесенных Красную книгу ХМАО (Обыкновенный таймень и сибирский осетр).
  3. Вес этой рыбы может достигать до 70 кг, обитает в чистых реках с быстрым течением. (Таймень)
  4. Масса тела этой рыбы достигает до 200 кг. (Сибирский осетр)

Насекомые.

  1. Сколько всего видов насекомых занесено Красную книгу ХМАО? (6 видов)
  2. Назовите   2 вида жуков, занесенных в Красную книгу ХМАО. (Щитовка большая, жук майка синяя)
  3. Назовите   4 вида бабочек, занесенных в Красную книгу ХМАО (Трифиза восточная, чернушка мраморная, чернушка Эдда, Махаон)
  4. У этой крупной, реликтовой бабочки   очень необычный красивый  рисунок крыльев.  (Махаон)

Станция «ООПТ Советского района».

Задания.

1.Символ заповедника Малая Сосьва (североазиатский речной бобр)

2.Охраняемые территории Советского района (заповедник Малая Сосьва, заказник Верхнекондинский, природный парк Кондинские озера)

3.Заповедники округа (Малая Сосьва, Юганский)

4.Год основания заповедника Малая Сосьва (1976 г)

5. Чье имя носит заповедник «Малая Сосьва» (В.В.Раевский, с 2017 года)

6.Основные задачи заповедника «Малая Сосьва» (охрана заповедной территории в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, экологическое просвещение и природоохранная пропаганда среди населения, сохранение, изучение и восстановление популяции аборигенного западносибирского речного бобра)

7. Самые распространённое растения наших лесов (брусника, багульник)

8. Какое растение называют «Кипарисом» северных лесов (можжевельник)

9.Какое дерево у Ханты и Манси считается священным (береза)

10.Это растение легко спутать с брусникой, его называют «медвежья ягода» (толокнянка)

11.Какие реликтовые растения растут в заповеднике Малая Сосьва (астрагал, кизильник, пухонос альпийский, камнеломка болотная, горец живородящий, вероника колосистая, песчанка узколистная, картуза матиола).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...