РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Карахтанова Нина Николаевна

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта.

          В рамках данной программы учащиеся знакомятся с такими видами   деятельности как доклад, реферат, исследовательская работа, проект, круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных этапов учебных исследований, школьные научные чтения, предзащита завершенных исследовательских и проектных работ, итоговая конференция.   На занятиях учащиеся получают знания и практические навыки  по защите тем и паспортов проектных и исследовательских  работ, планированию исследовательской деятельности, составлению библиографии, анализа различных видов источников, устной защите завершенных исследовательских работ, составления рецензии, оформления данных работ.

Программа  построена на основе уже  существующих рекомендаций опытных  педагогов. 

Список литературы для педагога:

1.                Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать.- М.:Знание, 1981.

2.                Введение метода проектов  в образовательный процесс: Рекомендации. – Самара: Изд-во ЦПО, 2003.

3.                Воровщиков С.Г.  Новожилова М.М.  Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М, 2006

4.                Голуб Г.Б. Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во ЦПО, 2003.

5.                Ковалева Г.С., Красновский ЭЭ. И  др. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000 // Школьные  технологии.-2003.-№5

6.                Невис Э. Организационное консультирование: Пер. с англ. – СПб: «Издательство Пирожкова», 2002.-(Серия «Новый импульс»).

7.                Новожилова М.М. Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование :от замысла к открытию. М.:5за зания-2011.

8.                Рефлексивная организация проектного мышления/И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, А.В. Советов.-Новосибирск, 1990.

9.                 Сергеева И.С. Как  организовать проектную деятельность учащегося: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 276

Красносельского района

Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим Советом         Приказом № 100-у от 31.08.2015 г.

ГБОУ СОШ №  276                                  Директор школы ГБОУ СОШ № 276

Решение от 27 августа 2015 г.                _____________ Ненахов Е.А.

Протокол № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

«Проектная деятельность: от замысла к успеху»

Год обучения 1 год 

Номер группы (номера групп) 1

Возраст учащихся: 14- 18 лет

Автор -  составитель:

педагог дополнительного образования

Карахтанова Нина  Николаевна

Санкт-Петербург

2015

 Пояснительная записка

Программа « Проектно-исследовательская деятельность: от  замысла к открытию» имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна, актуальность

        Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта.

          В рамках данной программы учащиеся знакомятся с такими видами   деятельности как доклад, реферат, исследовательская работа, проект, круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных этапов учебных исследований, школьные научные чтения, предзащита завершенных исследовательских и проектных работ, итоговая конференция.   На занятиях учащиеся получают знания и практические навыки  по защите тем и паспортов проектных и исследовательских  работ, планированию исследовательской деятельности, составлению библиографии, анализа различных видов источников, устной защите завершенных исследовательских работ, составления рецензии, оформления данных работ.

          Интерес общества к  проектной и исследовательской   деятельности сейчас очень велик. Интенсивность развития науки, техники, искусств будет только  нарастать. Участие в проектной и исследовательской деятельности  предоставляет учащимся возможность  почувствовать себя исследователем, самостоятельно  докопаться  до истины, на практике применять научные методы  познания реальности, почувствовать вкус созидательной  деятельности.

Занятие проектной  деятельностью формирует у учащихся  учебно-познавательную компетентность. Учебно-познавательная компетентность необходима нашим ученикам не только для того, что успешно учиться в школе сегодня. Она нужна для того, чтобы получить  высшее образование, затем овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, а в случае необходимости  не единожды сменить  специальность. Вся наша жизнь – это череда решений нестандартных производственных и житейских проблем. Успешное преодоление этих преград постоянно требует новых знаний и умений, которые можно приобрести только в процессе учения. Учение является  приоритетным способом существования человека сегодня. Таким образом, только человек, понимающий это,  может быть успешным и конкурентоспособным в жизни.

                  Образовательный заказ успешных родителей заключается не просто  в изучении математики, физики, литературы, а в первую очередь, в расширении, усложнении индивидуальных познавательных  ресурсов  их детей в процессе овладения той или  иной учебной дисциплиной. Очевидно, что эффективен не тот,   кто просто много знает, а тот, кто владеет  инструментами приобретения, организации и применения из различных источников информации.          

Актуальность курса заключается в очевидной необходимости формирования и удовлетворения учебно-познавательной потребности учащихся - будущих студентов профильных средних – профессиональных и   высших учебных заведений.        Учащиеся находятся в условиях быстрого роста объема знаний. Увеличивается количество часов гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

Снижается преобразующая предметно-практическая деятельность учащихся.  В таких условиях возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ проектной и исследовательской деятельности.

          В последнее время утрачиваются такие понятия, как  самостоятельное исследование.  Принимая философию каждый сам за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заражается энергией разрушения. В таких условиях легко потерять почву под ногами. Встает педагогическая и психологическая проблема – адаптация детей в окружающем мире. Как помочь ребенку? Увлекая ребенка проектно-исследовательской деятельностью, активизируя творческий поиск, программа способствует решению этой проблемы.

Педагогическая целесообразность 

изучаемого курса заключается в развитии природных задатков детей, реализации их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности. Виды и формы индивидуальной и коллективно-групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский.  

Цель и задачи программы.

         Главная   цель программы -  обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

        Воспитание потребности у учащихся дальнейшего личностного и творческого роста, помощь в  открытии  детям радости созидания,  показ возможных дальнейших образовательных маршрутов в области гуманитарных предметов: истории, обществознания, истории и культуры Санкт-Петербурга.

           Целью проектной деятельности является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

-способствовать целостному  освоению основных теоретических, технологических, аксеологических  позиции         культуры исследовательской деятельности  учащихся;

-адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

-проявлять социальную ответственность;

-самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

-конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

-генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-формирование у учащихся опыта применения на практике усвоенных знаний и умений по корректному осуществлению учебного исследования;

-формирование у учащихся ключевых позиций культуры исследовательской и проектной деятельности.

Шагами к достижению цели программы служат задачи образовательные, развивающие и воспитательные.

  Образовательные задачи:

  1. Сформировать основы  знаний  у  учащихся по теории  исследовательской  деятельности. Сформировать знания ценностно-нормативного характера, отражающие понимание смысла исследовательской  деятельности «знаю- зачем».
  2. Сформировать представления  о месте исследований, анализа материала, проектов в жизни человечества. Сформировать знания декларативного характера, отражающие владение информацией о содержании формах, историческом развитии  теории и практики исследования «знаю- что».
  3. Обучить  структуре  выполнения нескольких видов проектов: исследовательские работы, доклады, рефераты, защита работы, паспорт работы. Обучить процедуре, отражающей представление о методах и приемах исследования, применяемых при решении стандартных и нестандартных познавательных проблемах «знаю - как».
  4. Обучить  приёмам  работы  с различными  источниками  информации: текстовыми документами, картографическими, иллюстративными.
  5. Обучить  различным приемам поиска нужной информации  в архивных и музейных коллекциях, Web-сайтах.

 

 Развивающие задачи:

1.Развитие учебно-управленческого умения, обеспечивающего планирование, организацию, контроль, регулирование и самоанализ исследовательской деятельности учащихся.

2. Развитие творческих способностей и образного мышления.

3. Развитие учебно-логического умения, обеспечивающего четкую структуру содержания процесса постановки и решения познавательных проблем в ходе учебного исследования.

4.Развитие учебно-информационного умения, обеспечивающего нахождение, переработку и использование информации для решения познавательных проблем в ходе учебного исследования.

5. Развитие опыта  творческой  деятельности в форме умений принимать эффективные решения в стандартных и нестандартных познавательных проблемных ситуациях при осуществлении учебного исследования.

Развитие умения   определять познавательные проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать постоянное  стремление к истине в учебном исследовании.

2. Воспитание привычки  работы в коллективе, оказание взаимопомощи, умения выслушать чужое мнение при решении сложных познавательных проблем.

3. Воспитание умения преодолевать трудности и довести начатое дело до конца. Принятие важности продуктивности каждого этапа учебного исследования.

4.Воспитывать осознание важности деятельностного характера учебного исследования.

5. Воспитание творческого  подхода к решению познавательных проблем.

 Срок реализации программы -1 год (144 часа).

 Возраст детей     14 – 18  лет.

  Форма и режим занятий.  

 По расписанию занятия проводятся  первый  год обучения 4 раза в неделю продолжительностью по 1  часу или 2 раза по 2 часа.

    В связи    с метапредметным характером курса его учебная программа предусматривает более гибкий характер содержания, возможность его оперативной перекомпоновки: направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся совместно с руководителем проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся.

Форма проведения занятий.

    В связи с данными  этапами работы предусматривается  организация занятий  в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: групповая  и индивидуальная.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Владение учащимися культурой проектной и исследовательской деятельности означает, что он освоил совокупность сложных умений, позволяющую эффективно осуществлять учебное исследование:

  • умения формулировать познавательную проблему исследования, определять ее внешние границы, разработанность, перспективность, социальную  значимость;
  • умения формулировать цели исследования по решению проблемы как  достижения новых состояний в каком – либо звене исследовательского процесса или  как  результата преодоления противоречий между социальным и асоциальным, нравственным и безнравственным, описывать нормативный результат;
  • умения выдвигать гипотезы исследования;
  • умения ставить задачи исследования;
  • умения планировать исследовательскую работу;
  • умения изучать теоретическую информацию, связанную с решаемой проблемой;
  • умения осуществлять при необходимости экспериментальную работу, т.е. подбирать соответствующие методики эксперимента и техники регистрации текущих событий экспериментального процесса; выделять этапы эксперимента; собирать собственный материал, анализировать его, сравнивать и т.д., делать выводы на основании  исследований в соответствии с выдвинутой гипотезой;
  • умения представлять данные исследовательской работы в обобщенном, структурированном виде в форме письменного текста;
  • умения объективно оценивать процесс, промежуточные и конечные результаты учебного исследования, в том числе и социально - нравственных позиций;
  • умения презентовать и защищать результаты исследовательской и проектной работы.

Формы контроля.

Обучающиеся обязаны в течение года подготовить, реализовать и защитить один – два   проекта.

Групповые  предусматривают занятия в следующих видах:

- теоретические  занятия, в которых  учитель поэтапно объясняет новый материал по процессу работы  над проектами и показывает требования к ним;

-лабораторные  занятия, в которых учащиеся работают над данными этапами  с  документальным, текстовым, иллюстративным, музейным и архивным материалами;

-практические занятия, набор  материала для проекта и консультации по  подобранному  материалу;

-оформительские  занятия, в которых учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере оформление поэтапное  проекта, консультируются у учителя.

Формами отчетности проектной деятельности являются оформленные  по  всем  стандартным  правилам исследовательские работы (объемом 15-25 страниц),  к ним презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д. Они  публично  защищаются  во время научно-практической  конференции внутри  школы или на внешкольных конкурсах в течение  года.

Виды  проектов по срокам  создания:

а) краткосрочные, б) среднесрочные и в)долгосрочные.

    Частью проектов   являются  следующие  виды  работ, которые  учитель  может  использовать  как  этапы  для  подготовки  учащихся  к  освоению  проектной  деятельности:

  1. Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определенной темой (проблемой), дать общую информацию.
  2. Реферат - творческая  работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное  исследование определенной темы, проблемы.
  3. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но  только как способов достижения результата проекта.

Проекты могут быть разных видов:

  1. -исследовательские   (деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным результатом)
  2. -информационные (работа с информацией о каком-либо объекте, исторической  личности, процессе, их анализ и обобщение для широкой аудитории);
  3. -прикладные (когда с самого начала работы обозначен результат деятельности).  Это могут быть: документ, созданный на основе полученных результатов исследования,  маршрут с  заданиями тематического  путешествия по Санкт – Петербургу, Красному Селу и их окрестностям на местности,   биографический словарь исторических  деятелей, связанных  с определенной  темой, учебное пособие, мультимедийный сборник и т.д.);
  4.  - экспериментально – творческие(иначе их называют креативные)
  5. -проблемно – реферативные работы

  1. социальные (в ходе реализации, которых проводятся акции, мероприятия социальной направленности).

   Проект может быть индивидуальным  или групповым. При выполнении учебного проекта      допускается соавторство  не более трёх человек. При выполнении проекта социальной направленности количество соавторов не ограничено.

Этапы работы над проектом:

Этап  работы над проектом

Содержание этапов  работы над проектом

Рекомендованные  сроки

Подготовительный

  1. Выбор  темы   и  ее формулировка
  2. Выбор   целей работы, определение объекта исследования
  3. Отбор И ОБЗОР  литературы и  источников ПАСПОРТ

Сентябрь-октябрь

Проектировочный

  1. Составление плана
  2. Планируется деятельность, распределяются задания
  3. Изучается  объект  исследования

Ноябрь- декабрь

Практически - аналитический

  1. Сбор информации
  2. Формирование и оформление частей проекта
  3. Накопление фактического материала
  4. Письменное  изложение результатов работы
  5. Оформление ПРОЕКТА по требованиям

Сентябрь-апрель

Заключительный  

  1. Защита  проекта и его оценка.
  2. Устное выступление с защитой ПРОЕКТА

Апрель-май

   

В процессе разработки проекта могут использоваться различные инструментальные программные средства и приложения: системы программирования, системы обработки графики и подготовки презентаций, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, средства разработки Web-сайтов и др.

В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта.

Первый контроль осуществляется после прохождения теоретической части (цель контроля: качество усвоения теории создания проекта) и оценивается «зачтено – не зачтено».  

В течение работы над учебным проектом контроль за ходом выполнения осуществляется два раза (примерно в январе и в марте), в ходе которого обучающиеся совместно с руководителем представляют рабочие материалы и проделанную работу (оценивается «зачтено - незачтено»).

Во время ученической научно-практической конференции работу оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги – независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в области выполнения проектов и имеющие опыт  защиты проектов на других конференциях.

Защита проекта оценивается по пятибалльной (от 0 до 5 баллов) системе при выполнении обязательных условий: наличии рецензии на проект, наличии письменного варианта проекта (или другой формы отчётности), оформленного в соответствии с требованиями,  и наличии рабочих материалов (в бумажном, электронном   и т.д. виде).  При невыполнении условий отметка снижается как минимум на балл.


Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

1.

Введение. Техника безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.

1

0

0

Этап подготовительный: барьер и трамплин исследования.

11

35

46

2.

Вводное занятие. Что такое проект. Виды проектов. Стандарты  оформления работы.

3

3

6

3.

Обзор  конкурсов. Знакомство с их требованиями. Планирование сроков участия в конкурсах в первый год обучения.  

1

0

0

4.

Тема проекта. Выбор темы. Актуальность.  Оформление во вступлении актуальность выбранной темы. Выбор вида проекта.  Чтение  докладов по выбранным темам.

Текущий контроль

1

6

7

5.

Консультация по выбору темы

0

4

4

6.

Цели проекта. Объект и предмет  исследования. Формулирование гипотезы.  Оформление  во вступлении целей  и задач работы. Заполнение паспорта работы.

2

6

8

7.

Консультирование: объект, предмет исследования

Текущий контроль

0

2

2

8.

Консультация по оформлению вступления

Текущий контроль по оформлению вступления к работе.

0

4

4

9.

Виды литературных источников. Поиск и обзор литературы  по индивидуальным темам. Экскурсия  в РНПБ

4

6

10

10.

Консультация: обзор литературы по темам.

Зачет. Представление паспорта исследовательской работы.  

0

4

4

Этап проектировочный. Работа над перовой главой исследования.

3

6

9

11.

Планирование исследовательской работы.

3

3

6

12.

Консультирование: планирование

Зачет. Глава 1.

0

3

3

Этап практически – аналитический.

3

9

12

13.

Методы исследования, их разнообразие.  Подбор необходимых методов  исследования для индивидуальной темы.

3

5

8

14.

Консультирование: методы исследования

Текущий контроль

0

4

4

Работа с различными методами исследования. Работа над второй главой  исследования. Создание приложений.

11

21

32

15.

Источники. Анализ  текстовых документов. Архивы. Работа с архивными  материалами. Экскурсия в архив.

 Текущий контроль

4

6

10

16.

Иллюстративные  источники. Анализ  иллюстраций и живописных произведений. Экскурсия в Русский музей или  Эрмитаж.   

Текущий контроль

3

5

8

17.

Анализ картографических источников. Экскурсия в музей с картографическими  источниками  по темам  исследования.

2

4

6

18.

Анализ  и подборка краеведческого материала. Экскурсия в краеведческий  музей по темам  исследования.  Текущий контроль.Зачет. Представление  главы 2.

2

6

8

Этап подготовки к защите  исследования.

7

21

28

19.

Заключение. Работа над  структурой и оформлением исследования.  Работа над списком источников информации.   Библиография. Сноски. Оформление сносок. Текущий контроль

2

2

4

20.

Консультирование по результатам

0

4

4

21.

Работа над содержанием исследования.

Презентация проекта.

Текущий контроль

2

4

6

22.

Составление тезисов и рецензий. Редактирование тезисов и демонстрационных  материалов

Текущий контроль

1

3

4

23.

Составление защитного слова 

Текущий контроль

2

2

4

24.

Консультации по оформлению работ

0

4

4

25.

Зачетная работа. Итоговый  контроль.

0

2

2

Этап  защиты работы.

4

6

10

26.

Особенности  защиты работы на итоговых конференциях. Отчетная конференция

2

2

4

27.

Отчетная конференция. Подведение итогов.

2

4

6

28.

 Экспертная оценка работ. Вручение грамот.

2

2

29.

Экскурсия в Музей ученого Менделеева Д.И. и СПБГУ.

2

2

2

30.

Резерв

Итого

44 ч.

100 ч.

144ч.

Методическое обеспечение программы

Раздел программы

Форма занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

Занятий

Форма подведения итогов

1.

Введение. Техника безопасности.

Этап подготовительный: барьер и трамплин исследования

2.

Вводное занятие.

Что такое проект. Виды проектов.

Стандарты  оформления работы.

Лекции

Инструкции по технике безопасности

Памятки, иллюстрации

Знакомство с образцами

системы обработки графики и подготовки презентаций, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных.

Опрос устный

По понятиям, по структуре

Решение практической задачи.

3.

Обзор  конкурсов. Знакомство с их требованиями. Планирование сроков участия в конкурсах в первый год обучения.  

Беседы

Виды конкурсов-интернет

интернет

4.

Тема проекта. Выбор темы. Выбор вида проекта.  Актуальность.  Оформление во вступлении актуальность выбранной темы. Чтение  докладов по выбранным темам.

Лекции

Беседы

Знакомство с образцами

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

интернет

понятия

Выполнение этапа работы

Чтение  докладов по выбранным темам

5.

Консультация по выбору темы

Беседы

Правка работы

Выполнение этапа работы

6.

Цели проекта. Объект и предмет  исследования.  Оформление  во вступлении целей работы.

Лекции

Практическая работа

Знакомство с образцами

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных

понятия

Выполнение этапа работы

7.

Консультирование: цель, задачи объект, предмет исследования

Беседы

Правка работы

понятия

Выполнение этапа работы

8.

Консультация по оформлению вступления

Беседы

Правка работы

понятия

Выполнение этапа работы

9.

Поиск и обзор литературы по индивидуальным темам. Оформление  библиографии.

Лекции

Практическая работа

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентацииЗнакомство с образцами

текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных

Экскурсия  в РНПБ

понятия

Выполнение этапа работы

Доклады по библиографии

10.

Консультация: Обзор литературы по темам

Беседы

Правка работы

понятия

Выполнение этапа работы.

Зачет. Представление паспорта исследовательской и проектной работы.

Этап проектировочный: работа над первой главой исследования.

11.

Планирование исследовательской работы.

Лекции

Беседы

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

Знакомство с образцами

интернет

понятия

Выполнение этапа работы

12.

Консультирование: планирование

Беседы

Правка работы

Зачет. Глава 1.

понятия

Выполнение этапа работы

 

Этап практически – аналитический.

13.

Методы исследования, их разнообразие.  Подбор необходимых методов  исследования для индивидуальной темы. Паспорт исследовательской  работы.

Лекции

Беседы

Практическая работа

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

Знакомство с образцами

интернет

понятия

Выполнение этапа работы

14.

Консультирование: методы исследования

Беседы

Правка работы

понятия

Выполнение этапа работы

 Работа с различными методами исследования. Работа над второй главой исследования. Создание приложений.

15.

Источники. Анализ текстовых документов. Архивы.

Беседы

Практическая работа

Методическая литература,

Интернет.

системы управления базами данных.

Экскурсия в архив.

понятия

Выполнение этапа работы: оформление анализа источников

16.

Иллюстративные  источники. Анализ  иллюстраций и живописных произведений.

Лекции

Беседы

Практическая работа

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

Знакомство с образцами

Иллюстративные  и живописные источники по темам   проектов;

системы обработки графики.

Экскурсия в Русский музей или  Эрмитаж.  

понятия

Выполнение этапа работы: оформление анализа источников

17.

Анализ картографических источников.

Лекции

Практическая работа

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

Знакомство с образцами

Картографические  источники

Экскурсия в музей с картографическими  источниками  по темам  исследования.

понятия

Выполнение этапа работы: оформление анализа источников

18.

Анализ  и подборка краеведческого материала.

Лекции

Практическая работа

Знакомство с образцами

Краеведческие  сборники.

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

Краеведческие источники  по  теме  проектов.

Текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных .Экскурсия в краеведческий музей по инд. Темам.

понятия

Выполнение этапа работы: оформление анализа источников

Этап подготовки к защите исследования.

19.

Заключение.

Список источников. библиография.

Сноски. Оформление сносок.

Структура и оформление работы.

Лекции

Практическая работа

Знакомство с образцами

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

Знакомство с образцами

Текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных

Выполнение этапа работы

20.

Консультирование по результатам

Беседы

Правка работы

текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных

Зачет. Представление главы 2.

21.

Презентация проекта.

Беседы

Правка работы

системы обработки графики и подготовки презентаций,

Создание презентации

22.

Составление тезисов и рецензий. Редактирование тезисов и демонстрационных  материалов

Беседы

Правка работы

Знакомство с образцами

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

системы обработки графики и подготовки презентаций,

23.

Составление защитного слова

Беседы

Практическая работа

Методическая литература, таблицы, схемы, плакаты, инструкционные карты, презентации

текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных

Защита работы

24.

Консультации по оформлению работ

Беседы

Правка работы

25.

Итоговый контроль

контроль

Готовые проекты

презентации

Защита работы

Этап защиты работы.

26.

Особенности  защиты  работы на итоговых конференциях.

Беседа

Правка защиты работы

Готовые проекты

презентации

Обобщение опыта  работы за год

27.

Отчетная конференция

контроль

Готовые проекты

презентации

Защита работы

28.

Экспертная оценка работ

Беседы

Готовые проекты

презентации

Самоанализ работы. Рефлексия

29.

Подведение итогов

Экскурсия в Музей ученого Менделеева  и  СПБГУ

30.

Резерв


Содержание изучаемого курса.

1.Введение.  Техника безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Беседа: ознакомление детей с особенностями объединения. Требования к поведению учащихся во время занятий в классе, на экскурсиях, в музее.

Этап подготовительный: барьер и трамплин исследования

Теория.  3 ч. 

Вводное занятие.  Проведение  входного контроля.

Что такое проект. Виды  проектов.  

Практика 3ч.

 Стандарты  оформления работы. Знакомство с образцами.

 Опрос устный по понятиям, по структуре. Решение практической задачи.

Теория 1 ч. 

Обзор  конкурсов. Знакомство с их требованиями.

Теория1ч.

Тема проекта. Что такое проблема в работе. Определение проблемы -это установление несоответствия  между  желаемым  и  действительным.

Практика 6 ч. 

-Актуальность и практическая  значимость  исследования . Определение  объекта анализа и синтеза, т.е. ограничение  вещи или процесса  от других вещей или  процессов.

-Определение проблемных вопросов. Определение  причинно-следственных отношений компонентов  объекта.

- Выбор вида проекта.

-Составление  сложного  плана  письменного текста. Оформление во вступлении актуальность выбранной темы.

- Чтение  докладов по выбранным темам. Текущий контроль

Практика 4ч.

 Консультации индивидуальные  по выбору темы.

Теория 2 ч.

 Цели проекта. Объект и предмет  исследования. Формулирование гипотезы.  Оформление  во вступлении целей и задач  работы. Определение наиболее рациональную последовательность действий при выполнении учебной задачи.

Практика 6 ч. 

Цели  и задачи проекта.  Заполнение паспорта работы

Практика 2ч. 

 Консультирование: объект, предмет исследования. Текущий контроль.

Практика 4ч. 

Консультирование: оформление  вступления. Текущий контроль по оформлению вступления к работе.

Теория 4ч. 

Виды  литературных источников  информации. Поиск и обзор литературы по индивидуальным темам.

Практика 6ч. 

Оформление  библиографии.

 Экскурсия в РНПБ.

Практика 4ч. 

Консультирование:  Обзор литературы по темам.

Зачет. 

Представление паспорта исследовательской и проектной работы.

Этап проектировочный. Работа над первой главой исследования.

Теория 1ч. 

Планирование исследовательской работы. Работа над содержанием и композицией первой главы.

Практика1ч.

Составление  сложного плана письменного текста. 

Теория 1 ч.

Работа над содержанием первой главы. 

Практика 2 ч.  Составить сложный план письменного текста. Использование разных видов чтения текста: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям; предварительное, повторное. Осуществление пометок, выписок, цитирование текста. Подборка и группировка материала  по определенной  теме из научных, публицистических и художественных текстов.

Теория 1 ч.

Составление выводов  к главе  1. Определение аспекта анализа и синтеза, т.е. установка  точки  зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.  

Практика 3ч.

Консультирование: планирование.  Определение  существенных признаков  объекта исследования.  Сложный план текста.

Зачет.

Глава 1. Самостоятельность оценивания своей учебной деятельности посредством  сравнения  с деятельностью других. Внесение необходимых изменений  в содержание, объем учебной задачи, в последовательность  и время его выполнения.

Этап практически – аналитический.

Теория 1ч.

-Методы исследования, их разнообразие.  

Практика 3ч.

Подбор необходимых методов  исследования для индивидуальной темы. Определение наиболее  рациональную последовательность действий при  выполнении учебной задачи.

Теория2 ч.

Описание продукта исследования.

Практика  2 ч.

Самостоятельно формировать  программу  эксперимента. Использование различных видов моделирования, исходя из  учебной задачи.  

Практика 4ч.

 Консультирование: методы исследования Текущий контроль: оформление отчета, включающего  описание процесса экспериментальной работы, результаты и выводы о подтверждении  гипотезы.  

Работа с различными  методами исследования. Работа над второй главой исследования. Создание  приложений.

Теория 4ч. 

Источники. Анализ  текстовых документов. Архивы. Анализ текстов.

Практика 6ч.

 Работа с архивными  материалами. Сложный план текста.

Экскурсия в архив.

  Текущий контроль: перечень    и анализ  архивных источников, соответствующих учебной задаче. Оформление приложения. Использование графиков, таблиц, схем.

Теория 3ч.

 Иллюстративные  источники. Анализ  иллюстраций и живописных произведений. Виды и типы музеев как  источник иллюстративных источников.

Практика 5ч.

Экскурсия в Русский музей или  Эрмитаж. 

 Текущий контроль: перечень  и анализ    иллюстративных и живописных источников, соответствующих учебной задаче. Оформление приложения.

Теория 2ч. 

Анализ картографических источников.

Практика 4 ч. 

Работа с картографическими  источниками по индивидуальным  темам. Экскурсия в музей с картографическими  источниками  по темам  исследования. 

Текущий контроль: перечень  и анализ    иллюстративных и живописных источников, соответствующих учебной задаче. Оформление приложения. Использование графиков, таблиц, схем.

Теория 2 ч.

Анализ  и подборка краеведческого материала.

Практика 6 ч.

Работа с краеведческими   источниками по индивидуальным  темам. Экскурсия в краеведческий музей по инд. темам. 

Текущий контроль:  перечень  и анализ    краеведческих  источников, соответствующих учебной задаче. Оформление приложения. Использование графиков, таблиц, схем.

Зачет.

Представление главы2. Самостоятельное оценивание своей учебной деятельности посредством  сравнения с деятельностью других. Внесение необходимых изменений   в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время выполнения.

Этап подготовки  к защите  исследования.

Теория 1ч.

Заключение. Работа над списком источников  информации.  Осуществление индуктивного обобщения, т.е. определение общих признаков и фиксирование их в форме понятия или  суждения.  

Практика 1ч.

Библиографическое  описание книги, статьи в журнале, в сборнике, многотомного издания.

Теория 1ч.

Работа над структурой и оформлением работы.

Практика 1ч.

Работа  с основными компонентами текста: оглавлением, вопросами, приложениями, иллюстрациями, схемами, сносками и таблицами.

Оформление сносок в индивидуальных работах. Сложный план письменного текста. Текущий контроль по результатам   оформления  работ.

Практика 4ч.

 Консультирование по результатам.

Теория 2ч.

 -Работа над содержанием исследования: осуществление пометок, выписок, цитирования письменного текста.  Подборка и группировка материала по определенной теме из научных, публицистических,  художественных текстов. Составить сложный план письменного текста.

-Как  презентовать  проект. Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования.

Практика 4ч.

Создание презентации проекта. Презентация. Текущий контроль по результатам   оформления  работ.

Теория 1ч. 

Составление тезисов и рецензий.

Практика 3ч. 

Редактирование тезисов и демонстрационных  материалов

Текущий контроль по результатам  оформления

Теория 2ч. 

Правила составления защитного слова. Взаимодействие   в  различных  организационных формах диалога и полилога.

Практика 2ч.

 Составление  защитного слова. Текущий контроль по результатам  оформления

Практика 4ч. 

Консультации по оформлению работ.

Практика 2ч.

 Итоговый  контроль. Самостоятельное оценивание своей учебной деятельности посредством  сравнения с деятельностью других. Внесение необходимых изменений   в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время выполнения.

Теория 2ч.

 Особенности  защиты  работы на итоговых конференциях.

Практика 2ч.

Отчетная конференция. Взаимодействие   в  различных  организационных формах диалога и полилога.

Теория 2 ч.

Экспертная оценка работ. Вручение грамот.

Практика 4 ч. 

Экскурсия в Музей ученого Менделеева  и  СПБГУ

Теория 4ч. Резерв.

Практика 2ч. Резерв.

Характеристика группы

В группе обучаются 5 мальчиков и 10 девочек. Группа сформирована из учащихся -8-ых и 9 а  классов. Обучение – 1-ый год.

Календарно-тематический план

рабочей программы «Проектно-исследовательская деятельность: от  замысла к открытию»

для группы № 1,

_первого__ года обучения

№ п/п

Дата занятия

Раздел/тема занятия*

Количество часов**

Примечание

Теория

Практика

Кол-во часов

1.

2.09

Введение. Техника безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.

1

0

0

Этап подготовительный: барьер и трамплин исследования.

11

35

46

2.

4.09

5.09

7.09

9.09

11.09

12.09

Вводное занятие. Что такое проект. Виды проектов. Стандарты  оформления работы.

3

3

6

3.

14.09

Обзор  конкурсов. Знакомство с их требованиями. Планирование сроков участия в конкурсах в первый год обучения.  

1

0

0

4.

16.09

18.09

19.09

21.09

23.09

25.09

26.09

Тема проекта. Выбор темы. Актуальность.  Оформление во вступлении актуальности выбранной темы. Выбор вида проекта.  Чтение  докладов по выбранным темам.

Текущий контроль

1

6

7

5.

28.09

30.09

2.10

3.10

Консультация по выбору темы

0

4

4

6.

5.10

7.10

9.10

10.10

12.10

14.10

16.10

17.10

Цели проекта. Объект и предмет  исследования. Формулирование гипотезы.  Оформление  во вступлении целей  и задач работы. Заполнение паспорта работы.

2

6

8

7.

19.10

21.10

Консультирование: объект, предмет исследования

Текущий контроль

0

2

2

8.

23.10

24.10

26.10

28.10

Консультация по оформлению вступления

Текущий контроль по оформлению вступления к работе.

0

4

4

9.

30.10

31.10

2.11

6.11

7.11

9.11

11.11

13.11

14.11

16.11

Виды литературных источников. Поиск и обзор литературы  по индивидуальным темам. Экскурсия  в РНПБ

4

6

10

4 часа в один день-13.11

или 14.11

10.

18.11

20.11

21.11

23.11

Консультация: обзор литературы по темам.

Зачет. Представление паспорта исследовательской работы. 

0

4

4

Этап проектировочный. Работа над перовой главой исследования.

3

6

9

11.

25.11

27.11

28.11

2.12

4.12

5.12

Планирование исследовательской работы.

Консультирование: планирование

3

3

6

12.

7.12

9.12

Зачет. Глава 1. Представление паспорта исследовательской и проектной работы.

0

3

3

Сокращение часов из-за праздников

Этап практически – аналитический.

3

9

12

13.

11.12

12.12

14.12

16.12

18.12

19.12

21.12

Методы исследования, их разнообразие.  Подбор необходимых методов  исследования для индивидуальной темы.

3

5

8

Сокращение часов из-за праздников

14.

23.12

25.12

26.12

Консультирование: методы исследования

Текущий контроль

0

4

4

Сокращение часов из-за праздников

Работа с различными методами исследования. Работа над второй главой  исследования. Создание приложений.

11

21

32

15.

28.12

30.12

11.01

13.01

15.01

16.01

18.01

20.01

22.01

23.01

Источники. Анализ  текстовых документов. Архивы. Работа с архивными  материалами. Экскурсия в архив. Текущий контроль

4

6

10

4 часа в один день - в зависимости от времени работы Архива22.01или 23.01

16.

25.01

27.01

29.01

30.01

1.02

3.02

5.02

6.02

Иллюстративные  источники. Анализ  иллюстраций и живописных произведений.

Экскурсия в Русский музей или  Эрмитаж.  

Текущий контроль

3

5

8

4 часа в один день-6.02

17.

8.02

10.02

12.02

13.02

15.02

17.02

Анализ картографических источников.

Экскурсия в музей с картографическими  источниками. 

2

4

6

4 часа в один день-13.02

18.

19.02

20.02

24.02

26.02

27.02

29.02

2.03

4.03

Анализ  и подборка краеведческого материала. Экскурсия в краеведческий  музей по темам  исследования. 

Текущий контроль. Зачет. Представление  главы 2.

2

6

8

2 дня по 3 часа в зависимости от заказов экс.

Этап подготовки к защите  исследования.

7

21

28

19.

5.03

9.03

11.03

12.03

Заключение. Работа над  структурой и оформлением исследования.  Работа над списком источников информации.   Библиография. Сноски. Оформление сносок. Текущий контроль

2

2

4

20.

14.03

16.03

18.03

Консультирование по результатам

0

4

4

Сокращение часов из-за праздничных дней

21.

19.03

21.03

23.03

25.03

26.03

28.03

Работа над содержанием исследования.

Презентация проекта.

Текущий контроль

2

4

6

22.

30.03

1.04

2.04

4.04

Составление тезисов и рецензий. Редактирование тезисов и демонстрационных  материалов

Текущий контроль

1

3

4

23.

6.04

8.04

9.04

11.04

Составление защитного слова 

Текущий контроль

2

2

4

24.

13.04

15.04

16.04

18.04

Консультации по оформлению работ

0

4

4

25.

20.04

22.04

Зачетная работа. Итоговый  контроль.

0

2

2

Этап  защиты работы.

4

6

10

26.

23.04

25.04

27.04

29.04

Особенности  защиты работы на итоговых конференциях.

2

2

4

27.

30.04

4.05

7.05

11.05

13.05

14.05

Отчетная конференция. Подведение итогов.

2

4

6

4 часа в один день-13.05 или  14.05

28.

16.05

18.05

Экспертная оценка работ. Вручение грамот.

2

2

2 часа в один день-16.05

29.

20.05

21.05

23.05

25.05

Экскурсия в Музей ученого Менделеева Д.И. и СПБГУ.

2

2

4

4 часа в один день-21.05

30.

Резерв

Всего часов

44 ч.

100 ч.

144ч.

В планирование  не поставлено участие  детей  в конкурсах, сроки, которых определяются  в течении  года другими  учебными  заведениями (организаторами конкурсов)  и зависят от готовности  учащихся. Целесообразно участвовать в конкурсах уже на второй год обучения, когда работы уже  сделаны.

План учебно-воспитательной работы объединения

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

1.

Экскурсия  в РНПБ

13.11 или 14.11

РНПБ

В зависимости от сроков заказа  экскурсии

2.

Зачет. Глава 1. Представление паспорта исследовательской и проектной работы.

21.11

23.11

Школа 276. Каб. 124

3.

Экскурсия в архив.

22.01 или 23.01

4.

Экскурсия в Русский музей или  Эрмитаж.  

6.02

Русский музей, Эрмитаж или  виртуальная экскурсия, каб 124

4 часа в один день - в зависимости от времени работы Архива

5.

Экскурсия в музей с картографическими  источниками  по темам  исследования.

13.02

Музей по темам  работ

В зависимости от сроков заказа  экскурсии

6.

Экскурсия в краеведческий  музей по темам  исследования.  

19.09 или 20.02

26.02 или 27.02

Музей по темам  работ

В зависимости от сроков заказа  экскурсии

7.

Отчетная конференция.

13.05

Или 14.05

Школа 276. Каб. 124

8.

Экскурсия в Музей ученого Менделеева Д.И. и СПБГУ.

21.05

СПБГУ

В зависимости от сроков заказа  экскурсии


План работы с родителями

№ п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

1.

Вводное занятие. Пояснение целей и задач  работы группы.

сентябрь

Школа 276. Каб. 124

Распечатка в дневниках  учащихся.

2.

Приглашение на зачет по паспорту проекта. Рецензия родителей на  данный  паспорт.

Ноябрь

13.11 или 14.11

Школа 276. Каб. 124

Сбор письменных  рецензий или  открытое мероприятие

3.

Посещение с учащимися  экскурсий  

По плану

Музеи города по плану

Экскурсии по   субботам.

4.

Мотивация для помощи родителей в сборе информации и  оформлении  работ

В течении  года

Школа 276. Каб. 124

Родительские  собрания школы

5.

Приглашение на итоговую  конференцию в качестве  зрителей или  экспертов.

Май

13.05 или 14.05

Школа 276. Каб. 124

Письменные  рецензии на работу


Необходимое оборудование для реализации образовательной программы.

Системы обработки графики и подготовки презентаций, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, средства разработки Web-сайтов

Список литературы для педагога:

  1. Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать.- М.:Знание, 1981.
  2. Введение метода проектов  в образовательный процесс: Рекомендации. – Самара: Изд-во ЦПО, 2003.
  3. Воровщиков С.Г.  Новожилова М.М.  Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М, 2006
  4. Голуб Г.Б. Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во ЦПО, 2003.
  5. Ковалева Г.С., Красновский ЭЭ. И  др. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000 // Школьные  технологии.-2003.-№5
  6. Невис Э. Организационное консультирование: Пер. с англ. – СПб: «Издательство Пирожкова», 2002.-(Серия «Новый импульс»).
  7. Новожилова М.М. Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование :от замысла к открытию. М.:5за зания-2011.
  8. Рефлексивная организация проектного мышления/И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, А.В. Советов.-Новосибирск, 1990.
  9.  Сергеева И.С. Как  организовать проектную деятельность учащегося: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.

Список литературы для учащихся:

  1. Безрукова В.С. Как писать реферат, курсовую, диплом. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Букин В.Р. Школьникам о философии/В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. – М.: Мол. Гвардия, 1988.
  4. Гжегорчик А. Популярная логика. – М.: Наука, 1979.
  5. Гуревич П.С. Философский словарь. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.
  6. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.
  7. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Ивин А.. Логика. – М.: Просвещение, 1996.
  9. Кондаков Н.И. Логический словарь – справочник.- М.: Наука, 1975.
  10. Новожилова М.М. Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию. М.:5за зания-2011.
  11. Рогов Е.И. Психология познания.-М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  12. Селевко Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. – М.:АПК и ППРО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по мини-футболу

В данной программе представленны основные темы каждого занятия в секции,которая  расчитанна на 108 часов (с учетом выходных дней и канникул) в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей)  программы естественнонаучной направленности  кружка «Увлекательный мир растений»...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Проектная деятельность"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результат...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Экспериментатор»

Несмотря на то, что у учащихся 4-6 классов в школьной программе еще нет физики и химии, они уже в состоянии делать логические выводы из увиденного, а также делать простые проекты в этой области, позна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Офисные программы»

Дополнительная общеразвивающая программа «Офисные программы» имеет техническую направленность, отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологи...