РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Базанова Валентина Леонидовна

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей)  программы естественнонаучной направленности  кружка «Увлекательный мир растений» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

                                                                                                 Согласовано

Заместитель директора

___________ И.А. Байко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной общеобразовательной

 (общеразвивающей)  программы

естественнонаучнойнаправленности

 кружка «Увлекательный мир растений»

на 2017 – 2018 учебный год

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД

Возрастной состав 11-12 лет

 Разработчик:

Базанова Валентина Леонидовна,

 учитель высшей квалификационной категории

г. Кстово

     2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Зеленая планета» имеет естественнонаучную направленность.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:

  • практическая направленность;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие самостоятельности у школьников;
  • создание условий для получения подростками практического опыта, необходимого для жизни в современном обществе;
  • оздоровление подростков и закрепление жизненно важных навыков.

Актуальность

Понимание современных проблем экологии, осознание их значимости, как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности, стремление принимать личное участие в декоративном оформлении пришкольного участка, стремление творить красоту.

Программа составлена для учащихся 11- 12 лет.

Объем программы – 36 часов.

Основные формы проведения занятий: индивидуальные и групповые, так же используются комбинированные занятия.

Виды занятий:

  • Практическая работа;
  • Самостоятельная работа;
  • Создание и защита проектов.

Срок освоения программы – 1 год.

Режим работы кружка - 1 час в неделю по 45 минут (всего 36 часов).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе, активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, вовлечение их в исследовательскую эколого-биологическую деятельность на основе развития научного мышления, исследования мира растений и практической деятельности по уходу и разведению растений, фитодизайну, творческого подхода к изучаемым вопросам.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать основы экологической грамотности, осознания целостности окружающего мира;
  • научить навыкам работы с различными природными материалами;
  • научить правилам составления композиций;
  • развивать навыки работы над проектами;

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к природе через действенное взаимоотношение с ней;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, умение довести начатое дело до конца;
  • воспитывать нравственные и личные качества: взаимопомощь, взаимовыручка.

Развивающие:

  • развитие способностей нравственно-эстетического восприятия внешней среды,
  • развивать духовные и психологические качества личности, способной поступать по совести в общении с природой и людьми.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • правила безопасной работы при работе на пришкольном участке и в зимнем саду;
  • биологические особенности, агротехнику выращивания декоративных растений;
  • биологические особенности, правила содержания и уход за комнатными растениями;
  • лекарственные растения, встречаемые в Нижегородской области, их использование человеком.

УМЕТЬ:

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
  • применять биологические знания для конструирования здоровой окружающей среды;
  • применять знания по уходу за растениями;
  • работать в группе;
  • исследовать и анализировать биологические объекты и системы;

Личностные результаты:

-культура дискуссии и сетевого взаимодействия, умение продуктивно общаться;

-формирование потребности познавать окружающую среду;

-ответственное отношение к проблеме сохранения природной среды;

-мотивация ребенка к познанию и творчеству;

 -готовность работать в группе и самостоятельно;

-освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;

Метапредметные результаты:

-умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации;

-овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи деятельности;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

-способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

-готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Предметные результаты:

- умения исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;

-владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

-умение применять биологические знания для конструирования здоровой окружающей среды;

-владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

-участие в конференциях, конкурсах, реализация проектной деятельности в области озеленения.

Тематическое планирование

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы кружка «Увлекательный мир растений»

на 2017 – 2018 учебный год

Темы

Дата

Теория (кол-во часов)

Практика (кол-во часов)

Всего часов

Форма контроля

Методическое обеспечение

план

факт

Раздел 1. Введение. Осенние работы. (8ч)

  1. Вводное занятие.

1

0

1

Устный опрос

Презентация по теме

  1. Экскурсия на пришкольный участок.

0

1

1

отчет

Наблюдения, беседа

  1. Осенние работы на участке. Практическая работа №1 Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.

0

1

1

Практическая работа

Хоз.инвентарь

  1. Викторина «Здоровье в саду и на грядке»

1

0

1

викторина

Презентация по теме

  1. Осенние работы в зимнем саду.

0

1

1

Практическая работа

Хоз.инвентарь

  1. Осенние работы на участке. Практическая работа №2 Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.

0

1

1

Практическая работа

Хоз.инвентарь

  1. Осенние работы на участке. Практическая работа №3 Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.

0

1

1

Практическая работа

Хоз.инвентарь

  1. Осенние работы в зимнем саду. Практическая работа №4Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в зимнем саду.

0

1

1

Практическая работа

Хоз.инвентарь

Итого

2

6

8

Раздел 2. Изучение биологических особенностей, агротехники декоративных растений. Эколого-социальный проект «Мойцветок». Цветы - радость жизни(13ч)

Эколого-социальный проект «Мой цветок». Цветы - радость жизни

2.1. Биологические особенности однолетних и двулетних цветочно-декоративных растений.

1

0

1

Устный опрос

Презентация по теме

2.2.Биологические особенности многолетних цветочно - декоративных растений.

1

0

1

Устный опрос

Презентация по теме

2.3 Викторина «Цветоводство»

1

0

1

викторина

Презентация по теме

2.4.Легенды о цветах.

1

0

1

Творческое задание

Презентация по теме

2.5.Биологическая игра «Бой цветов»

1

0

1

игра

Презентация по теме

2.6 Практическая работа №5 Составление альбома пословиц, поговорок, загадок, стихов, сказок о цветах.

0

1

1

Защита проекта

Альбом, фломастеры

Эколого – социальный проект «Мое дерево».

2.7 Зимняя экскурсия на пришкольный участок. Практическая работа №6  Определение дерева по силуэту.

0

1

1

Практическая работа

Хоз.инвентарь

2.8 Практическая работа №7 Составление паспортов деревьев, растущих на пришкольном участке.

0

1

1

Практическая работа

Бумага, картон, фломастеры

2.9 Биологические особенности древесных  и плодово - ягодных растений.

1

0

1

Устный опрос

Презентация по теме

2.10 Легенды о деревьях и кустарниках.

1

0

1

Творческое задание

Презентация по теме

2.11 Эколого - познавательная игра «Лесные великаны»

1

0

1

конкурс

Презентация по теме

2.12 Практическая работа №8 Составление альбома пословиц, поговорок, загадок, стихов, сказок о деревьях и кустарниках.

0

1

1

Защита проекта

Альбом, фломастеры

2.13 Операция «Ель».

Конкурс листовок, плакатов, стихов, сказок в защиту ели.

0

1

1

конкурс

Презентация по теме

Итого

8

5

13

Раздел 3. Биология комнатных растений (2ч)

3.1. Биология комнатных растений.

1

0

1

Устный опрос

Презентация по теме

3.2. Практическая работа №9

Составление этикеток для комнатных растений.

0

1

1

Устный опрос

Презентация по теме

Итого

1

1

2

Раздел 4. Биология лекарственных растений (2ч)

4.1 Биология лекарственных растений.

1

0

1

Устный опрос

Презентация по теме

4.2 Практическая работа №10

Составление альбома лекарственных растений.

0

1

1

Устный опрос

Презентация по теме

Итого

1

1

2

Раздел 5. Весенние работы (10 ч)

5.1 Практическая работа № 11  

Семена цветочных растений и подготовка их к посеву.

0

1

1

Практическая работа

Презентация по теме

5.2 Викторина «Знаете ли Вы?»

1

0

1

Устный опрос,

Презентация по теме,

5.3 Весна в природе. Экскурсия в весенний лес.

0

1

1

отчет

Презентация по теме

5.4 Берегите первоцветы.

1

0

1

Устный опрос

Презентация по теме

5.5 Операция «Первоцветы»

0

1

1

Устный опрос

Презентация по теме

5.6 Акция «Озелени свой класс» Практическая работа №12 Пересадка комнатных растений.

0

1

1

Практическая работа

Презентация по теме

5.7 Весенние палы.

Районный конкурс рисунков, плакатов, листовок.

0

1

1

Творческое задание

Рисунки, плакаты

5.8 Практическая работа №13 Наблюдение за появлением всходов цветковых  растений, их подкормка, проведение опытов.

0

1

1

Практическая работа

Хоз.инвентарь

5.9 Весенние работы на пришкольном участке.

0

1

1

Практическая работа

Хоз.инвентарь

5.10 Презентация проектов

0

1

1

Презентация проектов

Итоговая защита

проектов

Итого

2

8

10

Раздел 6. Повторение (1ч)

6.1. Подведение итогов

0

1

1

Устный опрос

Презентация

Итого

1

0

1

Итого часов по программе

15

21

36


Календарный учебный график на 2017 – 2018 год

Год обучения с 1 сентября по 26 мая

Год обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего учебных недель

Всего часов попрограмме

Недели обучения

01.09.17 – 02.09.17

04.09.17 – 09.09.17

11.09.17 – 16.09.17

18.09.17 – 23.09.17

25.09.17 – 30.09.17

02.10.17 – 07.10.17

09.10.17 – 14.10.17

16.10.17 – 21.10.17

23.10.17 – 28.10.17

30.10.17– 04.11.17

06.11.17 – 11.11.17

13.11.17 – 18.11.17

20.11.17 – 25.11.17

27.11.17 – 02.12.17

04.12.17 – 09.12.17

11.12.17 – 16.12.17

18.12.17 – 23.12.17

25.12.17 – 30.12.17

01.01.18 – 06.01.18

08.01.18 – 13.01.18

15.01.18 – 20.01.18

22.01.18 – 27.01.18

29.01.18 – 03.02.18

05.02.18 – 10.02.18

12.02.18 – 17.02.18

19.02.18 – 24.02.18

26.02.18 – 03.03.18

05.03.18 – 10.03.18

12.03.18 – 17.03.18

19.03.18 – 24.03.18

26.03.18 – 31.03.18

02.04.18 – 07.04.18

09.04.18 – 14.04.18

16.04.18 – 21.04.18

23.04.18 – 28.04.18

30.04.18 – 05.05.18

07.05.18 – 12.05.18

14.05.18 – 19.05.18

21.05.18 – 26.05.18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

к

10

11

12

13

14

15

16

17

к

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29к

30

31

32

33

34

35

36

37

37

36

1-й год обучения

Конт

Практ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

Теория

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

Промежуточная и итоговая аттестация

1

1

Каникулярный период

Занятия, не

предусмотренные

расписанием

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы кружка «Увлекательный мир растений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта....

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по мини-футболу

В данной программе представленны основные темы каждого занятия в секции,которая  расчитанна на 108 часов (с учетом выходных дней и канникул) в год....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»

Представлена ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественнонаучной направленности  кружка «Увлекательный мир растений»...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Увлекательный мир химии» «Точка Роста»

Данная программа «Увлекательный мир химии» создана с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Она ориентирован на учащихся 12-15 лет, то есть такого возраста, ко...